Центр ДО-ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования»

«Согласовано»
Начальник управления образования и
молодёжной политики администрации
муниципального образования — Спасский
муниципальный район Рязанской области
_________________ И.Ю. Минин
«___» __________ 2022 г.

«Утверждаю»
И.о. директора МБОУ ДО «Центр
дополнительного образования»
__________________ Н.И.Одинокова
14 апреля 2022 год
Утверждена педагогическим советом
14 апреля 2022 года (протокол №3)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
на 2022-2024 годы

г. Спасск
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.
2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
5.
6.

Паспорт программы развития.
Пояснительная записка.
Информационная справка о деятельности образовательного учреждения
Общие сведения об учреждении.
Характеристика образовательного процесса
Сведения о педагогических кадрах
Учебно-методическая база, финансово-экономическая деятельность
Проблемно-ориентированный анализ.
Приоритетные направления развития.
Ожидаемые результаты

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Полное
название
программы

Программа развития муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
на 2022-2024 годы
Норматив
1.Федеральные документы:
ные основы
 Конституция Российской Федерации
разработки
 Федеральный закон «Об образовании в Российской
программы
Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
 Федеральный
закон «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31
июля 2020 г. № 304-Ф3
 Распоряжение
Правительства РФ «Об утверждении
Стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
от 29.05.2015 № 996-р
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11. 2020 г. № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года»
 Федеральный
проект
«Патриотическое
воспитание
граждан Российской Федерации» национального проекта
«Образование» (2021-2024)
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от
27.12.2018 № 2950-р «Об утверждении Концепции
развития добровольчества (волонтёрства) в Российской
Федерации до 2025 года»
 Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р
«Об утверждении Концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025
года»
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от
23.01.2021 №122-р «План основных мероприятий,
проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до
2027 года»
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (в рамках
национального проекта «Образование») сроки реализации:
01.01.2019 - 31.12.2024
 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от

Цель
программы

Основные
задачи,

27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации"
 Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
от 24 июня 1999 года №120 - ФЗ
 Федеральный закон о персональных данных от 27.07.2006
№ 152-ФЗ
 Положение
о региональных отделениях, местных
отделениях Всероссийского детско-юношеского военнопатриотического общественного движения «Юнармия»,
утвержденное решением Главного штаба ВВПОД
«Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.
 Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196
 Постановление Правительства РФ от 17.11. 2015 г. № 1239
«Об утверждении Правил выявления детей, проявивших
выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга
их дальнейшего развития»
 Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» от 28.09. 2020 года № 28
 Приказ Минтруда России от 22.09.2021 №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
2. Документы учрежденческого уровня:
Устав МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
- Отчёты о самообследовании МБОУ ДО «Центр
дополнительного образования» за 2018-2021 годы.
Создание организационных, экономических и методических
условий для обеспечения функционирования и развития
учреждения,
повышения
качества,
доступности
и
конкурентоспособности
дополнительного
образования,
соответствующего современным требованиям, в интересах
обучающихся, их родителей (законных представителей),
социальных партнеров и общества в целом, для самореализации и
развития
талантов
детей,
а
также
воспитания
высоконравственной, гармонично развитой и социально
ответственной личности.
1.Обновление содержания образования и воспитания посредством
развития инновационного потенциала учреждения, повышение

мероприя
тия
программы

качества образования.
2.Обновление содержания и методов обучения при реализации
дополнительных общеобразовательных программ
с учётом
интересов и потребностей различных категорий детей (в том
числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья),
удовлетворяющих
современным
требованиям
личности, семьи, общества, государства.
3. Разработка программ нового поколения, направленных на
развитие
инновационной
деятельности,
информационных
технологий, а также включение в программы по всем
направленностям компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и навыков, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным
развитием человека.
4. Обеспечение целостности образовательного процесса
(обучение, развитие и воспитание) в системе отношений
«Учреждение - ребенок - семья - социальные партнёры» на
основе базовых российских духовно-нравственных, семейных и
социокультурных ценностей, а также формирование у детей и
молодёжи
общероссийской
гражданской
идентичности,
патриотизма и гражданской ответственности. Использование в
образовательном и воспитательном процессе культурного и
природного наследия народов России.
5.Участие в персонифицированном финансировании с выдачей
сертификатов персонифицированного финансирования не менее
25% детей, а также оказание информационно-консультационной
поддержки родителям (законным представителям) для получения
детьми качественного дополнительного образования.
6. Обеспечение необходимых условий для личностного развития,
охраны
и
укрепления
здоровья,
профессионального
самоопределения и развития творческих способностей детей,
раннее выявление и сопровождение талантливых и одаренных
детей.
7. Предоставление равных образовательных возможностей всем
детям, в том числе – детям с особенностями в развитии; детям,
находящимся в трудной жизненной ситуации; детям из семей с
низким социально-экономическим статусом; детям мигрантов.
8. Обеспечение возможности выбора ребенком важных для него
сфер интересов и сфер деятельности.
9.Совершенствование деятельности по организации экскурсий
для детей, формированию туристских маршрутов для
ознакомления детей с историей, культурой, традициями,
природой, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый
вклад в развитие Спасского района и Рязанской области.
10 . Создание механизмов мотивации педагогов к повышению

качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
разработка и реализация новых моделей управленческой и
методической
деятельности,
совершенствование
системы
наставничества.
11. Формирование позитивного имиджа, создание условий для
обеспечения информационной открытости учреждения.
12. Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями
образования, культуры, спорта, здравоохранения, родительской
общественностью, развитие системы социального партнёрства
для решения основных уставных задач учреждения.
13. Создание эффективной системы экономического управления в
условиях нового финансирования, сохранение и обновление
материально-технической базы.
14. Совершенствование нормативно-правовой базы.
Этапы
и
периоды
реализации
программы

1 этап /подготовительный/ - план действий по реализации задач:
январь 2022 г. - декабрь 2022 года:
- определение стратегических направлений развития учреждения
на 2022-2024 годы на основе анализа деятельности учреждения за
2018-2021 годы и моделирование нового качественного
состояния;
определение
целевых
индикаторов
и
показателей
результативности реализации Программы развития;
- проведение общественного обсуждения и согласование
Программы развития учреждения;
- перспективное планирование мероприятий по подготовке
ресурсного (материально-технического, кадрового, научнометодического) обеспечения инновационных дополнительных
общеразвивающих программ и мероприятий по реализации
Программы развития учреждения;.
формирование
методической
базы,
банка
новых
дополнительных общеобразовательных программ актуальных
направленностей, апробация новых технологий.
2 этап /внедренческий/ - перевод учреждения в новое
качественное состояние (реализация плановых мероприятий
Программы развития учреждения): сентябрь 2022 – август 2024
годы:
- реализация проектов (подпрограмм) и мероприятий Программы
развития учреждения;
- внедрение современных механизмов управления учреждением;
- создание условий для повышения качества дополнительного
образования,
информационной
системы
дополнительного
образования;
- создание условий для повышения профессионального
мастерства педагогов в условиях обновления содержания

дополнительного образования;
расширение
спектра
и
обновление
направлений
взаимодействия с социальными партнерами в части повышения
творческой самореализации участников;
- развитие инновационного потенциала учреждения;
- организация мониторинга процесса и результатов реализации
Программы развития учреждения.
3 этап /завершающий/ - оценка достигнутых результатов
Программы развития учреждения: сентябрь-декабрь 2024 года:
- анализ достигнутых результатов, реализация мероприятий,
направленных на обобщение и распространение результатов,
полученных на предыдущих этапах;
- определение стратегии развития учреждения в соответствии с
государственными приоритетами в области дополнительного
образования детей на следующий период.
Ожидаемые
конечные
результаты,
важнейшие
целевые
показатели
программы

Результатом реализации Программы развития учреждения станет:
- Широкий спектр образовательных услуг с учетом современных
запросов детей, родителей, общества.
- Увеличение дополнительных общеобразовательных программ с
использованием
возможностей
информационнокоммуникационных технологий, инновационной деятельности,
интеграции различных направленностей дополнительного
образования, с учётом интересов и потребностей различных
категорий детей (в том числе детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья), удовлетворяющих
современным
требованиям
личности,
семьи,
общества,
государства.
- Усиление воспитательной составляющей в содержании
дополнительных общеобразовательных программ.
- Организация экскурсий для детей, формирование туристских
маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой,
традициями, природой, а также с выдающимися деятелями,
внесшими весомый вклад в развитие Спасского района и
Рязанской области.
- Наличие условий, обеспечивающих равные образовательные
возможности всем детям, в том числе – детям с ограниченными
возможностями здоровья; детям, находящимся в трудной
жизненной ситуации; детям из семей с низким социальноэкономическим статусом.
- Наличие условий, обеспечивающих возможности выбора
ребенком важных для него сфер интересов и сфер деятельности.
- Успешное внедрение персонифицированного финансирования с
выдачей сертификатов персонифицированного финансирования
не менее 25% детей.

- Наличие открытой системы информирования граждан об
образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность,
своевременное обновление и достоверность информации.
- Использование эффективных форм работы с талантливыми и
одаренными детьми.
- Наличие условий для самореализации и социализации
обучающихся.
- Увеличение доли педагогических работников, мотивированных
на повышение качества работы и непрерывное профессиональное
развитие, успешное внедрение системы наставничества.
- Повышение качества педагогической и управленческой
деятельности за счет эффективного использования методических,
кадровых, организационных, сетевых ресурсов.
- Увеличение дополнительных общеобразовательных программ,
реализуемых с использованием форм сетевого взаимодействия с
образовательными организациями, учреждениями культуры,
искусства и спорта.
- Укрепление материально-технической базы учреждения для
реализации различных направлений деятельности.
Источники - бюджет и внебюджетные средства;
финансиров - субсидии из бюджета муниципального образования на
ания
возмещение нормативных затрат, связаннывх с оказанием
муниципальных услуг в соответствии с муниципальным
заданием;
- субсидии из бюджета муниципального образования на иные
цели;
- средства, получаемые от приносящей доход деятельности;
- благотворительная помощь и пожертвования со стороны
физических и юридических лиц.
Разработчи
Одинокова Н.И., и.о. директора МБОУ ДО «Центр
ки
дополнительного образования», рабочая группа.
программы
Исполнител Педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные
и
представители) обучающихся.
программы
Система
Общий контроль над ходом реализации программы осуществляет
организаци администрация учреждения. По итогам каждого года реализации
и контроля программы
проводится
промежуточный
мониторинг
за
эффективности, вносятся необходимые корректировки. По
выполнение завершению срока действия программы проводится итоговый
м
анализ её реализации.
программы Контроль реализации программы осуществляется:
- на заседаниях педагогического совета Учреждения (1 раз в год);
- в ходе организации системного мониторинга реализации
Программы.

Возможные
риски,
связанные с
ходом
реализации
Программы

- финансовые риски, связанные с уменьшением бюджетного
финансирования (недостаточным бюджетным финансированием);
- риски, связанные с изменением законодательства в области
дополнительного образования, что может привести к изменению
целей и содержания проектов;
- операционный риск, учитывающий возможность того, что
затраты (временные, организационные) будут отличаться от
предполагаемых (например, затраты на обучение персонала); изменения кадрового состава образовательного учреждения.
Качественн Актуальность: Программа ориентирована на решение значимых
проблем и перспектив учреждения.
ые
характерист Прогностичность: Программа отражает в задачах, концепции и
модели будущее видение Учреждения.
ики
Программы Рациональность: Программой определены конкретные задачи,
способы, пути и сроки их достижения.
Реалистичность: Программа обеспечивает соответствие между
имеющимися в учреждении возможностями и будущими
результатами, к которым оно стремится.
Целостность: наличие в Программе полноценной структуры, ее
логичность относительно к каждому из компонентов, что
позволяет воспринимать содержание Программы как целостную
взаимосвязанную
систему,
обеспечивающую
понимание
концепции, заложенной в программе и механизмов ее
реализации.
Контролируемость: в Программе определены задачи, которые
являются измеримыми, сформулированы критерии оценки
результатов, определены ответственные лица за ход и
реализацию мероприятий, запланированных в Программе.
Нормативно-правовая адекватность: задачи Программы и вектор
развития
учреждения
соответствуют
приоритетам
государственной политики в сфере образования в Российской
Федерации, политике региона и района. Индивидуальность:
Программа отражает особенность учреждения, наличие
достижений и обозначение имеющихся проблем, «образ»
учреждения в будущем.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная стратегическая задача системы дополнительного образования
детей напрямую связана с позитивными изменениями в социальноэкономическом развитии России и является наиболее перспективной с точки
зрения долгосрочных результатов. Обеспечение позитивной траектории
развития дополнительного образования детей гарантирует расширение его
доступности,
качественных
показателей,
создание
безопасного
образовательного пространства.
Президент
Российской
Федерации
подчеркнул
важность
образовательного фактора для будущего нашей страны, определив его главную
задачу: "раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую
к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире. При этом
процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост,
а конечным его итогом должно стать умение выпускника самостоятельно
ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные
ситуации".
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования до
2030 года, утверждённой Распоряжением правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р, целями развития дополнительного
образования детей являются создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой
и социально-ответственной личности.
Программа развития МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
на 2022-2024 годы (далее – Программа) является концептуальной основой
образовательной и воспитательной деятельности и предназначена для
дальнейшего совершенствования и развития учреждения. Данная программа
развития отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и
организационные ресурсы. Реализация программы может быть осуществлена
при соответствующем финансовом обеспечении: за счет бюджетного и
внебюджетного финансирования.
Ключевой идеей программы выступает идея развития, понимаемая в
триединстве задач:
− создание необходимых условий для формирования компетентностной
личности обучающегося, способной к самореализации в социуме;
− запуск механизмов развития и саморазвития самого образовательного
учреждения;
− превращение образовательного процесса в действенный фактор
развития личности обучающегося, при этом образовательный процесс в
учреждении понимается как ценностное единство процессов развития,
обучения, воспитания.
Программа развития носит открытый характер. Она исходит из того, что
в процессе её реализации могут возникать новые продуктивные идеи и способы
их осуществления. В случае успешного выполнения программы неизбежно

будет расширяться круг людей, активно участвующих в решении проблем
развития учреждения, которые станут инициаторами новых проектов.
Программа направлена на реализацию государственной политики
Российской Федерации в сфере дополнительного образования, опирается на
стратегические нормативные документы Российской Федерации, Рязанской
области и Спасского муниципального района в области образования.
Программа развития разработана на основе анализа деятельности учреждения
за предыдущий период и определяет цели и задачи, стратегию и тактику
развития учреждения, приоритетные направления деятельности, механизм
реализации и предполагаемый результат развития учреждения в обозначенный
период.
В процессе работы над программой развития определены проблемы,
требующие разрешения:
1. Создание условий и механизмов устойчивого развития Центра через
систему:
- кадрового обеспечения,
- обеспечение охраны труда,
- финансово-экономического обеспечения,
- материально-технического обеспечения,
- учебно-методического обеспечения,
- информационного обеспечения.
2. Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий
дополнительного образования детей.
3. Создание единого образовательного и информационного пространства
дополнительного образования Спасского муниципального района.
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (до
14.05.2015 г. – МБОУ ДОД ЦДОД «Центр детского творчества и спорта»)
было создано в ходе процесса реорганизации образовательных учреждений
Спасского района путем слияния
МОУ ДОД Спасский Дом детского
творчества и МОУ Спасская детско-юношеская спортивная школа 12 июля
2011 года. В результате реорганизации в ноябре 2014 года МБОУ ДОД
Ижевский Дом пионеров и школьников был присоединён к МБОУ ДОД ЦДОД
«Центр детского творчества и спорта». 14 мая 2015 года на основании
распоряжения администрации муниципального образования – Спасский
муниципальный район Рязанской области от 20.04.2015 г. №161-р МБОУ ДОД
ЦДОД «Центр детского творчества и спорта» было переименовано в МБОУ ДО
«Центр дополнительного образования».

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» осуществляет свою
деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией
РФ, законодательством Российской Федерации, Законом РФ “Об образовании”,
нормативно-правовыми актами министерства просвещения РФ и Министерства
образования Рязанской области, органов местного самоуправления, Уставом
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования».
Название: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Тип: образовательное учреждение дополнительного образования
Вид учреждения: Центр дополнительного образования
Юридический адрес: 391050, Россия, Рязанская область, г. Спасск-Рязанский,
ул. Набережная, д.30
Филиалы: учреждение не имеет филиалов
Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 15 июля
2015 года. №20-2318
Серия 62ЛО1 №0000674
Телефон/факс: 8 (49135) 3 37 30.
E – mail: cdo.spassk@ryazangov.ru
Сайт: http://centrspassk.ryazanscool.ru
Учредитель: администрация муниципального образования – Спасский
муниципальный район Рязанской области.
Описание основных характеристик образовательного учреждения:
образовательное учреждение, которое обеспечивает бесплатное
дополнительное образование всем желающим.
На сегодняшний день Центр дополнительного образования
располагается в двухэтажном здании по улице Набережной, д.30, где ведется
образовательная деятельность детских объединений.
В соответствии с заключёнными договорами о безвозмездном
предоставлении площадей и взаимном сотрудничестве образовательная
деятельность осуществлялась на базе ОО района: МБОУ «Спасская гимназия»,
МБОУ «Спасская СОШ», МБОУ «Городковическая СШ», МБОУ «Кирицкая
СШ», МБОУ «Троицкая СШ им. Героя Советского Союза А.С.Юханова,
МБОУ «Ижевская СОШ им. К.Э.Циолковского», МБОУ «Выжелесская ООШ»,
МБОУ
«Исадская
СОШ»,
МБОУ
«Перкинская
СШ»,
МБОУ

«Старокиструсская СШ», МБДОУ «Выжелесский детский сад», МБДОУ
Детский сад «Солнышко», Структурное поразделение дошкольного
образования МБОУ «Спасская СОШ» детский сад «Малыш», Спасский
детский сад №1, МБДОУ детский сад «Светлячок».
Деятельность Учреждения направлена на достижение следующих
целей:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся, а также на организацию их свободного времени;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
профессиональная ориентация учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда учащихся;
- социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых
за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
Основной вид деятельности – реализация
общеобразовательных общеразвивающих программ.

дополнительных

Основные направленности деятельности
В Центре дополнительного образования реализуются дополнительные
общеобразовательные программы по следующим направленностям:
- художественная направленность;
- техническая направленность;
- социально-гуманитарная направленность;
- естественнонаучная направленность;
- туристско-краеведческая направленность;
- физкультурно-спортивная направленность.
Структура управления и организационно-правовое обеспечение
образовательной деятельности

Управление Центром дополнительного образования осуществляется в
соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом учреждения.
Непосредственное управление Центром осуществляет директор. Основными
формами самоуправления являются: педагогический совет и общее собрание
работников. Компетенции педагогического совета определены Уставом и
соответствующим Положением.
Оперативное
управление
осуществляется
в
соответствии
с
должностными инструкциями.
В Центре дополнительного образования разработаны внутренние
локальные акты:
- регламентирующие управление образовательным Учреждением на принципах
единоначалия и самоуправления;
- регламентирующие информационное и документальное обеспечение
управления Учреждением для выработки единых требований к участникам
образовательного процесса в осуществлении диагностики и контроля;
- отслеживающие эффективность работы педагогических работников и
создающие условия (нормативные, информационные, стимулирующие) для
осуществления профессионально-педагогической деятельности;
- регламентирующие стабильное функционирование образовательного
учреждения по вопросам укрепления материально-технической базы, ведению
делопроизводства.
Характеристика уставных документов и текущей документации:
* Основным нормативно-правовым документом Центра является Устав, в
соответствии с которым учреждение осуществляет в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, образовательную деятельность в
области дополнительного образования.
*Программа развития МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
является документом, определяющим цели и ценности образования в
учреждении,
характеризует
содержание образования, особенности
организации образовательного процесса, учитывает
образовательные
потребности, возможности и особенности развития обучающихся.
* Образовательная программа, разработанная с учетом социального заказа
родителей и учащихся на оказание муниципальных услуг в сфере
дополнительного образования, имеющейся материально-технической базы,
квалификации
педагогических
кадров,
наличия
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, а также исходя из цели и
основных задач учреждения и отражающая реальное состояние учреждения в
реализации услуг дополнительного образования детей, в соответствии с
особенностями и возможностями Учреждения, а также перспективы его
развития.
*Учебный план регламентирует образовательный процесс в соответствии с
перечнем направленностей дополнительного образования. Содержание
учебного плана ориентировано на развитие целостного мировоззрения
обучающихся, освоению современных реалий жизни и удовлетворение
многочисленных запросов социума.

*Штатное расписание, должностные инструкции работников учреждения,
правила внутреннего трудового распорядка утверждены директором Центра,
тарификационный список соответствует штатному расписанию.
*Расписание
занятий
обеспечивает
эффективность
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ.
Составляется
по
представлению педагогов с учетом пожеланий обучающихся и родителей,
возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических
норм.
*Журналы учета работы детских объединений ведутся в соответствии с
инструкциями ведения журналов педагогами дополнительного образования и
тренерами-преподавателями, контролируются заместителем директора с
целью фиксации выполнения дополнительной общеобразовательной
программы и выполнения муниципального задания.
* Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы,
утвержденные директором Центра и рассмотренные педагогическим советом.
Программы содержат дидактическое и методическое обеспечение.
* Планы работы Центра на учебные годы рассмотрены на педсовете и
утверждены директором; своевременно составляется план работы на каждый
месяц и ведется контроль за его исполнением. План работы Центра охватывает
практически все области деятельности образовательного учреждения.
В управленческой деятельности главное внимание за последние годы
уделяется управлению качеством дополнительного образования как
совокупности уровня обучения, воспитания и развития личности обучающихся.
Одним из важных направлений управленческой деятельности Центра
является ориентация творческой активности педагогов на повышение
мотивации обучающихся к обучению в той или иной предметной деятельности
во всех детских объединениях с последующим достижением системного
эффекта в воспитании
на организацию работы с одаренными и
высокомотивированными детьми.
Совместно с администрацией учреждения в управленческой
деятельности участвуют родители (законные представители) обучающихся,
которые привлекаются к оказанию помощи в проведении массовых
мероприятий (соревнований, конкурсов, праздников и др.). Это способствует
сближению, взаимопониманию детей и родителей, которые становятся
единомышленниками.
Центр дополнительного образования большое внимание уделяет:
- взаимодействию с ОО города и района по обучению учащихся в детских
объединениях Центра, организации и проведению физкультурно-массовых
мероприятий, организации досуга учащихся начальных классов в рамках
лагерей дневного пребывания в каникулы;
- привлечению в детские объединения детей и подростков, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Выводы: В целом структура Центра дополнительного образования и
система управления достаточны и эффективны для обеспечения выполнения
функций учреждения в сфере дополнительного образования в соответствии с

действующим законодательством Российской Федерации. Имеющаяся система
взаимодействия обеспечивает жизнедеятельность всех служб и позволяет
успешно вести образовательную деятельность в области дополнительного
образования. Оценка системы организационно-правового обеспечения
образовательной деятельности показала, что нормативно-правовая база в
полной степени обеспечивает регламентацию деятельности Центра и содержит
основные нормативно-организационные документы: Устав, локальные акты,
регламентирующие отдельные стороны деятельности, образовательную
программу и учебный план, штатное расписание. Локальные акты Центра не
противоречат Уставу, действующему законодательству и приказам
вышестоящих органов.
Задачи: В дальнейшем необходимо своевременно изучать и
использовать в работе вновь принятые нормативные документы, касающиеся
образования, в т.ч. дополнительного образования; своевременно доводить
содержание их до педагогов Центра, при необходимости - родителей
обучающихся.
Условия осуществления образовательного процесса
Режим работы учреждения.
В соответствии с Уставом МБОУ ДО «Центр дополнительного
образования» учреждение организует работу с детьми в течение всего
календарного года.
Учебный год в Учреждении для штатных работников и педагоговсовместителей начинается 01 сентября и заканчивается 31 мая.
В период с 1 по 15 сентября производится набор обучающихся в учебные
группы 1-го года обучения.
Продолжительность учебного года для штатных работников и
педагогов- совместuтeлей:
- на всех этапах обучения - 36 учебных недель;
Средняя наполняемость учебных групп – 12 человек.
3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Организация образовательного процесса в детских объединениях Центра
строится на основе учебного плана, который составлен на основании Закона
РФ «Об образовании», нормативно-правовых основ, регулирующих
деятельность
учреждений
дополнительного
образования,
в
целях
совершенствования образовательного процесса, повышения результативности
и эффективности обучения детей, обеспечения вариативности образования,
сохранения единого образовательного пространства.
Учебный план является частью образовательной программы учреждения,
регламентирующей организацию образовательного процесса, и позволяет в

ходе образовательного процесса решать учебно-воспитательные задачи, даёт
возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и
способности учащихся.
Реализация содержания учебного плана осуществляется через
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы,
востребованность которых определяется с учётом запросов обучающихся и их
родителей.
В Центре дополнительного образования реализуются дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы по следующим
направленностям:
- художественная направленность;
- техническая направленность;
- социально-гуманитарная направленность;
- естественнонаучная направленность;
- туристско-краеведческая направленность;
- физкультурно-спортивная направленность.
МОНИТОРИНГ
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
(характеристика программ по направленностям)
в 2018-2021 годах
Количество
дополнительных
общеобразовательных
программ (по
направленностям)
Художественная
направленность
Техническая
направленность
Социально-гуманитарная
направленность
Естественно-научная
направленность
Туристско-краеведческая
направленность
Физкультурноспортивная
направленность
ИТОГО:

2017-2018
учебный
год

2018-2019
учебный
год

2019-2020
учебный
год

2020-2021
учебный
год

3 (25%)

5 (27,8%)

9 (29%)

7(29%)

1 (8,3%)

1 (5,6%)

1 (3,2%)

1 (3,2%)

4 (33,3%)

5 (27,8%)

9 (29%)

9(29%)

1 (8,3%)

1 (5,6%)

4 (12,9%)

4 (12,9%)

1 (8,3%)

1 (5,6%)

2 (6,5%)

2 (6,5%)

2 (16,8%)

5 (27,8%)

6 (19,4%)

6 (19,4%)

12

18

31

29

Одним
из приоритетных направлений деятельности
Центра
дополнительного образования
является
реализация
дополнительных
общеобразовательных программ в полном объёме.
МОНИТОРИНГ
реализации дополнительных общеобразовательных программ и выполнения учебного
плана
в 2018-2021 годах
Учебный год

Всего программ

% выполнения
учебного плана

Уровень реализации программ

2017-2018 учебный год

12

98,3%

2018-2019 учебный год

18

100%

2019-2020 учебный год

31

100%

2020-2021 учебный год

29

98,7%

Высокий
Все программы реализованы в
полном объёме
Высокий
Все программы реализованы в
полном объёме
Высокий
Все программы реализованы в
полном объёме
Высокий
Все программы реализованы в
полном объёме

Неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяющей всем
участникам реально оценить результативность их совместной творческой и
спортивной деятельности, уровень и качество освоения обучающимися
дополнительных общеобразовательных программ в конкретной предметной
деятельности, является аттестация обучающихся. Формы проведения
аттестации определяются самими педагогами на основании содержания
дополнительной общеобразовательной программы, с учётом прогнозируемых
результатов и индивидуальных особенностей обучающихся. Форма оценки
результатов: уровневая дифференциация (высокий, средний, низкий уровни).
МОНИТОРИНГ
результатов промежуточной аттестации обучающихся
(по итогам учебного года)
в 2018-2021 годах
Кол-во обучающихся
Учебный год
всего

Уровень освоения дополнительной
общеобразовательной программы
Общая оценка результатов аттестации
В
С
Н

2017-2018

375

принявших участие
в аттестации
375 (100%)

2018-2019

486

486 (100%)

190 (39,1%)

279 (57,4%)

17 (3,5%)

2019-2020

850

850 (100%)

443 (52,1%)

401 (47,2%)

6 (0,7%)

2020-2021

887

887 (100%)

469 (52,9%)

414 (46,7%)

4 (0,4%)

178 (47,5%)

194 (51,7%)

3 (0,8%)

МОНИТОРИНГ
результатов обучения
по дополнительным общеобразовательным программам
в 2018-2021 годах
Учебный
год

На начало
учебного
года

2017-2018

364

Количество обучающихся
На конец
переведённых на
учебного
следующий год
года
обучения
375

88 (23,5%)

Оставленных
на повторное
обучение

Количество
выпускников

--------

287 (76,5%)

Доля
обучающихся,
освоивших
образовательные
программы
100%

2018-2019

468

479

151 (31,5%)

--------

328 (66%)

100%

2019-2020

338

850

201 (23,6%)

--------

649 (76,4%)

100%

2020-2021

869

887

84 (9,5%)

--------

803 (90,5%)

100%

Одной из форм организации работы с обучающимися и в целях контроля
над усвоением дополнительной общеобразовательной программы является
участие обучающихся в соревнованиях, выставках, конкурсах и других
мероприятиях разного уровня.
МОНИТОРИНГ
результатов участия и достижений обучающихся в мероприятиях
разного уровня (в целом по Центру)
в 2018-2021 годах

2018 год

1.

1.1

Численность/удельный
вес численности
учащихся, принявших
участие в массовых
мероприятиях
(конкурсы,
соревнования,
фестивали,
конференции), в общей
численности учащихся,
в том числе:
На муниципальном
уровне

273
человек/74%

2019 год
604
человек/72,
9%

2020 год
461
человек/53,1
%

2021 год
323
человека/33,
4%

87
человек/23,6
%

423
человека/51
%

337
человек/38,8
%

202
человека/20,
9%

1.2

На региональном уровне

101
человек/27,4
%

127
человек/15,
3%

124
человек/14,3
%

79
человек/8,2
%

1.3

На межрегиональном
уровне

0 человек/0%

2
человек/0,2%

0
человек/0%

1.4

На федеральном уровне

80
человек/21,7
%

13
человек/1,6
%
11
человек/1,3
%

2
человек/0,2%

42
человека/4,3
%

1.5

На международном
уровне

5
человек/1,4%

0
человек/0%

0 человек/0%

0
человек/0%

2

Численность/удельный
вес численности
учащихся-победителей и
призеров массовых
мероприятий (конкурсы,
соревнования,

98
человек/26,6
%

181
человек/21,
8%

18
человек/2,1%

49
человек/5,1
%

2.1
.

фестивали,
конференции), в общей
численности учащихся,
в том числе:
На муниципальном
уровне

2.2

34
человека/9,2
%

21
человек/2,5
%

12
человек/1,4%

16
человек/1,7
%

На региональном уровне

47
человек/12,7
%

136
человек/16,
4%

3
человека/0,3
%

27
человек/2,8
%

2.3

На межрегиональном
уровне

0 человек/0%

1
человек/0,1%

0
человек/0%

2.4

На федеральном уровне

12
человек/3,3%

2 человека/
0,2%

6 человек/
2,8%

2.5

На международном
уровне

5
человек/1,4%

13
человек/1,6
%
11
человек/1,3
%
0
человек/0%

0 человек/0%

0
человек/0%

3

54
человека/14,6
%

112
человек/13,
5%

55
человек/6,3%

68
человек/7%

3.1

Численность/удельный
вес численности
учащихся, участвующих
в образовательных и
социальных проектах, в
общей численности
учащихся, в том числе:
Муниципального уровня

17
человек/4,6%

26 человек/
6,3%

29 человек/
3%

3.2

Регионального уровня

0 человек/0%

14
человек/1,6%

21человек/2,
2%

3.3

0 человек/0%

0 человек/0%

3.4

Межрегионального
уровня
Федерального уровня

68
человек/8,2
%
17
человек/2,1
%
0
человек/0%
27
человек/3,3
%

0
человек/0%
18
человек/1,9
%

3.5

Международного уровня

0 человек/0%

0
человек/0%

0 человек/0%

34
человека/9,2
%

15
человек/1,7%

0
человек/0%

Одним из важных показателей деятельности педагогического коллектива
Центра является сохранность контингента обучающихся и его стабильность.
МОНИТОРИНГ
сохранности контингента обучающихся детских объединений
в 2018-2021 годах
Учебный год

2017-2018
учебный год

Количество обучающихся
На начало
На конец
учебного года
учебного года
361

375

Прибыло

Выбыло

23

9

Уровень
сохранности
контингента
обучающихся
100 %
высокий

2018-2019
учебный год
2019-2020
учебный год
2020-2021
учебный год

468

479

22

11

338

850

532

20

869

887

36

18

100 %
высокий
100 %
высокий
100%
высокий

3.3. СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРАХ
К факторам, оказывающим положительное влияние на осуществление
учебно-воспитательного процесса, можно отнести состав педагогического
коллектива Центра. В нашем учреждении трудятся настоящие профессионалы,
которые энтузиазмом и творческим горением зажигают сердца детей.
Благоприятная обстановка во многом определяется тем, что значительная
часть педагогов имеют достаточный опыт работы.
Учебный год

2017-2018
2018-2019
2019-2020
2020-2021

№

Показатели
общие

Всего педагогов
(без
администрации)
10
12
23
24

Из них
штатных
работников
6
6
6
6

Показатели частные
20172018

1.

Занимае
мая
должность

Из них
совместителей
4
6
17
18

Количество
201820192019
2020

20202021

Директор

1

1

1

1

Заместитель директора
Педагог
дополнительного
образования,
в т.ч. по
совместительству

1

1

1

1

6

6

16

17

3

3

Тренер-преподаватель,
в т.ч. по
совместительству

2

4

13
5

14
5

1

3

Педагог-психолог

1

1

4
1

4
1

Педагог-организатор

1

1

1

1

2

Воз
раст

3. Педагогичес
кий стаж
работы
4.

5.

6.

Образова
ние

Ква
лификация

Повыше
ние
квалифика
ции педа
гогически
ми и
админист
ративннохозяйствен
ными
работни
ками

Общее количество

10

12

23

24

До 30 лет
Свыше 55 лет

--3 (30%)

--3 (25%0

От 0 до 5 лет

----

---

1 (4,2%)
5
(20,8%)
6 (25%)

Свыше 30 лет

2 (20%)

2
(16,7%)

Среднее
Среднее – специальное,
в т.ч. педагогическое

--1 (10%)
1 (10%)

--1 (8,3%)
1 (8,3%)

Высшее,

9 (90%)

в т.ч. педагогическое

7 (70%)

11
(91,7%)
9 (75%)

Высшая
квалификационная
категория
1 категория

1 (10%)

1 (83%)

1 (4,3%)
5
(21,7%)
6
(26,1%)
5
(21,7%)
--2 (8,7%)
2 (8,7%)
21
(91,3%)
16
(69,6%)
3 (13%)

4 (40%)

7
(58,3%)

12 (50%)

Не имеют категории

5 (50%)

4
(33,3%)

Курсовая подготовка

12
(100%)

11 из 14
(78,6%)

12
(52,2%)
8
(34,8%)
4
(17,4%)

Профессиональная
переподготовка

1

2

---

----

5
(20,8%)
---2 (8,3%)
2 (8,3%)
22
(91,7%)
17
(70,8%)
3
(16,7%)

9
(37,5%)
12 (50%)

За последние годы существенно возросла активность участия педагогов в
мероприятиях различного уровня (семинарах, конкурсах и др.).
Большие изменения в жизни общества повлекли за собой кардинальные
перемены в образовательной деятельности. Внедрение инновационных
технологий, информатизация учебно-воспитательного процесса стали велением
времени. Среди направлений инновационной деятельности учреждения можно
выделить следующие:
- разработка и внедрение в практику дополнительных общеобразовательных
программ нового поколения (модульных, уровневых, для одаренных детей);

- изучение, апробация и внедрение современных образовательных технологий
в процесс обучения;
- формирование и развитие системы работы с одаренными детьми, с детьми из
неблагополучных и социально незащищённых семей;
- внедрение новых форм проведения организационно-массовых мероприятий;
- повышение уровня педагогических, творческих, коммуникативных,
информационно-коммуникационных компетентностей педагогов посредством
самообразования;
- создание сайта учреждения.
Сталкиваясь с различными ситуациями и новыми обстоятельствами в ходе
учебно-воспитательного процесса, педагогу приходится оригинально мыслить,
действовать, избегая шаблона, прямого копирования однажды усвоенных
средств, способов и рекомендаций по проведению занятий. Все это
стимулирует педагогов творчески подходить к разработке форм и методов
занятий, особенно при организации проектной, творческой, спортивной
деятельности обучающихся, проведении практических занятий, на
соревнованиях различного уровня и при подготовке к ним. Педагоги Центра
используют в своей практике такие передовые технологии, как личностноориентированное, групповое, проблемное, продуктивное обучение, игровые и
здоровьесберегающие технологии, проектную деятельность, занятия в форме
мастер-класс. Применение этих технологий способствует более высокой
мотивации интереса обучающихся к изучению той или иной предметной
деятельности, эффективности учебно-воспитательного процесса, развитию
интеллектуальных, творческих способностей и формированию активной
жизненной позиции обучающихся, создает творческую среду и благоприятные
условия для самореализации обучающихся. Кроме того, внедрение инноваций
в учебно-воспитательный процесс способствует достижению обучающимися
высоких результатов в конкурсах и спортивных соревнованиях различного
уровня.
3.4. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА. ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебно-материальная база, благоустройство и оснащённость
Образовательная деятельность учреждения в основном осуществляется
на базе Центра дополнительного образования по адресу: г. Спасск, ул.
Набережная, д.30. Учебные кабинеты оснащены учебной мебелью с учебнонаглядными пособиями, оборудованием для занятий и соответствуют
санитарным нормам и правилам по площади, по освещенности и
микроклимату. Состояние помещений позволяет обеспечить соблюдение
требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной
деятельности. Общая площадь учебных помещений 922,2 кв.м. Для
осуществления образовательного процесса имеются: большой и малый
спортивные залы, актовый зал на 120 посадочных мест, танцевальный зал,

костюмерная, учебные кабинеты для занятий, кабинет педагога-психолога,
медицинский кабинет, кабинет по профилактике наркомании и формированию
здорового образа жизни.
Для реализации дополнительных общеобразовательных программ
имеется необходимый учебно-методический комплекс, который регулярно
обновляется с учётом современных требований: педагоги самостоятельно
приобретают и изготавливают учебные и методические пособия, методическую
литературу. Ежегодно приобретается оборудование и материалы для работы в
детских объединениях творческой направленности, спортивное оборудование и
инвентарь для занятий спортом. Всё оборудование, инвентарь и материалы
соответствуют санитарным нормам и нормам безопасности.
Наличие учебного оборудования позволяют в полной мере проводить
образовательный процесс в полном объёме, реализовывать заявленные
общеобразовательные программы.
Учебные кабинеты оснащены учебной мебелью с учебно-наглядными
пособиями, оборудованием для занятий и соответствуют санитарным нормам и
правилам по площади, по освещенности и микроклимату. Состояние
помещений позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной
безопасности при осуществлении образовательной деятельности.
В учреждении выполняются санитарно-гигиенические условия процесса
обучения в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» от 28.09.2020 года № 28. Имеется экспертное заключение
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Шиловском
районе»
о
соответствии
объекта
государственным
санитарноэпидемиологическим правилам и нормам.
Соблюдается температурный и световой режимы. Система отопления
обеспечивает нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды.
Освещение
естественное
боковое
и
искусственное
(лампы
люминисцентные), осуществляется постепенный переход на светодиодные
лампы. Уровни искусственной освещённости соответствуют нормам. Все
источники искусственного освещения содержатся в исправном состоянии.
Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и
утилизируются в порядке, установленном законодательством РФ. Светопроёмы
помещений для занятий оборудованы регулируемыми солнцезащитными
устройствами.
Водоснабжение – централизованное, от городского коммунального
водопровода. Горячее водоснабжение с помощью электрического титана.
Лабораторные исследования питьевой воды отвечают гигиеническим
требованиям по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям.
В учреждении созданы все необходимые санитарно-бытовые условия для
комфортного пребывания детей. Помещения для занятий размещены с учётом
их функционального назначения, их площади соответствуют наполняемости в
группах. Материалы внутренней отделки безвредны для здоровья детей,

устойчивы к проведению уборки влажным способом и обработки
дезинфицирующими средствами. На 1 этаже здания имеется раздевалка для
верхней одежды. Для занятий хореографией имеется танцевальный зал.
На 1 этаже расположены раздельные туалеты для мальчиков и девочек,
оборудованные кабинами. Для персонала выделен отдельный туалет. Имеется
отдельное помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря,
приготовления дезинфекционных растворов. Уборка территории проводится
ежедневно влажным способом с применением моющих средств.
Все работники учреждения регулярно проходят медицинские осмотры.
Ежегодно проводится косметический ремонт помещений. Санитарное
состояние помещений удовлетворительное.
Финансово-экономическая деятельность
Деятельность
Учреждения
финансируется
законодательством Российской Федерации.

в

соответствии

с

Источником формирования финансовых ресурсов Центра в соответствии
с Уставом являются: бюджетные средства и имущество, закреплённое за
учреждением на праве оперативного управления. Расходование бюджетных и
внебюджетных средств осуществлялось на основании Плана финансовохозяйственной деятельности.
4. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
Анализ итогов реализации Программы развития на 2018-2021 годы
показал, что она была успешно выполнена. В процессе её реализации удалось
достичь выполнения цели программы: создание организационных,
экономических и методических условий для обеспечения функционирования и
развития
учреждения,
повышения
качества,
доступности
и
конкурентоспособности дополнительного образования, соответствующего
современным требованиям, в интересах обучающихся, их родителей (законных
представителей), социальных партнеров и общества в целом, для реализации
творческих способностей обучающихся в системе взаимодействия общего и
дополнительного образования.
За период реализации предыдущей программы развития Центра
дополнительного образования произошли существенные изменения в
обществе, государстве, которые в совокупности являются факторами влияния
на все социальные системы и на образование в частности. Без учета этих
векторов изменений затруднительно иметь реалистическое представление
ситуации для определения основы следующего этапа развития
Центра
дополнительного образования.
Значительно возросли и содержательно изменились социальные
требования к дополнительному образованию детей, в основе которых лежат
критерии открытости и доступности качественного дополнительного
образования, вариативность дополнительных общеобразовательных программ,

инклюзивность,
клиентоцентричность
путём
внедрения
персонифицированного
финансирования,
практико-ориентированность
дополнительных общеобразовательных программ.
Возросла степень
самоидентификации семей обучающихся как субъектов образовательных
процессов, их стремление влиять на организацию и содержание
дополнительного образования. Произошли изменения в предпочтении и
ценностных ориентирах семей, составляющих основу родительской
общественности Центра, вырос их образовательный уровень. Следствие - рост
требовательности семей к качеству образовательных услуг. Возросло
количество семей, получивших доступ к Интернету. Информационные
возможности педагога порой отстают от информационной культуры
школьника, отсюда еще одно следствие - риски снижения образовательной
привлекательности Центра.
Требования к изменениям структур, выступающих по отношению к
дополнительному образованию с каким-либо заказом или требованиями в
обобщенном виде:
- ГОСУДАРСТВО желает, чтобы учреждение дополнительного образования
создавало условия для самореализации и развития талантов детей, а также
воспитания высоконравственной, гармонично развитой и социальноответственной личности.
- ОБЩЕСТВО желает, чтобы учреждение дополнительного образования
выпускало воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами
поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему
общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.
- СЕМЬЯ желает видеть учреждение дополнительного образования,
основанное на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности
к детям; в котором уважаются права ребенка и обеспечивается не только
физический, но и душевный комфорт и, в будущем их дети будут успешны и
получат азы профессионального образования.
- УЧАЩИЕСЯ хотят, чтобы в Центре было интересно заниматься, чтобы к ним
относились с уважением, чтобы можно было общаться друг с другом; хотят
достигнуть успеха в учебной и творческой деятельности, получить
качественное дополнительное образование.
Сегодня образ выпускника Центра становится ориентиром для
проектирования процессов и условий получения образовательных результатов,
главным инструментом развития учреждения и педагогического коллектива. У
современного выпускника учреждения дополнительного образования должны
быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить
нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть
конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную
привлекательность дополнительного образования детей.
Исходя из данных изменений, существует необходимость разработки
программы развития Центра дополнительного образования на 2022-2024 годы
на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом
прогноза о перспективах дальнейшего развития.

Анализ внешней среды. Современная образовательная ситуация
применительно к деятельности нашего учреждения определяется рядом
факторов: реальными образовательными потребностями населения района,
ближайшими перспективами развития, определяемыми Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2030 года, социально-экономическими
особенностями района и города.
Сложившаяся практика работы Центра показывает, что предоставляемые
им услуги формируются, исходя из возможностей самого учреждения, из
имеющегося кадрового потенциала, в частности, без учета потребностей и
интересов потребителей этих услуг - детей. Следствием этой ситуации стала
диспропорция между различными направлениями услуг дополнительного
образования, неопределенность приоритетных направлений.
Анализ внутренней образовательной среды показал, что несмотря на
достаточный профессиональный уровень
педагогов, отрицательно на
образовательном процессе сказывается слабая материально-техническая база и
недостаточное финансирование, являющиеся препятствием к открытию новых
современных программ и созданию новых мест для увеличения количества
детей.
Проведенный анализ состояния образовательной деятельности в Центре
дополнительного образования показал, что наибольшее предпочтение на
протяжении последних лет обучающиеся отдают художественной, социальногуманитарной и физкультурно-спортивной направленностям.
В детские объединения Центра принимаются все желающие дети, без
отбора, а следовательно, с разной базой знаний, умений, жизненным опытом.
Поэтому важно в процессе образования осуществлять педагогический учет
физиолого- психологических особенностей каждого ребенка, разрабатывать
разноуровневые программы.
С целью выявления социального заказа, были изучены:
- требования, предъявляемые к дополнительному образованию детей;
- потребности учащихся и их родителей;
-мнения педагогов дополнительного образования о путях его обновления;
- спектр услуг, которые способен предоставить Центр дополнительного
образования.
Проведенный анализ показал, что в системе образования района Центр
дополнительного образования играет важную роль. Социальный заказ со
стороны Управления образования состоит в том, чтобы Центр занял одно из
ведущих мест в процессе формирования единого образовательного
пространства района. Кроме того, учреждению необходимо расширить свои
социальные связи в окружающем микросоциуме, в частности:
- наладить сетевое взаимодействие со школами района в сфере
образовательной и досуговой деятельности детей;
- более активно включиться в систему реабилитационного пространства
района, в том числе по работе с «трудными» детьми;

- радикально обновить свою предметно-пространственную среду, что
необходимо для расширения социокультурных контактов учреждения,
пропаганды творческих и спортивных достижений обучающихся, оказание
помощи в организации и проведении районных мероприятий.
Еще одним фактором, влияющим на структуру социального заказа,
явилось мнение педагогов об актуальных проблемах и перспективах развития
учреждения, в том числе:
- существенное обновление материальной базы Центра дополнительного
образования;
- совершенствование методической работы;
- обновление банка дополнительных общеобразовательных программ и учебнометодического комплекса к ним.
Чтобы соотнести выявленный социальный заказ с реальными
возможностями Центра, был проведён мониторинг образовательного процесса
и анализ современного состояния и проблем учреждения за 2018-2021 годы в
основных сферах его деятельности.
К положительным моментам были отнесены:
- положительная динамика количества учащихся, занятых дополнительным
образованием;
- вовлечение в работу детских объединений обучающихся старшего школьного
возраста;
- обновление образовательного процесса на основе современных
дополнительных
общеобразовательных
программ
и
педагогических
технологий;
- увеличение количества обучающихся, участвующих в мероприятиях разного
уровня, количества победителей и призёров различных конкурсов и
соревнований;
- стремление педагогов выйти на аттестацию на первую квалификационную
категорию.
Вместе с тем был выявлен ряд проблем в организации учебновоспитательного процесса, в том числе:
- слабое обеспечение имеющихся образовательных программ методическими и
дидактическими материалами;
- недостаточное использование интегрированных, разноуровневых и
комплексных программ, программ с применением дистанционной и сетевой
форм реализации;
- разрыв процессов образования и воспитания, обусловленный преобладанием
у педагогов ориентации на формирование у воспитанников, прежде всего,
конкретных навыков в той или иной предметной деятельности, и явно
недостаточным вниманием к развитию личностных качеств детей;
- предлагаемые образовательные услуги явно направлены на удовлетворение
познавательных потребностей обучающихся дошкольного, младшего и
среднего школьного возраста;
- спектр услуг, рассчитанный на старший школьный возраст, не
соответствует существующим запросам;

- тенденция к замыканию дополнительного образования детей в рамках одного
учреждения;
- недостаточное взаимодействие субъектов социума в решении проблем
дополнительного образования детей;
- качество образовательного процесса по реализуемым программам не всегда
соответствует современным требованиям. Прежде всего, не сформировано
современное представление о качестве дополнительного образования детей; не
развиты новые формы его оценки - оценки открытой, прозрачной,
критериальной, внешней (а не внутриведомственной), с привлечением
общественности;
- недостаточная работа с семьями обучающихся в учреждении;
-расширение
возможностей
по
более
качественной
реализации
дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и
технической направленностей, связанных в том числе и с высоко затратными
технологиями (робототехника, электроника);
- разработка программ индивидуального сопровождения
детей
(индивидуальные образовательные маршруты) обучающихся из группы риска,
с ОВЗ, а так же из числа одаренных детей, программ с профориентационной
составляющей.
С точки зрения социальной педагогики, дополнительное образование не
может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Важными
аспектами дополнительного образования являются: оказание специфических
образовательных услуг, учет интересов детей и родителей при составлении
дополнительных общеобразовательных программ, тесное взаимодействие с
семьёй, ближайшим социумом.
5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Система дополнительного образования детей как многоуровневый
социально-педагогический и образовательный институт функционирует на
основе социального заказа общества, оказывает широкий спектр
образовательных услуг, удовлетворяя постоянно растущие индивидуальные
образовательные
потребности
личности,
обеспечивает
эффективное
формирование самодостаточности и конкурентоспособности обучающегося,
проявляющего творческую инициативу, способность к самостоятельному
поиску новых способов действий, стремление к самореализации и
самовыражению.
Изменение содержания образовательной деятельности, кадровой
политики, управленческой деятельности, взаимодействие с различными
учреждениями, приведут к повышению качества образования.
Осознавая необходимость изменений в деятельности Центра, были
разработаны следующие направления, определяющие перспективы развития
Центра в целом:

1. Повышение качества образования, совершенствование содержания,

организационных форм, методов и технологий дополнительного образования
детей, удовлетворяющих современные требования личности, семьи, общества,
государства.
2. Разработка программ нового поколения, направленных на развитие
инновационной деятельности, информационных технологий.
3. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны
и укрепления здоровья, профессионального самоопределения и развития
творческих способностей детей, раннее выявление и сопровождение
одаренных детей.
4. Предоставление равных образовательных возможностей всем детям, в
том числе – детям с особенностями в развитии; детям, находящимся в трудной
жизненной ситуации; детям из семей с низким социально-экономическим
статусом; детям мигрантов.
5. Обеспечение возможности выбора ребенком важных для него сфер
интересов и сфер деятельности.
6. Совершенствование системы выявления и сопровождения талантливых
и одаренных детей.
7. Создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества
работы и непрерывному профессиональному развитию; разработка и
реализация новых моделей управленческой и методической деятельности.
8. Формирование позитивного имиджа, создание условий для
обеспечения информационной открытости учреждения.
9. Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями образования,
культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественностью, развитие
системы социального партнёрства для решения основных уставных задач
учреждения.
10. Создание эффективной системы экономического управления в
условиях нового финансирования, сохранение и обновление материальнотехнической базы.
11. Совершенствование нормативно-правовой базы.
Разработка программы развития осуществлена, исходя из понимания
того, что развитие носит вероятностный характер, так как этот процесс
обусловлен многообразием внутренних и внешних факторов, влияющих на
него на протяжении всего временного периода реализации Программы.
Центр дополнительного образования, реализуя программу развития,
обозначает высшей ценностью – заботу о детях и определяет приоритетным
направлением в своей работе создание таких образовательных программ и
условий среды, которые могли бы обеспечить:

доступность и качество образования;

улучшение условий обучения учащихся;

сохранение здоровья учащихся;

совершенствование
профессионализма
всех
категорий
педагогических работников;


сохранение и расширение ресурсной базы для оказания
образовательных услуг за счет диверсификации источников и механизмов
финансирования;

укрепление государственно-общественного характера управления.
Решение задач саморазвития ребенка в учреждении дополнительного
образования детей возможно при условии объединения процессов обучения,
воспитания и развития, что можно сделать, превращая каждое учебное занятие,
участие в конкурсах, досуговых мероприятиях, работу в научных обществах,
детских объединениях в познание ребенком самого себя и своих отношений с
окружающими.
Этапы и периоды реализации Программы развития
1 этап /подготовительный/ - план действий по реализации задач: январь 2022
г. - декабрь 2022 года:
- определение стратегических направлений развития учреждения на 2022-2024
годы на основе анализа деятельности учреждения за 2018-2021 годы и
моделирование нового качественного состояния;
- определение целевых индикаторов и показателей результативности
реализации Программы развития;
- проведение общественного обсуждения и согласование Программы развития
учреждения;
- перспективное планирование мероприятий по подготовке ресурсного
(материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения
инновационных дополнительных общеразвивающих программ и мероприятий
по реализации Программы развития учреждения;.
- формирование методической базы, банка новых дополнительных
общеобразовательных программ актуальных направленностей, апробация
новых технологий.
2 этап /внедренческий/ - перевод учреждения в новое качественное состояние
(реализация плановых мероприятий Программы развития учреждения):
сентябрь 2022 – август 2024 годы:
- реализация проектов (подпрограмм) и мероприятий Программы развития
учреждения;
- внедрение современных механизмов управления учреждением;
- создание условий для повышения качества дополнительного образования,
информационной системы дополнительного образования;
- создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в
условиях обновления содержания дополнительного образования;
- расширение спектра и обновление направлений взаимодействия с
социальными партнерами в части повышения творческой самореализации
участников;
- развитие инновационного потенциала учреждения;
- организация мониторинга процесса и результатов реализации Программы
развития учреждения.

3 этап /завершающий/ - оценка достигнутых результатов Программы
развития учреждения: сентябрь-декабрь 2024 года:
- анализ достигнутых результатов, реализация мероприятий, направленных на
обобщение и распространение результатов, полученных на предыдущих
этапах;
- определение стратегии развития учреждения в соответствии с
государственными приоритетами в области дополнительного образования
детей на следующий период.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модель будущего состояния:
Настоящая программа развития предполагает, что в условиях развития
Центра дополнительного образования по расширенному сценарию, его
состояние к 2024 году будет характеризоваться следующим образом:
- Широкий спектр образовательных услуг с учетом современных
запросов детей, родителей, общества.
-Увеличение дополнительных общеобразовательных программ с
использованием
возможностей
информационно-коммуникационных
технологий, интеграции различных направленностей дополнительного
образования, удовлетворяющих современным требованиям личности, семьи,
общества, государства.
- Наличие условий, обеспечивающих равные образовательные
возможности всем детям, в том числе – детям с ограниченными
возможностями здоровья; детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
детям из семей с низким социально-экономическим статусом.
- Наличие условий, обеспечивающих возможности выбора ребенком
важных для него сфер интересов и сфер деятельности.
- Наличие открытой системы информирования граждан об
образовательных
услугах,
обеспечивающей
полноту,
доступность,
своевременное обновление и достоверность информации.
- Использование эффективных форм работы с талантливыми и
одаренными детьми.
- Наличие условий для самореализации и социализации обучающихся.
- Увеличение доли педагогических работников, мотивированных на
повышение качества работы и непрерывное профессиональное развитие.
- Повышение качества педагогической и управленческой деятельности
за
счет
эффективного
использования
методических,
кадровых,
организационных, сетевых ресурсов.; успешное внедрение системы
наставничества.
- Увеличение дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых с
использованием форм сетевого взаимодействия с образовательными
организациями, учреждениями культуры, искусства и спорта.

- Удовлетворенность выпускников Центра и их родителей уровнем
полученного дополнительного образования.
- Расширение материально-технической базы учреждения для реализации
различных направлений деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».