ДООП Общая физическая подготовка)

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Направленность данной программы – физкультурно-спортивная, так
как она направлена на общее развитие обучающихся средствами физической
культуры и спорта; сохранение и укрепление здоровья, формирование
ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни.
Роль и место программы в Образовательной программе Центра.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая
физическая подготовка» является составным компонентом программнометодического обеспечения Образовательной программы МБОУ ДО «Центр
дополнительного образования». В соответствии с основной целью и задачами
Образовательной программы учреждения данная программа направлена на
обеспечение оптимальных условий для высокого качества образовательных
услуг и их доступности, способствующих адаптации детей к жизни в
обществе, их личностному развитию и укреплению здоровья,
профессиональному самоопределению и творческому труду, а также
выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности.
Данная программа занимает устойчивую позицию в образовательной
программе учреждения и востребована со стороны учащихся и родителей
(законных представителей).
Актуальность программы определяется приоритетами Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года, направленных на
«создание условий для вовлечения детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, в мероприятия, содержащие
элементы различных видов спорта, развитие командных, индивидуальных и
игровых видов деятельности, способствующих физическому, духовному,
интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию
детей». Значимость программы рассматривается не только как личная
заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы, но и как
личная заинтересованность со стороны родителей, и прежде всего самих
детей.
Актуальность также обусловлена тем, что в настоящее время, особое
внимание уделяется приобщению детей к здоровому образу жизни, к занятиям
физической культурой и спортом.
Одна из основных тенденций развития современного общества - это
сохранение и укрепление здоровья человека. Для выполнения данного
требования необходима популяризация различных видов спорта, здорового
образа жизни. Занятия в объединении по общей физической подготовке
являются хорошей школой физической культуры, школой укрепления

здоровья, школой формирования моральных и волевых качеств, школой
навыков общественного поведения.
Общая физическая подготовка является средством физического и
духовного воспитания учащихся. Занятия по общей физической
подготовке нашли широкое применение в различных звеньях физкультурного
движения. Общая физическая подготовка - это основа любого вида спорта.
Новизна
программы. Программа
по
общей
физической
подготовке является новшеством для нашего учреждения и составлена на
основе материала, который учащиеся изучают на уроках физической культуры
в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей (в
зависимости от возраста, пола, времени года, местных особенностей) к тем
видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. А
также в том, что в программу включена воспитательная составляющая, что в
настоящее время очень актуально и важно при работе с детьми.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
занятия по ней позволят обучающимся восполнить недостаток спортивных
навыков и овладеть необходимыми знаниями в области физической культуры
и спорта во внеурочное время, так как количество учебных часов, отведённых
на изучение раздела «Общая физическая подготовка», в школьной программе
недостаточно. Общая физическая подготовка призвана сформировать у
учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему
здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и
психических качеств, творческом использовании средств атлетической
гимнастики в организации здорового образа жизни.
Обучающимся предоставляется возможность на занятиях по программе
осваивать различные комплексы физических упражнений и навыки игровых
видов спорта, что позволит желающим подготовиться к сдаче норм ВФСК
«ГТО».
В школьном возрасте наряду с совершенствованием ловкости, быстроты
и гибкости необходима специальная систематическая работа, направленная на
развитие силы и различных проявлений выносливости.
При
правильной
организации
педагогического
процесса,
опирающегося на
социальную,
педагогическую,
организационную,
методическую и спортивно - оздоровительную его составляющие, появляется
возможность создания ребёнку «ситуации успеха». На основе успешного
опыта раскрытия личности в рамках объединения по «Общей физической
подготовке» воспитанник будет более целенаправленно самореализовывать
себя в условиях взрослой жизни.
Программа имеет метапредметные связи, поддерживает и расширяет
школьный базовый курс по предмету «Физическая культура».

Отличительными особенностями программы «Общая физическая
подготовка» являются:
- обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку;
- многообразие видов активной познавательной и спортивной деятельности
учащихся;
- индивидуализация образовательного процесса и возможность работать в
группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие
спортивных успехов и достижений;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта,
сотрудничества, стимуляции активной коммуникации.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной
образовательной программы, от 11 до 13 лет, которые обладают
определёнными возрастными,
физиологическими
и
двигательными
особенностями.
Условия набора и формирования групп
В группы принимаются все желающие дети (девочки и мальчики), не
имеющие медицинских противопоказаний к занятиям этим видом спорта.
Группы формируются по возрасту обучающихся на основании заявления и
согласия на обработку персональных данных и заявки через АИС «Навигатор»
от родителей (законных представителей) детей.
Группы разнополые, комплектуются по возрастному составу.
Оптимальное количество учащихся в группе для успешного освоения
программы от 12 до 15 человек. В течение учебного года допускается набор
учащихся в случае наличия свободных мест в соответствии с локальными
актами учреждения. Группы являются разновозрастными, состав групп
постоянный.
Содержание и материал программы организованы по принципу
дифференциации в соответствии с базовым уровнем сложности. Базовый
уровень
предполагает
освоение
специализированных
знаний,
совершенствование навыков и умений, полученных детьми ранее на занятиях
по общей физической подготовке в школе или учреждении дополнительного
образования.
Объём программы. Общее количество часов, отводимых на изучение
программы – 72 часа в год (2 часа в неделю). Срок освоения программы – 1
год (36 учебных недель).
Режим занятий. Занятия проводятся по расписанию 2 раза в неделю по
1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа в
соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами составляет
45 минут — для детей школьного возраста.

Форма обучения – очная. Возможно дистанционное обучение в особых
случаях.
Занятия проводятся на русском языке.
На занятиях при реализации данной программы предусматривается
применение следующих форм организации процесса обучения:
- парная,
- групповая,
- коллективная,
- индивидуальная (в рамках учебного занятия).
Формы занятий: по программе предусматривается проведение
разнообразных
форм
занятий:
теоретические,
практические,
комбинированные (совмещение теории и практики), беседы, опросы, игры,
учебно-тренировочное занятие, соревнования, оздоровительные мероприятия,
проведение тестирования, зачёта на сдачу контрольных упражнений.
Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий.
Содержание учебно-тренировочной работы отвечает требованиям
данной программы с учетом местных условий и индивидуальных
особенностей учащихся.
Основой ОФП являются развитие двигательных качеств человека:
быстрота, сила, ловкость, выносливость.
Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов,
огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно
заниматься повсюду и в любое время года.
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений,
поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными
особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые
изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть
сохранены.
В процессе занятий ОФП учащиеся совершенствуют умение управлять
своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном
передвижении, преодолении препятствий, происходит гармоническое
развитие детей.
Общая физическая подготовка имеет большое оздоровительное
значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. ОФП требует
динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать
нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних
органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа ориентируется на развитие природных качеств личности,
помогает учесть ее возможности в семье, школе и учреждении
дополнительного образования, предоставляет ребенку право усвоить тот
уровень программного материала, который ему доступен.

Физические упражнения способствуют гармоническому развитию
организма детей, подростков и юношей; они улучшают здоровье и повышают
их работоспособность.
Программа направлена на ознакомление с видами легкой атлетики,
баскетбола, волейбола, футбола, лыжной подготовки, укрепление здоровья и
закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям ОФП,
создание
базы
разносторонней
физической
и
функциональной
подготовленности.
Специфика объединения.
Объединение «ОФП» является структурным звеном образовательной
деятельности Центра и предназначено для занятости детей в их свободное
время. Работа объединения осуществляется на основе дополнительной
общеобразовательной программы «Общая физическая подготовка»
физкультурно-спортивной направленности, плана воспитательной работы на
текущий учебный год.
Организуемый педагогический процесс в объединении направлен на:
- обеспечение сотворчества и сотрудничества педагога дополнительного
образования, обучающихся, их родителей;
- разработку и реализацию индивидуальных маршрутов для мотивированных
в спорте детей и для успешной подготовки к соревнованиям, что дает стимул
развивать спортивные способности обучающихся.
Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным
директором Центра, календарным учебным графиком на текущий учебный
год.
Результатом деятельности по программе является участие детей в
соревнованиях разного уровня и мероприятиях Центра.
Особенности организации образовательного процесса.
• Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над
теорией (в примерном соотношении 80% на 20%). В зависимости от темпа
работы учащихся в течение учебного года возможно перераспределение часов
в теоретической и практической частях учебного плана.
• Занятие проводится с применением чередования видов деятельности,
вариативности заданий и упражнений, в том числе разной сложности и
физической нагрузки. Предполагается подбор заданий и видов упражнений
как индивидуально, так и для работы в коллективе.
• Формы контроля, способы оценки достижений учащихся, продуктов их
деятельности адекватны возможностям детей данного возраста. Спортивные
достижения учащихся рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений.
• Обучение предусматривает участие в спортивных соревнованиях
разного уровня, что расширяет круг социальных контактов, жизненных
событий учащихся, формирует стрессоустойчивость и адекватность
переживаний удачи/неудачи.

• При проведении массовых мероприятий предполагается создание
необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и
родителей (законных представителей) в рамках реализации данной
программы.
Воспитательный потенциал программы
Одной из задач развития дополнительного образования детей, в
соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года, является «организация воспитательной деятельности на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и
государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской
гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности».
Воспитание в коллективе – это целенаправленный творческий процесс
взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование
творческого коллектива, создание комфортной обстановки, благоприятных
условий для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка.
Создание таких условий осуществляется педагогом через включение детей в
различные виды социальных отношений в обучении, общении и практической
деятельности.
Воспитательные задачи данной программы с учётом её направленности:
- привитие навыков физической культуры и,
формирование здорового образа жизни у обучающихся;

как

следствие,

- воспитание морально-волевых черт характера, привитие трудовых
навыков через выполнение ответственных поручений, подготовку к
мероприятиям, участие в соревнованиях;
- привитие основных морально-этических норм поведения,
человеколюбия, внутренней самодисциплины, терпения, уважения к
окружающим.
Воспитательная работа в рамках реализации
дополнительной
общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» организована
в соответствии с Программой воспитания МБОУ ДО «Центр дополнительного
образования» на 2023-2024 учебный год. (приложение 1).
В результате работы педагога по воспитанию обучающихся должны
происходить изменения как уровня воспитанности каждого учащегося, так и

изменения характера отношений между участниками коллектива. Дети
должны выйти на новый уровень воспитанности и обученности.
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36
Из них: 1 полугодие – 16 недель, 2 полугодие – 20 недель.
Количество часов в неделю - 2 часа в неделю (72 часа в год)
Дата начала учебных занятий – 1 сентября 2023 г.
Дата окончания учебных занятий – 31 мая 2024 г.
Режим занятий в каникулярное время: во время осенних, зимних,
весенних каникул в школах занятия в учреждении дополнительного
образования проводятся согласно расписанию, утверждённому директором на
текущий учебный год. При необходимости возможны внесения изменений в
расписание. Государственные праздники являются выходными днями.
Промежуточная аттестация:
- по итогам 1 полугодия - декабрь 2023 г.;
- по итогам реализации программы — май 2024 г.
Цель и задачи программы.
Цель: развитие мотивации к систематическим занятиям физической
культурой; оздоровление обучающихся путём повышения их физической
подготовленности.
Задачи программы:
• обучающие:
сформировать необходимые знания по истории, теории, методике
физической культуры;
- помочь овладеть комплексом физических упражнений с оздоровительной
направленностью;
- сформировать знания о закономерностях двигательной активности,
спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей
трудовой деятельности;
- познакомить обучающихся с техникой и тактикой различных видов спорта;
- познакомить с правилами и организацией проведения соревнований.
• развивающие:
- развивать устойчивый интерес к занятиям спортом;
- содействовать всестороннюю физическому развитию;
- укреплять здоровье учащихся.
• воспитательные:
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

- воспитывать моральные, волевые качества; чувство дружбы и товарищества,
готовности к взаимопомощи;
- формировать потребность в систематических занятиях физкультурой и
спортом;
- воспитывать навыки общественного поведения.
Данные задачи сконцентрированы на развитии устойчивого интереса к
занятиям спортом, на стремлении к здоровому образу жизни, на организации
досуга подростков и профилактику девиантного поведения, посредством
вовлечения их в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Планируемые результаты:
• предметные:
формирование необходимых знаний по истории, теории, методике
физической культуры;
- овладение комплексом физических упражнений с оздоровительной
направленностью;
- формирование знаний о закономерностях двигательной активности,
спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей
трудовой деятельности;
- знание обучающимися техники и тактики различных видов спорта;
- знание правил проведения соревнований.
• метапредметные:
- развитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
- всестороннее физическое развитие;
- укрепление здоровья учащихся.
• личностные:
- воспитание стремления к здоровому образу жизни;
- воспитание моральных, волевых качеств; чувства дружбы и товарищества,
готовности к взаимопомощи;
- формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и
спортом;
- воспитание навыков общественного поведения.
Содержание программы
Учебный план
№
Наименование
п/п разделов
1.

Физическая культура и
спорт в РФ

Общее
В том числе
количество Теория Практик
часов
а
1
1

Формы контроля
тестирование

1

1

тестирование

1

1

тестирование

4.

Гигиена, предупреждение
травм, врачебный
контроль, самоконтроль
Правила соревнований,
места занятий,
оборудование, инвентарь
Гимнастика

6

1

5

Тестирование,
выполнение
контрольных
нормативов,
участие в
соревнованиях

5.

Лёгкая атлетика

8

1

7

Тестирование,
выполнение
контрольных
нормативов,
участие в
соревнованиях

6.

Подвижные игры

7

1

6

Тестирование,
выполнение
контрольных
нормативов,
участие в
соревнованиях

7.

Волейбол

10

2

8

Тестирование,
выполнение
контрольных
нормативов,
участие в
соревнованиях

8.

Футбол

10

2

8

Тестирование,
выполнение
контрольных
нормативов,
участие в
соревнованиях

9.

Лыжная подготовка

10

2

18

10.

Баскетбол

10

2

8

2.

3.

Тестирование,
выполнение
контрольных
нормативов,
участие в
соревнованиях
Тестирование,
выполнение
контрольных
нормативов,
участие в
соревнованиях

11.

12.

Инструкторская и
судейская практика

Промежуточная
аттестация
Всего:

4

2

2

судейство
соревнований внутри
объединения

4

2

2

Тестирование, сдача
контрольных
нормативов

72

18

54

Содержание учебного плана
1. Физическая культура и спорт в РФ
Физическая культура и спорт - средство всестороннего развития
личности. Возникновение и история физической культуры. Основные
принципы системы физического воспитания. Принцип всестороннего
развития личности.
2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль,
самоконтроль
Гигиена одежды и обуви, предупреждение травм. Врачебный контроль,
самоконтроль, оказание первой помощи. Режим питания и питьевой режим.
Личная гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой
помощи.
Правила закаливания. Медицинский осмотр. Врачебный контроль и
самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом.
Гигиена, профилактика простудных заболеваний. Правила и приёмы
закаливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания
первой помощи при спортивных травмах.
3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь
Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм.
Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм.
Двигательный режим школьников - подростков. Оздоровительное и
закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и
вода) и физических упражнений.
Места занятий, оборудование, инвентарь.
4. Гимнастика
Теория. Техника безопасности. Гимнастические снаряды. Способы
страховки.

Практика. Строевые упражнения. Построения и перестроения: из
одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по
три. Смыкание строя.
Строевые, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами,
с партнером, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения.
Переворот в сторону. Стойка на руках с помощью. Гимнастические
упражнения на снарядах.
Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы
препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и
разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание. Прыжок
в упор, присев на козла; соскок с поворотом налево (направо). Прыжок ноги
врозь через козла с поворотом на 90 градусов.
5. Лёгкая атлетика
Теория. Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега. Прыжковая
техника. Техника метания.
Практика. Медленный бег. Кросс. Бег на короткие дистанции до 60 м.
Бег на короткие дистанции до 100 м. Низкий старт. Финиширование.
Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту
способом «перекидной». Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с
разбега.
Метание малого мяча с разбега. Метание гранаты в цель и на дальность.
Преодоление полосы препятствий.
Эстафетный бег.
6. Подвижные игры
Теория. Правила игры.
Практика. «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната»,
«Бег командами», «Встречная эстафета», «Мяч - среднему», «Мяч - капитану»,
эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением
препятствий, «Перестрелка», «Пионербол», «Не давай мяча водящему»,
«Летучий мяч», «Борьба за мяч», «Лиса и собака», «Взятие высоты»,
«Прорыв», «Бегуны», «Пятнашки», «Салки с заслоном», «Эстафеты у стенки».
7. Волейбол
Теория. Правила игры. Стойка игрока.
Практика. Перемещения из стойки. Передача мяча. Передача мяча

сверху двумя руками. Подача мяча. Нападающие удары. Приём мяча.
Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика нападения. Тактика
защиты.
Перемещения из стойки. Приём мяча снизу двумя руками. Отбивание
мяча кулаком в прыжке. Нижняя прямая подача. Нападающий удар.
Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Учебные
игры.
8. Футбол
Теория. Техника передвижения. Виды обманных движений. Правила
игры.
Практика. Удары по мячу серединой, внутренней, внешней частью
подъёма. Удары на точность. Удары с места по катящемуся мячу. Удары по
мячу с места, с хода. Остановка мяча. Остановка опускающегося мяча
внутренней, внешней стороной, серединой подъёма, бедром. Ведение мяча
внутренней и внешней частью подъёма по прямой, меняя направление.
Ведение мяча с изменением направления и скорости движения. Финты. Отбор
мяча. Выбивания. Перехват.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и
прыжки. Ловля мячей, летящих на разной высоте. Отбивание мяча,
вбрасывание одной рукой, выбивание мяча.
Тактика игры в нападении. Индивидуальные, групповые действия.
Тактика игры в защите. Первоначальная, зонная и комбинированные защиты.
Групповые тактические действия в нападении: игра «в стенку», игра
«треугольником». Тактика игры в защите; выбор места, способа
противодействия нападающему, страховка.
Удары на точность, силу и дальность. Остановки мяча. Ведение мяча.
Финты. Отбор мяча. Расстановка игроков. Тактика игры в нападении.
Групповые и командные действия. Тактика игры в защите. Групповые и
командные действия. Соревнования с командами других секций.
Участие в соревнованиях.
9. Лыжная подготовка
Теория. Основы техники ходьбы на лыжах.
Практика. Одновременный бесшажный ход. Одновременный
одношажный ход. Одновременный двушажный ход.
Спуск в низкой стойке (крутизна склона 4-6 градусов, длина 40-60м.).

Торможение «плугом». Передвижение в быстром темпе на отрезке 40-50м.
Подъему по склону «полуелочкой», «полулесенкой». Повторное
передвижение. (2-3 раза.)
Комбинированное торможение спусков. Поворот махом на месте.
Повторное передвижение по кругу.
Лыжные эстафеты (по кругу).
10. Баскетбол
Теория. Тактика защиты, тактика нападения. Правила игры.
Практика. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на
месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на
месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками
сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с
поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча.
Выбор места. Целесообразное использование технических приемов.
Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча в корзину
одной рукой в прыжке с близкого расстояния. Бросок мяча в корзину со
среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча.
Перехват мяча. Борьба за мяч, отскочивший от щита. Тактика игры в
нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение.
Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты.
Участие в соревнованиях.
11. Инструкторская и судейская практика
Теория. Правила и принципы организации и судейства соревнований.
Практика. Проведение с группой занимающихся комплекса
общеразвивающих упражнений и подвижных игр. Судейство трех
соревнований в своей секции.
Проведение с группой занимающихся трех занятий под контролем
руководителей. Судейство пяти соревнований.
Проведение (под контролем руководителя) пяти занятий с кружком.
Составление положения о соревновании между секциями по виду спорта.
Судейство пяти соревнований.
12. Промежуточная аттестация
Тестирование. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной
физической и технической подготовленности.

Формы подведения итогов реализации Программы
В течение учебного года педагог проводит поэтапную диагностику
успешности усвоения программного материала:
I этап (стартовый) - проверка знаний и умений учащихся на начальном
этапе освоения программы (входной контроль проводится на первом вводном
занятии путем проведения собеседования, анкетирования или тестирования с
последующим анализом результатов). Позволяет выявить уровень
подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом
деятельности.
II этап (текущий) - проводится после прохождения каждой темы,
чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся.
III этап (итоговый) - проводится в конце срока обучения по программе
и позволяет оценить уровень результативности усвоения программы за год.
Форма проведения: тестирование, сдача контрольных нормативов.
Для реализации программы используются различные виды
тестирования физической подготовленности и физического развития,
тестирование специальной физической подготовленности, зачеты по
усвоению знаний теоретических основ физической культуры и спорта,
навыков здорового образа жизни.
Виды контроля:
-

тренировочные занятия;

-

беседы, учебные игры;

-

тестирование;

-

эстафета;

-

участие в соревнованиях, контрольных играх;

-

выполнение контрольных нормативов по ОФП.
Способы определения результативности реализации Программы

1. Опрос учащихся по пройденному материалу.
2. Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и
соревнований.
3. Тестирование
общефизической,
специальной
технической, тактической и психологической подготовки.
4. Тестирование по теоретическому материалу.

физической,

5. Контроль соблюдения техники безопасности.
6. Привлечение обучающихся к судейству соревнований на уровне
детского объединения и учреждения.
7. Контрольные игры с заданиями.
8. Выполнение отдельных упражнений с заданиями.
9. Контроль
соревнований.

выполнения

установок

во

время

тренировок

и

10. Результаты соревнований.
11. Встреча с обучающимися во внеурочное время и наблюдение за их
досугом.
Уровень подготовленности обучающихся определяется по
следующим параметрам:
Низкий уровень - выполнение элемента или упражнения в основном
правильно, но не уверенно с ошибками.
Средний уровень - упражнение или элемент выполнено правильно, но не
достаточно легко и точно, наблюдается скованность в движениях.
Высокий уровень - упражнение или элемент выполнено правильно, в
хорошем темпе, уверенно, легко и точно.
Способы фиксирования результатов обучения.
1.
Журнал учета посещаемости обучающихся.
2.
Дипломы участников и победителей.
3.
Протоколы промежуточной, итоговой аттестации.
4.
Протоколы участия в соревнованиях.
5.Сводная «Диагностическая карта результатов освоения программы» по
группам.
Методическое обеспечение занятий
Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых
условий успешной специализации. Основной задачей занятий по общей
физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее
физическое развитие занимающихся. Целесообразно развивать гибкость,
ловкость, двигательно-координационные способности. Для этого применяется
широкий комплекс общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые
и прыжковые упражнения.
Для развития специальных физических качеств (быстроты, игровая
выносливость, скоростные, скоростно-силовые качества) применяется

широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее
важных мышц.
На занятиях изучают различные элементы техники и тактики,
исправляют ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия,
знакомятся с новыми техническими действиями. На занятиях многократно
повторяются хорошо освоенные элементы техники и тактики, закрепляют их
варианты в условиях различного объема и интенсивности их выполнения. В
них осваивается новый учебный материал и закрепляется пройденный.
Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки
подготовленности.
Для эффективной работы необходимо учитывать особенности
возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов:
В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые показатели,
сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения у девочек, в
связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление,
тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные
срывы; при работе с занимающимися в этом возрасте преподавателю
рекомендуется индивидуальный подход к планированию физических
нагрузок, применяемых для этого, наиболее тяжело переносятся учащимися
этого возраста упражнения, направленные на развитие быстроты.
Используемые педагогические принципы
1.
Оздоровительной направленности. Данная программа предусматривает
деятельность с обучающимися по повышению уровня их здоровья, а также
комплекс педагогических действий по профилактике хронических и
инфекционных заболеваний.
2.
Доступности. По предлагаемой программе могут обучаться дети и
подростки всех возрастных категорий, социального статуса, материального
обеспечения и уровня физического развития.
3.
Открытости.
Программа построена как открытая схема. Она
допускает включение в себя новых компонентов и комплексов. Она допускает
изменения в широких пределах и адаптацию к любой конкретной группе
учащихся. Может применяться частично.
4.
Принцип сознательности и активности. Программа учит понимать
воспитанников сущность поставленной перед ними задачи и заинтересовать в
её решении.
5. Принцип дифференциализации и индивидуализации, создающий условия
для полного развития с учётом его личностных, физиологических и
психологических особенностей (физического и психического развития,

двигательной
активности,
состояния
здоровья,
способности
к
самостоятельному принятию решений, особенностей памяти и внимания и
др.).
Формы обучения
Основными формами обучения являются:
- мини-лекции (изложение теоретического учебного материала);
- беседы с элементами опроса;
- практические занятия (освоение и обрабатывание практических знаний и
умений);
- нестандартный урок (экскурсии, занятия-игры, уроки- соревнования);
- просмотр видеозаписей;
- домашняя самостоятельная работа по отработке умений.
Методы обучения, применяемые при реализации данной программы:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;
- аудио- и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов);
- практические: упражнения;
- метод игры;
- методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание
ситуации занимательности, создание ситуации успеха.
Данная программа опирается на следующие педагогические
технологии:
По подходу к ребёнку:
- Здоровьесберегающие технологии направлены
на
физическое
развитие обучающихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы,
выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового,
тренированного человека
Личностно-ориентированные (ставят в центр образовательной системы
личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития, реализации
её природных потенциалов, т.е. имеют целью свободное и творческое развитие
ребёнка)
Гуманно-личностные технологии (отличаются гуманистической сущностью,
психотерапевтической направленностью на поддержку личности, исповедают
идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его
творческие силы, отвергая принуждение)
Технологии сотрудничества (реализуют демократизм, равенство, партнёрство
в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанники
совместно вырабатывают цели, определяют содержание, дают оценки,
находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества)

Технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставление ребёнку
свободы выбора и самостоятельности). Осуществляется выбор, ребёнок
наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от
внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия).
По организационным формам:
Групповые технологии - предполагают фронтальную работу, групповую (одно
задание на разные группы), межгрупповую (группы выполняют разные
задания в рамках общей цели), работу в статичных парах.
Технология дифференцированного обучения - предполагает дифференциацию
по возрасту, уровню развития, полу; позволяет осуществлять развивающее дифференцированное обучение с учётом разнообразия состава воспитанников.
Игровая образовательная технология - включение в учебно-тренировочные
занятия не только общеразвивающих упражнений, но и эстафет, подвижных
игр, проведение соревнований как внутри, так между учебно-тренировочными
группами применение принципа системности и связи теории и практики,
принципа всестороннего развития личности.
Кадровое обеспечение:
Осуществлять реализацию данной программы может педагог
дополнительного образования (тренер-преподаватель), имеющий высшее или
среднее профессиональное образование, систематически повышающий свою
профессиональную квалификацию, владеющий методиками преподавания
предметной деятельности данного курса (в соответствии с профессиональным
стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
№652н от22.09.2021 г.)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации данной программы необходимо следующее техническое
обеспечение:
- спортивный зал;
- стадион;
- оборудованная спортивная площадка на открытом воздухе с искусственным
покрытием;
- мячи для футбола, волейбола, баскетбола, набивные мячи, мячи для метания;
- гимнастические палки;
- спортивные гранаты;
- эстафетная палка;
- лыжи, лыжные ботинки, палки;
- секундомер;
- гимнастическая скамейка;
- таблицы «Техника передвижений игрока»;
- таблицы «Техника основных элементов игры в волейбол»;

- видео тренировочных занятий, спортивных соревнований.
Электронные ресурсы:
1. Игры для детей – электронный ресурс, режим доступа
https://bosichkom.com/
2. ФизкультУра – электронный ресурс, режим доступа http://fizkult-ura.ru/
3. Министерство спорта Российской Федерации — электронный ресурс,
режим доступа http://www.minsport.gov.ru
4.Официальный сайт научно-теоретического журнала «Теория и
практика физической культуры - http://lib.sportedu.ru/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Баршай, В. М. Гимнастика / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. М.: КноРус, 2013. - 312 с.
2.
Боген, М. М. Тактическая подготовка - основа многолетнего
совершенствования. Учебное пособие / М.М. Боген. - М.: Физическая
культура, 2014. - 616 с.
3.
Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С.
Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
4.
Врублевский, Е. П. Легкая атлетика. Основы знаний в вопросах и
ответах. Учебное пособие / Е.П. Врублевский. - М.: Спорт, 2016. - 240 с.
5.
Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - М.: Феникс, 2012. 448 с.
6.
Жилкин, А. И. Легкая атлетика / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В.
Сидорчук. - М.: Академия, 2009. - 464 с.
7.
Лыжный спорт / ред. В.Э. Нагорный. - М.: Физкультура и спорт, 1998. 256 с.
8.
Мастерман, Гай Стратегический менеджмент спортивных
мероприятий: моногр. / Гай Мастерман. - М.: Национальное образование,
2015. - 512 с.
9.
Олимпийский спорт. Учебно-методическое пособие. - Москва: Огни,
2014. - 176 с.
10. Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания
и спорта / В.Н. Прокофьева. - М.: Феникс, 2008. - 192 с.

11. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов и др.- М.:
Издательский центр «Академия», 2004
12. Столбов, В. В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов,
Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 424 с.
13. Теория и методика спортивных игр. Учебник. - М.: Academia, 2014. 464 с.
14. Федотова, Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных
спортсменов в командных игровых видах спорта / Е.В. Федотова. - М.:
СпортАкадемПресс, 2003. - 224 с
15. Физическая культура. Учебник / Н.В. Решетников и др. - М.: Academia,
2014. - 176 с.
16. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие/
Е.С. Черник - М.: учебная литература, 1997. - 320с.
17. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста / З.М. Зарипова, И.М. Хамитов, 2003- 161с.

Приложение 1.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
в рамках реализации ДООП «Общая физическая подготовка»
физкультурно-спортивной направленности
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
на 2023-2024 учебный год
Цель воспитательной работы: создание условий для самоопределения
и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитательной работы по программе:
- создать условия для формирования патриотических чувств и сознания
обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах
мира, сохранить и развивать чувство гордости за свою страну, город,
семью;
- создать условия для воспитания личности гражданина - патриота Родины,
способного встать на защиту государственных интересов;
- воспитывать любовь к Родине, родному городу, её истории, культуре,
традициям;
- способствовать изучению истории своей семьи, района, города, культуры
народов своей страны;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их
традициям;
- формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания,
осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей
роли в нем.
- воспитывать доброе отношение к родителям, к окружающим людям,
сверстникам, добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому
себе, к общественным поручениям;
- определить круг реальных учебных возможностей ребенка и зону его
ближайшего развития;
- создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном
развитии;

- формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их
кругозор и любознательность;
- формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования
собственного здоровья, знакомить обучающихся с опытом и традициями
предыдущих поколений по сохранению физического и психического
здоровья;
- способствовать формированию навыков грамотного передвижения по
улицам, через дорогу, познакомить обучающихся с правилами поведения
на улице, дороге, в транспорте, на природе, с дорожными знаками,
сигналами светофора;
- создание условий для равного проявления учащимися объединения своих
индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения,
радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
- формировать у обучающихся правовую культуру, представления об
основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к
правам человека и свободе личности;
- создать условия для воспитания потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательная деятельность основывается на следующих принципах:
- принцип гуманизации (через реализацию личностно-ориентированного
подхода);
- принцип гуманитаризации (способствует правильной ориентации
обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы
человека, программирует внутреннюю уверенность, толерантность,
удовлетворенность своей жизнью);
- принцип сотрудничества (принципиально диалогическое воспитание,
приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при
сохранении психологической комфортности);
- принцип целостного образования (основывается на единстве развития,
воспитания и обучения в образовательном процессе);
- принцип психолого-педагогической поддержки (помогает участникам
воспитательного процесса создать обстановку психологической
комфортности, адаптировать в сложных условиях).

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предусмотренные
Программой
мероприятия
по основным
каждый
направлениям
из которых
воспитательной
разработан
работы
в распределены
соответствии
в различные
с приоритетными
модули,

1
направлениями
воспитания
в Российской
. Действия по
реализации
каждого
модуля отражены
в ПланеФедерации
программы.
Основными формами воспитания в рамках данной программы
является организация и проведение тематических мероприятий, открытых
занятий, участие в конкурсах.

Учебное занятие также относится к формам воспитания. В ходе
занятия учащиеся получают новые знания, происходит личностное
развитие ребёнка, его социализация, развиваются поведенческие модели,
выстраиваются принципы учебной дисциплины и самоорганизации,
определяется круг его интересов.
Предусмотренные мероприятия по основным направлениям
воспитательной работы распределены в различные модули, каждый из
которых разработан в соответствии с приоритетными направлениями
воспитания в Российской Федерации.
№ Наименован
п/п ие модуля
Действия по реализации модуля

1.

2.

1

Направления Форма
воспитательн организац
ой работы
ии
мероприят
ий
очная,
«Талант и - создание условий для публичной все
демонстрации
достижений направления дистанцио
успех»
учащихся путем их вовлечения в
нная
организацию и непосредственное
проведение мероприятий;
- организация и проведение
конкурсов и фестивалей по
различным
направленностям
художественного творчества;
участие
обучающихся
в
творческих
мероприятиях,
проектах и конкурсах разного
уровня
воспитательных физическое очная,
«Здоровое -организация
а
также воспитание и дистанцио
поколение» мероприятий,
соревнований
между формировани нная
объединениями по различным е
культуры
видам спорта с целью пропаганды здоровья,
среди учащихся здорового образа экологическо
жизни и привития навыков е воспитание
активного полезного досуга;

3.

4.

5.

6.

участие
в
спортивных
праздниках,
соревнованиях
разного уровня
организация
мероприятий, все
очная,
«Билет
вбудущее»
направленных
на направления дистанцио
нная
профессиональное просвещение
учащихся
и очная,
«Я
- - организация воспитательных духовное
гражданин» мероприятий
и
общественно нравственное дистанцио
полезных дел, направленных на воспитание нная
развитие у учащихся активной детей
на
гражданской
позиции, основе
толерантного
отношения
к российских
окружающим, а также воспитания традиционны
чувства патриотизма и любви к х ценностей,
Родине;
патриотическ
участие
в
различных ое воспитание
мероприятиях, проектах разного и
уровня.
формировани
е российской
идентичности
, гражданское
воспитание,
экологическо
е воспитание
очная,
«#ЯВОЛОН - организация и проведение все
ТЕР»
общественно
полезных
дел, направления дистанцио
нная
дающих учащимся возможность
получить
важный
для
их
личностного
развития
опыт
деятельности, направленной на
помощь другим людям, обществу в
целом;
- создание на базе Центра
волонтерского отряда;
 участие в мероприятиях
разного уровня, направленных на
оказание помощи другим людям,
обществу в целом;
- организация и проведение экологическо очная,
«Школа
безопасност воспитательных мероприятий и е воспитание, дистанцио
тематических соревнований по патриотическ нная
и»

7.

формированию
у
учащихся ое воспитание
культуры
и
безопасности:
экологической, формировани
дорожно-транспортной,
е российской
противопожарной,
идентичности
антитеррористической и интернет- , гражданское
безопасности, а также развитию воспитание,
навыков профилактики и защиты духовное
и
от чрезвычайных ситуаци;
нравственное
- участие в мероприятиях разного воспитание
уровня.
детей
на
основе
российских
традиционны
х ценностей
очная,
«Воспитат - организация и проведение внутри все
объединения
воспитательных направления дистанцио
ельный
нная
по
различным
потенциал мероприятий
модулям;
детских
объединени - организация и проведение в ходе
занятий тематических бесед в
й»
рамках
реализации
проекта
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации,
изложенного
врекомендательном
письме
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о
важном»;
обеспечение
посещения
учащимися
объединений
воспитательных
мероприятий
учрежденческого и иных уровней;
- организация участия учащихся в
конкурсных
мероприятиях
различного уровня;
- создание особой воспитательной
среды в учреждении, создающей
атмосферу
психологического
комфорта, хорошего настроения,
способствующей формированию у

8.

«Учебное
занятие»

обучающихся чувства вкуса и
стиля; среды, в которой ребенок
получает опыт социальнозначимой
коллективной
творческой
деятельности - одна из важнейших
задач
организации
воспитательного процесса Центра
- установление доверительных все
очная,
отношений между педагогом и направления дистанцио
нная
обучающимися с целью включения
обучающихся в интересную и
полезную для них деятельность, в
ходе которой дети приобретают
социально
значимые
знания,
вовлекаются
в
социально
значимые отношения, получают
опыт
участия
в
социально
значимых делах;
- побуждение обучающимися
соблюдать
на
занятии
общепринятые нормы поведения
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемого на занятиях
материала, организация работы с
получаемой социально-значимой
информацией - инициирование ее
обсуждения,
высказывание
обучающимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
- использование воспитательных
возможностей изучаемой темы,
через демонстрацию примеров
ответственного
гражданского
поведения,
человеколюбия
и

добросердечности, через подбор
соответствующих
текстов,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в группе;
применение
на
занятии
интерактивных форм работы:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих познавательную
активность; дискуссий, которые
дают обучающимся приобрести
опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат
командной
работе
и
взаимодействию
с
другими
обучающимися;
использование
ИКТ
и
дистанционных
образовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих
современные
активности
обучающихся;
- включение в учебное занятие
игровых
процедур,
которые
помогают
поддерживать
мотивацию
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в учебной группе,
доброжелательной атмосферы во
время занятий.
организация
шефства,
наставничества мотивированных и
эрудированных обучающихся над
их товарищами, дающего детям
социально
значимый
опыт
сотрудничества
и
взаимной
помощи
9.

«Ура!

-организационно-массовая работа, все
очная,
способствующая реализации и направления дистанцио

разносторонних
Каникулы!» развитию
интересов и увлечений детей,
направленная на привитие навыков
здорового и безопасного образа
жизни, сокращение детского и
подросткового травматизма в
каникулярный период;
- вовлечение детей и подростков в
социально значимую деятельность,
профилактика
негативного
поведения
- конкурсная деятельность;
- работа со школьными лагерями с
дневным пребыванием детей;
-реализация
краткосрочных
дополнительных
общеразвивающих программ.

нная

10. «Работа с организация
родительских все
очная,
родителями собраний, происходящих в режиме направления дистанцио
нная
обсуждения вопросов обучения и
»
воспитания учащихся регулярное
информирование
родителей
(законных представителей) об
успехах и проблемах учащихся;
- индивидуальные и групповые
консультации для родителей по
интересующим
вопросам
с
целью
координации
воспитательных усилий педагогов
и родителей.;
размещение
еженедельной
информации
о
деятельности
объединения на сайте учреждения
и
в
официальных
группах
учреждения в социальных сетях;
повышение
психологопедагогических знаний родителей;
- привлечение родителей к
участию
в
воспитательных
мероприятиях не только в качестве

зрителей, но и в качестве
непосредственных участников в
подготовке
и
проведении
мероприятий
воспитательной
направленности.

Формы воспитательной работы:
- Коллективные – тематические выставки, ярмарки, праздники, фестивали,
акции, экскурсии.
- Групповые – досуговые, развлекательные, игровые программы (конкурсы,
квесты, викторины, театрализация, интеллектуальные игры) и
информационно-просветительские
мероприятия
познавательного
характера (выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы,
тематические программы, тренинги).
- Индивидуальные – беседы, консультации, индивидуальная работа.
В воспитательной деятельности с учащимися используются следующие
методы воспитательного воздействия:
- метод формирования сознания личности: убеждение, беседа, рассказ,
разьяснение, внушение;
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- методы одобрения и педагогического требования (с учётом
преимущественного права на восптание детей их родителями (законными
представителями);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания;
- методы развития самоконтроля и самооценки детей.
Условия
воспитания.
Воспитательная
деятельность
осуществляется в соответствии с нормами и правилами работы МБОУ ДО
«Центр дополнительного образования». Организация воспитательных
мероприятий осуществляется вне рамок учебного плана.
Анализ результатов воспитательной деятельности поводится в
процессе педагогического наблюдения за поведением учащихся, их общением,
отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогу.
Косвенная оценка результатов воспитательной деятельности, достижения

целевых
ориентиров
воспитания
родителей(законных представителей).

проводится

путём

опросов

Ожидаемые результаты воспитательной деятельности.
Среди ожидаемых результатов воспитательной работы можно выделить
следующие:
- достижение заданного качества воспитания, обновления содержания и
технологий воспитания с учетом современных требований к ним;
- обеспечение преемственности и непрерывности воспитательной
деятельности на основе современных тенденций развития учебновоспитательного процесса;
- дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса;
- развитие воспитательного потенциала обучающихся
в духовнонравственном и гражданско- патриотическом воспитании личности
обучающегося;
- максимальный учет интересов и желаний обучающихся и их родителей
(законных представителей) в выборе содержания и технологии учебновоспитательной работы;
- создание условий для творческой самореализации личности.
Календарный план воспитательных мероприятий
на 2023-2024 учебный год
Основные направления и Название мероприятия
ценностные
основы
воспитания
и
социализации
обучающихся

Сроки
проведен
ия

СЕНТЯБРЬ
Воспитание социальной Декада безопасности дорожного движения: 11.09ответственности
и
29.09
1. Челлендж «Безопасность на дорогах».
компетентности
2. Акция «Стань заметней на дорогах!».
3. Проведение тематических классных
часов: «Улица полна неожиданностей»,
«Улица
как
источник
опасности»,

«Основные причины ДТП», «Безопасность
на дороге - наша общая забота», «Как
переходить улицу».
Воспитание
«Семья вместе – душа на месте». Изучение 18.09нравственных
чувств, семейных традиций, общих увлечений
22.09
убеждений, этического
сознания, ценностного и т. д. Конкурс знатоков пословиц и
отношения
к поговорок о семье.
прекрасному,
формирование
основ
эстетического
воспитания
Воспитание трудолюбия, Беседа о профессиях. Конкурс знатоков 23.09.
книг о профессиях.
сознательного
творческого отношения
к образованию, труду и
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии
ОКТЯБРЬ
Воспитание социальной Выставка
творческих
работ
«Мои 01.10ответственности
и пушистые друзья», «Осень золотая». Обзор 15.10
компетентности
«Моя любимая книга о животных».
Воспитание
нравственных
чувств,
убеждений, этического
сознания, ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
основ
эстетического
воспитания

Акция «Читаем Есенина», посвящённая 02.10128-летию С.А.Есенина.
06.10
Конкурс стихов на тему «Папа, я – лучшие 12.10,
друзья!»
15:00

Воспитание трудолюбия, Конкурс стихов «Спасибо, Учитель!»
сознательного
творческого отношения
к образованию, труду и
жизни, подготовка к
сознательному выбору

01.1005.10

профессии
НОЯБРЬ
Воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека

Акция «Поздравление с Днём народного 01.11единства».
07.11
Игра-путешествие «В дружбе народов – 02.11
единство России». Конкурс знатоков
пословиц и поговорок о дружбе.

Интеллектуальная
игра
«Символика 30.11
России»,
приуроченная
ко
Дню
Государственного
герба
Российской
Федерации.
Воспитание социальной Беседа
«Всемирный
день
ребенка. 19.11ответственности
и Всемирный день прав ребенка. Всемирный 22.11
компетентности
день помощи детям (отмечается с 1954 г. по
инициативе ООН)»
Воспитание
Акция «Мама, милая мама, как тебя я 22.11нравственных
чувств, люблю», посвящённая Дню матери в 28.11
убеждений, этического России. Конкурс мини-проектов.
сознания, ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
основ
эстетического
воспитания
Воспитание
Беседа на тему: «Здоровый образ жизни». 15.10экологической
23.10
культуры,
культуры Конкурс знатоков пословиц и поговорок,
здорового и безопасного загадок на тему здоровья.
образа жизни
Воспитание трудолюбия, Праздник «Посвящение в творчество» для 23.11
сознательного
учащихся Центра 1 года обучения.
творческого отношения
к образованию, труду и
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии

ДЕКАБРЬ
Воспитание
Беседа «День Неизвестного Солдата в 04.12гражданственности,
России»
08.12
патриотизма, уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека

Воспитание социальной Конкурс поделок «На новогоднюю ёлку» 04.12ответственности
и
19.12
компетентности
Праздничная программа
«Здравствуй, 22.12.22
Новый год». Конкурс новогодних загадок.
Воспитание
Социальная акция «Добро начинается с 01.12нравственных
чувств, меня», посвящённая Дню добровольца 05.12
убеждений, этического (волонтёра) в России (конкурс рисунков)
сознания, ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
основ
эстетического
воспитания
Воспитание
Акция «Покормим птиц зимой»
01.12экологической
31.12
Конкурс
рисунков
«Зимние
забавы»
культуры,
культуры
здорового и безопасного
Мини-проект «Моя любимая книга о
образа жизни
птицах»
Воспитание трудолюбия,
сознательного
творческого отношения
к образованию, труду и
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии

Районный конкурс «С мамой папой и 01.12друзьями мы украсим ёлку сами»
22.12
«Мастерская Деда Мороза» - мастер-класс 11.12«Новогодние украшения из бросового 15.12
материала».

ЯНВАРЬ
Воспитание
гражданственности,

Беседа «Непокорённые», посвящённые 80- 22.01летию полного освобождения Ленинграда

патриотизма, уважения к от фашистской блокады. Обзор литературы 27.01
правам, свободам и по данной тематике.
обязанностям человека

Воспитание
нравственных
чувств,
убеждений, этического
сознания, ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
основ
эстетического
воспитания

Флешмоб, посвященный
Международному дню «спасибо».

10.0112.01

Конкурс мини-плакатов «Кому мы говорим
«спасибо!» (с использованием коротких
четверостиший собственного сочинения)

Воспитание
Месячник «Столовая для пернатых».
экологической
культуры,
культуры
здорового и безопасного
образа жизни

16.0116.02

Воспитание трудолюбия, Изготовление кормушек для зимующих В
сознательного
птиц
течение
творческого отношения
месяца
к образованию, труду и
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии
ФЕВРАЛЬ
Воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека

Конкурсная
программа
«Защищать 22.02
готовы», посвящённая Дню Защитника
Отечества. Конкурс чтецов.
Беседа «Мы говорим на родном языке», 19.02посвящённая
Международному
дню 22.02
родного языка.
Беседа «В сердцах и книгах – память о 01.02битве», посвящённая Сталинградской битве 08.02

Воспитание социальной Конкурс «Открытка Защитнику Отечества» 01.02ответственности
и (краткое
поздравление
в
стихах

компетентности

собственного сочинения)

20.02

МАРТ
Воспитание социальной Конкурс детского рисунка «Вежливая 13.03ответственности
и улица». Обзор литературных произведений 31.03
компетентности
о вежливости.
Мини-проект
маме!»
Воспитание
нравственных
чувств,
убеждений, этического
сознания, ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
основ
эстетического
воспитания

«Наши стихи в подарок 01.0312.03

«Блины
фест»,
выставка-фестиваль 11.03наросованных
масленичных блинов. 17.03
Блины в русском фольклоре (конкурс
знатоков).

Воспитание
Экскурсия на берег озера. Авторские миниэкологической
рассказы о природе родного края.
культуры,
культуры
здорового и безопасного
образа жизни
Акция «День Земли» (конкурс миниплакатов с использованием четверостиший
собственного сочинения)

12.0315.03

19.0322.03

Воспитание трудолюбия, Мастер-класс «Сюрприз для мам»
01.03сознательного
07.03
творческого отношения
к образованию, труду и Конкурс «Мы рисуем Космос». Мини- 01.03жизни, подготовка к проект «Книги о космосе».
15.03
сознательному выбору
профессии
АПРЕЛЬ
Воспитание
Конкурс-выставка рисунков
гражданственности,
Победы.
патриотизма, уважения к
Акция #окнопобеды
правам, свободам и
обязанностям человека

ко

Дню 01.0430.04
22.0410.05

Воспитание социальной Беседа «Добро не уходит на каникулы».
ответственности
и
компетентности

10.0415.04

Воспитание
Малые Олимпийские игры, посвящённые В
экологической
Дню здоровья.
течение
культуры,
культуры
месяца
здорового и безопасного
образа жизни
Воспитание трудолюбия, Выставка буклетов Дню Космонавтики В
сознательного
посвящается
«Первооткрыватели течение
творческого отношения Космоса».
месяца
к образованию, труду и
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии
МАЙ
Воспитание
Акция #окнопобеды
гражданственности,
патриотизма, уважения к «Мы помним! Мы гордимся!» - шествие с
правам, свободам и
георгиевской лентой и митинг-концерт,
обязанностям человека
посвящённый Дню Победы.
Воспитание социальной Игра «Безопасное движение».
ответственности
и
компетентности
Воспитание
нравственных
чувств, Конкурс рисунков «Поклонимся великим
убеждений, этического тем годам!»
сознания, ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
основ
эстетического
воспитания

01.0510.05
07.05

23.05

02.05
09.05

Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами, реализующими данную
программу.
Анализируется наличие событийно насыщенной, творческой личностно

развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
При проведении самоанализа воспитательной работы соблюдаются
следующие принципы деятельности экспертов:
- уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам,
осуществляющим воспитательный процесс;
-соблюдение
приоритета
качественных
показателей
(содержание,
разнообразие деятельности, характер общения и взаимодействия) над
количественными;
-принцип развивающего характера экспертизы: анализ для дальнейшего
совершенствования деятельности педагога (анализ умения ставить цели и
определять задачи, планировать и осуществлять разнообразные виды и формы
деятельности, анализировать результаты);
-принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
(педагог, семья, социум).

Приложение 2.
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств
ПОКАЗАТЕЛИ
Мальчики
“5”
“4”
“3”

Девочки
“5”
“4”

“3”

5

Челночный бег 3*10 м, сек.

8.5

9.3

9.7

8.9

9.7

10.1

5

Бег 30 м, секунд

5.0

6.1

6.3

5.1

6.3

6.4

5

Бег 1000м.мин.

4,30

5,00

5,30

5,00

5,30

6,00

5

Бег 500м. мин.

2.10

2.30

2.50

2.30

2.50

3.10

5

Бег 60 м, секунд

10,2

10,5

11,3

10,3

11,0

11,5

5

Бег 2000 м, мин.

Без учета времени

5

Прыжки в длину с места

195

160

140

185

150

130

5

Подтягивание на высокой
перекладине

6

4

1

19

10

4

17

12

7

12

8

3

10+

6

2-

15+

8

4-

класс

Контрольные упражнения
Учащиеся
Оценка

Сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа
Наклоны вперед из положения
сидя

5
5
5

Подъем туловища за 1 мин. из
положения лежа

35

30

20

30

20

15

5

Бег на лыжах 1 км, мин.

6,30

7,00

7,30

7,00

7,30

8,00

5

Бег на лыжах 2 км, мин.

14,0

14,3

15,0

14,3

15,0

18,0

34

32

30

38

36

34

25

22

19

22

19

16

Прыжок на скакалке, 15 сек.,
раз
Метание теннисного мяча на
дальность, м

5
5

ПОКАЗАТЕЛИ
Мальчики
“5”
“4”
“3”

Девочки
“5”
“4”

“3”

6

Челночный бег 3*10 м, сек.

8.3

9.0

9.3

8.8

9.6

10.0

6

Бег 30 м, секунд

4.9

5.8

6.0

5.0

6.2

6.3

6

Бег 1000м.мин.

4,20

4,45

5,15

4.45

5.10

5.30

6

Бег 500м. мин.

2.00

2.20

2.40

2,20

2,40

3,00

6

Бег 60 м, секунд

9,8

10,2

11,1

10,0

10,7

11,3

6

Бег 2000 м, мин.

Без учета времени

6

Прыжки в длину с места

195

185

150

130

класс

Контрольные упражнения
Учащиеся
Оценка

160

140

Подтягивание на высокой
перекладине
Сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа
Наклоны вперед из положения
сидя
Подъем туловища за 1 мин. из
положения лежа
Бег на лыжах 3 км, мин.

6

7

4

1

20

11

4

20

15

10

15

10

5

14+

6

2-

16+

9

5-

40

35

25

35

30

20

19,0

20,0

22,0

Без учёта

Бег на лыжах 2 км, мин.
Прыжок на скакалке, 20 сек.,
раз
Метание теннисного мяча на
дальность, м

13,3

14,0

14,3

14,0

14,3

15,0

46

44

42

48

46

44

28

25

23

25

23

20

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

Оценка

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

7

Челночный бег 3*10 м, сек.

8.3

9.0

9.3

8.7

9.5

10.0

7

Бег 30 м, секунд

4.8

5.6

5.9

5.0

6.0

6.2

7

Бег 1000м.мин.

4,10

4,30

5,00

4.30

4.50

5.10

7

Бег 500м. мин

1.55

2.15

2.35

2,15

2,25

3,00

7

Бег 60 м, секунд

9,4

10,0

10,8

9,8

10,4

11,2

7

Бег 2000 м, мин.

9,30

10,15

11,15

11,00

12,40

13,50

7

Прыжки в длину с места

205

170

150

200

160

140

7

Подтягивание на высокой
перекладине

8

5

1

19

12

5

23

18

13

18

12

8

9+

5

2-

18+

10

6-

6
6
6
6
6
6

класс

6

Сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа
Наклоны вперед из положения
сидя

7
7

Девочки

Подъем туловища за 1 мин. из
положения лежа

45

40

35

38

33

25

7

Бег на лыжах 2 км, мин.

12,30

13,30

14,00

13,30

14,00

15,00

7

Бег на лыжах 3 км, мин.

18,00

19,00

20,00

20,00

25,00

28,00

7

Прыжок на скакалке, 20 сек.,
раз

46

44

42

52

50

48

7

Метание теннисного мяча на
дальность, м

30

28

26

28

26

24

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

класс

7

Девочки

Оценка

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

8

Челночный бег 3*10 м, сек.

8.0

8.7

9.0

8.6

9.4

9.9

8

Бег 30 м, секунд

4.7

5.5

5.8

4.9

5.9

6.1

8

Бег 1000м.мин.

3.50

4.20

4.50

4.20

4.50

5.15

8

Бег 500м. мин.

1.40

1.55

2.10

2.00

2.15

2.30

8

Бег 60 м, секунд

9.0

9.7

10.5

9.7

10.4

10.8

8

Бег 2000 м, мин.

9.00

9.45

10.30

10.50

12.30

13.20

8

Прыжки в длину с места

210

180

160

200

160

145

8

Подтягивание на высокой
перекладине

9

6

2

17

13

5

25

20

15

19

13

9

11+

7

3-

20+

12

7-

Сгибание и разгибание рук в
упоре
Наклоны вперед из положения
сидя

8
8
8

Подъем туловища за 1 мин. из
положения лежа

48

43

38

38

33

25

8

Бег на лыжах 3 км, мин.

16.00

17.00

18.00

19.30

20.30

22.30

8

Бег на лыжах 5 км, мин.

Без учёта времени

Прыжок на скакалке, 25 сек.,
раз
Метание теннисного мяча на
дальность, м

8
8

56

54

52

62

60

58

34

31

28

30

27

25

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

Оценка

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

9

Челночный бег 3*10 м, сек.

8.0

8.7

9.0

8.6

9.4

9.9

9

Бег 30 м, секунд

4.5

5.3

5.5

4.9

5.8

6.0

9

Бег 1000м.мин.

3,40

4,10

4,40

4.10

4.40

5.10

9

Бег 500м. мин.

1.35

2.05

2.25

2,05

2,20

2,55

9

Бег 60 м, секунд

8,5

9,2

10,0

9,4

10,0

10,5

9

Бег 2000 м, мин.

8,20

9,20

9,45

10,00

11,20

12,05

9

Прыжки в длину с места

220

190

175

205

165

155

10

7

3

16

12

5

32

27

22

20

15

10

класс

Контрольные упражнения

9
9

Подтягивание на высокой
перекладине
Сгибание и разгибание рук в
упоре лёжа

Девочки

9

Наклоны вперед из положения
сидя

12+

8

4-

20+

12

7-

9

Подъем туловища за 1 мин. из
положения лежа

50

45

40

40

35

26

9

Бег на лыжах 3 км, мин.

15,30

16,00

17,00

19,00

20,00

21,30

9

Бег на лыжах 2 км, мин.

10,20

10,40

11,10

12,00

12,45

13,30

9

Бег на лыжах 1 км, мин.

4,3

4,50

5,20

5,45

6,15

7,00

9

Бег на лыжах 5 км, мин.

Без учета времени

9
9

Прыжок на скакалке, 25 сек.,
раз
Метание теннисного мяча на
дальность, м

58

56

54

66

64

62

40

35

32

35

32

30

Приложение 3.
Психологическая подготовка
Для успешных выступлений в соревнованиях необходимо иметь
комплекс психологических качеств и способностей, из которых следует
выделить наиболее важные: двигательная реакция, мышечно-двигательная
чувствительность, интенсивность и объем внимания, двигательнокоординационные способности, эмоциональная устойчивость, активная
мотивация тренировок.
По своему направлению все средства психологической подготовки
делятся на две группы:
психолого-педагогические: беседы, лекции, просмотр
соревнований и тренировок сильнейших игроков и сборных команд,
аутогенная тренировка, самовнушение.
-

практические: тренировочные и соревновательные игры, игры с
установкой тренера на предъявление к учащимся повышенных требований к
проявлению психологических показателей, сбивающие факторы в игре на
фоне повышенных физических напряжений (утомлений).
-

Задачи психологической подготовки:
-

формировать устойчивый интерес к занятиям;

воспитывать
культурой и спортом;
-

чувство

необходимости

занятий

физической

способствовать возникновению и закреплению желания стать
здоровым, бодрым, сильным, выносливым человеком;
-

-

выявить интерес занимающихся к прослушанному материалу;

-

выявить детей, обладающих устойчивым вниманием;

выявить наиболее дисциплинированных, активно-двигательных,
быстрых, ловких учащихся, с хорошей координацией движений,
принимающих на себя роль лидеров, стремящихся быть во всем первыми.
-

Восстановительные средства и мероприятия
Огромную важность имеет восстановление возможностей спортсмена
до исходного уровня. Для этих целей применяется широкий комплекс средств
восстановления, которые подбираются с учетом возраста и квалификации
спортсмена, его индивидуальных особенностей, этапа подготовки.
Средства и мероприятия на этапе начальной подготовки:
Восстановление работоспособности естественным
путем:
чередование тренировочных дней и дней отдыха, постепенное возрастание
объема и интенсивности занятий (по принципу «от простого к сложному»),
проведение занятий в игровой форме.
-

Рациональное сочетание на занятиях игр и упражнений с
интервалом отдыха.
-

Эмоциональность занятий за счет использования на занятии
подвижных игр и эстафет.
-

Гигиенический душ, теплые ванны,
закаливающего характера, прогулки на воздухе.
-

водные

процедуры

Режим дня. Сон. Рациональное и витаминизированное питание.
Режим питания.
-

Психологические средства восстановления:
Эти средства подразделяются на:
психолого-педагогические - оптимальный моральный климат в
группе, положительные эмоции, комфортные условия быта, интересный,
разнообразный отдых и др.;
-

психогигиенические - регуляция и саморегуляция психических
состояний путем удлинения сна, внушенного сна - отдыха,
психорегулирующая и аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные
воздействия и др.
-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».