Образовательная программа учреждения.pdf

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Принята
на заседании педагогического совета
(протокол №1 от 04 сентября 2023 г.)

Утверждаю»
И.о. директора МБОУ ДО «Центр
дополнительного образования»
____________________ И.Е.Рейнер
Приказ №89 от «_29_» _августа_ 2023 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
на 2023-2024 учебный год

г. Спасск-Рязанский
2023 г.

Введение
Данная образовательная программа - нормативный документ, отражающий
реальное состояние МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» г. СпасскРязанского (далее по тексту Центр) в реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с
особенностями и возможностями Учреждения, а также перспективы его
развития.
Образовательная программа Центра разработана с учетом социального
заказа родителей и учащихся на оказание муниципальных услуг в сфере
дополнительного образования, имеющейся материально-технической базы,
квалификации
педагогических
кадров,
наличия
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, а также исходя из цели и
основных задач учреждения.
Нормативно-правовая база образовательной программы:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. № 678-р)
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального
проекта «Образование»,утверждённый протоколом президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 3 сентября 2018 г. №10
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации»
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Лицензия на осуществление образовательной деятельности МБОУ ДО
«Центр дополнительного образования» № 20-2318 от 15 июля 2015 г. серия
62Л01 № 0000674. Срок действия – бессрочно
нормативно-правовые акты Министерства образования Рязанской
области, органов местного самоуправления.

Образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлена
на осуществление комплексного подхода в организации обучения, воспитания и
развития детей, который включает:
познавательную
деятельность,
направленную
на
развитие
познавательных интересов, накопление знаний и формирование умственных
способностей обучающихся;
- ценностно-ориентированную деятельность, призванную формировать
отношение ребёнка к миру, к духовным принципам, моральным и нравственным
нормам жизни людей;
- коммуникативную деятельность, направленную на воспитание культуры
поведения, создание среды общения и развития детей;
досуговую
деятельность,
обеспечивающую
содержательный,
развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит
самим обучающимся;
- удовлетворение образовательных потребностей социума в лице детей, их
родителей, педагогических коллективов города и района.
Цель программы: Обеспечение оптимальных условий для высокого
качества образовательных услуг и их доступности на основе реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ,
способствующих адаптации детей к жизни в обществе, их профессиональной
ориентации, а также выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся
способности.
Образовательная программа направлена на решение следующих задач:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепления здоровья учащихся;
- выявление, развитие и поддержка талантливых детей, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональная ориентация обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
- социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе.
Главными ценностями Образовательной программы являются:


признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий

для его самореализации;
 право каждого ребенка на инклюзивное образование;


право педагога на творчество и профессиональную деятельность;



психологический

комфорт

всех

субъектов

педагогического

взаимодействия;


коллективное сотворчество педагогов, учащихся и родителей во всех
сферах жизни Центра;



демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми.
Образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:

учащихся - в программах обучения, обеспечивающих личностное
становление и учет интересов и желаний на основе усвоения культурных
традиций и ценностей;
 родителей - в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в


соответствии с его возможностями;

педагогов — в профессиональной самореализации и творческой
деятельности.





















Организация обучения учащихся строится в соответствии с принципами:
гуманизма;
демократичности;
уважения личности и свободы выбора;
вариативности;
индивидуализации;
дифференциации;
равных возможностей;
природосообразности;
последовательности и систематичности.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
высокое качество и доступность дополнительных образовательных услуг;
совершенствование
содержания
образования,
обеспечение
преемственности на всех ступенях дополнительного образования;
активизация работы по выявлению, поддержке и развитию способностей
и талантов у детей и подростков, количественный и качественный рост
достижений обучающихся;
внедрение
дополнительных
общеобразовательных
программ,
направленных на социальную поддержку детей, в том числе детей с ОВЗ;
расширение спектра предоставляемых учреждением образовательных
услуг, реализуемых программ;
уровень профессионализма педагогических работников;
удовлетворённость участников образовательных отношений содержанием
и результатами реализации дополнительных общеразвивающих
программ;
организация сетевого взаимодействия Центра.

1. Общие сведения о МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования» (до 14.05.2015 г. – МБОУ
ДОД ЦДОД «Центр детского творчества и спорта») было создано в ходе процесса
реорганизации образовательных учреждений Спасского района путем слияния
МОУ ДОД Спасский Дом детского творчества и МОУ Спасская детско-

юношеская спортивная школа 12 июля 2011 года. В результате реорганизации в
ноябре 2014 года МБОУ ДОД Ижевский Дом пионеров и школьников был
присоединён к МБОУ ДОД ЦДОД «Центр детского творчества и спорта». 14 мая
2015 года на основании распоряжения администрации муниципального
образования – Спасский муниципальный район Рязанской области от 20.04.2015 г.
№161-р МБОУ ДОД ЦДОД «Центр детского творчества и спорта» было
переименовано в МБОУ ДО «Центр дополнительного образования».
Название:
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Тип: образовательное учреждение дополнительного образования
Вид учреждения: Центр дополнительного образования
Юридический адрес: 391050, Россия, Рязанская область, г. Спасск-Рязанский,
ул. Набережная, д.30
Филиалы: учреждение не имеет филиалов
Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 15 июля 2015
года. №20-2318 Серия 62ЛО1 №0000674
Телефон/факс: 8 (49135) 3 37 30.
E – mail: spasskcentrdeti@yandex.ru
Сайт: http://centrspassk.ryazanscool.ru
Учредитель: администрация муниципального образования – Спасский
муниципальный район Рязанской области.
Описание основных характеристик образовательного учреждения:
образовательное учреждение, которое обеспечивает бесплатное дополнительное
образование всем желающим.
На сегодняшний день Центр дополнительного образования располагается в
двухэтажном здании по улице Набережной, д.30, где ведется образовательная
деятельность детских объединений.
В соответствии с заключёнными договорами о безвозмездном
предоставлении площадей и взаимном сотрудничестве в 2023-2024 учебном году
образовательная деятельность осуществляется на базе ОО района: МБОУ
«Спасская гимназия», МБОУ «Спасская СОШ», МБОУ «Кирицкая СШ», МБОУ
«Городковическая СШ», МБОУ «Ижевская СОШ им. К.Э.Циолковского», МБОУ
«Перкинская СШ», МБОУ «Троицкая СШ имени Героя Советского Союза
А.С.Юханова», МБОУ «Исадская СОШ», МБОУ «Выжелесская ООШ», МБОУ
«Старокиструсская СШ», МБДОУ детский сад «Солнышко», Структурное

подразделение дошкольного образования МБОУ «Спасская СОШ» детский сад
«Малыш».
Концептуальная модель Центра
Методологическая основа
Методологическая основа образовательного процесса в МБОУ ДО «Центр
дополнительного образования» построена на регулирующих и регламентирующих
основах федеральных и региональных нормативных документов, как правовых, так
и экономических, социально-психологических и организационных. Правовые
основы в деятельности Центра дополнительного образования определяются
законодательными актами, а также локальными актами, которые не противоречат
законам РФ в области дополнительного образования: Конвенцией ООН «О правах
ребёнка», Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» другими
законодательными актами, решениями, распоряжениями, Уставом учреждения.
Организационные основы, т.е. установление конкретных прав и обязательств в
Центре
между администрацией и педагогическим коллективом, между
родителями и педагогами, между обучающимися и педагогами закреплены в
коллективном договоре, в Уставе и в должностных инструкциях. Социальнопсихологические основы создаются и закрепляются в атмосфере творческого
поиска при высоком уровне морально-этических норм, как среди педагогического
коллектива, так и во всех объединениях обучающихся. Таким образом, правовые,
экономические, организационные и социально-психологические основы влияют на
взаимодействия педагогов и обучающихся, характеризуют всю методологическую
базу обучения и воспитания.
Деятельность Учреждения направлена на достижение следующих целей:
 формирования
и
развития
творческих
способностей
учащихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
 формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся, а также на организацию их свободного времени;
 обеспечения духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
 выявления, развития и поддержки талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
 профессиональной ориентации учащихся;
 создания и обеспечения необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда учащихся;
 социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе;
 формирования общей культуры учащихся;
 удовлетворения иных образовательных потребностей и интересов учащихся,
не
противоречащих
законодательству
Российской
Федерации,

осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Основной вид деятельности – реализация дополнительных общеобразовательных
программ.
Основные направленности деятельности
В 2023-2024 учебном году в Центре дополнительного образования реализуются
дополнительные
общеобразовательные
программы
по
следующим
направленностям:
 художественная направленность;
 техническая направленность;
 социально-гуманитарная направленность;
 естественнонаучная направленность;
 туристско-краеведческая направленность;
 физкультурно-спортивная направленность.
2. Учебно-организационная модель деятельности
В учебно-воспитательном процессе педагоги дополнительного образования и
тренеры-преподаватели Центра придерживаются следующих принципов:










добровольность посещения занятий обучающимися;
осознанность выбора обучающимися предметной области деятельности;
создание условий для творческой самореализации обучающихся;
учет индивидуальных и коллективных интересов обучающихся;
повышение мотивации к обучению в той или иной предметной области
деятельности;
практическая ориентированность занятий;
реализация поставленных учебных целей через наиболее эффективные
формы и методы обучения;
создание благоприятной психологической обстановки в детских
объединениях и «ситуации успеха» в учебно-воспитательном процессе;
вариативность использования всех методов, способов и приемов в учебновоспитательном процессе с учетом их целесообразности.

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в детских
объединениях Центра представляет целостную систему дополнительного
образования в соответствии с дополнительными общеобразовательными
общеразвивающими программами. В Центре реализуются модифицированные
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы,
разработанные в соответствии с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
При подготовке к занятиям педагоги планируют этапы своей деятельности в
следующей последовательности:








анализ опыта использования конкретных методических приемов и элементов
структуры занятия, включающего оценку знаний и умений обучающегося по
данной отрабатываемой теме;
анализ содержания занятия с точки зрения возможности и необходимости
создания проблемной ситуации на следующем занятии;
принятие решения о целесообразности использования выбранной структуры
занятия;
уточнение способов ведения очередного занятия в соответствии с
полученными и усвоенными знаниями и навыками обучающихся;
уточнение организации деятельности педагога и обучающегося, их
взаимодействия.

В своей деятельности педагоги широко используют свободный выбор типов и
форм занятий, в ходе которых осваиваются ценности ситуации, преодолеваются
проблемы, возникающие перед обучающимися. Таким образом, обучающиеся
осваивают сферу своей будущей практической жизнедеятельности. В ходе учебновоспитательного процесса педагоги Центра активно применяют «педагогику
сотрудничества». Решение творческих задач в сотрудничестве обучающихся и
педагога стимулирует и углубляет общение. Из ведомого обучаемый превращается
в ведущего, инициативного партнера. Ситуация совместной творческой
деятельности педагога и ребенка, педагога и детского коллектива объединения
становится основой для становления личности обучающегося. В течение учебного
года педагоги проводят промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся в
виде конкурсов, викторин, выставок, практических работ, походов, соревнований,
тестирования, сдачи контрольных нормативов, в процессе которых оцениваются
уровень их обученности, воспитанности и развития. Обучающиеся, прошедшие
обучение и усвоившие общеобразовательную программу, в конце учебного года
аттестуются и переводятся на следующий год обучения на основании приказа
директора.
Учреждение является организационным центром в работе с образовательными
учреждениями города и района.
Развитие сотрудничества определяется в следующих направлениях:
 методическая помощь педагогическим работникам школ в организации
художественной,
естественнонаучной,
туристско-краеведческой,
физкультурно-спортивной,
социально-гуманитарной
деятельности
и
технического творчества;
 разработка
и
реализация
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ;
 оказание помощи в организации и проведении городских и районных
мероприятий различной направленности;
 участие обучающихся и педагогов дополнительного образования в
мероприятиях различного уровня и направленности;
 психолого-педагогическое
сопровождение учащихся ОО района по
основным направлениям: диагностика, индивидуальная коррекционноразвивающая работа, групповая коррекционно-развивающая работа,



консультирование, просвещение, экспертная работа, организационнометодическая работа;
координирование работы муниципального опорного центра, созданного на
базе учреждения.

3. Инновационная деятельность
Большие изменения в жизни общества повлекли за собой кардинальные
перемены в образовательной деятельности. Внедрение инновационных
технологий, информатизация учебно-воспитательного процесса стали велением
времени. Среди направлений инновационной деятельности учреждения можно
выделить следующие:









разработка и внедрение в практику дополнительных общеобразовательных
программ нового поколения (модульных, уровневых);
изучение, апробация и внедрение современных образовательных технологий
в процесс обучения;
формирование и развитие системы работы с одаренными детьми, с детьми из
неблагополучных и социально незащищённых семей;
внедрение новых форм проведения организационно-массовых мероприятий;
повышение уровня педагогических, творческих, коммуникативных,
информационно-коммуникационных
компетентностей
педагогов
посредством самообразования;
внедрение в образовательный процесс исследовательско-проектной
деятельности;
создание на базе Центра дополнительного образования муниципального
опорного центра, переход на персонифицированное финансирование и
обучение на основе сертификатов.

Сталкиваясь с различными ситуациями и новыми обстоятельствами в ходе
учебно-воспитательного процесса, педагогу приходится оригинально мыслить,
действовать, избегая шаблона, прямого копирования однажды усвоенных средств,
способов и рекомендаций по проведению занятий. Все это стимулирует педагогов
творчески подходить к разработке форм и методов занятий, особенно при
организации проектной, творческой, спортивной деятельности обучающихся,
проведении практических занятий, на соревнованиях различного уровня и при
подготовке к ним. Педагоги Центра используют в своей практике такие передовые
технологии, как личностно-ориентированное, групповое, проблемное, игровые и
здоровьесберегающие технологии, проектную деятельность, занятия в форме
мастер-класс. Применение этих технологий способствует более высокой
мотивации интереса обучающихся к изучению той или иной предметной
деятельности, эффективности учебно-воспитательного процесса, развитию
интеллектуальных, творческих способностей и формированию активной
жизненной позиции обучающихся, создает творческую среду и благоприятные
условия для самореализации обучающихся. Кроме того, внедрение инноваций в
учебно-воспитательный процесс способствует достижению обучающимися
высоких результатов в конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня.

4. Организационно-управленческая модель Центра
Управление Центром дополнительного образования осуществляется в
соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом учреждения.
Непосредственное управление Центром осуществляет директор. Основными
формами самоуправления являются: педагогический совет и общее собрание
работников. Компетенции педагогического совета и Совета учреждения
определены Уставом и соответствующими Положениями.
Оперативное управление осуществляется в соответствии с должностными
инструкциями.
Педагогический коллектив работает в соответствии с планом работы.
Планирование носит системный характер, планы продуманы, отражают
конкретное содержание мероприятий, четкую дифференциацию ответственности,
сроки проведения. Планирование строится на основе анализа деятельности
учреждения за предыдущий период с учетом основных тенденций развития
учреждения.
Планы Центра охватывают практически все области деятельности
образовательного учреждения. Они разнообразны по форме: индивидуальные
планы педагогических работников, план учебно-воспитательной работы Центра,
план организационно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, план
психолого-педагогического
сопровождения
образовательного
процесса,
тематическое и календарное планирование, план методической деятельности
педагогического коллектива и др.
В управленческой деятельности главное внимание за последние годы уделяется
управлению качеством дополнительного образования как совокупности уровня
обучения, воспитания и развития личности обучающихся.
Одним из важных направлений управленческой деятельности Центра является
ориентация творческой активности педагогов на повышение мотивации
обучающихся к обучению в той или иной предметной деятельности во всех
объединениях с последующим достижением системного эффекта в воспитании на
организацию работы с одаренными детьми.
Кроме того, в текущем учебном году продолжается деятельность по созданию
системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по созданию
единого воспитательного пространства в Центре.
Совместно с администрацией учреждения в управленческой деятельности
участвуют родители (законные представители) обучающихся, которые
привлекаются к оказанию помощи в проведении массовых мероприятий
(соревнований, конкурсов, праздников и др.). Это способствует сближению,
взаимопониманию детей и родителей, которые становятся единомышленниками.
Центр дополнительного образования большое внимание уделяет:
 взаимодействию с ОУ города и района по обучению учащихся в детских

объединениях Центра;
 привлечению детей и подростков из трудных семей в свои объединения.
5. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
Соответствие методического обеспечения концептуальной модели.

Педагоги
Центра дополнительного образования являются активными
участниками методической работы, основной целью которой является создание
условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогов и
педагогического коллектива. Руководство методической работой осуществляет
заместитель директора.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
 обеспечение
педагогов необходимой информацией по основным
направлениям развития дополнительного образования.
 обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства педагогов.
 оказание методической помощи педагогам в разработке, апробации и
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса.
 формирование теоретической и практической готовности педагогов к
инновационной деятельности через внедрение в образовательный процесс
новых педагогических технологий.
 осуществление методической и консультативной поддержки педагогов.
 оказание помощи педагогам в подготовке к аттестации.
 выявление, обобщение и распространение опыта педагогической работы.
Формы методической работы:
1. Заседания МО
2. Тематические педсоветы.
3. Индивидуальные и групповые консультации.
4. Работа педагогов над темами самообразования.
5. Открытые занятия, воспитательные мероприятия.
6. Аттестация педагогических работников.
7. Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
8. Изучение и распространение передового педагогического опыта.
В 2023-2024 учебном году организована работа методического объединения
педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей под
руководством методиста.
Целью деятельности методического объединения является создание
условий для творческой работы и повышения профессионального мастерства
педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей.
Деятельность методического объединения направлена на выполнение
следующих задач:
 изучение и распространение нормативно-правовой, учебно-методической
документации по вопросам дополнительного образования детей;
 анализ учебно-программной документации, внесение в дополнительные
общеобразовательные
программы корректив, разработка авторских
программ;
 совершенствование методики проведения различных видов занятий, учебнометодического комплекса оснащения образовательного процесса;

 проведение






анализа занятий педагогов, анализ учебно-методической
документации;
организация повышения квалификации педагогических кадров путем
проведения открытых занятий, проблемных семинаров, творческих
мастерских и т.д.;
ознакомление
с
программно-методическим
материалом
педагогов
дополнительного образования и тренеров-преподавателей;
изучение и использование в учебном процессе новых педагогических и
информационных технологий;
осуществление диагностики и анализа работы педагога.
Основные направления методической работы:

1.В области информационного обеспечения:
 сбор, хранение, систематизация материалов;
 распространение и популяризация методических разработок, пособий и

программ.
2.В области методического контроля:
 контроль

над
соблюдением
и
выполнением
дополнительных
общеобразовательных программ;
 методическая помощь педагогам по вопросам программно-методического
обеспечения учебно-воспитательного процесса.
3.В области непрерывного образования:
 организация процесса самообразования;
 организация консультаций по вопросам самообразования;
 отслеживание
потребности педагогических кадров

в

повышении

квалификации и профессионального мастерства.
4.В области аттестации педагогов:
 организация и подготовка педагогов к аттестации;
 разработка
критериев, определяющих уровень

профессионального
мастерства педагога при проведении и анализе учебных занятий.

6. Контроль за выполнением дополнительных
общеобразовательных программ
Контроль над деятельностью педагогов дополнительного образования и
тренеров-преподавателей
осуществляется
в
соответствии
с
планом
внутриучрежденческого контроля за образовательным процессом в Центре
согласно графику контроля со стороны администрации. В детских объединениях в
течение учебного года педагогами ведется диагностика обучающихся по
отслеживанию обученности и воспитанности каждого обучающегося с записью в
протоколах аттестации.

В Центре применяются следующие виды контроля:
 входной - в сентябре;
 текущий - в конце каждой темы учебно-тематического плана;
 промежуточный - в конце I-го полугодия обучения и в мае в учебных
группах,
заканчивающих
обучение
по
дополнительным
общеобразовательным программам.
Промежуточный (итоговый) контроль (аттестация обучающихся), в
зависимости от направления обучения, может проводиться в следующих формах:













анкетирование;
тестирование;
зачет;
конкурс;
конференция;
соревнование;
поход;
игра;
выполнение спортивных нормативов;
выставка;
защита проектов;
концерт и др.

7. Модель личности выпускника Центра дополнительного образования
Эстетическое и культурное развитие
Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим,
этическим, культурным критериям, воспитывать чувства эмоциональной
сферы – чуткость и видение прекрасного, гармонию, красоту, комическое,
лирическое
Патриотизм,
гражданственность
От воспитания любви к
отчему
краю,
к
формированию
гражданского самосознания,
ответственности за судьбу
Родины
Интеллектуальное
развитие
Формирование
целостной
картины мира, развитие
познавательных

Ребенок
Цель:
личность,
способная
строить
жизнь,
достойную
человека

Нравственность, духовность
как основа личности
Формирование
гуманистических отношений
к
окружающему
миру,
приобщение
к
общечеловеческим ценностям

Здоровье
Формирование стремления к
здоровому образу жизни;
осознание здоровья как одной
из
главных
жизненных

способностей
Саморазвитие
Формирование самосознания,
становление активной жизненной
позиции, формирование
потребностей к
самосовершенствованию и
саморазвитию, способности
адаптироваться в
окружающем мире.

ценностей
Креативность
Развитие творческих способностей,
предоставление
возможностей
реализовываться в соответствии со
своими склонностями и интересами,
выявление и поддержка нестандартной индивидуальности.

8. Модель личности педагога Центра дополнительного образования
Образованиепозволяющее качественно работать по дополнительной
общеобразовательной программе
Знания ,
Педагог
Навыки
позволяющие
быть
работы
с
детьми
и
специалистом в области
подростками; педагогической
дополнительного
деятельности
образования
Умения
видеть
конечный
результат; приступая к
какому-либо
делу;
проектировать
свою
деятельность; общаться с
детьми и подростками

Личные качества
Определенный
творческий
потенциал;
способность
к
самоконтролю
и
самосовершенствованию;
ответственность,
коммуникабельность,
толерантность, любовь к детям;
ориентация на наивысший из
возможных результатов

Опыт
работы
в
творческих
группах;
организация
исследовательской
деятельности
детей;
участие с обучающимися в
конкурсах,
смотрах,
фестивалях
различного
уровня

Профессионализм
Не только способность решать
задачи
при
помощи
профессиональных
знаний
(словарные определения), но и
понимание своего долга перед
детьми, убеждение в том, что
цель – максимальная польза
для обучающихся, их развитие
и становление

9.Воспитательный потенциал образовательной программы
Ведущей ценностью образовательного процесса в Центре является ребёнок
как личность, субъект собственного образования, реализующий право на свободу
выбора и принятие решений, самореализацию, проявляющий гуманистические
ценностные отношения к миру, к себе, к людям.
Приоритет
воспитания
является
определяющей
отличительной
особенностью педагогической системы учреждения. Воспитательная ценность
образовательного процесса заключается прежде всего в создании условий для
обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной,
развивающей личность ребёнка и педагога системы деятельности, включающей
такие формы жизнедеятельности как познание, труд, игра, спорт, искусство,
праздник, социальная работа.
Важным аспектом для понимания сущности воспитания в образовательном
процессе является ориентация его на ценностные приоритеты: воспитание
патриотизма, культуры здорового образа жизни, создание условий для детского и
педагогического творчества, саморазвитие личности.
Содержание воспитания учащихся Центра гарантируется использованием
воспитательного потенциала дополнительных общеразвивающих программ и
включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и
индивидуальным особенностям деятельность.
Для реализации воспитательных задач Центр использует различные формы
работы, предусмотренные Программой Воспитания Центра и планом
воспитательной работы.
10. Учебный план
Учебный
план
–
документ,
регламентирующий
организацию
образовательного процесса в учреждении, который является основным
финансовым документом.
Он составлен на основе штатного расписания,
тарификации педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей,
расписания учебных занятий на 2023-2024 учебный год с учетом учебнометодического и материально-технического обеспечения, дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, Положения о детском
объединении. (смотри приложение «Учебный план МБОУ ДО Центр
дополнительного образования»)
Учебный план МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» составлен
на основании Закона РФ «Об образовании», нормативно-правовых основ,
регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования.
Учебный план является частью образовательной программы учреждения,
регламентирующей организацию образовательного процесса, и позволяет в ходе
образовательного процесса решать учебно-воспитательные задачи, даёт
возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и
способности обучающихся.

Цель учебного плана — создание наиболее благоприятных условий
организации образовательного процесса с учётом запросов участников
образовательного процесса.
Учебный план утверждается на каждый учебный год на основе
дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в учреждении в
текущем учебном году.
Учебный план способствует: самореализации, самоопределению, духовнонравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детского
творчества, одарённости, формированию здорового образа жизни.
При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления
содержания дополнительного образования:
 личностная и профильная ориентация;
 гуманизация, целесообразность обеспечения необходимых условий для
личностного
развития,
укрепления
здоровья,
профессионального
самоопределения и творческой деятельности детей;
 адаптация их к жизни в обществе;
 формирование духовно-нравственной и общей культуры;
 организация содержательного досуга;
 оптимизация объёма учебной нагрузки;
 усиление в содержании образования деятельностного компонента.
Учебный план охватывает следующий круг нормативов:
 - наименование групп;
 - количество групп по этапам подготовки и годам обучения;
 - общее количество групп;
 - недельное количество часов на реализацию образовательных программ по
каждому виду образовательной деятельности в каждой группе;
 - общее количество часов.
Центр
дополнительного
образования,
являясь
многопрофильным
учреждением дополнительного образования, реализует дополнительные
общеобразовательные программы, а также организует учебно-воспитательную,
организационно-массовую и спортивно-досуговую деятельность обучающихся.
Ценность образовательной деятельности Центра состоит в том, что она
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует
познавательную мотивацию обучающихся.
В 2023-2024 учебном году в Центре дополнительного образования реализуются 31
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по 6
направленностям:
1. художественной направленности – 9 программ (29,03%):
 «Василиса» (декоративно-прикладное творчество)
 «Вдохновение» (декоративно-прикладное творчество)
 «Волшебное слово» (овладение детьми знаниями по различным аспектам
литературного творчества)
 «Радуга творчества» (декоративно-прикладное творчество)
 «Народная игрушка» (знакомство детей с народной игрушкой через
разнообразные виды деятельности)
 «Теремок» (театральная деятельность)

 «Бусинки» (хореография)
 «Цветные ладошки» (изобразительное искусство)
 «Волшебная кисточка» - адаптированная для детей с ОВЗ (изобразительное

искусство)
2. технической направленности – 2 программы (6,5%):
 «Самоделкин»
(начальное
техническое
конструирование
и
моделирование)
 «3-D моделирование»
3. социально-гуманитарной направленности – 8 программ (25,8%):
 «Собеседники» (личностное развитие подростков на основе знаний о
закономерностях общения и межличностного взаимодействия)
 «Созвездие» (социальное самоопределение подростков и развитие их
лидерских качеств)
 «Бумеранг добра» (участие детей и подростков в волонтёрской
деятельности)
 «Увлекательный
английский» (расширение
детского кругозора
посредством изучения английского языка)
 «Наследники Победы» (патриотическое воспитание детей и подростков)
 «Мир шашек и шахмат» (личностное и интеллектуальное развитие
школьников посредством обучения игре в шахматы и шашки)
 «Скоро
в
школу»
(психолого-педагогическое
сопровождение
дошкольников на этапе подготовки к школе)
 «Затейники» (организация досуговой деятельности школьников)
4. естественнонаучной направленности – 4 программы (12,9%):
 «Флорик» (экологическое и природоохранное воспитание обучающихся)
 «Удивительная математика» (развитие логического мышления и
математических способностей обучающихся)
 «Эколята» (расширение знаний учащихся младшего школьного возраста
по окружающему миру)
 «Географическая картина мира» (развитие географического мышления
школьников и формирование у них целостного представления о мире)
5. туристско-краеведческой направленности – 2 программы (6,5%):
 «Школа безопасности» (туризм, спортивное ориентирование и основы
безопасности жизнедеятельности)
 «Истоки» (всестороннее развитие младшего школьника на основе
личностно-ориентированной краеведческой деятельности)
6. физкультурно-спортивной направленности – 6 программ (19,4%):
 «Быстрее, выше, сильнее» (игровые виды спорта)
 «Страна Спортландия» (подвижные и спортивные игры)
 «Волейбол»
 «Баскетбол»
 «Кожаный мяч» (мини-футбол)
 «ОФП» (общая физическая подготовка)
Данные программы ориентированы на широкий спектр познавательных
потребностей и интересов детей и подростков. В учебный план включены
программы со сроком обучения — 1 год (36 недель), различные по
направленностям деятельности, учитывающие возраст детей.

Характеристика дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
в 2023-2024 учебном году
Название программы

Вид программы

Возраст
обучающих
ся

Срок
реализации
программы,
трудо
ёмкость

Художественная направленность
«Вдохновение»
(декоративно-прикладное творчество)
«Василиса»
(декоративно-прикладное творчество)
«Бусинки»
(хореография)
«Цветные ладошки» (изобразительное
искусство и декоративно-прикладное
творчество, нетрадиционные техники
рисования)
«Волшебное слово»
(развитие творческих способностей
обучающихся через знакомство с
различными аспектами литературного
творчества)
«Народная игрушка» (знакомство детей с
народной игрушкой через разнообразные
виды деятельности)

модифицирован
ная
модифицирован
ная
Модифицирова
нная
разноуровневая
модифицирован
ная

7-9 лет
8-10 лет
5-16 лет

1 год
72 часа
1 го
72 часа в год
1 год
72 часа

5-7 лет

1 год
72 часа/
108 часов

11-13 лет

1 год
72 часа

Модифицирова
8-10 лет
нная
сетевая форма
реализации
«Радуга творчества» (декоративномодифицирован
8-10 лет
прикладное творчество)
ная
«Теремок» (театральная деятельность)
Модифицирова
5-10 лет
нная
разноуровневая
«Волшебная кисточка» для детей с ОВЗ и Модифицирова
10-12 лет
инвалидностью
нная
адаптированная
Социально-гуманитарная направленность
«Собеседники»
модифицирован
14-15 лет
(личностное развитие подростков на
ная
основе знаний о закономерностях
общения и межличностного
взаимодействия)
«Увлекательный английский»
Модифицирова
5-10 лет
нная
разноуровневая
«Созвездие»
модифицирован
8-17 лет
(социальное самоопределение
ная
подростков и развитие их лидерских

1 год
72 часа

модифицирован
ная

1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа

1 год
72 часа
1 год
72 часа

качеств)
«Наследники Победы» (патриотическое
модифицирован
14-16 лет
воспитание обучающихся)
ная
«Бумеранг добра» (активное участие
модифицирован
13-15 лет
детей и подростков в волонтёрской
ная
деятельности)
«Мир шашек и шахмат» (личностное и
модифицирован
11-13 лет
интеллектуальное развитие школьников
ная
посредством обучения игре в шашки и
шахматы)
«Скоро в школу» (психологомодифицирован
6-7 лет
педагогическое сопровождение
ная
дошкольников на этапе подготовки к
школе)
«Затейники» (организация досуговой
модифицирован
8-10 лет
деятельности школьников)
ная
Естественнонаучная направленность
«Флорик» (экологическое и
модифицирован
7-9 лет
природоохранное воспитание
ная
обучающихся)
«Удивительная математика» (развитие
модифицирован
13-16 лет
логического мышления и
ная
математических способностей
обучающихся)
«Эколята» (расширение знаний учащихся модифицирован
6-9 лет
младшего школьного возраста по
ная
окружающему миру)
«Географическая картина мира»
модифицирован
14-16 лет
(развитие географического мышления
ная
школьников и формирование у них
целостного представления о мире)
Техническая направленность
«Самоделкин»
модифицирован
8-10 лет
(начальное техническое конструирование
ная
и моделирование)
«3-D моделирование»
модифицирован
12-13 лет
ная
Туристско-краеведческая направленность
«Школа безопасности»
модифицирован
12-14 лет
(туризм, спортивное ориентирование и
ная
основы безопасности
жизнедеятельности)
«Истоки» (всестороннее развитие
Модифицирова
8-10 лет
личности младшего школьника на основе
нная
личностно-ориентированной,
сетевая форма
краеведческой деятельности)
реализации
Физкультурно-спортивная направленность
«Быстрее, выше, сильнее»
модифицирован
13-15 лет
(игровые виды спорта)
ная
«Волейбол» (обучение игре в футбол)
модифицирован
13-15 лет
ная
«Баскетбол» (обучение игре в футбол)
модифицирован
12-14 лет
ная
«Кожаный мяч» (обучение игре в
модифицирован
14-16 лет

1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа

1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа

1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год
72 часа
1 год

футбол)
«Страна Спортландия» (подвижные и
спортивные игры)
«Общая физическая подготовка»

ная
модифицирован
ная
модифицирован
ная

12-14 лет
11-13 лет

72 часа
1 год
108 часов
1 год
72 часа

Содержание программ обусловлено социальным заказом со стороны родителей,
школ, управления образования.
Программы рекомендованы Педагогическим советом и утверждены
приказом директора Учреждения.
Все программы оформлены по единой структуре: пояснительная записка,
цель и задачи программы, учебный план, содержание учебного плана, комплекс
организационно-педагогических условий, литература. В каждой программе
определены срок обучения, этапы обучения, образовательные результаты и
способы их определения. Большинство программ носят практикоориентированный и открытый характер, что соответствует ключевым принципам
организации и содержания образовательного процесса в учреждении. Некоторые
программы
реализуются
с
опорой
на
принципы
вариативности,
индивидуализации, что позволяет учащимся осваивать программу согласно своим
индивидуальным особенностям с учётом личных интересов и возможностей.
Все программы прошли независимую экспертизу НОКО.
Организация учебно-воспитательного процесса строится на педагогически
обоснованном выборе Центром дополнительного образования учебных планов,
программ, форм, средств обучения и воспитания:
 зачисление в детские объединения и обучение основаны на принципе
добровольности;
 учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
 учащимся предоставляется возможность сочетать различные направления
деятельности;
 допускается переход учащихся из одной группы в другую.
 задачи воспитания детей реализуются в совместной деятельности педагогов,
учащихся и родителей (лиц их заменяющих);
 воспитательный процесс сочетает в себе индивидуальный подход с
групповой и коллективной творческой деятельностью, имеющий
личностную и общественную значимость;
 учебный год начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая;
 ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных
занятий определяется расписанием учебных занятий Центра;
 для обеспечения учебно-воспитательного процесса и полноценного усвоения
учащимися учебного материала в соответствии с учебным планом и
программами устанавливаются следующие виды работ:
 отчетные выставки, концерты, спектакли, соревнования, воспитательные
мероприятия и т.д.

численный состав учебных групп – от 12 до 20 человек. В
исключительных случаях (по договорённости с администрацией центра
состав учебной группы может быть до 30 человек, с учётом занятий по
подгруппам);



количество занятий

в неделю определяется учебным

планом;

с учетом того, что занятия в Центре являются дополнительной
нагрузкой к учебной работе учащихся в общеобразовательных учреждениях
расписание занятий ориентировано на создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха детей;
 продолжительность занятий детей в Центре в учебные дни, как правило, не
превышает 3-х академических часов, в выходные и каникулярные дни – не
более 4 академических часов в день. Перерыв между занятиями для отдыха
детей составляет не менее 10 минут;
 - продолжительность 1 занятия для детей дошкольного возраста составляет
30 минут. Продолжительность 1 занятия в других объединениях для детей
школьного возраста составляет 45 минут.
В детских объединениях занятия проводятся индивидуально, по группам или всем
составом.
Корректировка учебных календарных графиков проводится педагогами
дополнительного образования, если они были на курсах повышения квалификации,
в командировке, имели лист продолжительной нетрудоспособности. Спецификой
учреждения не предусмотрено проведение занятий (по замещению) другим
педагогом.
11. Оценка качества и результативности
общеразвивающих программ

освоения

дополнительных

Результативность освоения дополнительной общеразвивающей программы
оценивается на каждом этапе обучения и по окончании срока реализации
программы.
Планируемые
результаты
освоения
учащимися
дополнительной
общеразвивающей программы представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержание образовательной программы.
В структуре планируемых результатов выделяются 3 группы освоения
образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные
результаты.
• Личностные результаты освоения образовательной программы включают
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
• Метапредметные результаты освоения образовательной программы
включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,

коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и
социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
• Предметные результаты включают освоенные учащимися в ходе
изучения программы умения, специфические для данной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках программы, его
преобразованию и применению в учебных, проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами.
Критерии и способы оценивания уровня освоения программы указываются в
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах педагогов.
Система
оценки
освоения
программ
предусматривает
уровневую
дифференциацию: высокий, средний и низкий уровни освоения программы.
Неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяющей всем
участникам реально оценить результативность их совместной творческой и
спортивной деятельности, уровень и качество освоения обучающимися
дополнительных общеобразовательных программ в конкретной предметной
деятельности, является аттестация обучающихся.
Формы проведения аттестации определяются самими педагогами
на
основании содержания дополнительной общеобразовательной программы, с
учётом прогнозируемых результатов и
индивидуальных особенностей
обучающихся.
В процессе аттестации предполагается оценка уровня теоретической,
практической подготовки обучающихся, развития и воспитанности детей (в
детских
объединениях
художественной,
туристско-краеведческой,
естественнонаучной, технической и социально-гуманитарной направленностей);
сдача контрольных нормативов (в детских объединениях физкультурноспортивной
направленности).
Форма
оценки
результатов:
уровневая
дифференциация (высокий, средний, низкий уровни).
Для полноценного обеспечения учебно-воспитательного процесса и
повышения качества образования в учреждении осуществляется контроль за
уровнем освоения дополнительных общеобразовательных программ:
 входной - в сентябре;
 текущий - в конце каждой темы учебного плана;
 промежуточный - в конце I-го полугодия обучения и в мае в учебных

группах, заканчивающих обучение по общеобразовательным программам.
Промежуточный контроль (аттестация обучающихся), в зависимости от
направления обучения, может проводиться в следующих формах:
 анкетирование;
 тестирование;












зачет;
конкурс;
конференция;
соревнование;
поход;
игра;
выполнение спортивных нормативов;
выставка;
защита проектов;
концерт и др.
Порядок проведения аттестации определён соответствующим Положением.

Для оценки работы объединений учитывается стабильность состава
обучающихся, посещаемость ими занятий, динамика индивидуальных показателей
развития личностных качеств обучающихся, уровень освоения программы.
12. Мониторинг результатов образовательной деятельности
В Центре разработана система мониторинга. Которая является инструментом
оценки
качества
дополнительного
образования
через
определение
результативности реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает не только обучение детей определённым знаниям, умениям и
навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в
современном контексте формирование базовых компетентностей, в качестве
основополагающего
подхода
к
оценке
результативности
реализации
дополнительных общеобразовательных программ определён подход, сочетающий
отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной
области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
Диагностика
освоения
программы
обеспечивается
педагогического сопровождения, которая включает в себя:

системой

 педагогическую

диагностику развития познавательных интересов и
эмоционально-волевой сферы деятельности;
 педагогическую
диагностику
развития
творческих
способностей,
предметных знаний, умений, навыков;
 мониторинг достижений обучающихся;
 диагностику
профессиональной ориентации и профессионального
самоопределения обучающихся.
Педагогическая диагностика осуществляется педагогами — руководителями
детских объединений с привлечением педагога-психолога Центра. Результаты
диагностики доводятся до сведения родителей обучающихся.
Для педагогической диагностики используются методы педагогического
наблюдения и анализа, анкетирования, тестирования и опроса и др.
Диагностика

результативности

освоения

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется через
следующие формы аттестации учащихся в зависимости от профиля и особенностей
направлений деятельности детских творческих коллективов, предусмотренные
конкретной дополнительной общеобразовательной программой:
 открытые занятия,
 творческие работы прикладной направленности,
 творческие работы исследовательской направленности,
 рефераты,
 защита проектов, исследовательских работ,
 портфолио обучающихся,
 другие формы.
Диагностика творческих достижений учащихся осуществляется через:
 конкурсы, выставки, фестивали,
 олимпиады различного уровня,
 концерты, спектакли,
 конференции,
 отчетные концерты,
 самостоятельные творческие работы учащихся,
 другие формы.
13. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
осуществляется педагогом-психологом Центра.
Цель работы:
 психологическое сопровождение участников образовательного процесса,
обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного
психического развития обучающихся и формирования их личности;
 содействие в социализации детей и подростков;
 помощь в предупреждении и преодолении психологических проблем;
 профилактика нарушений психологического здоровья детей и подростков;
 создание и поддержание развивающей среды, способствующей
максимальному развитию творческого потенциала субъектов
образовательного пространства.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей
психологической деятельности работа велась по следующим основным
направлениям: диагностика, индивидуальная коррекционно-развивающая работа,
групповая коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение,
экспертная работа, организационно-методическая работа.


Задачи психолого-педагогического сопровождения:
помощь педагогам и родителям в решении актуальных задач развития и
обучения детей и подростков;

 профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом

здоровье, в развитии обучающихся;
 содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата;
 распространение и внедрение достижений современной психологической
науки в образовательный процесс.
14. Современные педагогические технологии, приемы и методы организации
образовательного процесса
Современные подходы к дополнительному образованию детей
рассматривают образовательную деятельность как развитие потенциальных
возможностей самого обучающегося: его интеллекта, общих и специальных
способностей, личных качеств.
Для реализации общей характеристики выпускника педагоги Центра
создают дополнительные общеобразовательные программы нового поколения,
которые получают статус комплексных, интегрированных, модульных программ.
В образовательном процессе используются современные педагогические
технологий на основе их адаптации к конкретным условиям учреждения,
преобладающими являются технологии, для которых характерна активная позиция
самих обучающихся, сотрудничество и сотворчество с педагогами и родителями.
В основе образовательных технологий лежат следующие подходы:
 коллективные организационные формы совместной деятельности;
 возможность выбора индивидуальной траектории освоения содержания;
 диалоговый характер организации образовательного взаимодействия;
 приоритет рефлексивного сознания.
Технология проектного обучения. Цель - создание условий, при которых
учащийся самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из
различных источников, учится использовать их для решения познавательных и
практических задач, работает в различных группах, развивая коммуникативные
умения, исследовательские способности, системное мышление. Данная технология
используется на занятиях естественнонаучной, художественной, социальногуманитарной направленностей.
Технология проблемного обучения. Ставит своей целью развитие
познавательной активности и творческой самостоятельности детей и подростков.
На занятиях у учащихся при постановке педагогом проблемы развиваются умения
осознавать цель деятельности, требования к новому объекту в сравнении со
старым, расширять базовые знания, заимствовать известные операции и элементы
из смежных видов деятельности. Данная технология используется на занятиях по
развитию творческих способностей, исследовательской деятельности.
Технология дифференцированного обучения. Направлена на создание
оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

учащихся. На занятиях предлагаются разные по сложности практические задания,
разный темп усвоения материала, который позволяет организовать обучение на
уровне возможностей каждого ребенка.
Личностно-ориентированная технология. Направлена на максимальное
развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе
использования у него опыта жизнедеятельности. Данная технология используется
на занятиях по следующим направлениям: организация досуговой деятельности,
развитие творческого воображения, краеведение, музыкальное творчество и др.
Технология
педагогики
сотрудничества
коллективно-творческая
деятельность (КТД). В центре - уникальная целостная личность, которая стремится
к само актуализации. У педагога - переход от педагогики требований к педагогике
отношений. Гуманноличностный подход к воспитанникам, единство обучения и
воспитания, выстраивание интегральных нравственных отношений. Данная
технология присутствует в образовательном процессе на занятиях с детьми
среднего и старшего школьного возраста.
Игровая технология. Объединяет достаточно обширную группу методов и
приёмов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. Игровые методы, используемые педагогами на занятиях,
способствуют вовлечению учащихся в творческую деятельность. Данная
технология используется в досуговой деятельности, физкультурно-спортивной и
социально-гуманитарной направленности.
Информационно - коммуникационная технология. Применение ИКТ
способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению
качества
обучения,
обеспечению
гармоничного
развития
личности,
ориентирующейся
в
информационном
пространстве,
приобщенной
к
информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и
обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и
выявить его результативность.
Технология интегрированного обучения. Интеграция - это глубокое
взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном
материале обобщённых знаний в той или иной области. Интегрированные занятия
развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию
окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинноследственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных
способностей. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна,
интересна: используются различные виды работы, поддерживается внимание
учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной
эффективности занятия.

Индивидуально- групповая работа - это форма обучения, в процессе
которого объединение разбивается на группы, в каждой из которых равное
количество обучающихся, при этом уровень их обученности различен.
После объяснения новой темы педагог предлагает усвоить ее по
соответствующему заданию, после чего выдает тест каждому обучающемуся.
В группе ответы на тесты обсуждаются коллективно, таким образом, хорошо
успевающий обучающийся помогает слабому.
Работа всей группы оценивается по индивидуальным ответам, по которым
подводятся итоги.
При командно-игровой форме работы команда состоит из обучающихся,
равных по уровню обученности.
Педагог выдает на группу задание (тест) по одной и той же теме, но разное по
сложности в соответствии с уровнем обученности обучающихся, (сложные задания
выдаются более подготовленным). Чья команда будет иметь больший балл, та и
выигрывает, таким образом, слабые обучающиеся соревнуются наравне с
сильными.
Такое обучение в сотрудничестве значительно повышает интерес к процессу
обучения не только обучающихся, но и педагогов. Между обучающимися и
педагогом устанавливаются доверительные, дружеские отношения.
Обучение в сотрудничестве требует перехода педагогов на более высокий
уровень общения и обучения.
Педагоги Центра едины в том, что «творчество педагога - это творчество
обучающихся». В связи с этим, все педагоги стремятся повысить свое
профессиональное мастерство посредством самообразования: работают творческие
группы, создан алгоритм проведения самоанализа занятий, проводятся заседания
«круглого стола» по обмену педагогическим опытом, организуется работа по
повышению педагогического мастерства (обучающие семинары, тренинги для
педагогов и обучающихся, тестирование).
Педагоги в течение учебного года разрабатывают индивидуальные
методические темы для повышения своей квалификации и развития
профессиональных качеств.
15. Работа с родителями обучающихся
Работа с родителями обучающихся ведётся педагогами в соответствии с
планами воспитательной работы, одним из разделов которых является раздел
«Работа с родителями обучающихся». Формы работы с родителями очень
разнообразны, ориентированы на их запросы, на повышение педагогической
компетентности, ответственности за воспитание детей, на приобщение их как к
делам конкретного учебного объединения, где занимается их ребенок, так и
учреждения в целом. Прежде всего, это создание родительского комитета в
детском объединении, проведение родительских собраний в объединениях или
выступление педагогов на родительских собраниях в школах и дошкольных
учреждениях, организация выставок творческих работ обучающихся для
родителей, проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей,
совместных
мероприятий
с
участием
родителей,
привлечение
и

заинтересованность родителей в оказании материальной и финансовой помощи
при изготовлении поделок для различных конкурсов, при организации поездок на
спортивные соревнования. Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье,
развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в
совместной деятельности. Но независимо от выбранных педагогом содержания и
организационной формы работы с родителями, главным является достижение
взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Важной особенностью работы детских объединений является организация
содружества и сотворчества детей и взрослых. Квалифицированное
педагогическое руководство по взаимодействию с родителями позволяет
обеспечить максимальное использование положительного потенциала и
возможностей семьи.
В работе с родителями педагоги используют методические материалы и
рекомендации, предложенные им заместителем директора на педагогическом
совете по теме: «Инновационные подходы к дополнительному образованию детей
и взаимодействие педагогического коллектива с родителями обучающихся и
социумом»:
- педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с
родителями»;
- формы и методы работы с родителями;
- памятка в помощь педагогу «Алгоритм взаимодействия с родителями
обучающихся»;
- правила педагогической этики во взаимодействии с родителями обучающихся.
16. Основные мероприятия по организации образовательной деятельности.
№
1.

2.

3.

4.

5.

Содержание деятельности

Ответственные за
выполнение

Сроки

Совершенствование организации
образовательного процесса в соответствии
с существующим законодательством

Администрация,
методист, педагоги
ДО

в теч. всего
периода

Администрация,
методист, педагоги
ДО

август-октябрь
2023г.

Разработка, корректировка
дополнительных общеобразовательных
программ, календарных учебных планов,
оформление дополнительных
общеобразовательных программ в
соответствии с требованиями
Размещение информации о реализуемых
общеобразовательных программах в
Навигаторе-62
Совершенствование системы
отслеживания результативности
образовательного процесса
Организация мероприятий по повышению
профессиональных компетенций
педагогов дополнительного образования.
Оказание помощи педагогам при
прохождении аттестации

Системный
администратор,
методист
Заместитель
директора,
методист
Заместитель
директора,
методист

август-октябрь
2023 г.
в теч. всего
периода

в теч. всего
периода

6.
7.

8.

9.

10
.
11
.
12
.
13
.

14
.

Введение и использование
инновационных технологий обучения

педагоги ДО

Использование различных форм обучения

педагоги ДО

Обновление и систематизация
дидактического материала, методической
продукции
Размещение материалов из опыта работы
педагогов на сайте Центра в электронном
методическом кабинете для широкой
общественности и родителей для
независимой оценки качества образования
Проверка журналов учета работы детского
объединения, правильности и
своевременности оформления записей в
журнале
Организация консультационной работы и
обучающих семинаров для начинающих
педагогов ДО
Посещение занятий начинающих
педагогов, молодых специалистов

педагоги ДО,
методист

в теч. всего
периода

Заместитель
директора,
методист

в теч. всего
периода

Уточнение и анализ контингента
учащихся

Заместитель
директора
Заместитель
директора,
методист
Заместитель
директора
методист
Заместитель
директора

Работа над сохранностью контингента
обучающихся

в теч. всего
периода
в теч. всего
периода

ежемесячно, в
теч. всего
периода
в теч. всего
периода
в теч. всего
периода
Сентябрьоктябрь

в теч. всего
периода
Педагоги д.о.

15.

16

Организация промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся.

17

Отслеживание результативности
дополнительных общеобразовательных
программ.

.

.

18
.

Проверка посещаемости обучающимися
занятий. Учет и оформление
посещаемости в журналах.

Организация участия обучающихся и
педагогов дополнительного образования в
конкурсных мероприятиях различного
уровня с целью демонстрации достижений
в обучении.

Заместитель
директора
Заместитель
директора,
методист, педагоги
ДО
педагоги ДО,
методист,
заместитель
директора
Администрация,
методист, педагоги
ДО

ежемесячно

Декабрь, май

в теч. всего
периода

в теч. всего
периода

17. Оценка качества реализации образовательной программы
Качество учебно-воспитательного процесса принято рассматривать как

характеристику результата деятельности. Качество образования в Центре
определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты
образовательной деятельности: её содержание, формы и методы обучения,
материально-техническую базу, кадровый состав.
Оценка эффективности и качества реализации данной образовательной
программы производится на основе целевых показателей (индикаторов) на конец
учебного года.
Качество дополнительного образования отслеживается по результатам
мониторинга деятельности учреждения, включающего:
 сохранность контингента учащихся объединений дополнительного
образования;
 посещаемость учащимися занятий объединений;
 качество освоения учащимися дополнительных общеразвивающих
программ;
 результативность участия учащихся в конкурсных мероприятиях;
 удовлетворенность участников образовательной деятельности качеством
дополнительного образования.
С учетом целей и задач образовательной деятельности Центра на
основании опыта предшествующих лет функционирования и Программы развития
учреждения были сформированы следующие индикаторы:
 количество победителей и призеров конкурсов, фестивалей и соревнований
различного уровня и различной направленности (% от количества детей,
принявших участие);
 увеличение доли педагогов с первой и высшей квалификационной
категорией (% от общего количества педагогов);
 увеличение доли педагогов (% от общего количества педагогов),
внедряющих инновационные технологии в образовательный процесс;
 увеличение доли педагогов (% от общего количества педагогов),
участвующих
в
конкурсах
профессионального
мастерства,
распространяющих свой положительный опыт;
 увеличение доли родителей (% от общего числа родителей), участвующих в
работе родительских комитетов и организации воспитательных и досуговых
мероприятий.
Формы оценки эффективности реализации образовательной программы:
 отчеты;
 диагностические исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и др.);
 учет положительных отзывов о работе объединения в Навигаторе - 62;
 листы регистрации (количество участников мероприятий, семинаров и
т.д.);








экспертиза программ;
анализ всех аспектов учебно-воспитательной деятельности;
публикации, репортажи в СМИ;
участие и победы в конкурсах;
улучшение материальной базы, покупка нового технического
оборудования;
сохранение и оптимизация штата сотрудников Центра.

Мониторинг реализациии образовательной программы призван обеспечить
всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволит
вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной
программы с целью повышения ее результатов и корректировать образовательную
программу на следующий учебный год.

7

8

9

разнообразные виды
деятельности)
ДООП «Волшебное слово»
(развитие творческих
способностей обучающихся
через знакомство с
различными аспектами
литературного творчества)
ДООП «Бусинки»
(хореография)
АДООП «Волшебная
кисточка»

Балашова Н.В.

Морозова Е.И.
Черных М.В.
Рейнер И.Е.

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2

72
-72

1
-1

72
-72

1 год,
36 недель,
72 часа
1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО
ПФДО
МЗ
ИТОГО
ПФДО

2
2
2
2
-2

72
72
72
72
-72

2
1
3
1
-1

144
72
216
72
-72

12
5
17
1
-1

864
396
1260
72
-72

Итого по направленности:

МЗ
ИТОГО
ПФДО

Итого по направленности (АДООП):

МЗ
ИТОГО
10

11

ДООП «Самоделкин»
(начальное техническое
конструирование и
моделирование)
ДООП «3-D моделирование»
(3-D моделирование)

Техническая направленность
1 год,
ПФДО
Русакова О.Г.
36 недель,
МЗ
72 часа
ИТОГО
Жаркова И.П.

Итого по направленности:

12

ДООП «Увлекательный

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

-2
2

-72
72

-2
2

-144
144

-2
2

-72
72

-1
1

-72
72

-3
3

-216
216

3

216

ПФДО
МЗ
ИТОГО

Социально-гуманитарная направленность
1 год,
ПФДО
2

72

13

14

15

16

17

18

19

английский»
(расширение детского
кругозора посредством
изучения английского языка)
ДООП «Созвездие»
(социальное самоопределение
подростков и развитие их
лидерских качеств)
ДООП «Собеседники»
(личностное развитие
подростков на основе знаний
о закономерностях общения и
межличностного
взаимодействия)
ДООП «Наследники Победы»
(патриотическое воспитание
детей и подростков)
ДООП «Бумеранг добра»
(участие детей и подростков в
волонтёрской деятельности)
ДООП «Мир шашек и
шахмат»
(личностное и
интеллектуальное развитие
обучающихся посредством
обучения игре в шахматы и
шашки)
ДООП «Скоро в школу»
(психолого-педагогическое
сопровождение
дошкольников на этапе
подготовки к школе)
ДООП «Затейники»
(организация досуговой
деятельности обучающихся)

Русакова О.Г.

36 недель,
72 часа

МЗ
ИТОГО

-2

-72

-3

-216

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2

72
-72

1
-1

72
-72

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2

72
-72

1
-1

72
-72

Мельник С.П.
Демидов Р.С.

1 год,
36 недель,
72 часа
1 год,
36 недель,
72 часа
1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО
ПФДО
МЗ
ИТОГО
ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2
2
-2
2
-2

72
-72
72
-72
72
-72

2
-2
1
-1
3
-3

144
-144
72
-72
216
-216

Мишкина О.А.

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2

72
-72

2
-2

144
-144

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
2
2

72
72
72

2
2
4

144
144
288

15

1080

Карькина Н.В.

Карькина Н.В.

Погонина И.К.
Карькина Н.В.

Лаврёнова В.Н.
Жирнова Н.В.
Митина Е.Н.
Трофимова Т.А.

ПФДО

МЗ

Итого по направленности:

2
17

144
1224

72
-72

2
-2

144
-144

ИТОГО
20

21

22

23

ДООП «Флорик»
(экологическое и
природоохранное воспитание
обучающихся)
ДООП «Удивительная
математика»
(развитие логического
мышления и математических
способностей обучающихся)
ДООП «Эколята»
(расширение знаний
обучающихся младшего
школьного возраста по
окружающему миру)
ДООП «Географическая
картина мира»
(развитие географического
мышления школьников и
формирование у них
целостного представления о
мире)

Естественнонаучная направленность
1 год,
ПФДО
2
Сухова О.В.
36 недель,
МЗ
-72 часа
ИТОГО
2
Карасёва Е.В.

Чусова Е.В.
Бгатова И.А.
Русакова О.Г.
Сухова О.В.

Шабарина Т.Н.

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2

72
-72

2
-2

144
-144

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2

72
-72

8
-8

576
-576

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2

72
-72

1
-1

72
-72

13
-13

936
-936

72
72
72

4
1
5

288
72
360

72
-72

3
-3

216
-216

ПФДО
Итого по направленности:

МЗ
ИТОГО

24 ДООП «Школа безопасности»

Туристско-краеведческая направленность
1 год,
ПФДО
2
Панченко Ю.Ю. 36 недель,
МЗ
2
72 часа
ИТОГО
2

25

Сухова О.В.
Гладышева Т.А.

(туризм, спортивное
ориентирование и основы
безопасности
жизнедеятельности)
ДООП «Истоки»
(краеведение)

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2

ПФДО
МЗ
ИТОГО

Итого по направленности:

7
1
8

504
72
576

Физкультурно-спортивная направленность

26

27

28

29

30

31

ДООП «Быстрее,
выше, сильнее»
(игровые виды
спорта)

Демидов Р.С.

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2

72

5

360

--

--

--

--

2

72

5

360

ДООП «Страна
Спортландия»
(Подвижные и
спортивные игры)

Демидов Р.С.
Самохина Ж,М.
Меркулова М.В.

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
3
2/3

72
108
72/108

3
2
5

216
216
432

ДООП «Волейбол»

Малахов А.Н.

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2

72
-72

1
-1

72
-72

ДООП «Баскетбол»

Сухинин И.В.

1 год,
36 недель,
72 часа

ДООП «Кожаный
мяч»
(мини-футбол)
ДООП «ОФП»
(общая физическая
подготовка)

Товстоган Д.М.

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО
ПФДО
МЗ
ИТОГО

2
-2
2
-2

72
-72
72
-72

4
-4
1
-1

288
-288
72
-72

Абрамова М.В.

1 год,
36 недель,
72 часа

ПФДО
МЗ
ИТОГО
ПФДО

2
-2

72
-72

2
-2

144
-144

ИТОГО

16
2
18

1152
216
1368

ПФДО
МЗ
ИТОГО

64
13
77

4608
1044
5652

Итого по направленности:

ИТОГО ПО ЦЕНТРУ:

МЗ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».