Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы – художественная, так как в содержании программы преобладает творческо-художественная составляющая. Роль и место программы в Образовательной программе Центра. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга творчества» является составным компонентом программно-методического обеспечения Образовательной программы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». В соответствии с основной целью и задачами Образовательной программы учреждения данная программа направлена на обеспечение оптимальных условий для высокого качества образовательных услуг и их доступности, способствующих адаптации детей к жизни в обществе, их личностному развитию и укреплению здоровья, профессиональному самоопределению и творческому труду, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Данная программа занимает устойчивую позицию в образовательной программе учреждения и востребована со стороны учащихся и родителей (законных представителей). Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения учащихся, преемственность в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, удовлетворяет социальный заказ на развитие обучающихся, овладение ими навыками декоративно-прикладного творчества и применении их в повседневной жизни. Она опирается на современные средства воспитания: сотрудничество, мотивацию, контроль и отвечает социальному запросу населения на раннее развитие детей средствами декоративно-прикладного творчества, имеет большую практическую направленность и идёт в ногу со временем, продвигая идею доступности дополнительного образования. Актуальность программы определяется приоритетами Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, направленных на «создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении классического искусства», а также задачами Концепции по «организации воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности», что особенно важно в настоящее время. Значимость программы рассматривается не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы, но и как личная заинтересованность со стороны родителей, и прежде всего самих детей. А также в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами декоративно-прикладного творчества. Занятия создают ситуацию успеха для каждого ребенка. Дети, вовлеченные в процесс творческой деятельности, получают удовлетворение результатами своей работы, которую оценивают на конкурсах разного уровня. Новизна программы в том, что в её структуру включено изучение нескольких техник декоративно-прикладного искусства. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам. Реализация творческого потенциала ведется через активное участие в выставках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что через приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству оказывается влияние на формирование творческой личности и воспитание младших школьников. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия направлены на: 1. Создание условий для воспитания и творческого развития личности учащегося. 2. Развитие: памяти, мышления, внимания, воображения и веры в конечный результат. 3. Развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству. 4.Совершенствование трудовых навыков и творческой самостоятельности детей через участие в конкурсах и выставках. 5. Знакомство с разными художественными видами работ и техник. Отличительная особенность программы заключается в оптимальном и сбалансированном отборе содержания в соответствии с возрастом учащихся и их творческими возможностями, в методике обучения, применении эффективных форм и методов обучения, воспитания и развития детей, в системе контроля за результативностью учебного процесса. Обучение происходит по спиральному принципу. При необходимости ребенок сам может выбирать, в какой технике ему интереснее работать. При выполнении работ дети возвращаются к пройденным техникам. Это позволяет не заскучать учащимся при изучении нового материала и использовать любую из техник для выполнения конкурсных работ. Адресат программы. Условия набора и наполняемость групп. На обучение по ДООП «Радуга творчества» принимаются все желающие учащиеся в возрасте 8-10 лет. Предварительная подготовка для учащихся не требуется. Наличие интересов и мотивации к занятиям декоративно- прикладным творчеством приветствуется. Рекомендованное количество учащихся в группе от 12 до 15 человек (мальчики и девочки). В течение учебного года допускается набор учащихся в случае наличия свободных мест в соответствии с локальными актами учреждения. Группы являются разновозрастными, состав групп постоянный. Возможно обучение детей с ОВЗ. Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с базовым уровнем сложности. Базовый уровень предполагает освоение специализированных знаний, совершенствование навыков и умений, полученных детьми ранее на занятиях декоративно-прикладным творчеством в школе или учреждении дополнительного образования. Объём программы. Общее количество часов, отводимых на изучение программы – 72 часа в год (2 часа в неделю). Срок освоения программы – 1 год (36 учебных недель). Режим занятий. Занятия проводятся по расписанию 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами составляет 45 минут — для детей школьного возраста. Между занятиями предусмотрены перемены продолжительностью 10 минут. В ходе занятий проводятся физкультминутки на предупреждение утомления и восстановления умственной работоспособности. Форма обучения – очная. Возможно дистанционное обучение в особых случаях. Занятия проводятся на русском языке. Специфика объединения. Объединение «Радуга творчества» является структурным звеном образовательной деятельности Центра и предназначено для занятости детей в их свободное время. Работа объединения осуществляется на основе дополнительной общеобразовательной программы «Радуга творчества» художественной направленности, плана воспитательной работы на текущий учебный год. Организуемый педагогический процесс в объединении направлен на: - обеспечение сотворчества и сотрудничества педагога дополнительного образования, обучающихся, их родителей; - разработку и реализацию индивидуально-творческих маршрутов для мотивированных детей и для успешной подготовки к конкурсам, выставкам, что дает стимул развивать творческие способности обучающихся. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Центра, календарным учебным графиком на текущий учебный год. Результатом деятельности по программе являются выставки творческих работ обучающихся, участие в конкурсах разного уровня и мероприятиях Центра. Особенности организации образовательного процесса. • Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в примерном соотношении 70% на 30%). В зависимости от темпа работы учащихся в течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и практической частях учебного плана. • Занятие проводится с применением чередования видов деятельности, вариативности заданий, в том числе разной сложности. Предполагается подбор заданий и видов деятельности как индивидуально, так и для работы в коллективе. • Темы занятий современного направления в декоративном искусстве перекликаются с традициями в народном творчестве, что позволяет легче усваивать пройденный материал. • Занятия организованы с использованием форм и методов, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни детского сообщества. • Формы контроля, способы оценки достижений учащихся, продуктов их деятельности адекватны возможностям детей данного возраста. Достижения учащихся рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. • Обучение предусматривает участие в выставках творческих работ, творческих конкурсах, что расширяет круг социальных контактов, жизненных событий учащихся, формирует стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/неудачи. • При проведении массовых мероприятий предполагается создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации данной программы. Программа предусматривает групповую форму занятий. Группы могут быть одновозрастными или разновозрастными по 12-15 человек. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. В группу принимаются учащиеся независимо от половой принадлежности, степени предварительной подготовки, уровня образования. Программа предполагает, что группы могут быть разновозрастными с разноуровневой подготовленностью детей. Кроме групповых занятий проводится индивидуальная работа, которая направлена на решение творческих задач, возникающих в процессе работы, и предназначена для участия в конкурсах разного уровня. Программой предусмотрено использование форм коллективного творчества, работа творческой группы (по желанию учащихся). Творческая группа может быть создана учащимися, проявивших интерес, творческие способности, отличившихся трудолюбием, активностью и желанием участвовать в конкурсах различных уровней. Программный материал подобран так, что постоянно поддерживается интерес ребят к творчеству. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части, причем большее количество времени отводится на практическую часть. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов и материалов. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о предмете занятия. Виды организации работы детей на занятиях: - фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; - коллективный – организация творческого взаимодействия между детьми; - коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами с последующим обобщением результатов заданий; - индивидуальный - коррекция пробелов в знаниях, отработка отдельных навыков, оказание индивидуальной помощи обучающимся при подготовка к выставкам, конкурсам. При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие виды занятий: - теоретические занятия, где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания и изучат новые приемы работы; - практические занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков; – выставки, конкурсы, ярмарки детских творческих работ. Формы проведения занятия – учебное занятие, самостоятельная работа, занятия-путешествия, открытые занятия, беседы, экскурсии, игры, выставки. Для реализации программы используются несколько форм занятий: - вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и программой работы базового уровня. На этом занятии желательно присутствие родителей учащихся; - ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (учащиеся получают преимущественно теоретические знания); - занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе материалов и использовании различных техник ДПИ. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его, пользуются популярностью у детей и родителей; - занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога; - итоговое занятие – подводит итоги работы объединения. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Для каждого занятия по программе подбираются варианты заданий (например, для детей с опережающим развитием они усложняются, для отстающих дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы интерес к творчеству не угасал и ребенок видел результат своего труда. Занятия построены на основных педагогических принципах: - доступности (от простого к сложному); - систематичности и последовательности; - дифференцированного подхода в обучении; - принцип разнообразия форм обучения; - принцип учета индивидуальных особенностей учащихся; - учет требований гигиены и охраны труда; - учет возможностей, интересов и способностей учащихся; - гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся. Важное направление в содержании программы «Радуга творчества» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.); ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.); ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). Воспитательный потенциал программы Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Воспитание в коллективе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование творческого коллектива, создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка. Создание таких условий осуществляется педагогом через включение детей в различные виды социальных отношений в обучении, общении и практической деятельности. Воспитательная составляющая данной программы с учётом её направленности: овладение культурой своего народа, в том числе региона; создание условий для реализации творческого потенциала детей в художественной (декоративно-прикладной) деятельности; организация совместных творческих мероприятий с учащимися. Воспитательная работа в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Радуга творчества» организована в соответствии с Программой воспитания МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год. (приложение 1). В результате работы педагога по воспитанию обучающихся должны происходить изменения как уровня воспитанности каждого учащегося, так и изменения характера отношений между участниками коллектива. Дети должны выйти на новый уровень воспитанности и обученности. Календарный учебный график Количество учебных недель – 36 Из них: 1 полугодие – 16 недель, 2 полугодие – 20 недель. Количество часов в неделю - 2 часа в неделю (72 часа в год) Дата начала учебных занятий – 1 сентября 2023 г. Дата окончания учебных занятий – 31 мая 2024 г. Режим занятий в каникулярное время: во время осенних, зимних, весенних каникул в школах занятия в учреждении дополнительного образования проводятся согласно расписанию, утверждённому директором на текущий учебный год. При необходимости возможны внесения изменений в расписание. Государственные праздники являются выходными днями. Промежуточная аттестация: - по итогам 1 полугодия - декабрь 2023 г.; - по итогам реализации программы — май 2024 г. Цель и задачи программы. Цель: создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка, его творческих способностей через обучение основам декоративноприкладного творчества. Задачи программы: Обучающие · Познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития народного декоративно-прикладного творчества. · Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. · Обучить технологиям различных видов рукоделия. Развивающие · Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность. · Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание. · Развивать положительные эмоции и волевые качества. · Развивать моторику рук, глазомер. · Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Воспитательные · Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности. · Формировать у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда. Планируемые результаты Предметные · Знакомство обучающихся с историей и современными направлениями развития народного декоративно-прикладного творчества. · Умение владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. · Умение изготавливать работы в различных техниках рукоделия. Метапредметные · Развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка; фантазии, наблюдательности. · Развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания. · Развитие положительных эмоций и волевых качеств. · Развитие моторики рук, глазомера. · Развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Личностные · Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности. · Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда. Содержание программы. Учебный план № Название разделов, темы: Количество часов Формы Всего Теоретическая Практическая аттестации/ п/п Тематическ Содержание ие блоки подготовка деятельность контроля 1 Вводное Устный опрос. • Введение в занятие. программу Тестирование. курса. Техника Игра. 2 1 1 безопасности, труда и личной гигиены. Диагностика. 2 3 4. 5. 6. Работа с бумагой и картоном. • Виды бумаги, её свойства и применение. • Технология складывания, вырезания, склеивания (аппликация), плетения, гофрирования обычной цветной, тетрадной и офисной Работа с • Картины бумаги. из природным листьев с материалом. животными. • Мозаика из яичной скорлупы (силуэтная) без окрашивания скорлупы. • Коллаж из плодов, круп, семян на пластилине. Лепка из • Полуобъёмная пластилина. аппликация из пластилиновых шариков и жгутиков с бисером и блёстками. Технология • Виды ниток и работы с верёвок, их нитками. свойства и применение. • «Обмотки» нитками (баночки). • Изонить без иглы на картонных шаблонах. Технология • Основы работы с узелкового верёвками. плетения. Навешивание нитей, цепочки. • Плетение фенечек и кулона. Участие в выставках. Конкурс. Контрольные задания. 10 1 9 6 1 5 Участие в выставках. Конкурс. Контрольные задания. 4 0,5 3,5 Участие в выставках. 6 1 5 Участие в выставках. Конкурс. Контрольные задания. 4 0,5 3,5 Участие в выставках. Вышивание. • Инструменты, материалы, приспособления . • Вышивание крестом по картону. • Вышивание простыми декоративными швами (назад иголку, вперёд иголку, стебельчатый) на пяльцах. • Вышивание 8. Вязание • Вязание лентамицепочки (азы). крючком. из воздушных петель крючком. Аппликация из цепочки. 9. Работа с • Плетение бисером. бисером на проволоке (игрушки, цветы). 10. Работа с • Виды тканей, их тканью. свойства и применение. • Сувенир из фетра. Магнит. • Плоская клеевая аппликация. 11 Мягкая • Инструменты, игрушка. материалы, приспособления . Соединительны е швы. • Технология изготовления простейшей мягкой цельнокройной 12 Работа с • Брелок «Кисть». игрушки. искусственн • Браслет «Цветы». ой кожей. 7. 12 2 10 Участие в выставках. Конкурс. Контрольные задания. Открытое занятие для родителей. 4 0,5 3,5 Участие в выставках. Конкурс. Фотоотчёт. 6 1 5 Участие в выставках. 6 1 5 Участие в выставках. Контрольные задания. 6 1 5 Выставка. Конкурс. 4 0,5 3,5 Выставкаконкурс 13 Оформление • Контроль знаний. итоговой Подведение выставки. итогов. Итоговое Награждение занятие Итого: 2 72 1 1 12 60 Открытое занятие для родителей. Выставка. Викторина. . Контрольное тестирование. Содержание учебного плана 1. Вводное занятие (2 ч). Занятие 1. Знакомство с группой детей. Игры на знакомство. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративноприкладного творчества. Диагностика. 2. Работа с бумагой и картоном (10 ч). Складывание - 2 ч. Занятие 2. Теоретическая подготовка. Виды бумаги и картона, их свойства и назначение. Искусство оригами. Технология складывания из бумаги. Практическая деятельность. Отработка навыков складывания по прямой, по косой.Фиксация сгибов. Изготовление бумажной поделки «Стаканчик», «Птичий клюв». Резание, вырезание, склеивание — 2 ч. Занятие 3. Теоретическая подготовка. Операции резания, вырезания склеивания. Правила пользования ножницами. Виды клея, их свойства и применение. Способы и правила склеивания. Склеивание - один из видов соединения деталей. Технология аппликации из бумаги. Понятие «плоская аппликация». Понятия «основа» и «фон». Геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Практическая деятельность. Резание по прямой, по косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок. Изготовление аппликация «Кораблик» с использованием геометрических элементов. Технология плетения из бумаги — 2 ч. Занятие 4. Теоретическая подготовка. Операции плетения из цветных полос бумаги. Правила пользования трафаретами и шаблонами Практическая деятельность. Вырезание цветных полос. Плетение из цветных полос бумаги прямоугольника размером 6х8 см. Склеивание краев. Подклеивание прямоугольника на трафарет корзинки. Полуобъёмная аппликация из бумаги - 2 ч. Занятие 5. Теоретическая подготовка. Понятие «полуобъемная аппликация». Технология ее выполнения. Практическая деятельность. Изготовление объёмной аппликации «Цветы в корзине». Технология гофрирования бумаги — 2 ч. Занятие 6. Теоретическая подготовка. Операция гофрирования бумаги. Практическая деятельность. Отработка навыков складывания «гармошки». Поделка «ёлочка». Отработка навыков. 3. Работа с природным материалом (6 ч). Цветы и листья в композиции — 2 ч. Занятие 7. Теоретическая подготовка. Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы с природным материалом. Понятия «композиция», «цвет», «фон». Техника безопасности при работе с природным материалом. Технология создания композиции из листьев. Практическая деятельность. Изготовление композиции из листьев по наглядным пособиям. Мозаика из яичной скорлупы - 2 ч. Занятие 8. Теоретическая подготовка. Природные особенности и свойства материала. Понятие «мозаика». Технология изготовления силуэтной картинки с мозаикой из яичной скорлупы без окрашивания. Практическая деятельность. Изготовление картинки по выбору. Коллаж из плодов и семян - 2 ч. Занятие 9. Теоретическая подготовка. Понятие «коллаж». Технология изготовления картинки «Аквариум с рыбками» из семян, листьев и др. природного материала на пластилиновой основе. Практическая деятельность. Изготовление картинки «Аквариум с рыбками». 4. Лепка из пластилина (4 ч). Занятия 10,11. Теоретическая подготовка. Особенности материала. Инструменты. Техника безопасности. Приёмы лепки из пластилина. Понятие «Декорирование». Практическая деятельность. Изготовление на шаблоне полуобъемной аппликации из пластилиновых шариков и жгутиков с декором из бусинок, бисера и блёсток. Сувенир «Сова». 5. Технология работы с нитками (6 ч). «Обмотки» - 4 ч. Занятия 12,13. Теоретическая подготовка. Виды ниток и веревок, их свойства и применение. Техника безопасности. Понятие «Твёрдая основа». Приём «обмотки». Практическая деятельность. Изготовление сувенира приёмом «обмотки» твёрдых основ. Полосатый декор. «Изонить без иглы» - 2 ч. Занятие 14. Теоретическая подготовка. Понятие «Изонить». Технология изонити без иглы на картонных шаблонах. Практическая деятельность. Изготовление игрушки на ёлку с декором из самоклеющихся элементов. 6. Технология работы с верёвками (4 ч). Основы узелкового плетения Занятия 15,16. Теоретическая подготовка. Исторические сведения о макраме. Материалы, инструменты, приспособления. Наборный ряд. Способы навешивания нитей. Приёмы плетения на двух нитях. Цепочки зигзаг, фриволите. Приемы плетения на 4-х нитях: одинарный и двойной плоский (квадратный). Цепочки: витая, плоская, Практическая деятельность. Отработка навыков плетения узлов и цепочек. Плетение кулона «фриволите». Плетение фенечек. 7. Вышивание (12 ч). Вышивание декоративными швами - 4 ч. Занятия 17-18. Теоретическая подготовка. Беседа «Вышивание - старинное женское ремесло». Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности при работе с иголкой. Простейшие декоративные швы. Технология перевода рисунка на ткань. Технология вышивания салфетки простейшими декоративными швами. Простейший способ изготовления декоративной бахромы. Практическая деятельность. Отработка навыка вдевания нитки в иголку и завязывания узелка. Выполнение простых декоративных швов «вперед иголку», шов «назад иголку». Вышивание салфетки по рисунку. Вышивание крестом по картону - 4 ч. Занятия 19, 20. Теоретическая подготовка. Особенности шва «крест». Способ крепления нити без узлов. Практическая деятельность. Отработка навыка выполнения шва «Крест». Вышивание на картоне картинки по выбору. Вышивание лентами - 4 ч. Занятия 21, 22. Теоретическая подготовка. Инструменты, материалы, приспособления. Азы вышивания лентами: прямой ленточный шов, японский стежок, «розапаутинка». Практическая деятельность. Вышивание цветочной миниатюры. 8. Вязание крючком (4 ч). Занятия 23, 24. Теоретическая подготовка. Техника безопасности при работе с крючком. Технология вязания цепочки из воздушных петель. Практическая деятельность. Изготовление открытки с использованием вязаной цепочки по выбору. 9. Работа с бисером (6 ч). Плетение бисером на проволоке Занятие 25. Теоретическая подготовка. История бисеронизания - старинного вида женского рукоделия. Инструменты и материалы. Правила безопасности при работе с бисером. Виды работ с бисером. Практическая деятельность. Плетение «цветочка» на проволоке одним концом. Занятия 26-27. Теоретическая подготовка. Технология плетения животных на проволоке двумя концами. Практическая деятельность. Изготовление фигурок животных. 10. Работа с тканью (6 ч). Занятие 28. Теоретическая подготовка. Виды тканей, их свойства и применение. Техника безопасности при работе с тканью. Свойства фетра. Шов «вперед иголку». Практическая деятельность. Отработка навыков резания по ткани. Изготовление миниатюрного сувенира-магнита из фетра. Занятия 29-30. Теоретическая подготовка. Технология клеевой плоской аппликации. Понятие «выкройка» технология работы с выкройкой. Раскрой ткани. Практическая деятельность. Изготовление картинки по выбору. 11. Мягкая игрушка (6 ч). Занятия 31-33. Теоретическая подготовка. Беседа об истории мягкой игрушки. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления мягкой игрушки. Правила кроя. Приемы набивки. Практическая деятельность. Отработка соединительных швов «вперед иголку», «строчка», «через край», «обметочный». Отработка навыков раскроя деталей игрушки. Изготовление простейшей цельнокройной игрушки «Мишка». 12. Художественные изделия из кожи (4 ч). Занятие 34. Теоретическая подготовка. Кожа, её виды, свойства и применение. Особенности работы с искусственной кожей. Техника безопасности при работе с кожей. Материалы и инструменты. Практическая деятельность. Изготовление брелка для ключей в виде декоративных подвесок, кисточек, фонариков. Занятие 3 5 Теоретическая подготовка. Технология изготовления браслета из кожи. Практическая деятельность. Изготовление браслета «Цветы». Итоговое занятие (2 ч). Занятие 36 Подведение итогов. Награждение. Анонсирование программы дальнейшего обучения. Практическая деятельность. Контроль знаний. Анкетирование родителей. Тестирование и диагностика учащихся. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для успешной реализации Программы необходимо следующее: Оборудование: хорошо освещенный кабинет с удобной мебелью (12-15 рабочих мест)4 шкафы для хранения инструментов, материалов и приспособлений, настенная и гладильная доски, демонстративные стенды и стенды для оформления тематических выставок. Учебно-наглядные пособия: готовые изделия, образцы, технологические карты, пособия и схемы, изготовленные педагогом; журналы, книги, альбомы, демонстрационные карты. Инструменты и приспособления: карандаши, ручки, кисточки для клея и красок, фломастеры, маркеры, линейки, угольники, циркуль, шило, ножницы, иголки (швейные, бисерные, гобеленовые), вязальные крючки и спицы, пинцеты, булавки с головками, кусачки, плоскозубцы, коклюшки, степлер, пяльцы для вышивания валики для кружевоплетения, подставки под валики, подушки для макраме, утюг. Набор рабочего инструмента, наглядные пособия, дополнительные вспомогательные инструменты, которыми могут, в случае необходимости воспользоваться учащиеся, имеются у педагога. Каждый учащийся сам приносит материалы для работы. Материалы: клей: «ПВА», клей-Карандаш», «Момент»; бумага цветная, писчая, бархатная, репсовая, ватман, салфетки, фольга; картон цветной, упаковочный; пластилин, нитки х/б, шерстяные, п/ш, искусственные, ирис, мулине, швейные; сутаж, тесьма, ленты, кружева; веревки шпагат, шнуры; канва, ткань разных расцветок и фактур; кожа натуральная и кожзам; пуговицы, бисер, бусы, пайетки и др. фурнитура для отделки; леска; бросовый и вспомогательный декоративный материал; проволока; материал для набивки . Методическое обеспечение программы включает: - специальную литературу; - цветовой круг (таблица); - методические разработки поэтапного изготовления изделий; - таблицы и технологические карты; - образцы готовых изделий; - фотоподборка; - контрольные карточки; - видео мастер-классы. Программа будет успешно реализована, если: - будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал; - будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся, мотивация их деятельности; - будет использован разнообразный методический материал по Программе учебного курса; - будет предоставлена материально-техническая база, отвечающая условиям учебного процесса. Формы аттестации К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств. Система отслеживания результативности основана на компетентностном подходе. Способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, контрольный опрос, выставки. Наиболее подходящий метод оценивания – это организованный просмотр выполненных изделий, выставки готовых работ учащихся. Первоначальная оценка компетентности (входной контроль) производится при поступлении в объединение, когда проводится выявление общих знаний, беседы с родителями. Мониторинг роста компетентности по окончании изучения каждого раздела, а также по прохождении программы. Формой оценки результатов и подведение итогов обучения учащихся по программе являются результаты, демонстрируемые ими при участии в конкурсах, выставках, фестивалях детско-юношеского творчества на различных уровнях. Важным результатом освоения программы является развитие умения адекватной самооценки работы учащегося лично и коллектива в целом. Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: - вводный контроль проводится в начале учебного года для изучения возрастных особенностей детей (состояния здоровья, коммуникабельность, лидерство, общие знания в области художественно-прикладного направления); - текущий тематический контроль осуществляется для определения усвоения учащимися пройденных тем; - промежуточный контроль используется для получения информации о суммарном срезе знаний по итогам изучения раздела. Что способствует выявлению слабого звена в обучении и нахождение особых путей исправления данной ситуации; - итоговый контроль проводится в конце ознакомительного уровня для определения степени выполнения поставленных задач. Отследить результаты обучения по образовательной программе можно с помощью: грамот, дипломов, готовых работ и их фото, фото портфолио. Демонстрация образовательных результатов проходит в виде участия в выставках, фестивалях, конкурсов различного уровня, защита творческих проектов готовых изделий. Оценочные материалы. Диагностика результатов по общеразвивающей программе. В течение учебного года ведется мониторинг эффективности образовательного процесса, который оформляется отдельным документом (приложением к отчёту педагога) и сдается в конце учебного года в виде протоколов промежуточной аттестации. Мониторинг отражает первичную, текущую и итоговую диагностику обучающихся. Также ведётся фиксация достижений обучающихся за учебный год. Анализ работы педагога включает: подведение итогов, выводы по организации образовательного процесса, корректировку программы. Критерии оценки образовательных результатов учащихся: соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; соответствие практических умений и навыков программным требованиям; отсутствие затруднений в использовании различных инструментов и приспособлений; креативность выполнения практических заданий; самостоятельность работы по схемам, рисункам и технологическим картам; самостоятельность работы со специальной литературой; адекватность восприятия информации, идущей от педагога и сверстников; способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его; аккуратность и ответственность в работе. Критерии личностного развития ребенка в процессе освоения программы: способность переносить (выдерживать) нагрузки в течение занятия; способность активно побуждать себя к практической деятельности; способность доводить начатое дело до конца; умение контролировать свои поступки; способность оценивать себя адекватно реальным достижениям; интерес к занятиям в детском объединении; способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. Оценке «высокий уровень» соответствует максимальное соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям (не менее 80 % верных ответов при тестировании); соответствие практических умений и навыков программным требованиям; отсутствие затруднений при использовании инструментов и приспособлений ручного труда; креативность в выполнении практических заданий, самостоятельность работы по схемам и рисункам, работа со специальной литературой; адекватность восприятия информации; способность готовить своё рабочее место к работе и убирать его за собой; аккуратность и ответственность в работе. Оценке «средний уровень» соответствует средним теоретическим знаниям ребенка по программе (не менее 50 % верных ответов при тестировании); наличие некоторых затруднений в работе с различными инструментами и приспособлениями; частичная самостоятельность при работе со схемами и рисунками, в работе со специальной литературой; способность готовить своё рабочее место к работе и убирать его за собой; аккуратность и ответственность в работе. Оценке «низкий уровень» соответствует минимальное соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям (менее 50 % верных ответов при тестировании); предельно допустимое соответствие практических умений и навыков программным требованиям; наличие затруднений в работе с различными инструментами и приспособлениями; способность готовить своё рабочее место к работе и убирать его за собой В работе с учащимися объединения используются следующие методы отслеживания уровня овладения программного материала: - педагогическое наблюдение; - опрос; - участие в выставках, конкурсах, мероприятиях. Осуществляется дифференцированный подход к каждому, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев: - удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям; - четкое соблюдение последовательности технологических приемов; - художественная выразительность и оригинальность творческих работ. Постоянная оценка производится на уровне педагогического наблюдения, опроса, самооценки учащихся. Методические материалы Для организации образовательного процесса по программе «Радуга творчества» используются различные методы обучения: 1. Наглядные методы: - рассматривание образцов изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий; - показ способов действия с инструментами и материалами, выполнение педагогом. 2. Словесные методы: - беседа; - объяснение способов действия с инструментами и материалами; - указания, пояснения; - анализ выполненных работ. 3. Практические методы: - самостоятельное выполнение учащимися декоративных изделий; - использование различных инструментов и материалов для реализации замысла; - индивидуальный подход к учащимся. 4. Метод «подмастерья» - взаимодействие учащегося и педагога в едином творческом процессе. 5. Мотивационный метод: -убеждение; - поощрение; - создание ситуации успеха. 6. Игровые методы: сюрпризные моменты, игровые ситуации. 7. Метод проблемного обучения: объяснение основных понятий, терминов, определений. Основное время в образовательной программе отводится выполнению учащимися практических работ, в ходе которых закрепляются знания, умения и навыки. Перед учащимися не ставится задача точно повторить образец, с его помощью создаются условия творить самому, изменять, усовершенствовать технологию. Представление таких возможностей ведет к росту качества и оригинальности исполнения работ. Увлекательный поиск художественного решения в оформлении изделий дает неожиданный оригинальный результат, выраженный в дальнейшем участия учащихся в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества. Самореализации учащихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества детей. На занятиях сочетаются групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки детей значительно различается. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебновоспитательного процесса позволяет делать работу с учащимися более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Исходя из образовательных потребностей учащихся при реализации программы используются следующие современные образовательные технологии. Используемые педагогические технологии Технологическую основу программы составляют следующие элементы педагогических технологий: - педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса: а) групповые технологии; б) технологии индивидуального обучения; - педагогические технологии на основе активизации учащихся: а) игровые технологии. Технологии адаптивной системы обучения (автор А. Границкая). Работа в парах состава рассматривается как одна из форм организации устносамостоятельной работы на занятии. Обучающая функция сводится до минимума, а время на самостоятельную работу учащихся увеличивается. Учащиеся могут работать в трёх режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально и самостоятельно. Технология разноуровнего обучения З.И. Калмыковой. Суть технологии сводится к следующему: для учащегося должно отводится, то время, которое соответствовало бы его личным способностям и возможностям, что позволило бы ему усвоить учебную Программу. Педагог становится «дирижёром» оркестра, где у каждого учащегося своя партия. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности: развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирования, аналитических действий. По окончанию изучения каждого раздела выделено время для самостоятельного изготовление изделия, реализация собственного проекта, где учащиеся в полной мере могут проявить себя в выборе изделия, его стилистическом и цветовом решении, изменить или доработать схему сборки тем самым проявив свою креативность. Здоровьесберегающие технологии – цель которых – обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни: содержание в чистоте и порядке рабочего места, поддержание порядка в кабинете, правила личной гигиены (мытье рук, аккуратно остриженные ногти, опрятный внешний вид). Важно не перегрузить ребенка, обеспечить развитие его художественного вкуса, умение творчески оценивать и преобразовывать окружающий мир. Для профилактики психического и физического здоровья детей, для предупреждения утомляемости детей на занятиях используются физминутки (кратковременное отвлечение с использованием простых упражнений для выравнивания осанки, снятия напряжения с глаз, шеи и спины), элементы психогимнастики, пальчиковые игры (гимнастические упражнения для кистей рук, пальцев: сжимание и разжимание кулаков, потряхивание и разминание кистей, игры на координацию движения), дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз. Педагогика сотрудничества – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Педагог и ребенок действуют вместе, являются равноправными партнерами. Сначала идет ознакомление учащихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала. Дифференциация учебного материала для свободного выбора учащимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности (при изготовлении самостоятельного изделия учащиеся самостоятельно определяются с выбором изделия опираясь на рекомендацию педагога, и далее приступают к самостоятельному изготовлению изделия. Далее повторение приемов и алгоритмов выполнения техник исполнения (ребенок при участии педагога повторяет методы и приемы выполнения техники, имея возможность выбора применения той или иной техники). Здесь же самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии (учащийся самостоятельно оценивает качество исполнения, количество выполненной работы и ее уровень по отношению к уровню способностей учащегося). При реализации технологии коллективного взаимообучения отмечена ее универсальность, что позволяет использовать ее при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у учащихся самостоятельность и коммуникабельность. Принципом такой технологии является: самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех). В наш информационный век, наполненный широкими возможностями, техническими средствами, позволяющими намного шире и глубже изучать любое направление, использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность, практически, каждому воспользоваться всем необходимым методическим и дидактическим материалом в процессе обучения. Включение в педагогическую деятельность компьютерных технологий позволяет не просто наполнить содержательную часть занятия, а позволяет, и способствует, более широкому изучению предмета, доступному для усвоения учащимися разных возрастных категорий, учит работе с электронными носителями и электронной информацией (поиск, сортировка, способы применения), что крайне необходимо в условиях современной жизни. Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования, прошедший специальную подготовку, отвечающий требованиям профессионального стандарта, с высоким уровнем квалификации, владеющий не только педагогическим инструментарием, но в достаточной мере подготовленный к преподаванию большого количества ремёсел, рукоделий, способов и видов детского художественного творчества.. Информационное обеспечение Аудио, видео, фото, интернет-источники ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ группа мастерской «Сувенир» «ВКонтакте»: https://vk.com/public128213449 2. https://almanahpedagoga.ru/?yclid=5196766704459856695 3. http://дети-таланты.рф 4. http://anturium-tropic.ru/master-klassy.html?fld=11 5. http://pedrazvitie.ru/?yclid=1342152808592318882 6. http://konkurs2016.ru 7. https://portalpedagoga.ru/?yclid=1341998254676265137 8. http://nadezhdy-russia.ru/konkursy-dlya-uchashchikhsya-shkolnikovdoshkolnikov?utm source=ya&utm medium=cpc&utm campaign=nadezhdy&type=context&so urce=zen.yandex.ru&utm term=всероссийский%20конкурс&yclid=1328128208319029748 9. http: //fgosobr.ru/olympiada/ 10. https://solncesvet.ru/tvorcheskie-konkursy/ 11. http://завуч.рус/#top3 12. https://prosveshhenie.ru/?fk=2m 3680643212&yclid=1327307683922977232 13. https://vk.com/yarmarkaidei 14. https://vk.com/best.knitting 15. https://vk.com/soverwenstvo.decora 1. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. https://vk.com/moreidey https://vk.com/public72920486 https://vk.com/toys.studio https://vk.com/byhand https: //vk.com/plastilinraskraski https://vk.com/public97131991 https://vk.com/dets_podelki Ярмарка Мастеров (livemaster.ru) — главная торговая площадка для покупки и продажи дизайнерских вещей и авторских handmade работ в рунете. https://vk.com/livemaster МИР РУКОДЕЛИЯ http://vk.com/world hm Мастер-классы по рукоделию, Hendmade поделки, Материалы для творчества http://vk.com/art m i x e r Шедевры рукоделия . Уютный декор и рукоделие. Совершенство в деталях http://vk.com/soverwenstvo.decora АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: * Приветствие. Перед началом занятия приветствие детей, пожелание успешной и плодотворной работы. * Проверка явки обучающихся. Отметить отсутствующих детей, выяснить причину отсутствия. * Заполнение классного журнала. * Проверка готовности учащихся и рабочих мест к занятию. * Настрой обучающихся на работу. Доведение до обучающихся плана занятия (для дошкольников и младших школьников – сюрпризный момент). 2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ). * Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущего занятия, вывод, сделанный в результате занятия. 3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (если задавалось). (Содержание, методы, средства) 4. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ИЛИ ИНФОРМАЦИЮ. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. 5. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (Содержание, методы, средства) Новый материал или информация может быть в форме рассказа, беседы, сопровождающихся демонстрацией наглядного материала. 6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. (Содержание, методы, средства) 7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (НАЗВАНИЕ). * Вводный инструктаж педагога: - сообщение названия практической работы; - разъяснение задач практической работы; - ознакомление с объектом труда (образцом); - ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления); ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с технологической картой); - предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы; - инструктаж по технике безопасности. * Самостоятельная работа учащихся. * Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения обучающимися практической работы): - формирование новых умений (проверка организованности начала работы обучающихся, организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда); - усвоение новых знаний (проверка правильности использования обучающимися технологических карт и другой документации, инструктирование детей); - целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения); * Заключительный инструктаж педагога: - анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися; - разбор типичных ошибок, вскрытие их причин; - повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок. 9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ИНСТРУКТАЖ ПЕДАГОГА ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ (если задаётся). (содержание, методы, средства). 10. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ. 11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГОМ: - сообщение педагога о достижении целей занятия; - объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятии; - сообщение о теме следующего занятия. Список литературы для педагога: 1. Аппликация и бумагопластика. - М.: АРТ, 2008. - 164с., ил. 2. Бондарева Н.И. Цветы из бисера, Ростов на Дону, 2004. 3. Боулз Г. Картины и панно своими руками. М., 2008. 4. Вышивка лентами /отв. И.В. Резько/, Минск, 2009. 5. Гурская И.В. Радуга аппликации. - СПб.: Питер, 2007. - 212с., ил. 6. Деревянко Н.С, Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка, М., 2005. 7. Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил. 8. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. - М.: Дизайн CJ, 2008. - 156с., ил. 9. Кузьмина М.А. Азбука плетения, М.,2004. 10. Монахова И.А. Вышивка шёлковыми ленточками. М., 2010. 11. Перевертень Г.И. Аппликация из соломки, М., 2005 12. Полянская А.И. Изделия из бисера, М.,2008. 13. Ращупкина С.Ю. Вышивка лентами, М.2011. 14. Селенова О.Л. Сувенирная игрушка, М.2003. 15. Симмонс К. Текстильная кукла. - М.: Пресс, 2006. - 198с., ил. 16. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил. 17. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. - М.: Скрипторий, 2005. - 217с., ил. Литература, рекомендуемая детям: 1. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов- на-Дону, 2009. 2. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок, Ярославль, 2000. 3. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008. 4. Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.Л. Рукоделие для детей. Минск,1997. 5. Лыкова И.А. Игрушки из природного материала, М., 2000. 6. Майорова Л.М. Как подарить радость. М., 1990. 7. Малышева А.Н., Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006. 8. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. (Серия “Заботы маленькой хозяйки”). М., 1997. 9. Моя первая книга по рукоделию. М., 1995. 10. Мягкая игрушка (Сост. Ю.Сидорович и Ю. Соколова). Спб.,1997. 11. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль,1997. 12. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, 1997. 13. Новые самоделки из бумаги: 94 современные модели. М.,1995. 14. Оригами. Искусство складывания из бумаги. Сост. А. Погост. М.,1993. 15. Петухова В.И., Савельева Л.М. Ширшинова Е.Н. Мягкая игрушка. М.,1995. 16. «Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов», М.: Мой мир, 2006. 17. Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007. 18. «Стильные штучки для вашего дома» М.: «Аст-Пресс книга», 2006 19. Фигурки из бисера/сост. Ю.Лындина/, М.,2001. 20. Фидио Д.К. «Изысканные цветы» М.: Мой мир, 2007. 21. Шептуля А. «Обереги своими руками» ООО Издательство «Эксмо», 2007. Приложение 1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в рамках реализации АДООП «Радуга творчества» художественной направленности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год Цель воспитательной работы: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитательной работы по программе: - создать условия для формирования патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развивать чувство гордости за свою страну, город, семью; - создать условия для воспитания личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; - воспитывать любовь к Родине, родному городу, её истории, культуре, традициям; - способствовать изучению истории своей семьи, района, города, культуры народов своей страны; - развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; - формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям; - формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. - воспитывать доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам, добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям; - определить круг реальных учебных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития; - создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии; - формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность; - формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; - способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу, познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе, с дорожными знаками, сигналами светофора; - создание условий для равного проявления учащимися объединения своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; - развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи; - формировать у обучающихся правовую культуру, представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; - создать условия для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Воспитательная деятельность основывается на следующих принципах: - принцип гуманизации (через реализацию личностно-ориентированного подхода); - принцип гуманитаризации (способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью); - принцип сотрудничества (принципиально диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности); - принцип целостного образования (основывается на единстве развития, воспитания и обучения в образовательном процессе); - принцип психолого-педагогической поддержки (помогает участникам воспитательного процесса создать обстановку психологической комфортности, адаптировать в сложных условиях). ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предусм отренные Програм м ой м ероприятия по основным направлениям воспитательной работы распределены в раз личные м одули, каждый из которых раз работан в соответствии с приоритетным и направлениям и воспитания в Росси йской Федераци и 1. Действия по реализ ации каждого м одуля отражены в Плане програм м ы. Основными формами воспитания в рамках данной программы является организация и проведение тематических мероприятий, организация выставок, участие в конкурсах. Учебное занятие также относится к формам воспитания. В ходе занятия учащиеся получают новые знания, происходит личностное развитие ребёнка, его социализация, развиваются поведенческие модели, выстраиваются принципы учебной дисциплины и самоорганизации, определяется круг его интересов. Предусмотренные мероприятия по основным направлениям воспитательной работы распределены в различные модули, каждый из которых разработан в соответствии с приоритетными направлениями воспитания в Российской Федерации. 1 № п/п Наименование модуля 1. «Талант и успех» Направления Форма воспитательной организации работы мероприятий - создание условий для публичной все направления очная, демонстрации достижений учащихся путем дистанционн их вовлечения в организацию и ая Действия по реализации модуля 2. «Здоровое поколение» 3. «Билет в будущее» 4. 5. 6. непосредственное проведение мероприятий; - организация и проведение конкурсов и фестивалей по различным направленностям художественного творчества; - участие обучающихся в творческих мероприятиях, проектах и конкурсах разного уровня -организация воспитательных мероприятий, а также соревнований между объединениями по различным видам спорта с целью пропаганды среди учащихся здорового образа жизни и привития навыков активного полезного досуга; - участие в спортивных праздниках, соревнованиях разного уровня - организация мероприятий, направленных на профессиональное просвещение учащихся - организация воспитательных мероприятий и общественно полезных дел, направленных на развитие у учащихся активной гражданской позиции, толерантного отношения к окружающим, а также воспитания чувства патриотизма и любви к Родине; - участие в различных мероприятиях, проектах разного уровня. физическое воспитание и формирование культуры здоровья, экологическое воспитание очная, дистанционн ая все направления очная, дистанционн ая духовное и очная, дистанционн нравственное ая воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, гражданское воспитание, экологическое воспитание очная, «#ЯВОЛОНТЕР - организация и проведение общественно все направления дистанционн » полезных дел, дающих учащимся ая возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, обществу в целом; - создание на базе Центра волонтерского отряда; • - участие в мероприятиях разного уровня, направленных на оказание помощи другим людям, обществу в целом; - организация и проведение воспитательных экологическое «Школа очная, дистанционн воспитание, безопасности» мероприятий и тематических соревнований ая по формированию у учащихся культуры патриотическое безопасности: экологической, дорожно- воспитание и транспортной, противопожарной, формирование антитеррористической и интернетроссийской безопасности, а также развитию навыков идентичности, профилактики и защиты от чрезвычайных гражданское «Я гражданин» ситуаци; - участие в мероприятиях разного уровня. 7. 8. воспитание, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей «Воспитатель - организация и проведение внутри все направления очная, дистанционн ный потенциал объединения воспитательных мероприятий ая по различным модулям; детских объединений» - организация и проведение в ходе занятий тематических бесед в рамках реализации проекта Министерства Просвещения Российской Федерации, изложенного врекомендательном письме МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - обеспечение посещения учащимися объединений воспитательных мероприятий учрежденческого и иных уровней; - организация участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня; - создание особой воспитательной среды «Учебное занятие» в учреждении, создающей атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения, способствующей формированию у обучающихся чувства вкуса и стиля; среды, в которой ребенок получает опыт социальнозначимой коллективной творческой деятельности - одна из важнейших задач организации воспитательного процесса Центра очная, установление доверительных все направления дистанционн отношений между педагогом и ая обучающимися с целью включения обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах; - побуждение обучающимися соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала, организация работы с получаемой социально-значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывание обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей изучаемой темы, через демонстрацию примеров ответственного гражданского поведения, человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов, проблемных ситуаций для обсуждения в группе; - применение на занятии интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную активность; дискуссий, которые дают обучающимся приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся; - включение в учебное занятие игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в учебной группе, доброжелательной атмосферы во время занятий. - организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их товарищами, дающего детям социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи 9. «Ура! очная, -организационно-массовая работа, все направления дистанционн способствующая реализации и развитию Каникулы!» 10. разносторонних интересов и увлечений детей, направленная на привитие навыков здорового и безопасного образа жизни, сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярный период; - вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность, профилактика негативного поведения - конкурсная деятельность; - работа со школьными лагерями с дневным пребыванием детей; -реализация краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ. ая - организация родительских собраний, все направления очная, «Работа с дистанционн родителями» происходящих в режиме обсуждения ая вопросов обучения и воспитания учащихся регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах учащихся; индивидуальные и групповые консультации для родителей по интересующим вопросам с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.; - размещение еженедельной информации о деятельности объединения на сайте учреждения и в официальных группах учреждения в социальных сетях; - повышение психолого-педагогических знаний родителей; - привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях не только в качестве зрителей, но и в качестве непосредственных участников в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. Формы воспитательной работы: - Коллективные – тематические выставки, ярмарки, праздники, фестивали, акции, экскурсии; - Групповые – досуговые, развлекательные, игровые программы (конкурсы, квесты, викторины, театрализация, интеллектуальные игры) и информационно-просветительские мероприятия познавательного характера (выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, тренинги); Индивидуальные – беседы, консультации, индивидуальная работа. В воспитательной деятельности с учащимися используются следующие методы воспитательного воздействия: - метод формирования сознания личности: убеждение, беседа, рассказ, разьяснение, внушение; - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - методы одобрения и педагогического требования (с учётом преимущественного права на восптание детей их родителями (законными представителями); - метод переключения в деятельности; - методы руководства и самовоспитания; - методы развития самоконтроля и самооценки детей. Условия воспитания. Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с нормами и правилами работы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». Организация воспитательных мероприятий осуществляется вне рамок учебного плана. Анализ результатов воспитательной деятельности поводится в процессе педагогического наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогу. Косвенная оценка результатов воспитательной деятельности, достижения целевых ориентиров воспитания проводится путём опросов родителей(законных представителей). Ожидаемые результаты воспитательной деятельности. Среди ожидаемых результатов воспитательной работы можно выделить следующие: • достижение заданного качества воспитания, обновления содержания и технологий воспитания с учетом современных требований к ним; • обеспечение преемственности и непрерывности воспитательной деятельности на основе современных тенденций развития учебновоспитательного процесса; • дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса; • развитие воспитательного потенциала обучающихся в духовнонравственном и гражданско- патриотическом воспитании личности обучающегося; • максимальный учет интересов и желаний обучающихся и их родителей (законных представителей) в выборе содержания и технологии учебновоспитательной работы; • создание условий для творческой самореализации личности. Календарный план воспитательных мероприятий на 2023-2024 учебный год Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся Название мероприятия Сроки проведения СЕНТЯБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения правам, свободам обязанностям человека Мероприятия, посвящённые памяти трагических 11.09-15.09 событий в Беслане. к и Воспитание социальной Декада безопасности дорожного движения: ответственности и 1. Челлендж «Безопасность на дорогах». компетентности 11.09-29.09 2. Акция «Стань заметней на дорогах!». 3. Проведение тематических классных часов: «Улица полна неожиданностей», «Улица как источник опасности», «Основные причины ДТП», «Безопасность на дороге - наша общая забота», «Как переходить улицу». Воспитание нравственных «Семья вместе – душа на месте». Изучение семейных 18.09-22.09 чувств, убеждений, этического традиций, общих увлечений сознания, ценностного отношения к прекрасному, и т.д. формирование основ эстетического воспитания Воспитание трудолюбия, Беседа о профессиях. сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ОКТЯБРЬ 23.09. Воспитание социальной Выставка творческих работ «Мои пушистые 01.10-15.10 ответственности и друзья», «Осень золотая» компетентности Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Акция «Читаем Есенина», посвящённая 128-летию 02.10-06.10 С.А.Есенина. Мастер класс ко Дню отца «Открытка «Папа, я – 12.10, лучшие друзья!» 15:00 Воспитание трудолюбия, Конкурс рисунков «Спасибо, Учитель!» сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 01.10-05.10 НОЯБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения правам, свободам обязанностям человека Акция «Поздравление единства». с Днём народного 01.1107.11 к и Игра-путешествие «В дружбе народов – единство 02.11 России» Интеллектуальная игра «Символика России», 30.11 приуроченная ко Дню Государственного герба Российской Федерации. Воспитание социальной Беседа «Всемирный день ребенка. Всемирный день 19.11-22.11 ответственности и прав ребенка. Всемирный день помощи детям компетентности (отмечается с 1954 г. по инициативе ООН)» Воспитание нравственных Акция «Мама, милая мама, как тебя я люблю», 22.11чувств, убеждений, этического посвящённая Дню матери в России. 28.11 сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание экологической Беседа на тему: «Здоровый образ жизни». культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, Праздник «Посвящение в творчество» сознательного творческого учащихся Центра 1 года обучения. отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору 15.10-23.10 для 23.11 профессии ДЕКАБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения правам, свободам обязанностям человека Беседа «День Неизвестного Солдата в России» 04.12-08.12 к и Воспитание социальной Конкурс поделок «На новогоднюю ёлку» 04.12ответственности и 19.12 компетентности Праздничная программа «Здравствуй, Новый год». 22.12.22 Воспитание нравственных Социальная акция «Добро начинается с меня», 01.12чувств, убеждений, этического посвящённая Дню добровольца (волонтёра) в 05.12 сознания, ценностного России (конкурс рисунков) отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание экологической Акция «Покормим птиц зимой» культуры, культуры здорового Конкурс рисунков «Зимние забавы» и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 01.12-31.12 Районный конкурс «С мамой папой и друзьями мы 01.12-22.12 украсим ёлку сами» «Мастерская Деда Мороза» - мастер-класс 11.12«Новогодние украшения из бросового материала». 15.12 ЯНВАРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения правам, свободам обязанностям человека Беседа «Непокорённые», посвящённые 80-летию 22.01полного освобождения Ленинграда от фашистской 27.01 к блокады. и Воспитание нравственных Флешмоб, посвященный чувств, убеждений, этического сознания, ценностного Международному дню «спасибо». отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Конкурс мини-плакатов «Кому мы 10.0112.01 говорим «спасибо!» Воспитание экологической Месячник «Столовая для пернатых». культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, Изготовление кормушек для зимующих птиц сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 16.0116.02 В течение месяца ФЕВРАЛЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения правам, свободам обязанностям человека Конкурсная программа «Защищать готовы», 22.02 посвящённая Дню Защитника Отечества. к и Беседа «Мы говорим на родном языке», 19.02посвящённая Международному дню родного 22.02 языка. Беседа «В сердцах и книгах – память о битве», 01.0208.02 посвящённая Сталинградской битве Воспитание социальной Конкурс «Открытка Защитнику Отечества» ответственности и компетентности 01.0220.02 МАРТ Воспитание социальной Конкурс детского рисунка «Вежливая улица». ответственности и компетентности Конкурс открыток «Подарок маме!» Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания 13.0331.03 01.0312.03 «Блины фест», выставка-фестиваль нарисованных 11.03масленичных блинов. 17.03 экскурсия «260 лет со основания Эрмитажа, художественного культурно-исторического музея (1764)» Заочная Воспитание экологической Экскурсия на берег озера. культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Акция «День Земли» (конкурс мини-плакатов) дня 01.03и 04.03 12.0315.03 19.0322.03 Воспитание трудолюбия, Мастер-класс «Сюрприз для мам» сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к Конкурс «Мы рисуем Космос» сознательному выбору профессии 01.0307.03 01.0315.03 АПРЕЛЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения правам, свободам обязанностям человека Воспитание ответственности компетентности Конкурс-выставка рисунков ко Дню Победы. к и Акция #окнопобеды 01.0430.04 22.0410.05 социальной Беседа «Добро не уходит на каникулы». и 10.0415.04 Воспитание экологической Малые Олимпийские игры, посвящённые Дню культуры, культуры здорового здоровья. и безопасного образа жизни В течение месяца буклетов Дню Космонавтики Воспитание трудолюбия, Выставка сознательного творческого посвящается «Первооткрыватели Космоса» отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии В течение месяца МАЙ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения правам, свободам обязанностям человека Воспитание ответственности компетентности Акция #окнопобеды к и «Мы помним! Мы гордимся!» - георгиевской лентой и посвящённый Дню Победы. социальной Игра «Безопасное движение». и 01.0510.05 шествие с 07.05 митинг-концерт, 23.05 02.05 09.05 Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного Конкурс рисунков «Поклонимся великим тем отношения к прекрасному, годам!» формирование основ эстетического воспитания Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами, реализующими данную программу. Анализируется наличие событийно насыщенной, творческой личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. При проведении самоанализа воспитательной работы соблюдаются следующие принципы деятельности экспертов: - уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс; -соблюдение приоритета качественных показателей (содержание, разнообразие деятельности, характер общения и взаимодействия) над количественными. -принцип развивающего характера экспертизы: анализ для дальнейшего совершенствования деятельности педагога (анализ умения ставить цели и определять задачи, планировать и осуществлять разнообразные виды и формы деятельности, анализировать результаты) -принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития (педагог, семья, социум). Основные пути отслеживания: • качество значимых мероприятия учреждения; • качество учебных занятий в объединениях по интересам; • качество и уровень организации мероприятий гражданскопатриотической, духовно-нравственной, экологической, профилактической направленности; • качество и результативность взаимодействия с родителями; • качество организации деятельности учащихся в период школьных каникул (осенние, зимние, весенние, летние). Полученные итоги выносятся на обсуждение на педагогических советах, производственных совещания педагогического коллектива, на заседаниях методического объединения и на родительских собраниях. Итог самоанализа: • фиксация результатов и выявленных проблем; • корректировка действий педагогов и Центра в целом для получения желаемых результатов в будущем; • информирование педагогов и родительской общественности о результатах самоанализа воспитательного потенциала Центра; • обобщение и распространение лучшего педагогического опыта организации воспитательного процесса, поощрение педагогических работников. Приложение 2. Контрольные вопросы Перечислите изученные в этом году виды декоративно-прикладного творчества. 2. Какие инструменты и приспособления ручного труда мы использовали на занятиях? 3. Расскажите о правилах техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и электроприборами. 4. Как правильно организовать рабочее место? 5. Перечислите правила работы с линейкой, угольником, ножницами, клеем и карандашом. 6. Какие материалы мы использовали в работе? Расскажите о их применении и элементарных свойствах. 7. Каким операциям, способам обработки материалов и приёмам соединения различных деталей вы научились? 8. Узнайте и покажите на картинке геометрические фигуры. 9. Выделите основные и второстепенные части поделок, общие и индивидуальные признаки предметов 10. Что значит понятие «Экономное» отношение к материалам? 11. Продемонстрируйте изученные простейшие навыки владения инструментами ручного труда. 12. Выполните контрольное задание по теме «Способы соединения деталей между собой» 13. Расскажите о правилах оформления готовых работ. Как подготовить работу к выставке? 1. Тесты для проверки теоретических знаний. 1. Бумага – это… o материал o инструмент o приспособление 2. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу? o аппликация o оригами o вышивка 3. Пронумеруй правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации: o разметить детали по шаблону o составить композицию o вырезать детали o наклеить на фон 4. Подчеркни названия инструментов. Ножницы, пластилин, мел, молоток, бумага, ткань, игла, нитки, лопата, клей, глина. 5.Что относится к природному материалу? o желуди o пластмасса o фольга 6. Закончи предложение. Для изготовления изделия в технике оригами используют… o бумагу o глину o пластмассу o ткань 7.Как называется искусство складывания бумаги? o мозаика o оригами o макраме 8.В какой стране зародилось искусство складывания бумаги? o Китай; o Индия; o Япония. 9. Из какой геометрической фигуры складывают фигурки? o квадрат; o треугольник; o прямоугольник. 10.Основной прием работы с бумагой в стиле ОРИГАМИ o перегибание; o склеивание; o вырезание. 11. Какие материалы можно использовать для изготовления мягкой игрушки? o ткань; o бумагу; o пластилин 12. Что такое выкройка? o трафарет; o штамп; o шаблон 13. Какими швами шьются детали игрушки из ткани и меха? o «вперед иголку»; o «подрубочный»; o «петельный» Оценка умений. Критерии качества выполнения практической работы. Низкий уровень (1 балл) Средний уровень (2 балла) Высокий уровень (3 балла) 1. Качество выполнения отдельных элементов Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу. Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца. Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу. 2.Качество готовой работы Сборка отдельных элементов не соответствует образцу. Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены. 3. Организация рабочего места Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места Готовит рабочее место при помощи педагога Способен самостоятельно готовить свое рабочее место 4. Трудоемкость, самостоятельность Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца. приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления изделия. хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что-то свое. Изделие выполнено без использования образца, разработано самостоятельно. 5. Креативность Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет.