Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебное слово» - художественная, так как в содержании программы преобладает творческо-художественная составляющая. Роль и место программы в Образовательной программе Центра. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебное слово» является составным компонентом программнометодического обеспечения Образовательной программы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». В соответствии с основной целью и задачами Образовательной программы учреждения данная программа направлена на обеспечение оптимальных условий для высокого качества образовательных услуг и их доступности, способствующих адаптации детей к жизни в обществе, их личностному развитию и укреплению здоровья, профессиональному самоопределению и творческому труду, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Данная программа занимает устойчивую позицию в образовательной программе учреждения и востребована со стороны учащихся и родителей (законных представителей). Актуальность программы определяется приоритетами Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, направленных на «создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении классического искусства». Данная программа позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слова в литературных произведениях учащиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по детской литературе и совершенствовать свою речь. Знание литературы создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Отличительная особенность программы. Система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определенные высказывания и речевые произведения. В процессе реализации данной программы появляется возможность в игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове. Программа «Волшебное слово» составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению и углублению знаний по литературоведению, обогащению словарного запаса учащихся, развитию способностей свободно, нестандартно мыслить, уметь передать свою мысль в письменной и устной форме. Педагогическая целесообразность программы обоснована выбором необходимых для данного вида деятельности приёмов, форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над мини-проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка и русской литературы. Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, от 11 до 13 лет. Определяющая роль детей этого возраста — общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности детей данного возраста являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Условия набора и наполняемость групп. На обучение по ДООП «Волшебное слово» принимаются все желающие учащиеся в возрасте 11-13 лет. Предварительная подготовка для учащихся не требуется. Наличие интересов и мотивации к занятиям литературным творчеством приветствуется. Рекомендованное количество учащихся в группе от 12 до 15 человек (мальчики и девочки). В течение учебного года допускается набор учащихся в случае наличия свободных мест в соответствии с локальными актами учреждения. Группы являются разновозрастными, состав групп постоянный. Отличительная особенность программы. Программа является модифицированной, одноуровневой. Возможна реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся по индивидуальному плану. Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с ознакомительным уровнем сложности. Объём программы. Общее количество часов, отводимых на изучение программы, – 72 часа в год (2 часа в неделю). Срок освоения программы – 1 год (36 учебных недель). Режим занятий. Занятия проводятся по расписанию 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами составляет 45 минут. Между занятиями предусмотрены перемены продолжительностью 10 минут. В ходе занятий проводятся физкультминутки на предупреждение утомления и восстановления умственной работоспособности. Особенности организации образовательного процесса. • Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в примерном соотношении 70% на 30%). В зависимости от темпа работы учащихся в течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и практической частях учебного плана. • Занятие проводится с применением чередования видов деятельности, основанных на разных видах восприятия (зрительного, слухового), речевой деятельности. Предусмотрен перерыв между первым и вторым часом занятия, динамические паузы в середине каждого часа. • Занятия организованы с использованием форм и методов, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни детского сообщества. • Формы контроля, способы оценки достижений учащихся, продуктов их деятельности адекватны возможностям детей данного возраста. Достижения учащихся рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. • Обучение предусматривает участие в творческих конкурсах, что расширяет круг социальных контактов, жизненных событий учащихся, формирует стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/неудачи. • При проведении массовых мероприятий предполагается создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации данной программы. Формы организации занятий: Основной формой обучения в ходе реализации данной программы является учебное занятие, которое проводится со всем составом группы. Но возможно деление на подгруппы или проведение индивидуальных занятий (например, при подготовке к конкурсам, открытым занятиям). В основном занятия проводятся в аудитории, но возможно проведение внеаудиторных занятий (посещение выставок, музеев, школьной или районной библиотеки, самостоятельное выполнение заданий при подготовке к конкурсу, выставке и др.) за рамками часов учебного плана. Формы занятий: Вводное занятие – знакомство обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год, введение в программу. Ознакомительное занятие – знакомство детей с новым теоретическим материалом (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Тематическое занятие – обучающимся предлагается работать над материалом определённой тематики. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных произведений или видов литературной деятельности. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; они пользуются популярностью у детей. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей (литературные викторины, использование кроссвордов, ребусов). Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-конкурсов, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчётным занятиям-конкурсам. Занятия могут проводиться в других формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, инсценировки, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Результатом занятий являются практические работы, выступления, защита мини-проектов. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Воспитательный потенциал программы. Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Воспитательная составляющая данной программы с учётом её направленности: овладение культурой своего народа, в том числе региона; создание условий для реализации творческого потенциала детей в художественной деятельности; организация совместных творческих мероприятий с учащимися. Воспитательная работа в рамках реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Волшебное слово» организована в соответствии с Программой воспитания МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год. (приложение 1). Цель и задачи программы Цель: Развитие творческих способностей обучающихся через знакомство с аспектами литературного мастерства в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребенка. Задачи: Предметные • освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества; • знакомство с литературными жанрами; • формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы с произведениями различных литературных жанров; • освоение обучающимися выразительными средствами; поэтического языка изобразительно- • развитие способностей свободно, нестандартно мыслить, уметь передать свою мысль в письменной и устной форме. Личностные • развитие и совершенствование эстетического и художественного вкуса; • воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; • формирование эмоционально-ценностного отношения к литературным произведениям разных жанров; • развитие нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре; • формирование устойчивого интереса к искусству и занятиям литературным творчеством; • воспитание аккуратности, прилежания, умения доводить начатую работу до конца. Метапредметные: • развитие произвольного внимания и восприятия; • развитие памяти, логического и образного мышления, творческого воображения; • развитие навыков самоконтроля; • развитие навыков работы в группе. Планируемые результаты обучения: Предметные: в результате освоения программы обучающиеся: • будут знать отличительные особенности основных видов и жанров литературного творчества; • будут понимать значение литературного творчества в жизни человека и общества; • будут знать и понимать основные жанры и элементы литературного произведения; • освоят практические навыки литературного мастерства; • научатся свободно, нестандартно мыслить, уметь передать свою мысль в письменной и устной форме. Личностные: • смогут применять полученные деятельности; знания в собственной творческой • воспитают в себе моральные и коммуникативные качества, навыки правильного поведения, потребность в систематическом чтении; • сформируют личностные качества, соответствующие общечеловеческим ценностям, на основе использования гуманистического потенциала художественных произведений; • будет сфррмирована мотивация к творческому труду, работе на результат; • будут сформированы нравственные и эстетические чувства: любви к Родине, своему народу, уважения к его традициям, многонациональной культуре; • будут сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • будут сформированы этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: • будут уметь ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели; • будут сформированы умения использовать новые знания с целью индивидуального развития; • осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; • научатся обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании) и принять другую точку зрения, отличную от своей; • приобретут умения работать в команде; • разовьют коммуникативные навыки. Учебный план Количество часов № Название темы Раздел 1. Вводное занятие. 1. Введение в программу.«В начале было слово...». 2. История книги. Литература в мире искусств. Теория Практика Всего Формы аттестации/контроля 0,5 1,5 2 входная диагностика тестирование 0,5 1,5 2 Опрос 2 тематический контроль, опрос 2 практическая работа взаимопроверка Раздел 2. 3. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. «Сказка ложь, да в ней намёк.». Виды сказки, 4. понятие о бродячих сюжетах. Структура сказки. 0,5 0,5 1,5 1,5 5. Сказка и живопись. 6. Сказка и музыка. Праздник «Веер устного народного творчества». Защита творческих 7. работ «Моя сказка», «Моя колыбельная песня», «Моя пословица», «Моя загадка» Раздел 3. 8. Три кита литературы: закличка». «Мои эпос, лирика, драма. иллюстрации к сказкам». «Эпическое 9 приключение» (понятие эпоса, особенности, жанры). 10 11. 12. 13. 14. Рассказ. Понятие и особенности жанра. Рассказы о природе, о животных, о семье. Конкурс на лучший пересказ. Как создать рассказ. Понятие о сюжете и композиции произведения. Конкурс «Юные прозаики». Защита проекта «Мой лучший рассказ». «Лирическое приключение» (понятие лирики, особенности, жанры). 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 тематический контроль, опрос тематический контроль, опрос 0,5 1,5 2 практическая работа взаимопроверка 0,5 1,5 2 практическая работа опрос-викторина 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 0,5 1,5 1,5 наблюдение взаимопроверка практическая работа практическая работа тестовый контроль 2 практическая работа опрос-викторина 2 наблюдение взаимопроверка 15. Тестирование -- 2 2 0,5 1,5 1,5 2 0,5 1,5 2 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 0,5 1,5 2 наблюдение текущий контроль 0,5 1,5 2 практическая работа 22. Рифма. «Поход за вдохновением». 0,5 2 23. Поэзия и штампы. 0,5 1,5 1,5 1,5 Промежуточная аттестация Раздел 4. 16. Басня. Известные баснописцы. 17. практическая работа Басни И. А. Крылова. Открытое занятие. 18. Конкурс на лучшую инсценировку басни. Раздел 5. 19. Изобразительновыразительные средства поэтического языка. 20. Системы стихосложения. 21. Размер стиха. 24. Поэзия и живопись. 25. Поэзия и музыка. Учимся писать стихи. 26. Игры в рифму. Мои фантазии. 27. Моё поэтическое творчество. Литературная игра 28. «Фигурами да тропами ...» практическая работа 0,5 тестовый контроль тестовые задания тематический контроль 2 взаимопроверка опрос-викторина опрос-викторина 0,5 0,5 1,5 1,5 2 2 0,5 1,5 2 работа практическая работа 0,5 1,5 2 тестовый контроль 0,5 1,5 2 практическая работа опросвикторина Игра «Что? Где? Когда?». 29. Итоговое занятие по теме «Лирика». Итоговое занятие: 30. «Литературный салон». лучшее6.стихотворение». Раздел «Драматическое 31. приключение» (понятие драмы, особенности, жанры). 32 Понятия диалога, монолога, ремарки. 33 Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». 34. Сказка Метерлинка «Синяя птица». 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Литературная игра. Открытое занятие. Ярмарка талантов. 35. Подведём итоги. Выставка творческих 36. работ. Итоговый контроль. Выставка творческих работ. Итого 0,5 0,5 0 17 1,5 2 1,5 2 1,5 2 1,5 2 1,5 2 1,5 2 наблюдение взаимопроверка практическая работа практическая работа тестовый контроль наблюдение текущий контроль практическая работа 1,5 2 тестовые задания, опрос, работа с карточками 2 2 выставка, защита творческих работ 55 72 Содержание учебного плана. Раздел 1. Теория. Вводное занятие. «Вначале было слово...». История книги. Литература в мире искусств. Практика. Входное тестирование. Раздел 2. Теория. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. «Сказка ложь, да в ней намёк...». Виды сказки, понятие о бродячих сюжетах. Структура сказки.Сказка и живопись. Сказка и музыка. Практика. Праздник «Веер устного народного творчества». Защита минипроектов «Моя сказка», «Моя колыбельная песня», «Моя пословица», «Моя загадка», «Моя закличка», «Мои иллюстрации к сказкам». Чтение по ролям. Выразительное чтение.Обсуждение. Отгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок. Раздел 3. Теория. Три кита литературы: эпос, лирика, драма. «Эпическое приключение» (понятие эпоса, особенности, жанры). Рассказ. Понятие и особенности жанра. Рассказы о природе, о животных, о семье. Как создать рассказ. Понятие о сюжете и композиции произведения. «Лирическое приключение» (понятие лирики, особенности, жанры). Практика. Видеопросмотр. Конкурс на лучший пересказ. Конкурс «Юные прозаики». Защита проекта «Мой лучший рассказ». Чтение по ролям.Обсуждение. Практика. Промежуточная аттестация. Тестирование. Раздел 4. Теория. Басня. Известные баснописцы. Басни И. А. Крылова. Практика. Открытое занятие. Конкурс на лучшую инсценировку басни. Обсуждение. Раздел 5. Теория. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Системы стихосложения. Размер стиха. Рифма. «Поход за вдохновением». Поэзия и штампы. Поэзия и живопись. Поэзия и музыка. Учимся писать стихи. Мои фантазии. Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. Практика. Игры в рифму. Литературная игра «Фигурами да тропами ..». Игра «Что? Где? Когда?». Итоговое занятие по теме «Лирика». Итоговое занятие: «Литературный салон». Защита проекта «Мое лучшее стихотворение». Литературная викторина. Отгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок. Раздел 6. Теория. «Драматическое приключение» (понятие драмы, особенности, жанры). Понятия диалога, монолога, ремарки. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Практика. Открытое занятие. Сказка Метерлинка «Синяя птица». Видепросмотр. Инсценировка сказки, чтение по ролям. Выразительное чтение. Практика.Литературная игра. Ярмарка талантов. Итоговый контроль. Выставка творческих работ. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ДОП. Форма обучения – очная. Возможно применение дистанционных технологий в условиях форс-мажорных обстоятельств. Язык обучения: русский. Календарный учебный график Дата начала Дата Количество Количество Количество обучения окончания обучения часов в неделю учебных недель часов в год 1.09.2023 31.05.2024 2 72 36 Первое полугодие - 16 недель, второе полугодие - 20 недель. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа. Режим занятий в каникулярное время: во время осенних, зимних. Весенних каникул занятия проводятся согласно расписанию, утверждённому директором на текущий учебный год. При необходимости возможны внесения измениений в расписание. Государственные праздники являются выходными днями. Промежуточная аттестация: - по итогам 1 полугодия - декабрь 2023 г.; - по итогам реализации программы — май 2024 г. Особенности организации образовательного процесса. При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно - познавательной работы: • словесный: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации; • наглядный: презентации, демонстрации литературы, рисунков, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. • практический: выполнение практических заданий (выразительное чтение, чтение по ролям, разучивание и собственное сочинение стихв, изготовление рисунков, мини-ппроектов. Данный метод позволяет воплотить теоретические знания на практике, способствует развитию навыков и умений детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к книге. • эмоциональный: подбор ассоциаций, художественные впечатления; • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); • игровой (игровые моменты на занятии, использование ребусов, кроссвордов и др.) Выбор методов (способов) зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих заданий. Современные педагогические технологии, используемые на занятиях: • личностно-ориентированная технология (позволяет создать комфортные условия на занятиях, проявлять активность, творчество, самостоятельность, учиться взаимодействовать друг с другом , самореализовываться в ходе выполнения специальных заданий); • здоровьесберегающие технологии (комплекс мер по охране и укреплению здоровья, которые обеспечивают безопасный образовательный процесс: соблюдение санитарных норм, подвижные перемены, чередование видов деятельности и др.); • ИКТ технологии позволяют ускорить образовательный процесс и сделать его более интересным и интерактивным (игры, викторины, просмотр видео), электронные образовательные ресурсы (позволяют учащимся узнать и увидеть более разнообразный материал по программе); • игровые технологии (позволяют сделать занятия более интересными). В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся и осуществления принципов дифференциации и индивидуализации, основными способами обучения являются: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве; способы развития критического мышления. Формы аттестации и контроля реализации программы Виды контроля Входной контроль проводится в начале обучения с целью определения уровня развития детей и их творческих способностей. Срок проведения: сентябрь текущего учебного года. Формы контроля: беседа, входной тест. Текущий контроль — в течение всего года, направлен на определение степени усвоения обучающимися теоретического материала и практических навыков, выявление заинтересованности и усердия в обучении Формы: педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, опрос, беседа. просмотр, тестовые задания, участие в конкурсном мероприятии. При выполнении тестовых заданий учащиеся демонстрируют сформированность общеучебных умений и навыков, без приобретения которых невозможно успешное обучение не только по программам дополнительного образования, но и в общеобразовательной школе: умение подбирать и анализировать специальную литературу, умение организовать своё рабочее (учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу. Форма выполнения тестовых заданий разнообразна: подчеркнуть, отметить галочкой, объединить стрелочкой, выписать, дать определение, что помогает учащемуся не только настроиться на выполнение задания, но и внимательно отнестись к форме его выполнения. Теоретический аспект – литературная викторина, тест. Практический аспект – чтение вслух, по ролям, выразительное чтение, мини-прпоекты. Промежуточная аттестация проводится в декабре, по окончании первого полугодия с целью определения: качества реализации образовательного процесса, степени практической подготовки; сформированности у обучающегося умений и навыков на данном этапе обучения. Формы контроля: выставка работ, диагностика. Итоговый контроль (май) проводится в конце учебного года. Форма: итоговая выставка, тестирование, защита мини-проектов. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: • Проведение конкурсов творческих работ учащихся, конкурсов чтецов: – в детском объединении, – в Центре – выступления в школе (к родительским собраниям) • Участие в районных и областных конкурсах детского литературного творчества. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых к обучающимся. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики: – Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”) – Тест “Школьной зрелости (авторы А.Керн, И. Йирасик) – Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин) Оценочные материалы Критерии оценки уровня теоретической подготовки: высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; средний уровень – объём усвоенных знаний учащегося составляет 7050%; сочетает специальную терминологию с бытовой; низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины. Критерии оценки уровня практической подготовки: высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет в полном объеме практические задания; средний уровень – объём усвоенных умений и навыков учащегося составляет 70-50%; работает с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; низкий уровень – учащийся овладел менее, чем 50% предусмотренных программой умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. Методическое обеспечение программы Принципы работы 1. Принцип психологической комфортности. Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле литературной гостиной) поможет психологически настроиться на общение. 2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта. Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения. 3. Принцип интеграции и диалога искусств. Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры учащихся путем общения с различными областями искусства. свободу 4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий творческого поиска. Собственный творческий поиск учащихся — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Занятия проводятся в светлом просторном кабинете, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, с небходимым количеством оборудованных рабочих мест учащихся. Дидактическое обеспечение программы: - раздаточный материал для проведения игр; - иллюстрированные материалы; - раздаточный материал по развитию речи; - дидактический материал по чтению. Технические средства обучения: компьютер с выходом в Интернет; интерактивная доска; наличие лингвистических словарей; наличие карточек с играми и заданиями; наличие текстов для работы на занятиях. Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения предметного материала, вызывает интерес учащихся. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить виды деятельности учеников на занятии. Перечень учебно-методического обеспечения 1. 2. 3. 4. Иллюстрированные альбомы писателей и поэтов. Печатные портреты писателей и поэтов. Различная художественная литература. Музыкальные произведения. Информационное обеспечение www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». http://metlit.nm.ru (методика преподавания литературы) http://www.poezia.ru/ (поэзия http://www.uroki.net/ (уроки, сценарии http://www.rst.ru (Российская государственная библиотека) http://www.kuroku.ru (опыт учителей) http://newlit.ru (новая литература) Алгоритм учебного занятия 1этап - организационный. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания обучающихся. II этan - проверочный. Проверка домашнего задания (творческого, практического), усвоения знаний предыдущего занятия. III этап - подготовительный Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). IV этап - основной. 1 Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. 2. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений, их коррекция 3 Закрепление знаний и способов действий. Тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4.Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостного представления знаний по теме. V этап – контрольный. Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). VI этап - итоговый. Анализ и оценка успешности достижения цели, обозначение перспективы последующей работы. VII этап - рефлексивный. Мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы. VIIIэтап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей. Литература Для педагога: 1. Глушцова Л.А. Хранитель русских сказок // Читаем, учимся, играем.2011.- № 1.- с. 94-97. 2. Калейдоскоп юбилейных дат: сборник сценариев для проведения мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 5.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.- 232с 3. Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам: рекомендательный указатель детской литературы // Школьная библиотека.2008.- № 10.- Вкладка с. 1 - 48. 4. Крук Н.В., Котомцева И.В. Библиотечные уроки по чтению. Сценарии. 1-9 классы: в 2 ч. Ч.1. 1 -4 класс.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010.- 504 с. 5. Кашкаров А.П. Как приохотить ребенка к чтению.- М: Феникс, 2016.235с. 6. Молодежь. Чтение. Успех: сборник материалов научно-практической конференции.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.- 128 с. 6.Открывая книгу, открываем мир!: сборник материалов.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.- 264 с. 7. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека».- Вып.: 2008 - 2010 годы. 8. Тимофеева И.Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.- 408 с..(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 1-2).Приложение к журналу «Школьная библиотека». 9. Тихомирова И.И. Как нам воспитать вдумчивого читателя: сб. статей в 2х частях.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1).Приложение к журналу «Школьная библиотека») 10. Чаусова С. Для чего люди читают? Громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя // Библиотека в школе.- 2010.- № 1.- с. 9 18. Для обучающихся: 1. Миронова Н.А. Как подружиться с книжкой.- М: Олма Медиа Группа/Просвещение, 2012.46с. 2. Сборник «Большая книга русских сказок» издательство «Росмэн» 3. Сборник «10 знаменитых сказок» издательство «Росмэн» 4. Серия книг «Литературные сказки для младших школьников» издательство «Энас-книга» 5. Сто любимых книг. Золотой список для детского чтения // Детская энциклопедия АиФ.- 2008.- № 9.- с.1 -88. Приложение 1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в рамках реализации ДООП «Волшебное слово» художественной направленности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год Цель воспитательной работы: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитательной работы по программе: - создать условия для формирования патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развивать чувство гордости за свою страну, город, семью; - создать условия для воспитания личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; - воспитывать любовь к Родине, родному городу, её истории, культуре, традициям; - способствовать изучению истории своей семьи, района, города, культуры народов своей страны; - развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; - формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям; - формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. - воспитывать доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам, добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям; - определить круг реальных учебных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития; - создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии; - формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность; - формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; - способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу, познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе, с дорожными знаками, сигналами светофора; - создание условий для равного проявления учащимися объединения своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; - развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи; - формировать у обучающихся правовую культуру, представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; - создать условия для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Воспитательная деятельность основывается на следующих принципах: - принцип гуманизации (через реализацию личностно-ориентированного подхода); - принцип гуманитаризации (способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью); - принцип сотрудничества (принципиально диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности); - принцип целостного образования (основывается на единстве развития, воспитания и обучения в образовательном процессе); - принцип психолого-педагогической поддержки (помогает участникам воспитательного процесса создать обстановку психологической комфортности, адаптировать в сложных условиях). ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ направлениям каждый Предусмотренные из каждого которых воспитательной разработан Программой в распределены мероприятия в различные с 1приоритетными основным модули, направлениями воспитания вработы Российской Федерации .поДействия по реализации модуля отражены всоответствии Плане программы. Основными формами воспитания в рамках данной программы является организация и проведение тематических мероприятий, открытых занятий, участие в конкурсах. Учебное занятие также относится к формам воспитания. В ходе занятия учащиеся получают новые знания, происходит личностное развитие ребёнка, его социализация, развиваются поведенческие модели, выстраиваются принципы учебной дисциплины и самоорганизации, определяется круг его интересов. Предусмотренные мероприятия по основным направлениям воспитательной работы распределены в различные модули, каждый из которых разработан в соответствии с приоритетными направлениями воспитания в Российской Федерации. № Наименован п/п ие модуля Действия по реализации модуля 1. 1 «Талант успех» Направления Форма воспитательн организац ой работы ии мероприят ий очная, и - создание условий для публичной все демонстрации достижений направления дистанцио учащихся путем их вовлечения в нная организацию и непосредственное проведение мероприятий; - организация и проведение конкурсов и фестивалей по различным направленностям художественного творчества; участие обучающихся в творческих мероприятиях, проектах и конкурсах разного 2. 3. 4. 5. уровня воспитательных физическое очная, «Здоровое -организация а также воспитание и дистанцио поколение» мероприятий, соревнований между формировани нная объединениями по различным е культуры видам спорта с целью пропаганды здоровья, среди учащихся здорового образа экологическо жизни и привития навыков е воспитание активного полезного досуга; участие в спортивных праздниках, соревнованиях разного уровня организация мероприятий, все очная, «Билет вбудущее» направленных на направления дистанцио нная профессиональное просвещение учащихся и очная, «Я - - организация воспитательных духовное гражданин» мероприятий и общественно нравственное дистанцио полезных дел, направленных на воспитание нная развитие у учащихся активной детей на гражданской позиции, основе толерантного отношения к российских окружающим, а также воспитания традиционны чувства патриотизма и любви к х ценностей, Родине; патриотическ участие в различных ое воспитание мероприятиях, проектах разного и уровня. формировани е российской идентичности , гражданское воспитание, экологическо е воспитание очная, «#ЯВОЛОН - организация и проведение все ТЕР» общественно полезных дел, направления дистанцио нная дающих учащимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, обществу в целом; 6. 7. - создание на базе Центра волонтерского отряда; участие в мероприятиях разного уровня, направленных на оказание помощи другим людям, обществу в целом; - организация и проведение экологическо очная, «Школа безопасност воспитательных мероприятий и е воспитание, дистанцио тематических соревнований по патриотическ нная и» формированию у учащихся ое воспитание культуры и безопасности: экологической, формировани дорожно-транспортной, е российской противопожарной, идентичности антитеррористической и интернет- , гражданское безопасности, а также развитию воспитание, навыков профилактики и защиты духовное и от чрезвычайных ситуаци; нравственное - участие в мероприятиях разного воспитание уровня. детей на основе российских традиционны х ценностей очная, «Воспитат - организация и проведение внутри все объединения воспитательных направления дистанцио ельный нная по различным потенциал мероприятий модулям; детских объединени - организация и проведение в ходе занятий тематических бесед в й» рамках реализации проекта Министерства Просвещения Российской Федерации, изложенного врекомендательном письме МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; обеспечение посещения учащимися объединений воспитательных мероприятий 8. «Учебное занятие» учрежденческого и иных уровней; - организация участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня; - создание особой воспитательной среды в учреждении, создающей атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения, способствующей формированию у обучающихся чувства вкуса и стиля; среды, в которой ребенок получает опыт социальнозначимой коллективной творческой деятельности - одна из важнейших задач организации воспитательного процесса Центра - установление доверительных все очная, отношений между педагогом и направления дистанцио нная обучающимися с целью включения обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах; - побуждение обучающимися соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала, организация работы с получаемой социально-значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывание обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей изучаемой темы, через демонстрацию примеров ответственного гражданского поведения, человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов, проблемных ситуаций для обсуждения в группе; применение на занятии интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную активность; дискуссий, которые дают обучающимся приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся; - включение в учебное занятие игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в учебной группе, доброжелательной атмосферы во время занятий. организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их товарищами, дающего детям социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи 9. -организационно-массовая работа, все очная, «Ура! Каникулы!» способствующая реализации и направления дистанцио нная развитию разносторонних интересов и увлечений детей, направленная на привитие навыков здорового и безопасного образа жизни, сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярный период; - вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность, профилактика негативного поведения - конкурсная деятельность; - работа со школьными лагерями с дневным пребыванием детей; -реализация краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ. 10. «Работа с организация родительских все очная, родителями собраний, происходящих в режиме направления дистанцио нная обсуждения вопросов обучения и » воспитания учащихся регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах учащихся; - индивидуальные и групповые консультации для родителей по интересующим вопросам с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.; размещение еженедельной информации о деятельности объединения на сайте учреждения и в официальных группах учреждения в социальных сетях; повышение психологопедагогических знаний родителей; - привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях не только в качестве зрителей, но и в качестве непосредственных участников в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. Формы воспитательной работы: - Коллективные – тематические выставки, ярмарки, праздники, фестивали, акции, экскурсии. - Групповые – досуговые, развлекательные, игровые программы (конкурсы, квесты, викторины, театрализация, интеллектуальные игры) и информационно-просветительские мероприятия познавательного характера (выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, тренинги). - Индивидуальные – беседы, консультации, индивидуальная работа. В воспитательной деятельности с учащимися используются следующие методы воспитательного воздействия: - метод формирования сознания личности: убеждение, беседа, рассказ, разьяснение, внушение; - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - методы одобрения и педагогического требования (с учётом преимущественного права на восптание детей их родителями (законными представителями); - метод переключения в деятельности; - методы руководства и самовоспитания; - методы развития самоконтроля и самооценки детей. Условия воспитания. Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с нормами и правилами работы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». Организация воспитательных мероприятий осуществляется вне рамок учебного плана. Анализ результатов воспитательной деятельности поводится в процессе педагогического наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогу. Косвенная оценка результатов воспитательной деятельности, достижения целевых ориентиров воспитания проводится путём опросов родителей(законных представителей). Ожидаемые результаты воспитательной деятельности. Среди ожидаемых результатов воспитательной работы можно выделить следующие: - достижение заданного качества воспитания, обновления содержания и технологий воспитания с учетом современных требований к ним; - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательной деятельности на основе современных тенденций развития учебновоспитательного процесса; - дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса; - развитие воспитательного потенциала обучающихся в духовнонравственном и гражданско- патриотическом воспитании личности обучающегося; - максимальный учет интересов и желаний обучающихся и их родителей (законных представителей) в выборе содержания и технологии учебновоспитательной работы; - создание условий для творческой самореализации личности. Календарный план воспитательных мероприятий на 2023-2024 учебный год Основные направления и Название мероприятия ценностные основы воспитания и социализации обучающихся Сроки проведен ия СЕНТЯБРЬ Воспитание социальной Декада безопасности дорожного движения: 11.09ответственности и 29.09 1. Челлендж «Безопасность на дорогах». компетентности 2. Акция «Стань заметней на дорогах!». 3. Проведение тематических классных часов: «Улица полна неожиданностей», «Улица как источник опасности», «Основные причины ДТП», «Безопасность на дороге - наша общая забота», «Как переходить улицу». Воспитание «Семья вместе – душа на месте». Изучение 18.09нравственных чувств, семейных традиций, общих увлечений 22.09 убеждений, этического сознания, ценностного и т. д. Конкурс знатоков пословиц и отношения к поговорок о семье. прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание трудолюбия, Беседа о профессиях. Конкурс знатоков 23.09. книг о профессиях. сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ОКТЯБРЬ Воспитание социальной Выставка творческих работ «Мои 01.10ответственности и пушистые друзья», «Осень золотая». Обзор 15.10 компетентности «Моя любимая книга о животных». Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ Акция «Читаем Есенина», посвящённая 02.10128-летию С.А.Есенина. 06.10 Конкурс стихов на тему «Папа, я – лучшие 12.10, друзья!» 15:00 эстетического воспитания Воспитание трудолюбия, Конкурс стихов «Спасибо, Учитель!» сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 01.1005.10 НОЯБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Акция «Поздравление с Днём народного 01.11единства». 07.11 Игра-путешествие «В дружбе народов – 02.11 единство России». Конкурс знатоков пословиц и поговорок о дружбе. Интеллектуальная игра «Символика 30.11 России», приуроченная ко Дню Государственного герба Российской Федерации. Воспитание социальной Беседа «Всемирный день ребенка. 19.11ответственности и Всемирный день прав ребенка. Всемирный 22.11 компетентности день помощи детям (отмечается с 1954 г. по инициативе ООН)» Воспитание Акция «Мама, милая мама, как тебя я 22.11нравственных чувств, люблю», посвящённая Дню матери в 28.11 убеждений, этического России. Конкурс мини-проектов. сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Беседа на тему: «Здоровый образ жизни». 15.10экологической 23.10 Конкурс знатоков пословиц и поговорок, культуры, культуры здорового и безопасного загадок на тему здоровья. образа жизни Воспитание трудолюбия, Праздник «Посвящение в творчество» для 23.11 сознательного учащихся Центра 1 года обучения. творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ДЕКАБРЬ Воспитание Беседа «День Неизвестного Солдата в 04.12гражданственности, России» 08.12 патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной Конкурс поделок «На новогоднюю ёлку» 04.12ответственности и 19.12 компетентности Праздничная программа «Здравствуй, 22.12.22 Новый год». Конкурс новогодних загадок. Воспитание Социальная акция «Добро начинается с 01.12нравственных чувств, меня», посвящённая Дню добровольца 05.12 убеждений, этического (волонтёра) в России (конкурс рисунков) сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Акция «Покормим птиц зимой» 01.12экологической 31.12 культуры, культуры Конкурс рисунков «Зимние забавы» здорового и безопасного Мини-проект «Моя любимая книга о образа жизни птицах» Воспитание трудолюбия, Районный конкурс «С мамой папой и 01.12- сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии друзьями мы украсим ёлку сами» 22.12 «Мастерская Деда Мороза» - мастер-класс 11.12«Новогодние украшения из бросового 15.12 материала». ЯНВАРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Беседа «Непокорённые», посвящённые 80- 22.01летию полного освобождения Ленинграда 27.01 от фашистской блокады. Обзор литературы по данной тематике. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Флешмоб, посвященный Международному дню «спасибо». 10.0112.01 Конкурс мини-плакатов «Кому мы говорим «спасибо!» (с использованием коротких четверостиший собственного сочинения) Воспитание Месячник «Столовая для пернатых». экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 16.0116.02 Воспитание трудолюбия, Изготовление кормушек для зимующих В сознательного птиц течение творческого отношения месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ФЕВРАЛЬ Воспитание Конкурсная программа «Защищать 22.02 гражданственности, готовы», посвящённая Дню Защитника патриотизма, уважения к Отечества. Конкурс чтецов. правам, свободам и Беседа «Мы говорим на родном языке», 19.02обязанностям человека посвящённая Международному дню 22.02 родного языка. Беседа «В сердцах и книгах – память о 01.02битве», посвящённая Сталинградской битве 08.02 Воспитание социальной Конкурс «Открытка Защитнику Отечества» 01.02ответственности и (краткое поздравление в стихах 20.02 компетентности собственного сочинения) МАРТ Воспитание социальной Конкурс детского рисунка «Вежливая 13.03ответственности и улица». Обзор литературных произведений 31.03 компетентности о вежливости. Мини-проект маме!» Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания «Наши стихи в подарок 01.0312.03 «Блины фест», выставка-фестиваль 11.03наросованных масленичных блинов. 17.03 Блины в русском фольклоре (конкурс знатоков). Заочная экскурсия «260 лет со дня 01.03основания Эрмитажа, художественного и 04.03 культурно-исторического музея (1764)» Воспитание Экскурсия на берег озера. Авторские миниэкологической рассказы о природе родного края. культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Акция «День Земли» (конкурс миниплакатов с использованием четверостиший собственного сочинения) 12.0315.03 Воспитание трудолюбия, Мастер-класс «Сюрприз для мам» сознательного 01.0307.03 19.0322.03 творческого отношения Конкурс «Мы рисуем Космос». Мини- 01.03к образованию, труду и проект «Книги о космосе». 15.03 жизни, подготовка к сознательному выбору профессии АПРЕЛЬ Воспитание Конкурс-выставка рисунков гражданственности, Победы. патриотизма, уважения к Акция #окнопобеды правам, свободам и обязанностям человека ко Дню 01.0430.04 Воспитание социальной Беседа «Добро не уходит на каникулы». ответственности и компетентности 22.0410.05 10.0415.04 Воспитание Малые Олимпийские игры, посвящённые В экологической Дню здоровья. течение культуры, культуры месяца здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, Выставка буклетов Дню Космонавтики В сознательного посвящается «Первооткрыватели течение творческого отношения Космоса». месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии МАЙ Воспитание Акция #окнопобеды гражданственности, патриотизма, уважения к «Мы помним! Мы гордимся!» - шествие с правам, свободам и георгиевской лентой и митинг-концерт, обязанностям человека посвящённый Дню Победы. Воспитание социальной Игра «Безопасное движение». ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, Конкурс рисунков «Поклонимся великим убеждений, этического тем годам!» 01.0510.05 07.05 23.05 02.05 09.05 сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами, реализующими данную программу. Анализируется наличие событийно насыщенной, творческой личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. При проведении самоанализа воспитательной работы соблюдаются следующие принципы деятельности экспертов: - уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс; -соблюдение приоритета качественных показателей (содержание, разнообразие деятельности, характер общения и взаимодействия) над количественными; -принцип развивающего характера экспертизы: анализ для дальнейшего совершенствования деятельности педагога (анализ умения ставить цели и определять задачи, планировать и осуществлять разнообразные виды и формы деятельности, анализировать результаты); -принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития (педагог, семья, социум).