Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Программа «Страна Спортландия» имеет физкультурно-спортивную направленность, так как она направлена на общее развитие обучающихся средствами физической культуры и спорта, а именно спортивных и подвижных игр; сохранение и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни. Роль и место программы в Образовательной программе Центра. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна Спортландия» является составным компонентом программнометодического обеспечения Образовательной программы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». В соответствии с основной целью и задачами Образовательной программы учреждения данная программа направлена на обеспечение оптимальных условий для высокого качества образовательных услуг и их доступности, способствующих адаптации детей к жизни в обществе, их личностному развитию и укреплению здоровья, профессиональному самоопределению и творческому труду, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Данная программа занимает устойчивую позицию в образовательной программе учреждения и востребована со стороны учащихся и родителей (законных представителей). Актуальность программы определяется приоритетами Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, направленных на «создание условий для вовлечения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в мероприятия, содержащие элементы различных видов спорта, развитие командных, индивидуальных и игровых видов деятельности, способствующих физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей». Значимость программы рассматривается не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы, но и как личная заинтересованность со стороны родителей, и прежде всего самих детей. Спортивные и подвижные игры пользуются спросом у школьников любого возраста, и занятия по данной программе помогут обучающимся не только развить свои физические и спортивные способности, но и с пользой организовать свой досуг. Спортивные и подвижные игры отличаются богатым и разнообразным двигательным содержанием. Чтобы играть в эти игры, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Актуальность программы также обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется приобщению детей к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом. Одна из основных тенденций развития современного общества - это сохранение и укрепление здоровья человека. Для выполнения данного требования необходима популяризация различных видов спорта, здорового образа жизни. Занятия в объединении «Страна Спортландия» являются хорошей школой физической культуры, школой укрепления здоровья, школой формирования моральных и волевых качеств, школой навыков общественного поведения. Успешность обучения прежде всего обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует тренер - преподаватель в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств, возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Программа адаптирует учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создает условия для максимального раскрытия творческого потенциала занимающихся, комфортных условий для развития и формирования талантливого ребёнка. Содержание программы включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это: - оздоровление учащихся; - трудовая деятельность (занятость школьников в каникулы); - организация досуга. Программа предусматривает широкое использование на занятиях с учащимися спортивных упражнений и игр, что способствует эмоциональности занятий, укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках. Новизна программы состоит в том, что впервые в учреждении разработана программа физкультурно-спортивной направленности, в которой спортивная работа с учащимися проводится через игровую деятельность, конечным результатом которой является создание ситуации успеха и веры учащегося в самого себя. Содержание программы представляет широкий спектр деятельности в этом направлении, а также привлекательна и тем, что спортивные мероприятия в рамках программы отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность, что способствует удовлетворению потребности в самовыражении личности и самоутверждении. Новизна программы и в том, что в неё включена воспитательная составляющая, что в настоящее время очень актуально и важно при работе с детьми. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в повышении двигательной активности учащихся; в развитии двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты, специальной выносливости; в повышении функциональных возможностей организма, то есть программа отвечает потребности общества в формировании здоровой, творческой личности. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приемов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. При правильной организации педагогического процесса, опирающегося на социальную, педагогическую, организационную, методическую и спортивно - оздоровительную его составляющие, появляется возможность создания ребёнку «ситуации успеха». На основе успешного опыта раскрытия личности в рамках занятий по программе обучающиеся будут более целенаправленно самореализовывать себя в условиях взрослой жизни. Программа имеет метапредметные связи, поддерживает и расширяет школьный базовый курс по предмету «Физическая культура». Отличительной особенностью данной программы является то, что учащиеся под руководством тренера-преподавателя будут выступать волонтерами по пропаганде здорового образа жизни в учреждении дополнительного образования, а также в школах. Программа в полной мере учитывает все нюансы возрастных особенностей и физиологических возможностей детей и спланирована на достижение реальных результатов. Отличительными особенностями программы также являются: - обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку; - многообразие видов активной познавательной и спортивной деятельности учащихся; - индивидуализация образовательного процесса и возможность работать в группе при желании; - создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие спортивных успехов и достижений; - организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации. Адресат программы. Условия набора и формирования групп. Программа адресована обучающимся 12-14 лет, для которых занятия физической культурой и спортом будут способствовать совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной систем, опорно–двигательного аппарата, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня. К занятиям допускаются все желающие указанных выше возрастных категорий детей (мальчики и девочки), не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям спортом. Группы формируются на основании заявления и согласия на обработку персональных данных и заявки через АИС «Навигатор» от родителей (законных представителей) детей и самих детей, достигших возраста 14 лет. Оптимальное количество учащихся в группе для успешного освоения программы от 12 до 15 человек. При проведении спортивных и подвижных игр зачастую происходит контакт между игроками, поэтому при комплектовании групп следует учитывать возраст обучающихся, разница между учащимися не должна превышать 3-х лет. В течение учебного года допускается набор учащихся в случае наличия свободных мест в соответствии с локальными актами учреждения. Группы являются разновозрастными, состав групп постоянный. Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с базовым уровнем сложности. Объём программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы: 72 часа в год (2 часа в неделю). Срок освоения программы – 1 год (36 недель). Режим занятий. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия в соответствии с санитарногигиеническими нормами и правилами составляет 45 минут. Формы обучения и виды занятий. Форма обучения – очная. Язык обучения — русский. Формы обучения и виды занятий. Основной формой организации деятельности является комбинированное занятие. При такой форме организации большее количество времени занимает практическая часть. На занятиях при реализации данной программы предусматривается применение следующих форм организации процесса обучения: - парная, - групповая, - коллективная, - индивидуальная (в рамках учебного занятия). При изучении данного курса целесообразно использовать такие виды занятий как спортивные состязания, спортивные конкурсы, «Весёлые старты», праздники и другие формы игровой деятельности Формы занятий. По программе предусматривается проведение разнообразных форм занятий: теоретические, практические, комбинированные (совмещение теории и практики), беседы, опросы, игры, соревнования, оздоровительные мероприятия, проведение тестирования, зачёта на сдачу контрольных упражнений. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Содержание образовательной деятельности по программе отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей учащихся. Основой подвижных и спортивных игр являются развитие двигательных качеств человека: быстрота, сила, ловкость, выносливость. В соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены. В процессе занятий учащиеся совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, происходит гармоническое развитие детей. Занятия по данной программе имеют большое оздоровительное значение. Они, как правило, проводятся на свежем воздухе, за исключением зимнего периода. Подвижные спортивные игры требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшать деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом. Физические упражнения способствуют гармоническому развитию организма детей и подростков; они улучшают здоровье и повышают их работоспособность. Специфика объединения. Объединение «Страна Спортландия» является структурным звеном образовательной деятельности Центра и предназначено для занятости детей в их свободное время. Работа объединения осуществляется на основе дополнительной общеобразовательной программы «Страна Спортландия» физкультурно-спортивной направленности, плана воспитательной работы на текущий учебный год. Организуемый педагогический процесс в объединении направлен на: - обеспечение сотворчества и сотрудничества педагога дополнительного образования (тренера-преподавателя), обучающихся, их родителей; - разработку и реализацию индивидуальных маршрутов для мотивированных в спорте детей и для успешной подготовки к соревнованиям, что дает стимул развивать спортивные способности обучающихся. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Центра, календарным учебным графиком на текущий учебный год. Результатом деятельности по программе является участие детей в соревнованиях разного уровня и мероприятиях Центра. Особенности организации образовательного процесса. • Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в примерном соотношении 80% на 20%). В зависимости от темпа работы учащихся в течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и практической частях учебного плана. • Занятие проводится с применением чередования видов деятельности, вариативности заданий и упражнений, в том числе разной сложности и физической нагрузки. Предполагается подбор заданий и видов упражнений как индивидуально, так и для работы в коллективе. • Формы контроля, способы оценки достижений учащихся, продуктов их деятельности адекватны возможностям детей данного возраста. Спортивные достижения учащихся рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. • Обучение предусматривает участие в спортивных мероприятиях разного уровня, что расширяет круг социальных контактов, жизненных событий учащихся, формирует стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/неудачи. • При проведении массовых мероприятий предполагается создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации данной программы. Воспитательный потенциал программы Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Воспитание в коллективе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование творческого коллектива, создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка. Создание таких условий осуществляется педагогом через включение детей в различные виды социальных отношений в обучении, общении и практической деятельности. Воспитательные направленности: задачи данной программы с учётом её - привитие навыков физической культуры и, как следствие, формирование здорового образа жизни у обучающихся; - воспитание морально-волевых черт характера, привитие трудовых навыков через выполнение ответственных поручений, подготовку к мероприятиям, участие в соревнованиях; - привитие основных морально-этических норм поведения, человеколюбия, внутренней самодисциплины, терпения, уважения к окружающим. Воспитательная работа в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Страна Спортландия» организована в соответствии с Программой воспитания МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год. (приложение 1). В результате работы педагога по воспитанию обучающихся должны происходить изменения как уровня воспитанности каждого учащегося, так и изменения характера отношений между участниками коллектива. Дети должны выйти на новый уровень воспитанности и обученности. Календарный учебный график Количество учебных недель – 36 Из них: 1 полугодие – 16 недель, 2 полугодие – 20 недель. Количество часов в неделю - 2 часа в неделю (72 часа в год) Дата начала учебных занятий – 1 сентября 2023 г. Дата окончания учебных занятий – 31 мая 2024 г. Режим занятий в каникулярное время: во время осенних, зимних, весенних каникул в школах занятия в учреждении дополнительного образования проводятся согласно расписанию, утверждённому директором на текущий учебный год. При необходимости возможны внесения изменений в расписание. Государственные праздники являются выходными днями. Промежуточная аттестация: - по итогам 1 полугодия - декабрь 2023 г.; - по итогам реализации программы — май 2024 г. Цель и задачи программы. Цель программы: укрепление здоровья и популяризация здорового образа жизни через привлечение детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, содействие максимальному раскрытию их способностей через спортивно - игровую деятельность. физических Задачи программы: Образовательные: - научить учащихся правилам подвижных игр и основным приёмам спортивных игр; - познакомить учащихся с техникой безопасности на занятиях и правилами проведения самостоятельных занятий; - формировать устойчивый интерес учащихся к подвижным играм, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Развивающие: - развивать координацию движений учащихся и основные физические качества: ловкость, быстроту реакции, скоростно-силовые способности, морально-волевые качества; - развивать потребность в повышении двигательной активности как основы здорового образа жизни; - развивать физические качества и повышать функциональные возможности организма учащихся; - способствовать развитию социальной активности учащихся. Воспитательные: - воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в образовательной, спортивной и культурно-массовой деятельности; - воспитывать чувство самостоятельности, ответственности; - научить обучающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели. Планируемые результаты Предметные: - обучение учащихся правилам подвижных игр и основным приёмам спортивных игр; - знакомство учащихся с техникой безопасности на занятиях и правилами проведения самостоятельных занятий; - формирование устойчивого интереса учащихся к подвижным играм, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Метапредметные: - развитие координации движений учащихся и основных физических качеств: ловкости, быстроты реакции, скоростно-силовых способностей, морально-волевых качеств; - развитие потребности в повышении двигательной активности как основы здорового образа жизни; - развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма учащихся; - развитие социальной активности учащихся. Личностные: - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в образовательной, спортивной и культурно-массовой деятельности; - воспитание чувства самостоятельности, ответственности; - умение обучающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели. Содержание программы Учебный план Кол-во часов Содержание Всего Формы Теори я Практика контроля аттестации Основы знаний 1 1 - Здоровье и физическое развитие человека. Образ жизни как фактор здоровья. 1 1 - Спортивные и подвижные игры 17 1 16 Техника безопасности при проведении спортивных и подвижных игр на свежем воздухе и в закрытых помещениях. Знакомство с правилами игр. 1 1 - Беседа, опрос. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза».Игра: «Фигуры». Эстафеты. 2 - 2 Наблюдение, Беседа, опрос. соревнование Игры: «Пятнашки», «Жмурки».Игры: «Прыгающие воробышки», «Зайцы в огороде».Эстафеты. 2 Игры с мячом:»Передай и не бросай», «Передай другому». Игры: «Сова», «Успей выбажать».Эстафеты. 2 Игра: «Займи свое место». Игры: «Найди мячи», «Мяч водящему». Игры: «Веревочка», «Кенгурята».Эстафеты. 2 Игры: «Попади в цель», «Туда и обратно». Игры: «Передай шарик», «Белочки». Эстафеты. 2 Игры: «Ловишки- перебежки», «Лиса в курятнике». Игры: «Мышеловка», «Паровозики».Эстафеты 2 Игры: «Кот и мыши», «С кочки на кочку». Игры: «Покати-догони», «Удочка».Эстафеты. 2 Игры «Пчелки», «Прыгай выше и дружнее». Игры: «Третий лишний», «Пустое место». Эстафеты 2 Подвижные игры на основе баскетбола. 13 1 12 Техника безопасности при проведении подвижных игр на основе баскетбола. Знакомство с правилами игр. 1 1 - Беседа, опрос. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте.Игра: «Бросайпоймай».Эстафеты. 2 - 2 Наблюдение, Бросок мяча снизу в кольцо.Игра: «Попади в цель». Эстафета с мячом. 2 - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование соревнование - 2 Наблюдение, соревнование Игры:» Метко в цель», «Конники спортсмены», «Кенгурята».Эстафета прыжками. 2 Игра: «Перемена мест», эстафета по кругу. 2 Игры: «Мяч в кольцо», «Быстрые и ловкие». Эстафеты. 2 Игры: «Передай не зевай», «Передача мяча в колоннах».Эстафета с обменом мячей. 2 Зимние виды игр. 13 1 12 Техника безопасности при проведении спортивных и подвижных игр на свежем воздухе в зимний период. Знакомство с правилами игр. 1 1 - Игры: «Быстрые упряжки», «На санки». Игры по выбору. 2 Разучивание игр: «Пройди и не задень», «Зима и лето», катание на ватрушках. 2 Игры: «Идите за мной», «Гонки парами». Игры по выбору: снежки, катание с горок. 2 Игра: «Защита крепости».Самостоятельные игры: снежки, катание с горки. 2 Игры: «Будь внимателен», «Через препятствие». Игры по выбору. 2 - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование Беседа. Опрос. - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование Игра: «Снежный ком» Игры по выбору: снежки, катание с горок. 2 Подвижные игры на основе гимнастики 11 1 10 Техника безопасности при проведении подвижных игр на основе гимнастики. 1 1 - Игры с обручем: «Игольное ушко», «Сквозь обруч». Эстафеты с обручем. 2 Игры со скакалками: «Скок- поскок», «Прыгай выше и дружнее».Эстафета со скакалками. 2 Игры с гимнастической палкой:«Быстрые упряжки», «Перебежки-перепрыжки».Эстафета с палочкой. 2 Игры: «Переправа», «В свою норку». Эстафета по кругу. 2 Упражнения на гимнастической скамье. Игра: «Паровозик». 2 Подвижные игры на основе легкой атлетики 15 1 14 Техника безопасности при проведении подвижных игр на основе легкой атлетики. 1 1 - Разновидности ходьбы. Ходьба по гимнастической скамье. Ходьба с преодолением препятствий. 2 Ходьба под счет. Ходьба на носках, пятках. Обычный бег. Бег с 2 - 2 Наблюдение, соревнование Беседа, опрос. - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование Беседа, опрос. - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, ускорением. Игра: «Гуси – гуси» соревнование Бег 30 метров.Бег с препятствием. Игра: « Догони». Эстафета по кругу. 2 Прыжок в длину с места.Прыжок в длину с разбега.Прыжки через гимнастическую скамью. Игра «Прыг – скок».Встречная эстафета. 2 Равномерный бег 3 мин. Чередование бега и ходьбы. Игра «Не намочи ног». Эстафета «Перенеси предметы». 2 Бросок теннисного мяча на дальность. Бросок мяча в горизонтальную цель.Игра: «Ловишки с приседанием».Эстафета. 2 Ловля и передача мяча в движении. Игра «Мой веселый, звонкий мяч».Эстафета. 2 Промежуточная аттестация (итоговый контроль) 2 - 2 72 6 66 - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование - 2 Наблюдение, соревнование тестирование Малые олимпийские игры Итого: Содержание учебного плана Основы знаний Теоретические сведения. Здоровье и физическое развитие человека. Образ жизни как фактор здоровья. Спортивные и подвижные игры Теоретические сведения. Техника безопасности при проведении спортивных и подвижных игр на свежем воздухе и в закрытых помещения. Правила проведения игр. Практическая деятельность. Разучивание игр. Проведение эстафет. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза». Игра: «Фигуры». Игры: «Пятнашки», «Жмурки». Игры: «Переправа», «В свою норку». Эстафета по кругу Игры: «Будь внимателен», «Через препятствие». Игры по выбору Игры: «Сова», «Успей выбажать». Игра: «Займи свое место». Игры: «Найди мячи», «Мяч водящему». Игы: «Веревочка», «Кенгурята». Игры: «Попади в цель», «Туда и обратно». Игры: «Передай шарик», «Белочки». Игры: «Ловишки- перебежки», «Лиса в курятнике». Игры: «Мышеловка», «Паровозики». Игры: «Кот и мыши», «С кочки на кочку». Игры: «Покати-догони», «Удочка». Игры «Пчелки», «Прыгай выше и дружнее». Игры: «Третий лишний», «Пустое место». Подвижные игры на основе баскетбола Теоретические сведения. Техника безопасности при проведении подвижных игр на основе баскетбола. Правила проведения игр. Практическая деятельность. Выполнене упражнений. Разучивание игр. Проведение эстафет. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте.Игра: «Бросай-поймай». Бросок мяча снизу в кольцо.Игра: «Попади в цель». Эстафета с мячом Игры:» Метко в цель», «Конники спортсмены», «Кенгурята».Эстафета прыжками. Игра: «Перемена мест», эстафета по кругу. Игры: «Мяч в кольцо», «Быстрые и ловкие». Игры: «Передай не зевай», «Передача мяча в колоннах».Эстафета с обменом мячей. Зимние виды игр Теоретические сведения. Техника безопасности при проведении спортивных и подвижных игр на свежем воздухе в зимний период. Правила проведения игр и эстафет. Практическая деятельность. Выполнене упражнений. Разучивание игр. Проведение эстафет. Игры: «Быстрые упряжки», «На санки». Игры по выбору. Игры: «Пройди и не задень», «Зима и лето», катание на ватрушках. Игры: «Идите за мной», «Гонки парами». Игры по выбору: снежки, катание с горок. Игра: «Защита крепости».Самостоятельные игры: снежки, катание с горки. Игры: «Будь внимателен», «Через препятствие». Игры по выбору. Эстафеты. Игра: «Снежный ком» Игры по выбору: снежки, катание с горок. Подвижные игры на основе гимнастики – 27 часов Теоретические сведения. Техника безопасности при проведении подвижных игр на основе гимнастики. Правила проведения игр и эстафет. Практическая деятельность. Выполнене упражнений. Разучивание игр. Проведение эстафет. Игры с обручем: «Игольное ушко», «Сквозь обруч». Эстафеты с обручем. Игры со скакалками: «Скок- поскок», «Прыгай выше и дружнее».Эстафета со скакалками. Игры с гимнастической палкой:«Быстрые упряжки», «Перебежкиперепрыжки».Эстафета с палочкой. Игры: «Переправа», «В свою норку». Эстафета по кругу. Упражнения на гимнастической скамье. Игра: «Паровозик». Подвижные игры на основе легкой атлетики Теоретические сведения. Техника безопасности при проведении подвижных игр на основе легкой атлетики. Правила проведения игр и эстафет, выполнения упражнений. Практическая деятельность. Выполнене упражнений. Разучивание игр. Проведение эстафет. Ходьба по гимнастической скамье. Ходьба с преодолением препятствий. Ходьба под счет. Ходьба на носках, пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Игра: «Гуси – гуси» Бег 30 метров. Бег с препятствием. Игра: « Догони». Эстафета по кругу. Выполнение: Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега. Прыжки через гимнастическую скамью. Игра «Прыг – скок». Встречная эстафета. Равномерный бег 3 мин. Чередование бега и ходьбы. Игра «Не намочи ног». Эстафета «Перенеси предметы». Бросок теннисного мяча на дальность. Бросок мяча в горизонтальную цель. Игра: «Ловишки с приседанием». Эстафета. 8.Ловля и передача мяча в движении. Игра «Мой веселый, звонкий мяч». Эстафета – 4 часа Промежуточная аттестация (итоговый контороль). Малые олимпийские игры. 2. Комплекс организационно-педагогических условий Формы аттестации / контроля Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Страна Спортландия» проводится на различных этапах усвоения материала, отражающих достижение цели и выполнения задач по освоению программы: - зачеты по теоретическим основам знаний спортивных игр; - тестирование уровня развития двигательных способностей; - уровня сформированности физических умений и навыков; - участие в соревнованиях (веселые стары, эстафеты,играх); - самостоятельное проведение спортивных и подвижных игр. 1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе: - диагностика образовательных результатов (по результатам тестовых заданий, карточек-заданий, опроса, зачётных срезов) - карточки учета результатов учащихся; - портфолио. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Результативность обучения определяется умением учащихся играть и проводить спортивные и подвижные игры, в том числе и на различных мероприятиях: весёлые старты; спортивные эстафеты; «День здоровья», Малые Олимпийские игры, участие в спортивных конкурсах, викторинах, организация и проведение подвижных игр самостоятельно. Оценочные материалы Для проверки знаний и умений используются следующие диагностические материалы: - мониторинг образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы; - участие в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях. Анализ результатов освоения программы осуществляется следующим образом: Входной контроль проводится в форме первичного тестирования с целью определения уровня заинтересованности учащихся по данному направлению и оценки общего его кругозора. Текущий контроль умений и навыков осуществляется в процессе наблюдения за индивидуальной работой учащихся; В рамках текущего контроля предусмотрена оценка выполнения контрольных упражнений, зачётных срезов по окончании каждой учебной темы. В ходе занятий учащихся осуществляют взаимоконтроль - оценку действий партнера, выявляют ошибки, оказывают помощь по их исправлению. Основой технического и физического совершенствования является самоконтроль. Итоговый контроль умений и навыков предусматривает проведение тестирования уровня развития двигательных способностей и комплексную оценку по итогам участия учащихся в соревнованиях по спортивным и подвижным играм. Сроки контрольных процедур: текущий контроль осуществляется по итогам изучения определённой темы (раздела). Проведение аттестации учащихся - в начале учебного года (входной контроль исходного уровня знаний и умений обучающихся) - по итогам первого полугодия (промежуточный контроль), - в конце учебного года (по итогам реализации программы) – итоговый контроль). Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. Рекомендуемая площадь для занятий спортивными видами в организациях дополнительного образования (Приложение N 1 к СанПиНу 2.4.4.3172-14) не менее 4 м2 на 1 ребенка. 2. Полы в зале должны быть дощатыми некрашеными или покрыты специальным линолеумом. 3. Покрытие площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. 4. Перечень спортивного оборудования и инвентаря Спортивные игры: 2. Мяч футбольный массовый 3. Сетка волейбольная 4. Мяч волейбольный массовый 5. Насос для накачивания мячей с иглой 6. Сетка для хранения мячей 7. Конус игровой 8. Ракетки для бадминтона 9. Воланы 10. Мяч б\б Подвижные игры 1. Набор для подвижных игр 2. Сумка для подвижных игр 3. Коврик гимнастический – 5 шт 4. Палка гимнастическая – 15 шт 5. Обруч гимнастический – 15 шт 6. Скакалка гимнастическая – 15 шт Кадровое обеспечение Осуществлять реализацию данной программы может педагог дополнительного образования (тренер-преподаватель), имеющий высшее или среднее профессиональное образование, систематически повышающий свою профессиональную квалификацию, владеющий методиками преподавания предметной деятельности данного курса (в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №652н от22.09.2021 г.) Методическое обеспечение Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой. Для повышения мотивации к занятиям применяются методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование. Выбор формы организации образовательного процесса зависит от содержания и реализации системно-деятельностного подхода: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Формы проведения учебных занятий: веселые старты, соревнования, подвижные игры, эстафеты, демонстрация-объяснение, конкурсы. Данная программа опирается на следующие педагогические технологии: - Здоровьесберегающие технологии направлены на физическое развитие обучающихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека Личностно-ориентированные (ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития, реализации её природных потенциалов, т.е. имеют целью свободное и творческое развитие ребёнка) Гуманно-личностные технологии (отличаются гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, исповедают идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение) Технологии сотрудничества (реализуют демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанники совместно вырабатывают цели, определяют содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества) Технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности). Осуществляется выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия). По организационным формам: Групповые технологии - предполагают фронтальную работу, групповую (одно задание на разные группы), межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели), работу в статичных парах. Технология дифференцированного обучения - предполагает дифференциацию по возрасту, уровню развития, полу; позволяет осуществлять развивающее дифференцированное обучение с учётом разнообразия состава воспитанников. Игровая образовательная технология - включение в учебно-тренировочные занятия не только общеразвивающих упражнений, но и эстафет, подвижных игр, проведение соревнований как внутри, так между учебными группами, применение принципа системности и связи теории и практики, принципа всестороннего развития личности. В основу программы легли определенные педагогические принципы: принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности. принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия. принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна, если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности. принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению, условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков. принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения. принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития. принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному". Алгоритм учебного занятия 1. Вводная часть. 1. Создание рабочей обстановки. 2. Постановка задач перед занимающимися. 3. Введение в содержание основной части. Продолжительность вводной части около 1 мин. 2. Подготовительная часть. 1.Общая разминка. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечнососудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. 3. Специальная разминка. Готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. 4. Разучивание игр. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания). 4. Заключительная часть. Постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление. При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др. Литература 1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2006.- 205 с. 2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя. 3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.) 4. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. 85 с. 5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78. 6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2006. – 124 c. 7. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя. 8. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с. 9. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. 10. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2005. – 112 с. 11. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2005. – 268 с. 12. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная Электронные ресурсы: Игры для детей - электронный ресурс, режим доступа https://bosichkom.com/ Начальная школа - электронный ресурс, режим доступа http://1-4.by/ ФизкультУра - электронный ресурс, режим доступа http://fizkult-ura.ru/ Министерство спорта Российской Федерации — электронный ресурс, режим доступа http://www.minsport.qov.ru/ Приложение 1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в рамках реализации ДООП «Страна Спортландия» физкультурно-спортивной направленности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год (за рамками учебного плана) Цель воспитательной работы: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитательной работы по программе: создать условия для формирования патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развивать чувство гордости за свою страну, город, семью; создать условия для воспитания личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; воспитывать любовь к Родине, родному городу, её истории, культуре, традициям; способствовать изучению истории своей семьи, района, города, культуры народов своей страны; развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям; формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. воспитывать доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам, добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям; определить круг реальных учебных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития; создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность; формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу, познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе, с дорожными знаками, сигналами светофора; создание условий для равного проявления учащимися объединения своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи; формировать у обучающихся правовую культуру, представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; создать условия для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Воспитательная деятельность основывается на следующих принципах: o принцип гуманизации (через ориентированного подхода); реализацию личностно- o принцип гуманитаризации (способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью); o принцип сотрудничества (принципиально диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности); o принцип целостного образования (основывается на единстве развития, воспитания и обучения в образовательном процессе); o принцип психолого-педагогической поддержки (помогает участникам воспитательного процесса создать обстановку психологической комфортности, адаптировать в сложных условиях). ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ направлениям модули, направлениями Предусмотренные каждый воспитательной из воспитания которых Программой разработан в Российской работы соответствии мероприятия распределены Федерации с 1приоритетными .повДействия различные основным по реализации каждого модуля отражены ввПлане программы. 1 Основными формами воспитания в рамках данной программы является организация и проведение тематических мероприятий, открытых занятий, участие в конкурсах. Учебное занятие также относится к формам воспитания. В ходе занятия учащиеся получают новые знания, происходит личностное развитие ребёнка, его социализация, развиваются поведенческие модели, выстраиваются принципы учебной дисциплины и самоорганизации, определяется круг его интересов. Предусмотренные мероприятия по основным направлениям воспитательной работы распределены в различные модули, каждый из которых разработан в соответствии с приоритетными направлениями воспитания в Российской Федерации. № Наименован п/п ие модуля Действия по реализации модуля 1. 2. Направления Форма воспитательн организац ой работы ии мероприят ий очная, «Талант и - создание условий для публичной все демонстрации достижений направления дистанцио успех» учащихся путем их вовлечения в нная организацию и непосредственное проведение мероприятий; - организация и проведение конкурсов и фестивалей по различным направленностям художественного творчества; участие обучающихся в творческих мероприятиях, проектах и конкурсах разного уровня воспитательных физическое очная, «Здоровое -организация а также воспитание и дистанцио поколение» мероприятий, соревнований между формировани нная объединениями по различным е культуры видам спорта с целью пропаганды здоровья, среди учащихся здорового образа экологическо жизни и привития навыков е воспитание активного полезного досуга; участие в спортивных праздниках, соревнованиях 3. 4. 5. 6. разного уровня организация мероприятий, все очная, «Билет вбудущее» направленных на направления дистанцио нная профессиональное просвещение учащихся и очная, «Я - - организация воспитательных духовное гражданин» мероприятий и общественно нравственное дистанцио полезных дел, направленных на воспитание нная развитие у учащихся активной детей на гражданской позиции, основе толерантного отношения к российских окружающим, а также воспитания традиционны чувства патриотизма и любви к х ценностей, Родине; патриотическ участие в различных ое воспитание мероприятиях, проектах разного и уровня. формировани е российской идентичности , гражданское воспитание, экологическо е воспитание очная, «#ЯВОЛОН - организация и проведение все ТЕР» общественно полезных дел, направления дистанцио нная дающих учащимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, обществу в целом; - создание на базе Центра волонтерского отряда; - участие в мероприятиях разного уровня, направленных на оказание помощи другим людям, обществу в целом; - организация и проведение экологическо очная, «Школа безопасност воспитательных мероприятий и е воспитание, дистанцио тематических соревнований по патриотическ нная и» формированию у учащихся ое воспитание культуры и 7. безопасности: экологической, формировани дорожно-транспортной, е российской противопожарной, идентичности антитеррористической и интернет- , гражданское безопасности, а также развитию воспитание, навыков профилактики и защиты духовное и от чрезвычайных ситуаци; нравственное - участие в мероприятиях разного воспитание уровня. детей на основе российских традиционны х ценностей очная, «Воспитат - организация и проведение внутри все объединения воспитательных направления дистанцио ельный нная по различным потенциал мероприятий модулям; детских объединени - организация и проведение в ходе занятий тематических бесед в й» рамках реализации проекта Министерства Просвещения Российской Федерации, изложенного врекомендательном письме МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; обеспечение посещения учащимися объединений воспитательных мероприятий учрежденческого и иных уровней; - организация участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня; - создание особой воспитательной среды в учреждении, создающей атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения, способствующей формированию у обучающихся чувства вкуса и стиля; среды, в которой ребенок 8. «Учебное занятие» получает опыт социальнозначимой коллективной творческой деятельности - одна из важнейших задач организации воспитательного процесса Центра очная, - установление доверительных все отношений между педагогом и направления дистанцио нная обучающимися с целью включения обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах; - побуждение обучающимися соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала, организация работы с получаемой социально-значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывание обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей изучаемой темы, через демонстрацию примеров ответственного гражданского поведения, человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов, проблемных ситуаций для обсуждения в группе; применение на занятии интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную активность; дискуссий, которые дают обучающимся приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся; - включение в учебное занятие игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в учебной группе, доброжелательной атмосферы во время занятий. организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их товарищами, дающего детям социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи 9. очная, «Ура! -организационно-массовая работа, все Каникулы!» способствующая реализации и направления дистанцио нная развитию разносторонних интересов и увлечений детей, направленная на привитие навыков здорового и безопасного образа жизни, сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярный период; - вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность, профилактика негативного поведения - конкурсная деятельность; - работа со школьными лагерями с дневным пребыванием детей; -реализация краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ. 10. «Работа с организация родительских все очная, родителями собраний, происходящих в режиме направления дистанцио нная обсуждения вопросов обучения и » воспитания учащихся регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах учащихся; - индивидуальные и групповые консультации для родителей по интересующим вопросам с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.; размещение еженедельной информации о деятельности объединения на сайте учреждения и в официальных группах учреждения в социальных сетях; повышение психологопедагогических знаний родителей; - привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях не только в качестве зрителей, но и в качестве непосредственных участников в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. Формы воспитательной работы: o Коллективные – тематические выставки, ярмарки, праздники, фестивали, акции, экскурсии. o Групповые – досуговые, развлекательные, игровые программы (конкурсы, квесты, викторины, театрализация, интеллектуальные игры) и информационно-просветительские мероприятия познавательного характера (выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, тренинги). - Индивидуальные – беседы, консультации, индивидуальная работа. В воспитательной деятельности с учащимися используются следующие методы воспитательного воздействия: - метод формирования сознания личности: убеждение, беседа, рассказ, разьяснение, внушение; - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - методы одобрения и педагогического требования (с учётом преимущественного права на восптание детей их родителями (законными представителями); - метод переключения в деятельности; - методы руководства и самовоспитания; - методы развития самоконтроля и самооценки детей. Условия воспитания. Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с нормами и правилами работы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». Организация воспитательных мероприятий осуществляется вне рамок учебного плана. Анализ результатов воспитательной деятельности поводится в процессе педагогического наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогу. Косвенная оценка результатов воспитательной деятельности, достижения целевых ориентиров воспитания проводится путём опросов родителей(законных представителей). Ожидаемые результаты воспитательной деятельности. Среди ожидаемых результатов воспитательной работы можно выделить следующие: - достижение заданного качества воспитания, обновления содержания и технологий воспитания с учетом современных требований к ним; - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательной деятельности на основе современных тенденций развития учебновоспитательного процесса; - дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса; - развитие воспитательного потенциала обучающихся в духовнонравственном и гражданско- патриотическом воспитании личности обучающегося; - максимальный учет интересов и желаний обучающихся и их родителей (законных представителей) в выборе содержания и технологии учебновоспитательной работы; - создание условий для творческой самореализации личности. Календарный план воспитательных мероприятий на 2023-2024 учебный год Основные направления и Название мероприятия ценностные основы воспитания и Сроки проведен социализации обучающихся ия СЕНТЯБРЬ Воспитание социальной Декада безопасности дорожного движения: 11.09ответственности и 29.09 1. Челлендж «Безопасность на дорогах». компетентности 2. Акция «Стань заметней на дорогах!». 3. Проведение тематических классных часов: «Улица полна неожиданностей», «Улица как источник опасности», «Основные причины ДТП», «Безопасность на дороге - наша общая забота», «Как переходить улицу». Воспитание «Семья вместе – душа на месте». Изучение 18.09нравственных чувств, семейных традиций, общих увлечений 22.09 убеждений, этического сознания, ценностного и т. д. Конкурс знатоков пословиц и отношения к поговорок о семье. прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание трудолюбия, Беседа о профессиях. Конкурс знатоков 23.09. книг о профессиях. сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ОКТЯБРЬ Воспитание социальной Выставка творческих работ «Мои 01.10ответственности и пушистые друзья», «Осень золотая». Обзор 15.10 компетентности «Моя любимая книга о животных». Воспитание Акция «Читаем Есенина», посвящённая 02.10нравственных чувств, 128-летию С.А.Есенина. 06.10 убеждений, этического сознания, ценностного Конкурс стихов на тему «Папа, я – лучшие 12.10, отношения прекрасному, формирование эстетического воспитания к друзья!» 15:00 основ Воспитание трудолюбия, Конкурс стихов «Спасибо, Учитель!» сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 01.1005.10 НОЯБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Акция «Поздравление с Днём народного 01.11единства». 07.11 Игра-путешествие «В дружбе народов – 02.11 единство России». Конкурс знатоков пословиц и поговорок о дружбе. Интеллектуальная игра «Символика 30.11 России», приуроченная ко Дню Государственного герба Российской Федерации. Воспитание социальной Беседа «Всемирный день ребенка. 19.11ответственности и Всемирный день прав ребенка. Всемирный 22.11 компетентности день помощи детям (отмечается с 1954 г. по инициативе ООН)» Воспитание Акция «Мама, милая мама, как тебя я 22.11нравственных чувств, люблю», посвящённая Дню матери в 28.11 убеждений, этического России. Конкурс мини-проектов. сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Беседа на тему: «Здоровый образ жизни». 15.10экологической 23.10 Конкурс знатоков пословиц и поговорок, культуры, культуры здорового и безопасного загадок на тему здоровья. образа жизни Воспитание трудолюбия, Праздник «Посвящение в творчество» для 23.11 сознательного учащихся Центра 1 года обучения. творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ДЕКАБРЬ Воспитание Беседа «День Неизвестного Солдата в 04.12гражданственности, России» 08.12 патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной Конкурс поделок «На новогоднюю ёлку» 04.12ответственности и 19.12 компетентности Праздничная программа «Здравствуй, 22.12.22 Новый год». Конкурс новогодних загадок. Воспитание Социальная акция «Добро начинается с 01.12нравственных чувств, меня», посвящённая Дню добровольца 05.12 убеждений, этического (волонтёра) в России (конкурс рисунков) сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Акция «Покормим птиц зимой» 01.12экологической 31.12 культуры, культуры Конкурс рисунков «Зимние забавы» здорового и безопасного Мини-проект «Моя любимая книга о образа жизни птицах» Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Районный конкурс «С мамой папой и 01.12друзьями мы украсим ёлку сами» 22.12 «Мастерская Деда Мороза» - мастер-класс 11.12«Новогодние украшения из бросового 15.12 материала». ЯНВАРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Беседа «Непокорённые», посвящённые 80- 22.01летию полного освобождения Ленинграда 27.01 от фашистской блокады. Обзор литературы по данной тематике. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Флешмоб, посвященный Международному дню «спасибо». 10.0112.01 Конкурс мини-плакатов «Кому мы говорим «спасибо!» (с использованием коротких четверостиший собственного сочинения) Воспитание Месячник «Столовая для пернатых». экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 16.0116.02 Воспитание трудолюбия, Изготовление кормушек для зимующих В сознательного птиц течение творческого отношения месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ФЕВРАЛЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Конкурсная программа «Защищать 22.02 готовы», посвящённая Дню Защитника Отечества. Конкурс чтецов. Беседа «Мы говорим на родном языке», 19.02посвящённая Международному дню 22.02 родного языка. Беседа «В сердцах и книгах – память о 01.02битве», посвящённая Сталинградской битве 08.02 Воспитание социальной Конкурс «Открытка Защитнику Отечества» 01.02ответственности и (краткое поздравление в стихах 20.02 компетентности собственного сочинения) МАРТ Воспитание социальной Конкурс детского рисунка «Вежливая 13.03ответственности и улица». Обзор литературных произведений 31.03 компетентности о вежливости. Мини-проект маме!» Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания «Наши стихи в подарок 01.0312.03 «Блины фест», выставка-фестиваль 11.03наросованных масленичных блинов. 17.03 Блины в русском фольклоре (конкурс знатоков). Воспитание Экскурсия на берег озера. Авторские миниэкологической рассказы о природе родного края. культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Акция «День Земли» (конкурс миниплакатов с использованием четверостиший собственного сочинения) 12.0315.03 Воспитание трудолюбия, Мастер-класс «Сюрприз для мам» 01.03- 19.0322.03 сознательного 07.03 творческого отношения к образованию, труду и Конкурс «Мы рисуем Космос». Мини- 01.0315.03 жизни, подготовка к проект «Книги о космосе». сознательному выбору профессии АПРЕЛЬ Воспитание Конкурс-выставка рисунков гражданственности, Победы. патриотизма, уважения к Акция #окнопобеды правам, свободам и обязанностям человека ко Дню 01.0430.04 Воспитание социальной Беседа «Добро не уходит на каникулы». ответственности и компетентности 22.0410.05 10.0415.04 Воспитание Малые Олимпийские игры, посвящённые В экологической Дню здоровья. течение культуры, культуры месяца здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, Выставка буклетов Дню Космонавтики В сознательного посвящается «Первооткрыватели течение творческого отношения Космоса». месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии МАЙ Воспитание Акция #окнопобеды гражданственности, патриотизма, уважения к «Мы помним! Мы гордимся!» - шествие с правам, свободам и георгиевской лентой и митинг-концерт, обязанностям человека посвящённый Дню Победы. Воспитание социальной Игра «Безопасное движение». ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, Конкурс рисунков «Поклонимся великим 01.0510.05 07.05 23.05 02.05 09.05 убеждений, этического тем годам!» сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами, реализующими данную программу. Анализируется наличие событийно насыщенной, творческой личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. При проведении самоанализа воспитательной работы соблюдаются следующие принципы деятельности экспертов: - уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс; -соблюдение приоритета качественных показателей (содержание, разнообразие деятельности, характер общения и взаимодействия) над количественными; -принцип развивающего характера экспертизы: анализ для дальнейшего совершенствования деятельности педагога (анализ умения ставить цели и определять задачи, планировать и осуществлять разнообразные виды и формы деятельности, анализировать результаты); -принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития (педагог, семья, социум). Приложение 2. Тестирование для определения двигательных способностей учащихся Тесты для определения выносливости 1. Шестиминутный тест. 2. Бег на 600; 800; 1000 м. 3. Ходьба спортивная 1000; 2000; 5000 м. Для определения скоростной выносливости.Бег на 200; 300; 400 м. Тесты для определения быстроты 1. Частота движений в беге на месте за 1 мин.; 30 сек.; 10 сек. 2. Быстрый бег с низкого старта на 20 м; 30 м; 60 м; 100 м. 3. Быстрый бег с ходу на 20 м; 30 м; 40 м. 4. Быстрый бег с высокого старта на 30 м; 40 м; 60 м; 80 м; 100 м. С учащимися младшего школьного возраста различные эстафеты для развития быстроты. Тесты для определения силовых способностей 1. Динамометрия (определение силы кисти). 2. Подтягивание на перекладине. 3. Отжимание от пола. 4. Из положения в висе подниманиепрямых ног. 5. Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе - поднимание и опускание туловища. 6. Лазанье по канату. Тесты для определения скоростно-силовых способностей 1. Прыжок вверх с места. 2. Прыжок в длину с места. 3. Тройной прыжок с места. 4. Пятерной прыжок с места. 5. Прыжок в глубину. 6. Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками: а) из-за головы; б) из-за спины; в) снизу-вверх. Для учащихся младшего школьного возраста: метание теннисного мяча с разбега, одной рукой, на дальность. 2. прыжки на двух ногах через скакалку на время ( в течение одной минуты). Тесты для определения гибкости 1. Наклон туловища вперед из положения в седее, ноги вместе. 2. Из и.п. стоя ноги вместе наклон туловища вперед. 3. Мостик. При выполнении мостика измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев испытуемого. 4. Разведение ног в стороны (продольный, поперечный шпагат). Измеряется расстояние от вершины угла до пола. Тесты для оценки координационных способностей и быстроты реакции движений 1. Челночный бег 330 м; 510 м. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Метание теннисного мяча на точность попадания в цель. Бег по зигзагу. Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание мяча над плечом или головой). Отпускание палки (педагог держит гимнастическую палку за верхний конец на вытянутой руке, тестируемый держит открытую кисть на вытянутой руке у нижнего конца палки. Педагог отпускает палку, тестируемый должен поймать ее). Стойка на одной ноге. Тестируемый закрывает глаза и становится на одну ногу, другая согнута в коленном суставе и развернута. Пятка согнутой ноги касается колена опорной ноги, руки на поясе. Педагог включает секундомер. Фиксируется показатель удержание времени на равновесие. Выполнение различных сложно-координационных упражнений (прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, бег с барьерами и т.д.).