Консультации педагога-психолога Центра

т. 8-915-628-67-52 - педагог-психолог Мишкина Ольга Александровна

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

10.04.2020

Как можно распознать суицидальное поведение подростка, пока не случилась трагедия? 

Суицидальное поведение далеко не всегда проявляется отчётливо, как правило, оно маскируется особенностями подросткового периода. Психологи отмечают тревожные сигналы, которые обязательно должны насторожить взрослых: 

1.Тревога, переживания, тоска, обида, одиночество. Явным диагностическим признаком, требующим неотложных действий, является использование подростком выражений о тяжести жизни («Мне тяжело жить», «Я дальше так жить не могу», «Всё надоело», «Сколько можно?!», «Лучше умереть» и пр.), о намерении больше не быть для старших проблемой («Больше обо мне не надо беспокоиться», «Я скоро перестану всем мешать», «Кому (зачем) я такой нужен?» и пр.). Заинтересованность проблемами смерти и самоубийств, наводящие вопросы, философские рассуждения на подобные темы («Пожил – и хватит», «Вы верите в переселение душ?», «После смерти, может быть, когда-нибудь и я вернусь в этот мир…» и др.). 

2. В некоторых случаях суицидальное намерение можно заподозрить по следующим фактам: ребёнок раздаёт значимые для него вещи, наводит порядок, стремится завершить неоконченные дела и погасить имеющиеся у него долги (учебные, товарищеские, возможно финансовые) или, наоборот, стал неряшливым, подавленным, безразличным; начинает проявлять раздражительность, агрессию. Внезапные перемены в поведении должны стать объектом пристального наблюдения. Когда сдержанный, замкнутый, молчаливый подросток вдруг начинает много шутить, смеяться, болтать, то следует внимательно к нему присмотреться – такая резкая перемена иногда свидетельствует о глубоком переживании, которое человек старается скрыть под маской веселья и беззаботности. 

3.Активная предварительная подготовка – собирание отравляющих веществ, лекарств, боевых патронов, рисунков с ритуальной атрибутикой, разговоры о самоубийстве как о лёгком переходе в иной мир, посещение кладбищ и подробные рассказы о  них, частые разговоры о загробной жизни. 

4. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно для каждого человека. Но стоит насторожиться, если замкнутость, апатия, обособление становятся глубокими и длительными, особенно, когда подросток сторонится вчерашних друзей и внезапно теряет интерес к тому, что раньше было ему дорого. 

5. Капризность, привередливость, обидчивость. Если настроение чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, то это уже причина для тревоги. 

6. Депрессия. Это сильный эмоциональный упадок, который не всегда заметен и у каждого проявляется по-своему. Единственный способ выявить это состояние – прямой и доверительный разговор с ребёнком. 

7. Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, находясь на пределе риска. 

8. Потеря самоуважения. Люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе неуважительно, считают себя никчёмными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они неудачники, что у них ничего не получается и их никто не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут. 

9.Ухудшение успеваемости. Многие дети, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», вдруг начинают прогуливать, нарушать дисциплину, намного хуже учиться. 

10. Равнодушие к своему внешнему виду. Суицидным подросткам становится совершенно безразлично, какое впечатление они производят. 

 

Так что же дожжен делать родитель, чтобы не допустить даже мимолётных суицидальных мыслей у подростка?  

Сохранение контакта родителя с подростком необходимо в первую очередь. 

Правило первое – внимательно выслушать! В кризисном состоянии любому, даже взрослому человеку необходим тот, кто готов слушать. 

Правило второе – не оставлять без внимания даже самые, на ваш взгляд, незначительные жалобы, обиды, тревоги ребёнка. Помните: всего одна маленькая деталь впоследствии может сыграть большую роль, если вообще не привести к непоправимому финалу. 

Правило третье – убедить подростка раскрыться, поделиться своими мыслями, чувствами, проблемами,  объяснить, что безвыходных положений не бывает, выразить уверенность, что вместе вы непременно справитесь со всеми трудностями и неприятностями. 

Если сохранить или установить контакт всё-таки не удаётся, то крайне важно вовремя обратиться к специалисту. 


Почему нужно уважать личное пространство подростков 


Каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, и ваши подросшие сын или дочь – не исключение.  

Желание иметь личное пространство, которое никто не будет нарушать – вполне естественно, и эта потребность формируется по мере того, как ребенок растет. В какой-то момент табличка «без стука не входить» появляется не только на двери в комнату подростка, но и, в переносном смысле, на его душе. Конечно, родителям подростков и без того приходится непросто, и предсказать, где проходит та невидимая черта, за которую им еще вчера было можно, а сегодня уже доступ воспрещен, бывает сложно. А реакция на нарушение границ со стороны подросшего ребенка может быть очень острой. 

Дело в том, что у подростка начинается неизбежная фаза сепарации, отделения себя от родителей. Ему больше не нужно постоянное присутствие мамы и папы в его жизни, он должен осознать, кто он и что он, — словом стать индивидуальностью. 

А тут еще настигающие подростка физиологические и психологические изменения. Меняющееся тело и развивающийся мозг тоже требуют личного пространства. Появляются новые страхи, желания, кумиры, увлечения, в которые, как кажется подростку, маме и папе путь заказан. По этой дороге он должен пойти один, и поэтому дверь в его комнату должна быть наглухо закрыта, а телефон и компьютер – запаролены. 

Этот период – огромный вызов для родителей, которые поначалу просто не понимают, как им быть с этим новым существом, которое еще вчера было ласковым малышом, а сегодня вдруг стало холодным чужаком с пирсингом и зелеными волосами. 

Кажется, что контакт потерян навсегда. Тут родителям важно не отчаиваться и помнить, что «уход в себя» вовсе не означает, что подростку есть что прятать, а острая жажда независимости – всего лишь признак роста, необходимая фаза развития личности ребенка. 

Посмотрите, с каких фраз начинаются ссоры между детьми и родителями: 

«Во что ты вырядился 

Гневная критика обесценивает выбор и усилия ребёнка,  а заодно лишний раз убеждает его, что родители ничего не понимают в моде. Эксперименты с внешним видом – всего лишь этап, но если вы не можете с ними мириться, говорите об этом прямо и старайтесь искать компромиссы: «Мне не нравится твоя одежда, и я буду настаивать на том, чтобы ты одевался по-другому, если… (этого потребуют в школе, мы вместе куда-то идём и т.д.)». 

«Опять ты слушаешь/смотришь эту чушь!» 

Нелюбовь к чему-то – повод не враждовать, а договариваться: в какое время или как долго можно слушать музыку, смотреть видео и т.д. Аргументируйте свою позицию и покажите, что интересы сына или дочери вам не безразличны: «Мне не нравится эта музыку, потому что…», «Мне кажется бессмысленным этот ролик, объясни, о чём он». Возможно, вы попутно убедитесь, что ребёнок всё же увлечён чем-то стоящим. 

«Вот отключу интернет, будешь знать!» 

Контроль за временем, проведённым ребёнком с различными гаджетами, и получаемой при этом информацией – ответственность родителей. Но если вы не оговорили регламент использования гаджетов, то не вправе требовать и его соблюдения. Договорённости должны быть чёткими и соблюдаться в первую очередь взрослыми. Тогда угрозы сами собой сменятся на «у тебя осталось 15 минут, закругляйся». 

«Кто тебе всё время пишет?» 

Вместо этого задумайтесь, что на самом деле вас беспокоит. Нужно делать уроки, а ребёнок торчит в чатах? Вы не знаете круг его общения в соцсетях и переживаете по этому поводу? Как только вы определитесь со своими страхами, их можно  будет обсудить. Например, так: «Я переживаю о твоей безопасности. Когда ты не знаком с человеком в реальности, в интернете он может оказаться кем угодно. Давай обсудим правила общения в сети». 

«Ты мне все нервы вымотал!» 

Эта фраза показывает, во-первых, что ребёнок для вас обуза (а это ведёт его к заниженной самооценке), и во-вторых, что вы сами не контролируете свои эмоции, раз ими так легко управлять. Когда в порыве гнева хочется разразиться упреками, лучше сказать следующее: «Я сейчас очень зла, мне не нравится то, что ты делаешь; дай мне время успокоиться, а потом поговорим». 

«От тебя никакой помощи/уважения!» 

Такие фразы сотрясают воздух, но не озвучивают конкретной претензии, чего именно не достаёт родителям. А потому, даже если стороны вроде бы понимают друг друга, неизбежно выясняется, что они вкладывают в слова разное. Лучше конкретизировать, как должен вести себя ребёнок, что сделать и в какой промежуток времени. 

«А я тебе говорила!» 

После неудачи любой человек может принять в штыки лишнее напоминание о своей ошибке. Однако если понимать, что главное – это полученный опыт, а не доказательство родительской правоты, можно сказать: «Теперь ты точно знаешь, что получится, если продолжать так делать» или «Теперь ты сам понял, как не надо». 

«Не будешь учиться – пойдёшь в дворники». 

После таких пророчеств либо возникает ответная агрессия («а вам-то что!?»), либо окончательно опускаются руки. И наоборот, положительные ожидания, по наблюдениям психологов, воплощаются в жизнь чаще. Сказав ребёнку: «Если будешь хорошо учиться, сможешь получить любую престижную профессию», вы озвучите ту же идею, но более эффективным и приятным для слуха способом». 

«Ерунда, не бери в голову!» 

Эта фраза может привести ребёнка либо к пониманию того, что его чувства неважны, неправильны, нелепы (а значит, и он сам нелепый и неважный), либо к ощущению, что его родители – чёрствые, ничего непонимающие люди. Даже если на ваш взгляд проблема яйца выеденного не стоит, лучше сказать: «Я не совсем понимаю, что ты чувствуешь, и почему. Объясни, пожалуйста». 

«Ты же мальчик/девочка!» 

Этой фразой вы как бы сообщаете ребёнку, что он не соответствует вашему представлению об идеальном мальчике/девочке, и удобряете почву для комплексов («все правильные, а я – нет, бракованный»). Если уж хотите, чтобы сын или дочь следовали качествам, которые вы считаете важными для мужчин или женщин, то приводите пример конкретного человека, обязательно успешного в сфере, важной для вашего ребёнка». 

«Вот Саша молодец, а ты…» 

Эта фраза вызывает у ребёнка обиду и ощущение, что он не устраивает родителей таким, какой есть. Обычно сравнения с более успешными (по мнению взрослых) товарищами звучат для того, чтобы дети застыдились и чего-то добились. Вместо этого обходного пути стоит идти напрямик: «Я считаю, что у тебя есть способности к математике, хочу, чтобы ты постарался и получал оценки выше тройки». 

«Потому что я так сказала!» 

Прежде чем запрещать что-либо своему ребёнку (особенно подростку), запаситесь весомыми аргументами и контраргументами. И не пресекайте вопрос «Почему?», если ребёнок задаёт его, даже на повышенных тонах, он готов к диалогу. Возможно, вы поспорите или даже поссоритесь, но, главное, останетесь в диалоге и сохраните контакт друг с другом. 

«Какие у тебя могут быть секреты?» 

На самом деле они есть всегда, и даже у самых примерных детей (к счастью, чаще всего это что-то безобидное). А подростковый период  «закрытых дверей» - естественный этап, когда ребёнок стремится чаще бывать в одиночестве. Если вы переживаете, что ваш ребёнок может скрыть что-нибудь опасное, лучше сказать: «Ты всегда можешь рассчитывать на меня и папу. Если ты попал в неприятность, давай вместе думать, как из неё выбраться» 

И родителям, и подростку нужно понимать, что соблюдение личного пространства и доверие неразрывно связаны между собой. Иногда родителям придется делать трудный выбор, потому что, с одной стороны, они доверяют ребенку, а с другой — его стремление к  независимости может завести его в опасные дебри, и тут уж маме и папе придется засунуть нос в его дела. 

Поэтому до подростка нужно донести, что чем честнее и ответственнее он будет себя вести, тем больше родители будут ему доверять. Ведь зачем родителям за тобой шпионить, если они знают, что ты ответственный и заслуживающий доверия человек. Но все эти тщательные выстраивания границ, доверие и уважение личного пространства подростка вовсе не означают, что в случае подозрительного поведения с его стороны родители не вмешаются – на это у них есть полное право, и это даже их прямая обязанность. 

Родители обязаны защищать детей, даже когда тем кажется, что они в защите не нуждаются. И в этой ситуации цель оправдывает средства – в потенциально угрожающих ребенку ситуациях мама и папа могут осматривать комнату подростка или мониторить его активность в сети. Потому что право подростка на личную жизнь вовсе не означает, что он может делать все, что ему взбредет в голову.  

Но в целом, как бы ни было трудно, не забывайте, что все проходит, и это, то есть подростковый возраст вашего ребенка, тоже пройдет, а потом, если вы сумеете вместе преодолеть проблемы, проявить терпение и уважение, ваши отношения улучшатся. 

Во всяком случае, нужно не терять оптимизма, но помнить, что от того, как вы справитесь с подростковыми годами сына или дочери, зависят ваши с ним или с ней отношения на всю оставшуюся жизнь. Вот почему, как бы вам ни хотелось каждую минуту знать, что происходит в жизни взрослеющего ребенка, все же стоит держать себя в руках и не лезть туда, куда вас не пускают. 

По материалам сайта moms.com 



Первый раз в первый класс. 

    Учебный год на носу. Скоро ваши дети  пойдут в первый  класс.  Как родителям заставить ребёнка учиться и при этом сохранить душевное равновесие? 

Начните подготовку заранее. Ещё  до того как малыш отправится в школу, вы должны сообщить, что ему предстоит не только сидеть за партой несколько часов в день, но и заниматься дома. И объясните: это нужно, чтобы лучше усвоить знания, полученные на уроках. Приведите пример: «Помнишь, как ты пытался сам завязывать шнурки? Сколько старался? Вот так же и со школьными заданиями». 

Обрисуйте временные рамки. Иногда нежелание ребёнка заниматься связано с тем, что ему неясен объём работы, который предстоит выполнить. Может, придётся трудиться до вечера…  Как тут не зареветь?! Поэтому вы должны сказать: сейчас полчаса почитаешь, потом 15 минут отдохнёшь, потом ещё потрудишься – и можешь быть свободен. Такой подход успокоит ребёнка и настроит на учёбу. 

Делать уроки – обязанность. Если ребёнок капризничает, вы должны дать понять, что домашнее задание – его работа: хочешь не хочешь, а надо делать. Поделитесь, что вы тоже не всегда желаете вставать в шесть утра и отправляться на службу, но тем не менее идёте. Будьте максимально спокойны и не реагируйте на провокации и слёзы. 

Давайте право на ошибку. Многие родители, когда у детей возникают проблемы с выполнением учебных заданий, в какой-то момент решают пойти по лёгкому пути – делать уроки за них. Конечно, это проще, чем в десятый раз объяснять новоиспечённому школьнику, как решается та или иная задача. Но это неправильная позиция, потому что тогда у ребёнка отложится в голове, что вы всегда всё сделаете за него. В будущем это будет мешать ему рассчитывать только на себя и добиваться целей. Пусть он лучше пойдёт в школу неподготовленный и сам осознает это, когда учитель спросит его по пройденному материалу, а ему нечего будет ответить. Это научит его отслеживать связь между своими поступками и их последствиями. 

Не забывайте о похвале. Каждое своевременно выполненное домашнее задание – повод сказать ребёнку, какой он молодец. А вот заваливать подарками за то, что делает уроки и получает пятёрки, не стоит. Ребёнок должен тянуться к знаниям не ради планшета, который ему обещали, а для себя самого - для дальнейшей учёбы и успешной карьеры. 



10.06.2020 Интернет-зависимость 

   

    Под интернет-зависимостью понимается патологическое, непреодолимое влечение, тяга к использованию интернета. Эта зависимость оказывает пагубное влияние на многие сферы деятельности - учебную, бытовую, социальную, финансовую, семейную, психологическую. 

       Зачастую у людей полностью теряется чувство реального времени, начинается снижение успеваемости в учебе или проблемы на работе, теряются контакты с друзьями. У зависимых людей меняется поведение, исчезает потребность в реальном общении, возникает ложное чувство безопасности. Они начинают отдавать предпочтение онлайн-общению. При попытке запретить реагируют агрессивно. 

    Интернет - зависимость является одним из видов аддиктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. 

  Подростковая Интернет-зависимость - тема отдельного разговора. Подросток ищет в виртуальном мире то, чего ему остро не хватает в обычной жизни: общения, понимания, поддержки. Как правило, такие дети отличаются обидчивостью, повышенной ранимостью и тревожностью. Они испытывают сложности в выражении эмоций, неспособны делиться своими переживаниями, замкнуты, с трудом адаптируются в коллективе и не умеют строить отношения со сверстниками. Если ребенок проводит все свое время в социальных сетях, предпочитая общаться с виртуальными друзьями, он нуждается в помощи.      

   Интернет-зависимость у подростка сигнализирует о серьезных психологических проблемах, которые необходимо решать вместе с психологом. К тому же зависимость от Интернета делает ребенка апатичным, подавляет волю. В будущем это ведет к тому, что человек не может адаптироваться к нормальной жизни: нет никаких целей, желания чего-то добиваться, развиваться, работать, строить отношения. Вот чем опасна подростковая Интернет-зависимость! 

   Остановимся на мерах профилактики и коррекции интернет - зависимости в этом возрасте. Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости у подростков: 

1) обязательно показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. Если родители говорят, что можно находиться за компьютером не более получаса в день, то и сами не должны проводить за ним несколько часов в день; 

2) ограничить время, проведенное за компьютером. Объяснить свою позицию, что компьютер - это не право, а привилегия и общение с ним обязательно контролируется родителями. При этом резко запрещать работать с компьютером, находиться в сети - нельзя, особенно, если ребенок склонен к зависимости. Стоит следить, чтобы в будние дни это было два часа, в выходной день - три часа и обязательно с перерывами; 

3) рассмотреть другие варианты досуга, можно попробовать составить список дел, чем можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы это был совместный семейный досуг: настольные игры, походы в кино, прогулка в парке, на природе, поделки и т.д. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа - спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни; 

4) можно использовать компьютер в целях эффективного воспитания, как поощрение за какое-либо сделанное дело; 

5) следить за тем, в какие игры играют дети. Некоторые игры могут привести к страхам, агрессивности, раздражительности, потере сна; 

6) обсуждать различные варианты игр вместе с ребенком, отдавать предпочтение развивающим и обучающим играм. Очень важно показать ребенку альтернативу компьютерным играм, научить его критически относиться к такому времяпровождению. Показать, что это очень небольшая часть развлечений, игра никогда не заменит реального общения; 

7) если родители сами не могут справиться с проблемой, то необходимо обратиться к психологу или в специализированные центры. 



25.05.2020 Как помочь ребёнку полюбить чтение? 10 советов психолога. 

1. Прежде всего, создайте в вашем доме культуру чтения. 

Если ребенок не видит вас, получающего удовольствие от книги, то и сам он вряд ли станет активным читателем. Ведь детей учат не наши слова, а наши поступки. 

 2. Семейное чтение вслух. 

 По возможности вовлеките в это занятие других членов семьи. И читайте друг другу. Выберите книгу на тему, которая интересна вашему ребенку. Кстати, подумайте, а хорошо ли вы знаете его интересы? 

Ребенка пока не просите вам читать, пусть только слушает, если сам захочет. Вы можете просто сказать ему: «Папа нашел очень интересную книгу про... (любимая тема ребенка) и хочет мне почитать. Если хочешь, ты можешь тоже послушать». 

Пусть один из родителей прочитает интересный отрывок книги. А затем взрослые могут между собой начать обсуждать прочитанное. Спросите ребенка, а что  думает он?  

Благодаря этому занятию вы и получите удовольствие сами, и улучшите домашнюю атмосферу, и покажете ребенку, что чтение — это процесс, от которого многие получают удовольствие. Кроме того, во время слушания у ребенка развивается творческое воображение, которое поможет ему в дальнейшем.   

И не жалейте времени на чтение вслух ребенку. Это не только приобщение к чтению. Это моменты близости, которые вы будете вспоминать, когда ребенок вырастет. 

3. Дефицит и вызов. 

На начальном этапе приучения к чтению очень важно делать это невзначай, без каких либо объяснений, назиданий и просьб к ребенку почитать самому. Лучше, наоборот, создайте ощущение дефицита и труднодоступности заинтересовавшей книги, если ребенок ее попросит, вы можете ответить: «Я сама хочу еще почитать. Ладно, я дам тебе эту книгу, только ненадолго, мне очень хочется самой прочитать, что там дальше. Да и ведь тебе еще уроки делать надо». 

Вы даже можете добавить, что ребенок пока маловат для этой книги, что он не все поймет. Такой вызов побудит многих детей доказать, что они уже умные и взрослые. 

В этом подходе самое важное, чтобы вам самим была интересна эта книга, ведь иначе ребенок мгновенно почувствует фальшь. 

  4. Рисуйте иллюстрации. 

 Особенно пока ребенок маленький — рисуйте вместе с ним иллюстрации к книге, которую вы ему читаете. Большинство детей с удовольствием рисуют, а особенно, если вы поможете. Это привлечет дополнительное внимание и любовь к книге, даст возможность обсудить, что ребенку запомнилось, впечатлило. И будет способствовать развитию воображения. 

5. Начинайте с легкого и интересного. 

 Сначала определите для себя, зачем вам, чтобы ребенок читал? Чтобы мог осилить школьную программу, и вам бы не было за него стыдно? Или вы хотите заинтересовать его чтением как источником радости, интереса и знания? 

Вначале предлагайте ребенку книги, которые будут для него развлечением и радостью,  которые ему будет легко читать, по возрасту. Пусть это будут приключения, фантастика, рассказы о животных или о первой любви — лишь бы ребенку было интересно. А уж когда он полюбит чтение, тогда можно будет предложить ему что-то более серьезное и трудное. Нам, конечно, хочется, чтобы ребенок был хорошо знаком с классикой. Но школьная программа предлагает, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. В результате чтение трудных, малопонятных произведений, да еще и написанных для взрослых, и больше двух веков назад, может вовсе отбить желание у начинающего читателя. 

 6.Читайте произведение заранее, до того, как его будут разбирать в школе.  

 Нередко на уроках литературы так долго и занудно разжевывается и анализируется произведение, что от одного этого становится тошно. Ведь произведение часто препарируется так, будто задача школьного курса подготовить литературных критиков. 

Поэтому, пусть лучше ребенок прочтет, например, «Преступление и наказание» как детектив, а уж потом его разберут по косточкам на уроке. 

 7. Читайте произведение одновременно с ребенком. 

 Когда ребенку нужно прочесть большое серьезное произведение, например, «Войну и мир», начните читать с ним одновременно. Вы и сами получите удовольствие, возможно, упущенное в школьные годы по вышеназванным причинам, и сблизитесь с ребенком, станете единомышленниками. Делитесь с ним своими находками и размышлениями, объясняйте трудные места. 

  8. Устройте конкурс читателей. 

Вы можете организовать такой конкурс в классе, где учится ваш ребенок, или подключить к нему его друзей. Предложите детям список интересных книг и объявите конкурс с заманчивым призом, который должен состояться, например, через 2 или 3 месяца. Первое место займет тот, кто прочел больше всех и смог ответить на вопросы по книгам. А остальные пусть получат утешительные призы. 

 9. Приобретете ридер. 

 Желательно с минимальными возможностями играть в игры. Тогда у вас всегда будут с собой интересные книги. И в любой момент — в транспорте, в очереди - вы сможете почитать ребенку. А когда он захочет — подарите это полезное развлечение ему. 

 10. Никогда не используйте чтение как наказание или условие для чего-то другого. 

 Нельзя говорить ребенку: «Вот прочтешь главу, тогда разрешу посмотреть телевизор или получишь планшет». Это приучит ребенка к мысли, что чтение само по себе — процесс неприятный. Чтение должно упоминаться только в контексте удовольствия и интереса. 

 

Желаю вам увлекательного совместного чтения! 


18.05.2020 Рекомендации родителям по подготовке детей к школе 

  1. Не «пичкайте» новой информацией. 

За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, решать несложные примеры можно и нужно, но все это должно быть в игровой, не принудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение». 

2. Рассказывайте позитивные истории из своей школьной жизни. 

Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни. 

3. Не делайте акцент на оценках. 

Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят. 

4. Не пугайте школой.                

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров. 

5.Покупайте школьные принадлежности вместе с ребёнком. 

Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. 

  

6.Играйте в школу.  

Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»). 

7.Начинайте жить по новому распорядку дня. 

За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день. 

8.Подружите малыша с часами.               

Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим детям легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось. 

9.Побольше командных игр.              

В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу. Благодаря командным играм ребёнок учиться общению и взаимодействию со сверстниками, что позволит ему легче адаптироваться в новом школьном коллективе. 

 

Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка! 

 

14.05.2020 Почему ребёнок агрессивен и как с этим бороться?


          Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевлённым и неодушевлённым), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряжённости, подавленность, страх).

          Агрессивные действия ребёнка могут выступать в качестве средства достижения значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворённой потребности в самореализации и самоутверждении.

Причины детской агрессии:

          Усталость. У детей из неблагополучных конфликтных семей часто разбалансированы нервные процессы: когда такие дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают ещё больше и дело кончается срывом.

Совет: если ребёнок склонен к перевозбуждению, все активные и подвижные игры следует прекращать за 2 часа до сна. Полезен тёплый душ и дневной отдых, чтение.

          Негативное восприятие.  «Я плохой и я веду себя плохо». Но ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как: «Ты плохой».

Совет: одно из средств против этого – « Я-высказывание». Нужно говорить: «не ты меня убиваешь, когда так делаешь», а «мне очень плохо, когда ты так делаешь», не «ты мешаешь», а «знаешь, всем плохо, когда ты шумишь». Т.е. реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребёнку это понять.

          Страх  (т.н. «защитная агрессия»).

Если ребёнок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуации, чем-то напоминающие ему то, что с ним уже было. Так, если ребёнок подергается систематическому наказанию и физическому насилию со стороны взрослых, он ведёт себя с ними агрессивно или просто не подпускает их близко.

Совет: ребёнку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, доброта, корректное отношение, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

           Реакция на запрет взрослых, на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребёнок не получает то, что ему нужно.

Совет: объясните ребёнку причину запрета. Если желание ребёнка просто несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс («мы сделаем это, но позже»).

          Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает) как бы говорят своим поведением: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть». Для них важен любой знак внимания, даже негативный.

Совет: при всей своей занятости и загруженности находите время для общения с ребёнком, совместных игр, прогулок, домашних занятий. Основная причина детской агрессивности - неудовлетворённая потребность в любви.

«Требование границ», когда агрессия – это сигнал взрослым: «Я не могу справиться с собой, остановите меня!» Ребёнок ещё не может разобраться в своих сложных чувствах, сильном внутреннем конфликте, но он нуждается в том, чтобы эти внутренние противоречия выплеснуть. В глубине души ребёнок понимает,

что ведёт себя плохо, и на самом деле ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него.

Совет: для детей очень важно, чтобы взрослые справлялись с их агрессией, потому что тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить тебя и от внешних опасностей.

Проявление жажды власти. Дети с нарушенными привязанностями, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно – быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и боятся.

Совет: чтобы воспитывать такого ребёнка, нужно завоевать авторитет. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твёрдо сказать ребёнку: «Я не позволю тебе это делать».

 

           В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрослых может быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением. Можно отвлечь ребёнка словом, каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

          Если агрессию предотвратить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить своё недовольство. Например, допустивший агрессивную выходку ребёнок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий.

          Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привлечения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.


Для коррекции нежелательного поведения ребёнка необходимо:

1.Акцентирвать внимание на поведении, а не на личности ребёнка.

2. Объясняя ребёнку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегать слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.д.

3.Разбирая поведение ребёнка, ограничиваться обсуждением того, что произошло здесь и сейчас.

4.Снижать, а не усиливать напряжение ситуации.

5. Демонстрировать детям модели желательного поведения.



06.05.2020 Дистанционное обучение. Советы родителям. 


Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение, чтобы ребенок сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя. Обсудите с ним, что ему поможет и что может помешать. Пусть он напишет свое намерение на бумаге. Собственное решение, зафиксированное письменно, станет для школьника психологической опорой, к которой можно обращаться. Оно отличается от обещания родителям, то есть внешней системе управления жизнью, в которой преобладает ответственность взрослых. 

В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые вопросы, обращенные к конкретному опыту: что, как, для чего, зачем, что чувствовал, как это получилось или не получилось и т.д. В свою очередь давайте ему развернутую положительную обратную связь: опишите конкретный успешный опыт ребенка, выразите радость, восхищение, уважение. И не жалейте объятий. 

Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день, а вечером подробно его проговорить и мысленно прокрутить «видеофильм» завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер, который фиксировал бы окончание запланированного периода. Полезно разбить работу на отрезки по 15-20 минут (в трудных случаях – до 7-10 минут), между ними делать пятиминутный перерыв, в который можно заниматься чем угодно. 

Без внешних стимулов и санкций, согласованных с ребенком, не обойтись. Например, один пятиклассник договорился с родителями о том, что ему через 45 дней купят аквариум с рыбками, о которых он давно мечтал. Договор составили письменно, а невыполнение его условий отдаляло исполнение мечты еще на один день. Рвение к учебе волшебным образом выросло. Хочу такой сайт

Очень важна организация рабочего места. Все необходимое должно быть в зоне доступности руки, в то время как мобильный телефон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если смартфон находится в зоне досягаемости, пусть даже в выключенном состоянии, ребенок намного хуже решает математические задачи по сравнению с ситуацией, когда смартфон лежит в другой комнате. 


Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога.


В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. 

Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких). Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс. 

Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет сетей! 

Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении (учиу (uchi.ru), Умназия (umnazia.ru) и др.). Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами. 

Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей. 

Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу. 

Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер (например, ТelegramWhatsAppViber) и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить туда. 

Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел. 

 

Правила общения для родителей.


     1. Просите, а не приказывайте. Чаще всего, приказы и вовсе бывают не нужны, если вы вежливо попросили ребёнка о чём-то. Детям вполне бывает достаточно Вашей родительской просьбы, дружеской или деловой. Но родители почему-то любят именно приказывать. В них словно сидит страх, что если они о чём-то будут просить своего ребёнка, то, во-первых, он не выполнит просьбу, а, во-вторых, их родительский авторитет упадёт. Хочу вас успокоить: выполнит и не упадёт! Попробуйте! 

     2. Напоминайте, а не упрекайте. У детей идёт своя очень насыщенная жизнь. Да, они действительно могут забыть сделать что-то. Так зачем же их за это сразу упрекать? Разумнее просто спокойно напомнить. Лучше несколько раз напомнить, чем один раз обидно упрекнуть! 

     3. Иногда лучше не заметить, чем ругаться. Дети редко делают что-то плохое намеренно, со зла. Чаще всего все их ошибки и оплошности непреднамеренны. Все дети хотят быть хорошими детьми. Никто из детей не хочет быть «горем луковым» или «наказанием сущим» для своих родителей. А вы этого не знали, уважаемые родители? Так знайте! Не стоит усматривать злого умысла в каждом опрометчивом поступке, каждом неверном шаге ребёнка. Как правило, он этого и не хотел, и не ожидал, и не планировал, но так уж получилосьЕсли вы чувствуете, что ребёнок сотворил что-то не то, но сделал это явно не нарочно, попробуйте не заметить, промолчать, проигнорировать, пройти мимо. Часто дети и сами осознают, что плохо поступили, сами переживают и раскаиваются в содеянном. К чему усугублять их досаду? 

     4. Не делайте замечаний ребёнку, не заводите серьёзных разговоров, не выясняйте отношений при посторонних, а также в присутствии друзей, приятелей, знакомых, как ваших, так и ребёнка. 

     5. Ловите ребёнка на хорошем, а не подлавливайте на плохом. Мы, в основном, ловим своих детей на чём-то плохом, на ошибках, оплошностях, недостатках и неуспехах. Разумеется, иногда это – просто необходимо для своевременной коррекции. Но, пожалуйста, не забывайте при этом ловить ребёнка и на чём-то хорошем, непременно замечая и отмечая его успехи и достижения, пусть даже самые малые. 

     6. Разговаривайте с ребёнком о его успехах. Почему то или иное дело так хорошо получилось? Что было сделано верно? Как можно повторить успех? Мы же успехи, в лучшем случае, празднуем один день, в худшем, их и вовсе не замечаем. Всегда напоминайте ребёнку о его успехах. Постоянно вспоминайте о его достижениях и победах. И как именно всё это было достигнуто. 

     7. Уважайте своего ребёнка как личность. Считайтесь с его мнением, предпочтениями и вкусами. Доверяйте ему принимать решения. 

 

Несмотря на Вашу чрезвычайную занятость,  организуйте свою жизнь так, чтобы в  ней ежедневно находилось время для общения с Вашим  ребенком. 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

10.04.2020

01.06.2020 01.06.2020 Как выбрать профессию? Советы выпускникам. 

 

Выбор профессии – важный и сложный процесс, иногда длящийся годы. Как правило, профессию выбирают в юном возрасте, когда встает вопрос о том, что же делать после школы.  

Выбрав профессию, обычно сразу приходится выбирать еще и специальность, потому что вузы или техникумы часто обучают сразу на конкретные специальности. 

Основной принцип выбора профессии сформулировал советский ученый Е. А. Климов. Он прост, понятен и очень важен – «Хочу – Могу – Надо». 

«Хочу» это ваши интересы и склонности. Это та область, изучение которой вас радует, увлекает. Это та область, в которой вам нравится что-то делать, к которой вы стремитесь всей душой. Вас, конечно, может привлекать не только содержание профессиональной деятельности, но и что-то связанное с ней. Например, высокая зарплата или какие-то внешние атрибуты, социальный статус. Если вас это привлекает – это тоже важно. 

«Могу» это ваши способности и состояние здоровья. Некоторые профессии требуют выдающихся или просто сильно выраженных способностей: музыкант, ученый, спортсмен и т.д. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к внешним данным: актер, модель. В некоторых профессиях важно иметь хорошее здоровье: летчик или тот же спортсмен. Некоторые профессии вообще не предъявляют особенных требований к способностям или состоянию здоровья: кондуктор, дворник, продавец, общественный или политический деятель. 

«Надо» это не то, что надо вам (ваши желания и стремления подпадают под категорию «Хочу») – это то, что надо обществу. Многие скажут, что им нет дела до потребностей какого-то там общества. И будут не совсем правы. Если вы собираетесь жить охотой или земледелием – есть то, что поймал или вырастил, одеваться в шкуры убитых животных, жить в шалаше, – то вам на самом деле не должно быть дела до потребностей общества. То же касается случаев, когда кто-то решил жить за счет исключительно воровства. Во всех иных случаях надо учитывать потребности общества. Потому что деньги все же будут приходить к вам не просто так, а за какие-то ваши действия, полезные для других людей. 

Вам придется очень хорошо подумать над тем, какие профессии востребованы, а какие нет. Самое хорошее, что здесь вы можете сделать, – это самостоятельно изучить рынок труда. Есть немало сайтов, на которых размещаются вакансии. Посмотрите, какие специалисты востребованы, какую зарплату они получают. Можно почитать разные статьи на тему, какие профессии востребованы сейчас, а какие будут востребованы лет через пять. Примите это к сведению, но сильно не верьте – таких инстанций, которые занимаются глубоким анализом потребностей экономики в специалистах, просто не существует. Не верьте вузам и техникумам, которые объявляют набор на ту или иную специальность. Если есть много бюджетных мест, то это не значит, что такие специалисты востребованы. Это значит, что востребованы специальности – со стороны абитуриентов и их родителей. В вузах популярны профессии юриста и экономиста, в техникумах профессия автомеханика, для желающих открывают соответствующие места. Но с трудоустройством могут быть потом серьезные проблемы – слишком много на рынке труда юристов, экономистов и автомехаников. 

Поэтому еще раз подчеркнем – лучше всего своими глазами посмотреть имеющиеся вакансии (в своем регионе или там, куда собираетесь переехать). Наличие хороших вакансий будет значить, что они есть и что рынок труда не пресыщен вашими конкурентами. 

Хочу – Могу – Надо 

Идеальная для вас профессия находится в центре рисунка – то есть на пересечении «Хочу», «Могу» и «Надо». Допустимым вариантом будет пересечение хотя бы двух кругов: «Хочу» и «Могу», «Могу» и «Надо» или «Хочу» и «Надо». И уж совсем не надо выбирать профессию только по одному критерию: одно «Хочу», одно «Могу» или одно «Надо». 



06.05.2020 Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса.


 За последние несколько недель жизнь здорово изменилась, в школах ввели  удаленную форму обучения, родители работают из дома, с друзьями сложно увидеться в живую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые у тебя появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом. Ниже — несколько советов, которые помогут не упасть духом и не поддаться тревоге и в то же время отнестись к ситуации серьезно. 

Вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет очень маленькая. 

Дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в очень легкой форме. 

Несмотря на это, есть процедуры, которые могут помочь снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть (наконец-то теперь есть достойная мотивация), — именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека; спать не меньше 7,5 часов; хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить иммунитет). 

Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Да, приходится сидеть дома, не ходить в школу, не встречаться с друзьями. Скучно, но  Очень важно, чтобы ты понимал, сейчас не наступает апокалипсис, каким мы его знаем по фильмам про зомби; наоборот, нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Например, в Китае, где люди очень серьезно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились и новых случаев заражения почти нет. Теперь и нам придется набраться терпения. 

Если ты бóльшую часть дня отслеживаешь все новостные ленты, это только усиливает твое беспокойство и тревогу. Лучше поменять тактику, выбрать 1—2 ресурса, которым ты или твои родители больше всего доверяют, и уделять этой новости 10 минут утром и 10 минут вечером. 

Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может быть, и ты сможешь посмотреть на эту ситуацию под таким углом? 

Если же тревожные мысли постоянно атакуют тебя, помни, что тревога — это не опасно, тебе не нужно думать о каждой тревожной мысли. Представь их как проплывающие по небу облака и попробуй сосредоточиться на своих делах, более приятных или важных. 

 

27.04.2020

Рекомендации при подготовке к экзамену.


Уважаемые выпускники! 

 

   Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия. 

Следует выделить три основных этапа: 

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом 

• поведение накануне экзамена 

• поведение собственно во время экзамена 

 

Подготовка к экзамену: 

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. 

  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа. 

  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы. 

  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. 

  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. 

  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. 

  • Выполняй как можно больше различных опубликованных заданий по предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с  типовыми конструкциями заданий. 

  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. 

  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. 

Накануне экзамена 

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. 

  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. 

Во время экзамена 

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения.  

  • Пробеги глазами весь текст, чтобы увидеть какого типа задания в нём содержаться, это поможет настроиться на работу. 

  • Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. 

  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. 

  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. 

  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. 

  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания  не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки. 

  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). 

  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в правильности  выполнения которых ты уверен,а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг"). 

  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. 

Удачи и успехов на экзамене! 



Правила общения

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и

одноклассниками, обрати внимание на эти советы:

- проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы

твои слова и поступки не обидели их;

- никогда не смейся над физическими недостатками людей;

- всегда и во всём помогай младшим и слабым;

- не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу и помощь;

- не придумывай никому обидных прозвищ;

- если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на

него, может твой обидчик вспомнит твоё имя;

- если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не

дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

- всегда выполняй данные тобой обещания;

- никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

- дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём

можно положиться, что ты всегда держишь слово;

- всегда будь точным: неточность – это прежде всего невежливость;

- никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

- никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости,

грубости или хамства.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

10.04.2020

10.11.2020 Рекомендации для педагогов по работе с одарёнными детьми 


- Необходимо изучать индивидуальные психологические особенности и особенности поведения одарённого ребёнка. 

- Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребёнку сознание его незаурядных возможностей. 

- Важно совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний. 

- Должное внимание уделять индивидуализации и дифференциации обучения на занятиях. 

- На занятиях  активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимися возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. 

- Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся. 

- Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики всё время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку всё выше. Ориентация должна быть на опережение достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию. 

- Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ребёнка, причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. 

- Уважайте и обсуждайте любую  идеюПоверьте в то, что одарённому ребёнку порой дано понять и совершить то, что кажется непостижимым. 

- Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузки одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности занятий. 

- Подумайте о методике обучения. Одарённые ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию. 

- Центральной задачей педагога в работе с одарённым ребёнком является «привитие вкуса» к серьёзной творческой работе. 

- Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обострённой чувствительностью и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. 

- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одарённые дети наиболее восприимчивы. 

- Экспериментируйте на занятии. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. 

- Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребёнок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, педагог на правильном пути. Удачи вам  и творческого вдохновения! 



19.04.2020. Как организовать дистанционное обучение. 

 План действий для педагога. 


Определите, как вы будете проводить дистанционное обучение 

В первую очередь продумайте, как вы будете работать с учениками. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию.  


Встречи в режиме реального времени 

Вы договариваетесь с учениками о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учеников и задаете вопросы им. 


Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы 

Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания. 


Спланируйте работу 

Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу учеников по вашей программе. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь обучающиеся. 

Задайте себе три вопроса: 

  • Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)? 
  • Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)? 
  • Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)? 

Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь. 

Можно составить план работы и для учащихся. Обучающимся план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учеников может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа. 


Определите, как будете связываться с учениками 

У  учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее .


Начните создавать учебные материалы 

Привычные формулировки заданий в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем. 

К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии,  рекомендации и подсказки. Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим. 



 

10.04.2020. Правила педагогического общения


1.Успех педагогической деятельности в первую очередь зависит от культуры

2 Моделируйте общение не «от себя», а от учащихся, их потребностей и

3.Ориентируйте своё педагогическое вещание на конкретного ребёнка, а не

на абстрактную группу.

4.Используйте различные виды общения.

5.Общайтесь с учащимися на взаимных интересах, однако не организуйте

общения «по вертикали», сверху вниз.

6.Постоянно учитывайте психологическое состояние отдельных

обучающихся и коллектива в целом.

7 Смотрите на себя со стороны, постоянно анализируйте свои поступки и

8.Умейте слушать учеников, обращайте внимание на их мнение.

9 Старайтесь понять настроение аудитории, на этой основе моделируйте

10 Общение должно не приводить к конфликтам, а предотвращать их.

11 Не унижайте человеческого достоинства.

12 Не оставляйте без внимания «неудобных» для вас учащихся.

13 Будьте инициативными в общении.

14 В процессе общения учитывайте пол обучающихся.

15 Избегайте штампов, ищите новые формы, средства, методы и приёмы.

16.Преодолевайте негативные установки в отношении конкретного ребёнка.

17 В процессе общения избегайте абстрактной критики, поскольку это

порождает сопротивление.

18 Как можно чаще улыбайтесь: это вызывает положительные эмоции,

побуждает к продуктивному общению.

19.В процессе общения чаще высказывайте одобрение, поощрение.

20 Открыто проявляйте в коллективе своё отношение к детям.

21.Постоянно развивайте свою коммуникативную память, запоминая

педагогические ситуации, их ход.

22 Если назревает потребность в индивидуальной беседе, заблаговременно

разработайте её план.

23 В процессе общения в центре внимания должна быть личность ученика,

его достоинство.

24.Учитывайте социально-психологический рост обучающихся.

25 Систематически анализируйте процесс общения.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».