Отчёт о результатах самообследования за 2022 год)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Самообследование муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (далее – Центр)
было проведено в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462 «Об
утверждении Порядка проведении самообследования образовательной организацией»,
приказом Минобрнауки от 14.12.2017 г. № 1218 № «О внесении изменений в Порядок
проведения самообследования образовательной организации», утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462,
нормативными документами и письмами Министерства просвещения Российской
Федерации, Уставом Муниципального
бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования», Положением о
самообследовании МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», другими
внутренними локальными нормативными правовыми актами.
При самообследовании анализировались: организационно-правовое обеспечение
образовательной деятельности и система управления Центра; организация
образовательного процесса; содержание и качество подготовки обучающихся; качество
кадрового состава и методическая работа; качество материально-технической базы;
система внутриучрежденческого контроля; анализ показателей деятельности организации,
подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования утвержденных приказом
Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. №1324.
Отчет составлен по материалам самообследования деятельности учреждения за
2022 год: 2021-2022 учебный год (2 полугодие) и 2022-2023 учебный год (1 полугодие).
Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и
открытости информации о состоянии образовательной деятельности Центра
дополнительного образования, а также подготовка отчёта о результатах
самообследования.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования» (до 14.05.2015 г. – МБОУ ДОД ЦДОД
«Центр детского творчества и спорта») было создано в ходе процесса реорганизации
образовательных учреждений Спасского района путем слияния МОУ ДОД Спасский Дом
детского творчества и МОУ Спасская детско-юношеская спортивная школа 12 июля 2011
года. В результате реорганизации в ноябре 2014 года МБОУ ДОД Ижевский Дом
пионеров и школьников был присоединён к МБОУ ДОД ЦДОД «Центр детского
творчества и спорта». 14 мая 2015 года на основании распоряжения администрации
муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области от
20.04.2015 г. №161-р МБОУ ДОД ЦДОД «Центр детского творчества и спорта» было
переименовано в МБОУ ДО «Центр дополнительного образования».
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» осуществляет свою деятельность
в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, законодательством
Российской Федерации, Законом РФ “Об образовании”, нормативно-правовыми актами
министерства просвещения РФ и Министерства образования Рязанской области, органов
местного самоуправления, Уставом МБОУ ДО «Центр дополнительного образования».
Название: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования»

Тип: образовательное учреждение дополнительного образования
Вид учреждения: Центр дополнительного образования
Юридический адрес: 391050, Россия, Рязанская область, г. Спасск-Рязанский,
Набережная, д.30

ул.

Филиалы: учреждение не имеет филиалов
Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 15 июля 2015 года.
№20-2318
Серия 62ЛО1 №0000674
Телефон/факс: 8 (49135) 3 37 30.
E – mail: cdo.spassk@ryazangov.ru
Сайт: http://centrspassk.ryazanscool.ru
Учредитель: администрация муниципального образования – Спасский муниципальный
район Рязанской области.
Описание основных характеристик образовательного учреждения: образовательное
учреждение, которое обеспечивает бесплатное дополнительное образование всем
желающим.
На сегодняшний день Центр дополнительного образования располагается в
двухэтажном здании по улице Набережной, д.30, где ведется образовательная
деятельность детских объединений.
В соответствии с заключёнными договорами о безвозмездном предоставлении
площадей и взаимном сотрудничестве в 2022 году образовательная деятельность
осуществлялась на базе ОО района: МБОУ «Спасская гимназия», МБОУ «Спасская
СОШ», МБОУ «Городковическая СШ», МБОУ «Кирицкая СШ», МБОУ «Троицкая СШ
им. Героя Советского Союза А.С.Юханова, МБОУ «Ижевская СОШ им.
К.Э.Циолковского», МБОУ «Выжелесская ООШ», МБОУ «Исадская СОШ», МБОУ
«Перкинская СШ», МБОУ «Старокиструсская СШ», МБДОУ «Выжелесский детский сад»,
МБДОУ Детский сад «Солнышко», Структурное поразделение дошкольного образования
МБОУ «Спасская СОШ» детский сад «Малыш», Спасский детский сад №1, МБДОУ
детский сад «Светлячок».
Деятельность Учреждения направлена на достижение следующих целей:
- формирования и развития творческих способностей учащихся; удовлетворение
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
- формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся, а также на организацию их свободного времени;
обеспечения
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявления, развития и поддержки талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
профессиональной ориентации учащихся;

- создания и обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе;
- формирования общей культуры учащихся;
- удовлетворения иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
федеральных
государственных требований.
Основной вид деятельности – реализация дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Основные направленности деятельности
В 2021-2022 и 2022-2023 учебных годах в Центре дополнительного образования
реализовывались дополнительные общеобразовательные программы по следующим
направленностям:
- художественная направленность;
- техническая направленность;
- социально-гуманитарная направленность;
- естественнонаучная направленность;
- туристско-краеведческая направленность;
- физкультурно-спортивная направленность.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Управление Центром дополнительного образования осуществляется в соответствии
с законом РФ «Об образовании», Уставом учреждения. Непосредственное управление
Центром осуществляли: директор Зотов Иван Николаевич, а с 01 июля 2022 года - и.о.
директора Рейнер Ирина Евгеньевна. Основными формами самоуправления являются:
педагогический совет и общее собрание работников. Компетенции педагогического совета
определены Уставом и соответствующим Положением.
Оперативное управление осуществляется в соответствии с должностными
инструкциями.
В Центре дополнительного образования разработаны внутренние локальные акты:
- регламентирующие управление образовательным Учреждением на принципах
единоначалия и самоуправления;
- регламентирующие информационное и документальное обеспечение управления
Учреждением для выработки единых требований к участникам образовательного процесса
в осуществлении диагностики и контроля;
- отслеживающие эффективность работы педагогических работников и создающие
условия (нормативные, информационные, стимулирующие) для осуществления
профессионально-педагогической деятельности;
- регламентирующие стабильное функционирование образовательного учреждения по
вопросам укрепления материально-технической базы, ведению делопроизводства.
Характеристика уставных документов и текущей документации:
* Основным нормативно-правовым документом Центра является Устав, в соответствии с
которым учреждение осуществляет в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, образовательную деятельность в области дополнительного
образования.
* Образовательная программа, разработанная с учетом социального заказа родителей и
учащихся на оказание муниципальных услуг в сфере дополнительного образования,
имеющейся материально-технической базы, квалификации педагогических кадров,
наличия дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также

исходя из цели и основных задач учреждения и отражающая реальное состояние
учреждения в реализации услуг дополнительного образования детей, в соответствии с
особенностями и возможностями Учреждения, а также перспективы его развития.
*Учебный план регламентирует образовательный процесс в соответствии с перечнем
направленностей дополнительного образования, указанном в действующей лицензии.
Содержание учебного плана ориентировано на развитие целостного мировоззрения
обучающихся, освоению современных реалий жизни и удовлетворение многочисленных
запросов социума.
*Штатное расписание, должностные инструкции работников учреждения, правила
внутреннего трудового распорядка утверждены директором Центра, тарификационный
список соответствует штатному расписанию.
*Расписание занятий обеспечивает эффективность реализации дополнительных
общеобразовательных программ. Составляется по представлению педагогов с учетом
пожеланий обучающихся и родителей, возрастных особенностей детей, установленных
санитарно-гигиенических норм.
*Журналы учета работы детских объединений ведутся в соответствии с инструкциями
ведения журналов педагогами дополнительного образования и тренерамипреподавателями, контролируются заместителем директора с целью фиксации
выполнения дополнительной общеобразовательной программы и выполнения
муниципального задания.
*Программа развития МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» является
документом, определяющим цели и ценности образования в учреждении, характеризует
содержание образования, особенности организации образовательного процесса,
учитывает
образовательные потребности, возможности и особенности развития
обучающихся.
* Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, утвержденные
директором Центра и рассмотренные педагогическим советом. Программы содержат
дидактическое и методическое обеспечение.
*Планы работы Центра на 2021-2022 и 2022-2023 учебные годы рассмотрены на педсовете
и утверждены директором; своевременно составляется план работы на каждый месяц и
ведется контроль за его исполнением. План работы Центра охватывает практически все
области деятельности образовательного учреждения.
В управленческой деятельности главное внимание за последние годы уделяется
управлению качеством дополнительного образования как совокупности уровня обучения,
воспитания и развития личности обучающихся.
Одним из важных направлений управленческой деятельности Центра является
ориентация творческой активности педагогов на повышение мотивации обучающихся к
обучению в той или иной предметной деятельности во всех детских объединениях с
последующим достижением системного эффекта в воспитании на организацию работы с
одаренными и высокомотивированными детьми.
Совместно с администрацией учреждения в управленческой деятельности
участвуют родители (законные представители) обучающихся, которые привлекаются к
оказанию помощи в проведении массовых мероприятий (соревнований, конкурсов,
праздников и др.). Это способствует сближению, взаимопониманию детей и родителей,
которые становятся единомышленниками.
Центр дополнительного образования большое внимание уделяет:
- взаимодействию с ОО города и района по обучению учащихся в детских объединениях
Центра, организации и проведению физкультурно-массовых мероприятий, организации
досуга учащихся начальных классов в рамках лагерей дневного пребывания в каникулы;
- привлечению в детские объединения детей и подростков, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Выводы: В целом структура Центра дополнительного образования и система
управления достаточны и эффективны для обеспечения выполнения функций учреждения
в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством

Российской
Федерации.
Имеющаяся
система
взаимодействия
обеспечивает
жизнедеятельность всех служб и позволяет успешно вести образовательную деятельность
в области дополнительного образования. Оценка системы организационно-правового
обеспечения образовательной деятельности показала, что нормативно-правовая база в
полной степени обеспечивает регламентацию деятельности Центра и содержит основные
нормативно-организационные документы: Устав, локальные акты, регламентирующие
отдельные стороны деятельности, образовательную программу и учебный план, штатное
расписание. Локальные акты Центра не противоречат Уставу, действующему
законодательству и приказам вышестоящих органов.
Задачи: В дальнейшем необходимо своевременно изучать и использовать в работе
вновь принятые нормативные документы, касающиеся образования, в т.ч.
дополнительного образования; своевременно доводить содержание их до педагогов
Центра, при необходимости - родителей обучающихся.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Режим работы учреждения.
В соответствии с Уставом МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года.
Учебный год в Учреждении для штатных работников и педагогов-совместителей
начинается 01 сентября и заканчивается 31 мая.
В период с 1 по 15 сентября производится набор обучающихся в учебные группы 1го года обучения.
Продолжительность учебного года для штатных работников и педагоговсовместuтeлей:
- на всех этапах обучения - 36 учебных недель;
Средняя наполняемость учебных групп – 12 человек.
Учебно-материальная база, благоустройство и оснащённость
Образовательная деятельность учреждения в основном осуществляется на базе
Центра дополнительного образования по адресу: г. Спасск, ул. Набережная, д.30. Учебные
кабинеты оснащены учебной мебелью с учебно-наглядными пособиями, оборудованием
для занятий и соответствуют санитарным нормам и правилам по площади, по
освещенности и микроклимату. Состояние помещений позволяет обеспечить соблюдение
требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности.
Общая площадь учебных помещений 922,2 кв.м. Для осуществления образовательного
процесса имеются: спортивный и актовый зал на 120 посадочных мест, танцевальный и
выставочный зал, учебные кабинеты для занятий, кабинет педагога-психолога, кабинет по
профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни.
Финансово-экономическая деятельность.
Деятельность Учреждения финансируется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Источником формирования финансовых ресурсов Центра в соответствии с Уставом
являются: бюджетные средства и имущество, закреплённое за учреждением на праве
оперативного управления. Расходование бюджетных и внебюджетных средств
осуществляется на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовые расходы учреждения в 2022 году:











1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.
8.

1.

За счет субсидий на иные цели израсходовано 722802,00 руб., в том числе:
- субсидия «Организация и проведение районной Спартакиады школьников,
участие в областных, Всероссийских, международных и других соревнованиях» 50000,00 руб.
- Субсидия муниципальным образовательным организациям на иные цели, на
развитие материально-технической базы учреждений общего образования –
672802,00 руб.:
Снегоход SHARMAX – 388880,00
Мебель – 85802,00
Арка трапеция-полноцветная, Оксфорд 300D 7,8х3,9м – 54000,00
Оборудование и снаряжение для участия в областных соревнованиях – 87000,00
Проведение технического диагностирования дымовой трубы – 26000,00
Ремонт системы видеонаблюдения – 26500,00
Приобретение огнетушителей – 4620,00
За счет бюджета муниципального образования – Спасский муниципальный район
израсходовано 11533672,06 руб., в том числе:
Заработная плата – 6821898,21
Начисление на заработную плату – 2018560,72
Услуги связи – 37688,85
Оплата коммунальных услуг – 1185818,76, в том числе:
- оплата за электроэнергию – 360493,80
- оплата за природный газ – 803862,27
- оплата холодное водоснабжение – 9668,52
- оплата за обращение с ТКО – 3247,37
- оплата за водоотведение сточный вод – 8546,80
Услуги по содержанию имущества – 345425,83 руб., в том числе:
- опил деревьев – 14000,00
- замена оконных блоков – 118000,00
- ремонт АПС – 20450,00
- ремонт газового оборудования – 14800,00
- техническое обслуживание – 178175,83
Прочие работы, услуги – 706779,54
- обучение педагогических работников – 7000,00
- обучение в рамках охраны труда – 11300,00
- медицинский осмотр сотрудников – 66300,00
- оформление документов по процедуре управления профессиональными
рисками – 21000,00
- прочие работы, услуги – 601179,24
Страхование опасного производственного объекта – 10625,00
Уплата налогов – 110187,00, в том числе:
- транспортный – 9654,00
- земельный – 42086,00
- налог на имущество – 58447,00
Приобретение основных средств – 86760,00, в том числе:
- ноутбук – 81000,00

- спортивный инвентарь (мячи, баскетбольные, волейбольные сетки) –
3200,00
- Огнетушитель ОП-5 – 2560,00
2. Приобретение строительных материалов – 38399,00
3. Приобретение мягкого инвентаря – 15416,00
4. Приобретение канцелярских и хозяйственных товаров -156113,45
 За счет внебюджетных средств израсходовано 56979,37 руб., в том числе:
1. Канцтовары – 31979,37
2. Хозяйственные товары – 25000,00
Сведения о педагогических кадрах
К факторам, оказывающим положительное влияние на осуществление учебновоспитательного процесса, можно отнести состав педагогического коллектива Центра. В
2022 году педагогический коллектив состоял из 30 (2 полугодие 2021-2022 уч. года) и 32
(1 полугодие 2022-2023 уч. года) педагогов. Из них штатных педагогов: 6 и 6
соответственно, педагогов-совместителей: 24 и 26. Благоприятная обстановка во многом
определяется тем, что значительная часть педагогов имеет достаточный опыт работы.
Учебный год

2021-2022
(2 полугодие)
2022-2023
(1 полугодие)

№

1.

2

Показатели
общие

Занимаемая
должность

Возраст

Всего педагогов
(без
администрации)
30

Из них штатных
работников

Из них
совместителей

6

24

32

6

26

Показатели частные

Количество
2021-2022
2022-2023
уч. год
уч. год
(2 полугодие)
(1
полугодие)

Директор

1

1

Заместитель директора

1

1

Педагог дополнительного
образования,
в т.ч. по совместительству
Тренер-преподаватель,
в т.ч. по совместительству

22

23

19
6
5

20
7
6

Методист

1

1

Педагог-психолог

1

1

Общее количество

32

34

До 30 лет
Свыше 55 лет

0(0%)
7 (21,9%)

0(0%)
7 (20,6%)

3.

4.

5.

6.

Педагогический стаж
работы
Образование

Квалификация

Повышение
квалификации
педагогически
ми и
административ
нохозяйственным
и работниками

От 0 до 5 лет
Свыше 30 лет

6 (18,8%)
7 (21,9%)

8 (23,5%)
7 (20,6%)

Среднее
Среднее – специальное,
в т.ч. педагогическое

---7 (21,9%)
7 (21,9%)

---9 (26,5%)
7 (20,6%)

Высшее,
в т.ч. педагогическое

25(78,1%)
24 (75%)

25(73,5%)
24 (70,6%)

Высшая квалификационная
категория
1 категория
Не имеют категории
Курсовая подготовка

3 (9,4%)

4 (11,8%)

17 (53%)
12 (37,5%)
6 (18,8%)

17 (50%)
13 (38,2%)
5 (14,7%)

--

--

Профессиональная
переподготовка

За последние годы существенно возросла активность участия педагогов в
мероприятиях различного уровня (семинарах, вебинарах, конференциях, конкурсах и др.).
Сталкиваясь с различными ситуациями и новыми обстоятельствами в ходе учебновоспитательного процесса, педагогу приходится оригинально мыслить, действовать,
избегая шаблона, прямого копирования однажды усвоенных средств, способов и
рекомендаций по проведению занятий. Все это стимулирует педагогов творчески
подходить к разработке форм и методов занятий, особенно при организации проектной,
творческой, спортивной деятельности обучающихся, проведении практических занятий,
на соревнованиях различного уровня и при подготовке к ним. Педагоги Центра
используют в своей практике такие передовые технологии, как личностноориентированное, групповое, проблемное, продуктивное обучение, игровые и
здоровьесберегающие технологии, проектную деятельность, занятия в форме мастеркласс. Применение этих технологий способствует более высокой мотивации интереса
обучающихся к изучению той или иной предметной деятельности, эффективности учебновоспитательного процесса, развитию интеллектуальных, творческих способностей и
формированию активной жизненной позиции обучающихся, создает творческую среду и
благоприятные условия для самореализации обучающихся. Кроме того, внедрение
инноваций в учебно-воспитательный процесс способствует достижению обучающимися
высоких результатов в конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня.
Выводы: В Центре дополнительного образования созданы все необходимые
условия для эффективной и плодотворной образовательной деятельности. Помещения
соответствуют санитарным нормам и правилам. Деятельность Учреждения финансируется
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами, имеющими
достаточный опыт работы.
Задачи: 1.Педагогам Центра активнее включаться в инновационную деятельность,
использовать в образовательном процессе современные педагогические технологии.

2.Администрации центра
педагогами-совместителями.

обеспечить

прохождение

курсовой

подготовки

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сведения
о
реализуемых
общеразвивающих программах

дополнительных

общеобразовательных

Организация образовательного процесса в детских объединениях Центра строится
на основе учебного плана, который составлен на основании Закона РФ «Об образовании»,
нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность учреждений дополнительного
образования, в целях совершенствования образовательного процесса, повышения
результативности и эффективности обучения детей, обеспечения вариативности
образования, сохранения единого образовательного пространства.
Учебный план является частью образовательной программы учреждения,
регламентирующей организацию образовательного процесса, и позволяет в ходе
образовательного процесса решать учебно-воспитательные задачи, даёт возможность
более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности учащихся.
При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления
содержания дополнительного образования:
 личностная и профильная ориентация;
 гуманизация, целесообразность обеспечения необходимых условий для
личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения
и творческой деятельности детей;
 адаптация их к жизни в обществе;
 формирование духовно-нравственной и общей культуры;
 организация содержательного досуга;
 оптимизация объёма учебной нагрузки;
 усиление в содержании образования деятельностного компонента.
Реализация содержания учебного плана осуществлялась через дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы, востребованность которых
определяется с учётом запросов обучающихся и их родителей.
В 2022 году в Центре реализовывались 29 (во 2 полугодии 2021-2022 уч. года) и 31
(в 1 полугодии 2022-2023 уч. года)
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ художественной, социально-гуманитарной, технической,
естественнонаучной,
туристско-краеведческой
и
физкультурно-спортивной
направленностей:
2 полугодие 2021-2022 уч. года
- художественной направленности – 7 программ (24,1%):
- социально-гуманитарной направленности – 9 программ (31,1%):
- технической направленности – 1 программа (3,4%):
- естественнонаучной направленности – 4 программы (13,8%):
- туристско-краеведческой направленности – 2 программы (6,9%):
- физкультурно-спортивной направленности – 6 программ (20,7%):
1 полугодие 2022-2023 уч. года

- художественной направленности – 9 программ (29%):
- социально-гуманитарной направленности- 9 программ (29%):
- технической направленности) – 1 программа (3,2%):
- естественнонаучной направленности – 4 программы (12,9%):
- туристско-краеведческой направленности- 2 программы (6,5%):
- физкультурно-спортивной направленности – 6 программ (19,4%).
Данные программы позволяют учитывать особенности детей по возрасту, уровню
развития,
интересам,
способностям,
возможностям
ресурсного
обеспечения,
разнообразных направлений совместной творческой деятельности детей и подростков.
Все программы прошли независимую экспертизу НОКО.
По срокам реализации большая часть программ одногодичные, что как раз
рекомендовано в последние годы Региональным модельным центром.
С 2018 года в нашем районе продолжается внедрение персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей. В 2022 году в рамках ПФДО
(персонифицированного финансирования) реализуется 21 (70%) дополнительная
общеразвивающая программа, по муниципальному заданию – 3 (10%) программы
полностью и 6 (20%) программ частично по ПФДО и МЗ.
Выводы:
В Центре дополнительного образования реализуются модифицированные
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы по всем
направленностям.
Последние годы из данных видов направленностей доминирующими остаются
программы художественной, социально-гуманитарной и физкультурно-спортивной
направленностей.
Все программы размещены в ИС Навигатор ДОД Рязанской области и зачисление
на обучение по ним осуществляется через Навигатор. В 2019 году 31 ДООП Центра
дополнительного образования прошла независимую оценку качества дополнительных
общеобразовательных программ.
Задачи:
1.
Рекомендовать педагогам активнее включаться в разработку модульных,
разноуровневых (ознакомительный, базовый, продвинутый) программ, программ
сотрудничества между организациями различного типа (в том числе в форме сетевого
взаимодействия).
2.
Администрации Центра создавать все необходимые условия для реализации
дополнительных общеобразовательных программ в полном объёме.
3. Создавать условия для расширения видов деятельности разных направленностей.
Увеличение числа детей, охваченных программами технической и естественнонаучной
направленностей.
ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аттестация обучающихся
Неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяющей всем участникам
реально оценить результативность их совместной творческой и спортивной деятельности,
уровень и качество освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных
программ в конкретной предметной деятельности, является аттестация обучающихся. В
соответствии с планом внутриучрежденческого контроля и Положением о текущей,

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся детских объединений МБОУ ДО
«Центр дополнительного образования» с 10 по 25 мая 2022 года в детских объединениях
Центра проводилась промежуточная аттестация обучающихся (по итогам учебного года).
Формы проведения аттестации определялись самими педагогами на основании
содержания дополнительной общеобразовательной программы, с учётом прогнозируемых
результатов и индивидуальных особенностей обучающихся.
В процессе аттестации предполагалась оценка уровня теоретической,
практической подготовки обучающихся, развития и воспитанности детей (в детских
объединениях
художественной,
туристско-краеведческой,
естественнонаучной,
технической и социально-гуманитарной направленностей); сдача контрольных
нормативов (в детских объединениях физкультурно-спортивной направленности). Форма
оценки результатов: уровневая дифференциация (высокий, средний, низкий уровни).
Результаты промежуточной итоговой аттестации обучающихся
детских объединений
художественной, социально-гуманитарной, естественнонаучной, технической, туристскокраеведческой и физкультурно-спортивной направленностей
по итогам 2021-2022 учебного года

Количество обучающихся в детских объединениях Центра на 31.05.2022 года – 945 чел.
Участвовали в аттестации – 945 чел. (100%).
Общая оценка результатов аттестации
общеобразовательной программы):
- высокий уровень – 546 чел. (57,8%);
- низкий уровень – 0 чел. (0,4%).

(уровень

освоения

дополнительной

- средний уровень – 399 чел. (42,2%);

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
художественной, социально-гуманитарной, технической, естественнонаучной и
физкультурно-спортивной направленностей
в 2021-2022 учебном году

Количество обучающихся на начало 2021-2022 учебного года – 965 чел.
Количество обучающихся на конец учебного года – 945 чел. (на 31.05.2022 г.) + 85 чел.
(краткосрочная летняя программа) = 1030 чел.
Количество выпускников – 945 чел.
Доля обучающихся, освоивших дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы во всех детских объединениях – 100%.
РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И
ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Одним из приоритетных направлений деятельности Центра дополнительного
образования является реализация дополнительных общеобразовательных программ в
полном объёме.
Контроль за своевременным и качественным выполнением образовательных
программ осуществлялся заместителем директора в течение учебного года в процессе
посещения учебных занятий, проверки календарно-тематических планов, проверки
журналов. Результаты контроля отражались в аналитических материалах педагогов
дополнительного образования и тренеров-преподавателей, в аналитических справках
администрации, доводились до сведения педагогов на заседаниях педагогических советов.

Выводы:
В 2021-2022 учебном году все дополнительные общеразвивающие программы
были реализованы в полном объёме. Причиной незначительного уменьшения количества
часов по сравнению с плановым показателем по некоторым программам являются б/л
педагогов. В конце учебного года по этим программам педагогами были внесены
корректировки в календарно-тематические планы и за счёт уплотнения тем все программы
были выполнены в полном объёме.
Процент выполнения учебного плана и уровень выполнения дополнительных
общеобразовательных программ по детским объединениям:

- художественной направленности – 98,1% (высокий уровень);
- социально-гуманитарной направленности – 92,7% (высокий уровень);
- технической направленности – 100% (высокий уровень);
- туристско-краеведческой направленности – 97,1% (высокий уровень);
- естественнонаучной направленности – 96,2% (высокий уровень);
- физкультурно-спортивной направленности – 99,6% (высокий уровень).
В целом по Центру – 97,3 % (высокий уровень).
Задачи:
1.Заместителю директора осуществлять постоянный контроль за своевременным
выполнением дополнительных общеобразовательных программ. Фиксировать данные о
результатах выполнения программ в классных журналах, аналитических материалах
педагогов, доводить до сведения педагогов на педагогических советах.
2.Анализировать результаты прохождения программ педагогами, выявлять и
своевременно устранять причины реализации программ не в полном объёме.
3.Усилить контроль за соответствием содержания календарно-тематических планов и
записей по результатам прохождения программ в журналах.
4.Обратить особое внимание на выполнение практической части дополнительных
общеобразовательных программ.
Характеристика контингента обучающихся
Охват детей ДО по направленностям
(на конец 2022 года)
Охват детей ДО по направленностям. Наибольшей популярностью у детей на
протяжении последних лет пользуются программы художественной, социальногуманитарной и физкультурно-спортивной направленностей.
Направл
енность

Художес
твеннная
Социаль
но-

Количество обучающихся

Лица с
ограниченными
возможностями
здоровья
всего
Из них
девочки

всего

Из них
девочки

Обучались в
сетевой
форме

Обучались с
применением
электронног
о обучения и
дистанционных
технологий

239

141

0

0

12

230

121

0

0

5

Дети-инвалиды

всего

Из них
девочки

7

2

0

3

4

2

гуманита
рная
Техничес
кая
Естестве
ннонауч
ная
Туристскокраеведческая
Физкуль
турноспортивная

ВСЕГО:

24

17

0

0

2

2

0

0

146

70

0

0

3

1

2

0

127

50

0

0

5

0

2

1

245

121

0

0

3

2

0

0

1011

520

0

0

30

15

10

3

Возрастной состав обучающихся
(на конец 2022 года)
Количество обучающихся в детских объединениях Центра
дополнительного
образования на 31.12.2021 года составило 1011 человек; из них в сельской местности
454 человека.
Возраст обучающихся
5-9 лет
10-14 лет
15-17 лет
ИТОГО:

всего
414 (41%)
427 (42,2%)
170 (16,8%)
1011

Численность обучающихся
Из них мальчиков
Из них девочек
195 (39,7%)
219 (42,1%)
208 (42,4%)
219 (42,1%)
88 (17,9%)
82 (15,8%)
491 (48,6%)
520 (51,4%)

Ежегодный мониторинг возрастного состава обучающихся показывает
недостаточный процент детей подросткового возраста, охваченных дополнительным
образованием. Перед педагогами Центра стоит первоначальная задача – активнее
вовлекать в детские объединения подростков.
Сохранность контингента состава обучающихся
Одним из важных показателей деятельности педагогического коллектива Центра
является сохранность контингента обучающихся и его стабильность.
Контроль за комплектованием и наполняемостью учебных групп и сохранностью
контингента обучающихся считается одним из важных и проводится администрацией
регулярно в течение учебного года. При проведении контроля анализируются списки
обучающихся по группам, журналы учёта работы педагогов, осуществляется регулярный
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. С этой целью
администрацией Центра посещаются учебные занятия в детских объединениях.
МОНИТОРИНГ
сохранности контингента обучающихся детских объединений
в 2022 году
Учебный год

Количество обучающихся
На начало 2022 года
На конец учебного года
(10.01.2022)
(31.05.2022)

2021-2022

946 чел.

945 чел.

Уровень
сохранности
контингента
обучающихся
99,9%

учебный год

Из них: 821 ПФ, 125 МЗ

Из них: 820 ПФ, 125 МЗ

На начало учебного года
(14.09.2022)
972 чел.
Из них: 801 ПФ,171 МЗ

На 31.12.2022

2022-2023
учебный год

1011 чел.
Из них: 823 ПФ, 188 МЗ

Высокий уровень

100 %
Высокий уровень

Задачи:
1.Педагогам считать одной из важных задач работы привлечение детей в детские объединения и
сохранение контингента обучающихся в течение всего учебного года и периода обучения по
дополнительным общеобразовательным программам. С целью сохранения
контингента
обучающихся и привлечения новых детей в детские объединения:
- создавать условия для повышения интересов и потребностей воспитанников;
- использовать в работе новые формы и методы;
- повышать свою профессиональную квалификацию;
- использовать в работе методы стимулирования обучающихся;
- учитывая индивидуальные особенности детей подросткового возраста, активнее вовлекать в
детские объединения подростков.
2. Педагогам дополнительного образования и тренерам-преподавателям поддерживать тесную
связь с родителями обучающихся, ОУ города.
3. Педагогам дополнительного образования и тренерам-преподавателям проводить работу по
рекламе своего детского объединения, используя для этого разнообразные формы: участие в
конкурсах, выставках и соревнованиях разного уровня, организация концертов, спектаклей,
выставок творческих работ детей, спортивных соревнований, связь со СМИ.
4.Администрации Центра регулярно осуществлять контроль за посещаемостью обучающимися
учебных занятий, наполняемостью групп и сохранностью контингента обучающихся.

Участие обучающихся в мероприятиях разного уровня
В центре дополнительного образования проводится много разных интересных
мероприятий для учащихся внутри детских объединений и общеучрежденческих
мероприятий. Это праздники, викторины, конкурсы, мастер-классы, встречи с
интересными детьми, фестивали, спортивные мероприятия и др.
Одной из форм организации работы с обучающимися и в целях контроля над
усвоением дополнительной общеобразовательной программы является участие
обучающихся в соревнованиях, выставках, конкурсах и других мероприятиях разного
уровня.
Участие обучающихся детских объединений Центра дополнительного образования
в конкурсах (соревнованиях) разного уровня
Уровень
мероприятия
Муниципальный
уровень
Межрайонный
уровень
Региональный
уровень
Межрегиональный
уровень
Всероссийский
уровень

Количество
мероприятий

Количество
участников

Количество
победителей и
призёров
13

5

198

---

---

---

9

57

21+13 (командное)

1

4

3

1

1

1

Традиционным стало проведение педагогами Центра досугово-развлекательных
мероприятий с учащимися начальных классов МБОУ «Спасская гимназия» и МБОУ
«Спасская СОШ» в каникулы в рамках лагеря с дневным пребыванием детей.
Выводы:
В 2022 году обучающиеся детских объединений художественной, социальногуманитарной,
технической,
естественнонаучной,
туристско-краеведческой
и
физкультурно-спортивной направленностей принимали активное участие в конкурсах,
выставках, спортивных соревнованиях разного уровня. По сравнению с прошлыми
периодами показатель участия ниже. Это объясняется ситуацией с заболеваемостью
гриппом и ОРВ и запретом на проведение и участие в массовых мероприятиях.
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ

Проблема работы с одарёнными и высокомотивированными детьми актуальна и
перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одарённые дети
являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного
образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность
свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения,
включения в разнообразные виды деятельности с учётом индивидуальных наклонностей.
Благодаря разнообразию, разнонаправленности, вариативности предлагаемых
педагогами Центра дополнительных общеобразовательных программ, дети выбирают то,
что близко их природе, отвечает их потребностям, удовлетворяет их многообразные
интересы. Дети с удовольствием занимаются в детских объединениях, их привлекает
атмосфера настоящего творчества, взаимопомощи и дружбы.
На начальном этапе обучения всем детям создаются одинаковые условия, т.к.
способности ребёнка могут проявиться только в деятельности, ребёнку предлагается
попробовать себя во всём.
В соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации
обучающихся в каждом детском объединении на начальном этапе проводится входной
контроль исходного уровня ЗУН обучающихся. Дальнейшая работа строится с учётом
полученных данных и предполагает дифференцированный подход в образовательном
процессе.
Богатый материал педагогу дают наблюдения за поведением детей в процессе
занятий, свободной самостоятельной деятельности, анализ продуктов их деятельности,
беседы с родителями.
Важным этапом работы с одарёнными детьми является выбор и реализация
педагогически и психологически обоснованных форм организации работы, прописанных
в дополнительных общеобразовательных программах:
- индивидуальное обучение или обучение в малых группах;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- создание индивидуальных накопительных папок «Портфолио обучающегося»;
- участие в творческих конкурсах, выставках, соревнованиях.
Показателями комфортного пребывания и успешного, результативного обучения в
учреждении дополнительного образования детей являются спортивные и творческие
достижения воспитанников в различных соревнованиях и конкурсах.
Задачи:
1. Педагогам дополнительного образования и тренерам-преподавателям продолжать
работу с одарёнными и высокомотивированными детьми.

2. Активнее использовать в работе такие формы работы, как «Портфолио обучающегося»,
индивидуальные образовательные маршруты, «Тетради успешности» и др.
3. Педагогам дополнительного образования находить возможность для участия в
различных конкурсах, выставках, проводимых на областном уровне.
4. Педагогу-психологу Мишкиной О.А. оказывать педагогам необходимую
консультативную помощь в работе с одарёнными детьми.
РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ И СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЁННЫМИ СЕМЬЯМИ.
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Работа с неблагополучными и социально незащищёнными семьями ведётся в
соответствии с планом деятельности МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» по
профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и
планом работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения,
формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся». Основная
работа по реализации программ осуществляется педагогами дополнительного образования
и тренерами-преподавателями совместно с педагогом-психологом Мишкиной О.А.
Богатый материал педагогу дают наблюдения за поведением детей в процессе
занятий, свободной самостоятельной деятельности, анализ продуктов их деятельности,
беседы с родителями.
Важным этапом работы с детьми, склонными к правонарушениям, является
вовлечение их в работу детского объединения, участие в мероприятиях разного уровня.
Основная работа по профилактике безнадзорности, наркомании, табакокурения и
формированию здорового образа жизни среди обучающихся
проводится через
воспитательно-досуговую и организационно-массовую деятельность в учреждении. В
планах воспитательной работы педагогов предусмотрена разносторонняя воспитательная
работа, в т.ч. и работа с детьми «группы риска».
Большое внимание уделяется организации досугово-познавательной деятельности
обучающихся в каникулярное время. На время каникул составляется общий план
мероприятий, который предполагает разнообразные формы работы с обучающимися:
прогулки на природу, экскурсии, игры на свежем воздухе, соревнования, конкурсы,
совместные Дни именинника с организацией чаепития и др. В первую очередь, для
участия во всех этих мероприятиях привлекаются воспитанники, склонные к
правонарушениям и входящие в «группу риска».
РАБОТА КАБИНЕТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
И ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

На базе Центра дополнительного образования создан Кабинет по профилактике
наркомании и пропаганде ЗОЖ для организации и обеспечения в образовательном
учреждении комплексной системы первичной профилактики наркомании, табакокурения
и алкоголизма, формирования ЗОЖ и укрепления здоровья обучающихся Центра
дополнительного образования и учащихся ОО Спасского района.
В рамках работы кабинета проводились интересные и полезные для детей
мероприятия, направленные на профилактику наркомании, табакокурения, алкоголизма,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Выводы:
Результатом работы педколлектива Центра по профилактике безнадзорности и
правонарушений, асоциального поведения, формированию здорового образа жизни
является тот факт, что воспитанники Центра с интересом занимаются в детских
объединениях, ведут здоровый образ жизни, являются активными участниками и
организаторами разнообразных мероприятий, занимаются творческой и спортивной
деятельностью, добиваются высоких результатов.

Большую помощь педагогам Центра и ОО района в работе с обучающимися по
профилактике
безнадзорности
и
правонарушений,
асоциального
поведения,
формированию здорового образа жизни оказывает педагог-психолог Центра
как
руководитель кабинета.
Задачи:
1.Педагогам дополнительного образования взять под особый контроль детей «группы
риска» и неблагополучные семьи.
2.Активнее вовлекать таких детей в работу детского объединения, в участие в различных
конкурсах, смотрах.
3.Педагогу-психологу оказывать педагогам необходимую помощь при работе с детьми
«группы риска»:
- содействовать сохранению и укреплению физического, духовного, психологического,
социального, интеллектуального здоровья каждого обучающегося;
- формировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и
здоровье окружающих;
- способствовать развитию навыков здорового образа жизни обучающихся;
- внедрять здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс;
- разнообразить и расширять взаимодействие с родителями и общественностью в
контексте укрепления здоровья детей и подростков.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

осуществляется педагогом-психологом Центра.
Цель работы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса,
обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического
развития обучающихся и формирования их личности.
- Содействие в социализации детей и подростков.
- Помощь в предупреждении и преодолении психологических проблем.
- Профилактика нарушений психологического здоровья детей и подростков.
- Создание и поддержание развивающей среды, способствующей максимальному
развитию творческого потенциала субъектов образовательного пространства.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей
психологической деятельности работа велась по следующим основным направлениям:
диагностика,
индивидуальная
коррекционно-развивающая
работа,
групповая
коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение, экспертная работа,
организационно-методическая работа.
Диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы с
целью: анализа уровня адаптации групп нового набора; анализа направленности личности
обучающихся Центра дополнительного образования; анализа проблем пр индивидуальных
консультациях с детьми «группы риска».
Групповые коррекционно-развивающие занятия были направлены на:
- формирование учебной мотивации и интереса к процессу обучения;
- формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до
конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность,
планировать и контролировать свои действия;
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения
сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и
умозаключения;
- развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей;
- развитие мелкой моторики.
- формирование навыков общения и взаимодействия с педагогом и сверстниками;

- освоение приёмов саморегуляции поведения;
- развитие качеств личности, необходимых для успешной социализации.
Цель консультативной деятельности - оказание помощи обучающимся,
педагогическим работникам и родителям обучающихся в вопросах развития, воспитания
и обучения детей и подростков, оказание помощи взрослым в решении профессиональных
и личных проблем.
Просветительская деятельность реализовывалась в следующих формах:
- Просветительские беседы с родителями в процессе групповых консультаций и
родительских собраний.
- Просветительские беседы в процессе консультаций для родителей и педагогов детских
объединений.
- Оформление информационных стендов.
- Разработка буклетов и методических рекомендаций.
- Проведение семинаров с педагогами.
- Презентация опыта работы.
- Проведение воспитательных мероприятий разного уровня.
- Подготовка заметок и публикаций для сайта учреждения.
- Подготовка презентаций.
Содержание экспертной деятельности: участие в роли эксперта-консультанта
при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития
ребёнка по запросам народных судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения
соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением
изменений в судьбе ребёнка (направление в специальные учебно-воспитательные
учреждения, лишение родительских прав, усыновления и т.п.).
Организационно-методическая работа была направлена на повышение уровня
информационно-методического обеспечения педагога-психолога в целях компетентного и
эффективного решения поставленных задач, включая подбор, систематизацию, разработку
методических средств, совершенствование форм и методов работы, отработку новых
педагогических технологий.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- помощь педагогам и родителям в решении актуальных задач развития и обучения детей
и подростков;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, в
развитии обучающихся;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического
климата;
- распространение и внедрение достижений современной психологической науки в
образовательный процесс.
РАБОТА ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КАНИКУЛЫ

Согласно Устава Центра дополнительного образования учреждение организует
работу с детьми в течение всего календарного года, в том числе в каникулярное время,
праздничные и выходные дни.
Формы работы с обучающимися в каникулярное время были самые разнообразные:
- экскурсии, тематические прогулки;
- спортивно-оздоровительные мероприятия (игры на свежем воздухе, катание на лыжах,
санках, «Весёлые старты»;
- игровые и конкурсные программы;
- экскурсии в Спасский историко-археологический музей, центральную районную
библиотеку;
- подготовка и проведение игровых программ и конкурсов для младших школьников;
- участие в мастер-классах, соревнованиях разного уровня и др.

В летние каникулы (июнь-август) реализовывалась краткосрочная модульная
дополнительная общеразвивающая программа «Яркое лето» социально-гуманитарной
направленности.
Во время каникул администрация Центра осуществляла контроль за
наполняемостью групп и
выполнением плана работы в процессе посещения
запланированных мероприятий.
Все запланированные на каникулы досуговые мероприятия были проведены.
Количество детей, участвовавших в мероприятиях, в разных детских объединениях было
разное, т.к. многие дети на время каникул уезжали из города и не посещали детские
объединения.
Выводы:
В детских объединениях Центра дополнительного образования уделяется большое
внимание организации работы с обучающимися в каникулы. Для этого используются
самые разнообразные формы работы.
Задачи:
1.Педагогам дополнительного образования и тренерам-преподавателям использовать
разнообразные формы досуга в каникулы, использовать тесную связь с социумом
(Спасским историко-краеведческим музеем, библиотекой, Домом культуры, ОУ города и
района).
2.Активнее привлекать родителей к организации досуга обучающихся в каникулы.
3.Отражать работу детских объединений в каникулы на сайте Центра, освещать в
районной газете «Спасские вести» и сообществе ВКонтакте.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Формы работы с родителями очень разнообразны, ориентированы на их запросы,
на повышение педагогической компетентности, ответственности за воспитание детей, на
приобщение их как к делам конкретного учебного объединения, где занимается их
ребенок, так и учреждения в целом. Прежде всего, это создание родительского комитета в
детском объединении, проведение родительских собраний в объединениях
или
выступление педагогов на родительских собраниях в школах и дошкольных учреждениях,
организация выставок творческих работ обучающихся для родителей, проведение
индивидуальных и групповых консультаций для родителей, совместных мероприятий с
участием родителей, привлечение и заинтересованность родителей в оказании
материальной и финансовой помощи при изготовлении поделок для различных конкурсов,
при организации поездок на спортивные соревнования.
Педагогов и родителей
объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и
личностного успеха в совместной деятельности.
Но независимо от выбранных педагогом содержания и организационной формы
работы с родителями, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения
всех участников образовательного процесса.
Важной особенностью работы детских объединений является организация
содружества и сотворчества детей и взрослых. Квалифицированное педагогическое
руководство по взаимодействию с родителями позволяет обеспечить максимальное
использование положительного потенциала и возможностей семьи.
В связи с внедрением ПФ ДОД в Спасском районе и зачислении детей на обучение
по ДООП через ИС Навигатор, в целях оказания практической помощи, педагоги
выступают на родительских собраниях в школах, проводят индивидуальные и групповые
консультации с родителями по разъяснению порядка регистрации ребёнка в навигаторе и
записи на обучения по ДООП.
Выводы:

В детских объединениях Центра сложилась определённая система работы с
родителями. Педагоги дополнительного образования и тренеры-преподаватели
используют разнообразные формы сотрудничества с родителями: проводятся
родительские собрания, в каждом детском объединении организован родительский
комитет, организуются совместные творческие дела, проводятся итоговые выставки
творческих достижений обучающихся и отчётные концерты для родителей. Родители
оказывают помощь в приобретении материалов для работы. Но активность родителей в
жизни детских объединений низкая.
Недостаточно используются такие формы работы с родителями, как: вручение
благодарственных писем родителям, активно участвующим в жизни детского
объединения, выпуск информационных бюллетеней для родителей, Дни открытых дверей
и др.
Задачи:
1.Педагогам дополнительного образования и тренерам-преподавателям поддерживать
тесную связь с родителями обучающихся, используя для этого разнообразные формы.
2.Проводить родительские собрания в детских объединениях и в Центре (2 раза в год).
3.Уделять вопросу работы с родителями особое внимание, заслушивать педагогов по
результатам работы с родителями на совещаниях, заседаниях МО, педсовете.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основной целью методической работы являлось создание условий для повышения

уровня профессионального мастерства педагогов и педагогического коллектива.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным направлениям развития
дополнительного образования.
- Обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства педагогов.
- Оказание методической помощи педагогам в разработке, апробации и
реализации
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
повышению качества учебно-воспитательного процесса
- Формирование теоретической и практической готовности педагогов к инновационной
деятельности через внедрение в образовательный процесс новых педагогических
технологий.
- Осуществление методической и консультативной поддержки педагогов.
- Оказание помощи педагогам в подготовке к аттестации.
- Выявление, обобщение и распространение опыта педагогической работы.
Формы методической работы:
1.Инструктивно-методические совещания при заместителе директора.
2.Тематические педсоветы.
3.Заседания МО.
4.Работа педагогов над темами самообразования.
5.Открытые занятия, воспитательные мероприятия.
6.Аттестация педагогических работников.
7.Изучение и распространение передового педагогического опыта.
Важную роль в активизации методической работы, повышении педагогического
мастерства педагогов принадлежит МО педагогов дополнительного образования и
тренеров-преподавателей, руководство которым осуществлялось методистом.
Целью деятельности методического объединения является создание условий для
творческой работы и повышения профессионального мастерства педагогов
дополнительного образования и тренеров-преподавателей.

Деятельность методического объединения направлена на выполнение следующих
задач:
- изучение и распространение нормативно-правовой, учебно-методической документации
по вопросам дополнительного образования детей;
- анализ учебно-программной документации, внесение в дополнительные
общеобразовательные программы корректив, разработка авторских программ;
- совершенствование методики проведения различных видов занятий, учебнометодического комплекса оснащения образовательного процесса;
- проведение анализа занятий педагогов, анализ учебно-методической документации;
- организация повышения квалификации педагогических кадров путем проведения
открытых занятий, проблемных семинаров, творческих мастерских и т.д.;
- ознакомление с программно-методическим материалом педагогов дополнительного
образования и тренеров-преподавателей;
- изучение и использование в учебном процессе новых педагогических и
информационных технологий;
- осуществление диагностики и анализа работы педагога.
В 2022 году на заседаниях МО среди других рассматривались такие вопросы как:
- Изучение нормативной документации по дополнительному образованию.
- Документация педагога дополнительного образования и тренера-преподавателя (общие
требования к ведению документации).
- Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и
современные подходы к их проектированию.
Модели разноуровневых и модульных
программ.
Участие в НОКО ДООП (методические рекомендации по разработке ДООП)
- Формы организации деятельности учащихся на занятиях. Методы обучения,
используемые педагогами.
- Адаптация групп нового набора обучающихся. Рекомендации родителям и педагогам.
- Организация воспитательной работы с обучающимися в рамках реализации ДООП. План
воспитательной работы педагога дополнительного образования.
- Психологическая коррекция типических отклонений в поведении детей и подростков.
В учреждении используются различные формы повышения профессионального
мастерства педагогов, которые способствуют приобретению и обновлению теоретических
знаний, совершенствованию навыков и развитию практических умений в связи с
необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Одной из
популярных форм среди педагогов является самообразование. Эта форма дает
возможность детально изучить какой-либо вопрос и выразить его через разработку
методических рекомендаций, проведение открытых занятий, выступление на МО,
педсоветах.
Название методической темы, над которой работает учреждение:
«Обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с
интересами детей, потребностями семьи и общества»
ФИО педагога

Тема самообразования педагогов

Русакова О.Г.,

Инновационные формы организации работы в рамках
реализации ДООП «Увлекательный английский»

педагог д.о.

Сухова О.В., педагог «Музейная педагогика» как средство активизации
д.о.
познавательной деятельности обучающихся»
Мишкина О.А.,

«Организация психолого-педагогической работы с детьми методом
«песочной терапии»

педагог-психолог
«Совершенствование качества обучения и воспитания учащихся на
Демидов Р.С., тренероснове освоения современных образовательных технологий»
преподаватель

Одинокова Н.И.,
методист

Дополнительные общеобразовательные программы нового поколения.
Современные требования к разработке ДООП.

Одной из форм, стимулирующих повышение профессионального мастерства
педагогов, продуктивности педагогического труда, развития творческой инициативы,
является аттестация. В 2022 учебном году аттестацию на 1 квалификационную категорию
прошла педагог дополнительного образования Сухова О.В..
Данные о курсовой подготовке педагогических работников в 2022 году:
- 25% педагогических работников Центра дополнительного образования прошли в 2022
году курсовую подготовку.
Большие изменения в жизни общества повлекли за собой кардинальные перемены в
образовательной деятельности. Внедрение инновационных технологий, информатизация
учебно-воспитательного процесса стали велением времени. Среди направлений
инновационной деятельности учреждения можно выделить следующие:
- создание на базе учреждения муниципального опорного центра;
- внедрение персонифицированного финансирования и переход на социальный заказ;
- работа в ИС Навигатор ДОД (размещение ДООП, зачисление детей на обучение через
навигатор ДОД);
- разработка и внедрение в практику дополнительных общеобразовательных программ
нового поколения (модульных, разноуровневых);
- создание и внедрение инновационных практик дополнительного образования;
- изучение, апробация и внедрение современных образовательных технологий в процесс
обучения;
- внедрение новых форм проведения организационно-массовых мероприятий;
- проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов по
результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- формирование внутриучрежденческого информационно-методического банка и
виртуального методического кабинета на сайте учреждения;
- повышение уровня педагогических, творческих, коммуникативных, информационнокоммуникационных компетентностей педагогов посредством самообразования.
Инновационная деятельность педагогов Центра не только создает основу для
создания конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, но и определяет
направления профессионального роста педагога, его культурных и профессиональных
компетенций, творческого поиска, реально способствует личностному росту
воспитанников, обеспечивает повышение качества дополнительного образования, его
эффективности.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод:
- использование инноваций в образовательном процессе способствует профессиональному
росту педагогических работников учреждения;
- при внедрении новых технологий в учебном процессе совершенствуются:
образовательная среда, стиль работы педагогов;

- роль педагогов в реализации инновационной деятельности учреждения различна, в силу
того, что педагоги имеют разный уровень профессиональной квалификации и разный
уровень притязаний.
Инновационная деятельность педагогов Центра не только создает основу для
создания конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, но и определяет
направления профессионального роста педагога, его культурных и профессиональных
компетенций, творческого поиска, реально способствует личностному росту
обучающихся, обеспечивает повышение качества дополнительного образования, его
эффективности.
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов положительно
влияет на качество образовательного процесса в детских объединениях Центра
Социально-культурная ситуация, сложившаяся сегодня в стране, развитие и обновление
системы образования объективно обуславливают повышение эффективности работы
УДО, в том числе и Центра дополнительного образования. Вопрос качества образования,
его результативности приобретает особое значение. Наиболее действенным механизмом,
современным средством отслеживания результатов педагогического процесса в Центре
является педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг в Центре проводится в течение всего учебного года в
соответствии с планом работы, циклограммой мониторинга.
Чётко
спланированная
система
работы
методической
службы
способствовала
всестороннему повышению квалификации и профессионального
мастерства педагогов; развитию и повышению творческого потенциала педколлектива в
целом, а в конечном счете - повышению качества и эффективности образовательного
процесса.
Педагоги Центра принимают участие в конкурсах профессионального мастерства
на региональном и Всероссийском (онлайн) уровнях.
Участие педагогов в региональных конкурсах в 2022 году
- Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди
педагогических работников, осуществляющих обучение по дополнительным
общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта (апрель
2022) — Демидов Р.С. - ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА в номинации «Искусство быть тренеромпреподавателем»;
- Региональный открытый конкурс творческих работ обучающихся и педагогических
работников «Холокост. Мысли вслух» (апрель 2022) — Мишкина О.А. -- Диплом
победителя в номинации «Поэзия»; Русакова О.Г. - Диплом победителя в номинации
«Презентация»;
- Региональный конкурс образовательных практик обновления содержания и технологий
дополнительного образования (октябрь 2022) — Сухова О.В., Одинокова Н.И., Павлова
Л.В., Мишкина О.А — сертификаты участников;
- Региональный открытый конкурс педагогических проектов «Педагогические
вдохновения» (октябрь 2022) — Мишкина О.А. - диплом 1 степени в номинации «Спорт,
здоровье»; Сухова О.В. - диплом 2 степени в номинации «Социальный проект»;
- III Региональный конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам,
организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы обучающимися,
воспитанниками (октябрь 2022) — Сухова О.В.,Одинокова Н.И — лауреаты в номинации
«Информационно-методические материалы», работа отправлена на ХХ
Всероссийскийконкурс; Сухова О.В., Одинокова Н.И. - дипломанты конкурса;
- Областной фестиваль-конкурс образовательных организаций Рязанской области
«Инноватика. Образование. Мастерство» - Мишкина О.А. - сертификат участника.
В мае 2022 года МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» участвовал в
рейтинге государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования
детей Рязанской области в 2021-2022 учебном году. По результатам рейтинга Центр

дополнительного образования занял 14 место среди 49 муниципальных организаций
дополнительного образования.
II. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБОУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ САМООБСЛЕДОВАНИЯ
ЗА 2022 ГОД

N п/п

Показатели

1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.2

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся, в том числе:
Детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
Детей среднего школьного возраста (11-15 лет)
Детей старшего школьного возраста (15-17 лет)
Численность учащихся, обучающихся по образовательным
программам по договорам об оказании платных
образовательных услуг
Численность/удельный вес численности учащихся,
занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках,
секциях, клубах), в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся с
применением дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по
образовательным программам для детей с выдающимися
способностями, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по
образовательным программам, направленным на работу с
детьми с особыми потребностями в образовании, в общей
численности учащихся, в том числе:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети-мигранты

1.3

1.4

1.5

1.6

1.6.1
1.6.2
1.6.3

1.8.1

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Численность/удельный вес численности учащихся,
занимающихся учебно-исследовательской, проектной
деятельностью, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся,
принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы,
соревнования, фестивали, конференции), в общей
численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне

1.8.2

На региональном уровне

1.8.3

На межрегиональном уровне

1.8.4

На федеральном уровне

1.6.4
1.7

1.8

Единица
измерения
1011 человек
227 человек
391 человек
319 человек
74 человека
0 человек
78 человека
/7,7%
0 человек/0%
0 человек/0%
44 человека/
4,4%
30 человек/3%
0 человек/0 %
4 человека
/0,4%
0 человек/0%
76
человек/7,5%
576
человека/57%

368
человека/36,4%
112
человек/11,1%
4
человека/0,4%
38
человек/3,8%

1.9.1

На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихсяпобедителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы,
соревнования, фестивали, конференции), в общей
численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне

1.9.2

На региональном уровне

1.9.3

На межрегиональном уровне

1.9.4

На федеральном уровне

1.9.5
1.10

1.10.1

На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихся,
участвующих в образовательных и социальных проектах, в
общей численности учащихся, в том числе:
Муниципального уровня

1.10.2

Регионального уровня

1.10.3
1.10.4

Межрегионального уровня
Федерального уровня

1.10.5
1.11

Международного уровня
Количество массовых мероприятий, проведенных
образовательной организацией, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Общая численность педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование, в общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное
образование, в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное
образование педагогической направленности (профиля), в
общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория в общей численности
педагогических работников, в том числе:
Высшая

1.8.5
1.9

1.11.1
1.11.2
1.11.3
1.11.4
1.11.5
1.12
1.13

1.14

1.15

1.16

1.17

1.17.1

0 человек/0%
260
человек/25,7%
13 человек/
1,3%
34
человек/3,4%
3
человека/0,3%
1 человек/
0,09%
0 человек/0%
32
человека/3,2%
12 человек/
1,2%
18
человек/1,8%
0 человек/0%
2
человека/0,2%
0 человек/0%
0 единиц
0 единиц
0 единиц
0 единиц
0 единиц
0 единиц
34 человека
25
человек/73,5%
24 человека/
70,6%

9
человек/26,5%

7
человек/20,6%

21
человек/61,8%

4

1.18.1

Первая
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников, педагогический стаж работы которых
составляет:
До 5 лет

1.18.2

Свыше 30 лет

1.19

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших
за последние 5 лет повышение
квалификации/профессиональную переподготовку по
профилю педагогической деятельности или иной
осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников,
Численность/удельный вес численности специалистов,
обеспечивающих методическую деятельность
образовательной организации, в общей численности
сотрудников образовательной организации
Количество публикаций, подготовленных педагогическими
работниками образовательной организации:
За 3 года
За отчетный период
Наличие в организации дополнительного образования
системы психолого-педагогической поддержки одаренных
детей, иных групп детей, требующих повышенного
педагогического внимания
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося
Количество помещений для осуществления
образовательной деятельности, в том числе:
Учебный класс
Лаборатория
Мастерская
Танцевальный класс
Спортивный зал
Бассейн
Количество помещений для организации досуговой
деятельности учащихся, в том числе:
Актовый зал
Концертный зал
Игровое помещение
Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха
Наличие в образовательной организации системы

1.17.2
1.18

1.20

1.21

1.22

1.23
1.23.1
1.23.2
1.24

2.
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.4
2.5

человека/11,8%
17 человек/50%
15
человек/44,1%

8
человека/23,5%
7
человек/20,6%
0 человек/0%

7
человек/20,6%
34
человека/100%

1 человек/0,1%

78
64 единиц
14 единиц
да

0 единиц
15 единиц
10 единиц
0 единиц
0 единиц
1 единица
1 единица
0 единиц
3 единицы
1 единица
0 единиц
0 единиц
нет
нет

2.6
2.6.1
2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.7

электронного документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания
текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся,
которым обеспечена возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей
численности учащихся

нет
нет
нет
нет
нет
нет
0 человек/0%

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ деятельности Центра дополнительного образования показал плодотворную работу
педагогического коллектива:

- Учреждение продолжает активно внедрять в образовательный процесс систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
- Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в полном
объёме.
- Все программы, реализуемые в учреждении, успешно прошли независимую
экспертизу НОКО.
- Повысилась посещаемость учебных занятий.
- Совершенствуется работа с родителями обучающихся.
- Созданы условия для активного участия педагогов в методической работе и
повышения уровня их профессионального мастерства.
Между тем с достигнуты и позитивными результатами в развитии Центра остаётся ряд
задач, требующих решения. В связи с этим определены следующие основные направления
ближайшего развития Центра дополнительного образования:










Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного
образования для всех детей Спасского района. Сохранение и развитие сети
объединений.
Востребованность
населением
реализуемых
дополнительных
общеобразовательных программ и удовлетворенность их спектром.
Повышение качества образовательного процесса и эффективности системы
управления в учреждении.
Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в образовательном
процессе Центра.
Формирование привлекательного имиджа учреждения
Положительная динамика роста вовлеченных обучающихся в творческую и
физкультурно-спортивную деятельность, формирование здорового образа жизни.
Улучшение условий труда и жизнедеятельности участников образовательного
процесса Центра.
Укрепление материально-технической базы учреждения.
Удовлетворенность выпускников Центра и их родителей уровнем полученного
дополнительного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».