Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Направленность программы – художественная. так как в содержании программы преобладает творческо-художественная составляющая. Роль и место программы в Образовательной программе Центра. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Теремок» является составным компонентом программно-методического обеспечения Образовательной программы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». В соответствии с основной целью и задачами Образовательной программы учреждения данная программа направлена на обеспечение оптимальных условий для высокого качества образовательных услуг и их доступности, способствующих адаптации детей к жизни в обществе, их личностному развитию и укреплению здоровья, профессиональному самоопределению и творческому труду, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Данная программа занимает устойчивую позицию в образовательной программе учреждения и востребована со стороны учащихся и родителей (законных представителей). Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения учащихся, преемственность в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, удовлетворяет социальный заказ на развитие обучающихся, овладение ими навыками театрального искусства и применении их в повседневной жизни. Актуальность программы определяется приоритетами Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, направленных на «создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении классического искусства», а также задачами Концепции по «созданию на базе общеобразовательных организаций… театров...», «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности», что особенно важно в настоящее время. Значимость программы рассматривается не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы, но и как личная заинтересованность со стороны родителей, и прежде всего самих детей. Педагогическая целесообразность. Программа помогает расширить творческий потенциал ребенка, обогатить его словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства. В ней учитываются основные постулаты педагогики: от простого к сложному, постепенность накапливаемых знаний, навыков, умений, которые затем аккумулируются в кукольных спектаклях. Содержание занятий программы создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературы, и применения их в театральной деятельности. Новизна программы состоит в том, что занятия по театральной деятельности в учреждении последнее время не проводились и поэтому возможность заниматься в кукольном театре будет новой и интересной для детей. А также в том, что с учётом новых требований к разработке ДООП программа является разноуровневой и предоставляет учащимся возможность обучения на уровне, соответствующем их возрастным особенностям. Отличительная особенность программы. Программа является модифицированной, разноуровневой. Возможна реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся по индивидуальному плану. Отличительная особенность программы заключается в её интеграции и принципе отбора её содержания: от литературного чтения до театрального искусства. Интеграция предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся. Адресат программы. Условия набора и наполняемость групп. На обучение по ДООП «Теремок» принимаются все желающие учащиеся в возрасте 5-10 лет. Предварительная подготовка для учащихся не требуется. Наличие интересов и мотивации к занятиям театральным творчеством приветствуется. Рекомендованное количество учащихся в группе от 12 до 15 человек (мальчики и девочки). В течение учебного года допускается набор учащихся в случае наличия свободных мест в соответствии с локальными актами учреждения. Группы являются разновозрастными, состав групп постоянный. Возможно обучение детей с ОВЗ. Уровень программы. Программа разноуровневая: стартовый (ознакомительный) уровень — 5-7 лет; базовый уровень — 8-10 лет. Стартовый уровень предназначен детям дошкольного возраста, он разработан специально для пробного погружения в театральную сферу и предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в театральной деятельности, использование и реализацию учебного материала в общедоступных формах, минимальную сложность предлагаемого для освоения программы, что позволит ребенку сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении своего дополнительного образования. Базовый уровень предполагает освоение специализированных знаний, совершенствование навыков и умений. Каждый уровень самодостаточный. Объём программы. Общее количество часов, отводимых на изучение программы по каждому уровню – 72 часа в год (2 часа в неделю). Срок освоения программы по каждому уровню – 1 год (36 учебных недель). Режим занятий. Занятия проводятся по расписанию 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами составляет 30 минут — для детей дошкольного возраста и 45 минут — для детей школьного возраста. Между занятиями предусмотрены перемены продолжительностью 10 минут. В ходе занятий проводятся физкультминутки на предупреждение утомления и восстановления умственной работоспособности. Форма обучения – очная. Возможно дистанционное обучение в особых случаях. Занятия проводятся на русском языке. Специфика объединения. Объединение театральной направленности является структурным звеном образовательной деятельности Центра и предназначено для занятости детей в их свободное время. Работа объединения осуществляется на основе дополнительной общеобразовательной программы «Теремок», плана воспитательной работы на текущий учебный год. Организуемый педагогический процесс в объединении направлен на: - обеспечение сотворчества и сотрудничества педагога дополнительного образования, обучающихся, их родителей; - разработку и реализацию индивидуально-творческих маршрутов для мотивированных детей и для успешной подготовки к конкурсам, спектаклям, что дает стимул развивать актерское мастерство. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Центра, календарным учебным графиком на текущий учебный год. Результатом деятельности по программе являются спектакли, участие в конкурсной деятельности и мероприятиях Центра. Особенности организации образовательного процесса. • Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в примерном соотношении 70% на 30%). В зависимости от темпа работы учащихся в течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и практической частях учебного плана. • Занятие проводится с применением чередования видов деятельности, основанных на разных видах восприятия (зрительного, слухового), речевой деятельности. Предусмотрен перерыв между первым и вторым часом занятия, динамические паузы в середине каждого часа. • Занятия организованы с использованием форм и методов, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни детского сообщества. • Формы контроля, способы оценки достижений учащихся, продуктов их деятельности адекватны возможностям детей данного возраста. Достижения учащихся рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. • Обучение предусматривает участие в спектаклях, концертах, творческих конкурсах, что расширяет круг социальных контактов, жизненных событий учащихся, формирует стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/неудачи. • При проведении массовых мероприятий предполагается создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации данной программы. При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие виды занятий: - теоретические занятия, где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания и изучат новые приемы работы; - практические занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная творческая работа, применение на практике полученных умений и навыков; – выставки, конкурсы, мини-спектакли и др. Формы организации деятельности учащихся на занятии: - фронтальная (работа педагога со всеми учащимися: беседа, объяснение, рассказ, показ и др); - коллективная (организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно: репетиция, концерт, мини-спектакль и др.); - групповая (организация работы в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определённых задач; задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группs могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности: театральные диалоги, репетиции отдельных ролей и др.); - индивидуальная (коррекция пробелов в знаниях, отработка отдельных навыков). Программа базируется на основных принципах дополнительного образования: - выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение учащихся; - вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; - адаптивность к возникающим изменениям. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода - наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей учащегося, формирование его личности и возраст учащихся. Индивидуальный подход помогает отстающему учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности, а для учащихся, чей уровень подготовки превышает средний показатель по группе, позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут. Формы организации занятий. Основная форма работы объединения — это групповые занятия. Весь учебный процесс организуется по принципу от простого к сложному с постоянным усложнением учебного материала в каждом году обучения. Но возможно деление на подгруппы или проведение индивидуальных занятий (например, при подготовке к спектаклям, концертам, конкурсам, открытым занятиям). В основном занятия проводятся в аудитории, но возможно проведение внеаудиторных занятий (посещение выставок, музеев, самостоятельное выполнение заданий при подготовке к спектаклю, концерту, конкурсу и др.) за рамками часов учебного плана. Формы занятий: Вводное занятие – знакомство обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год, введение в программу. Ознакомительное занятие – знакомство детей с новым теоретическим материалом (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). Тематическое занятие – обучающимся предлагается работать над материалом определённой тематики. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе ролей или видов театральной деятельности. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; они пользуются популярностью у детей. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей (игры, импровизация, использование элементов народного фольклора ). Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-спектаклей, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчётным занятиям-концертам. Реализация программы связана с поиском разнообразных форм работы, как традиционных, так и нетрадиционных: - занятие – мастер-класс - занятие – творческая мастерская - занятие – тренинг (актерский) - занятие – репетиция - занятие – показ (этюды) - занятия с применением театральной игры (игровой момент) - кино-показ. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая. Программой предусматривается также: совместные просмотры и обсуждения спектаклей; посещение музеев, выставок; творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми; творческие конкурсы; дни именинника т.п. Формы работы с родителями: совместные праздники, творческие конкурсы; родительские собрания; консультации; беседы; открытые занятия. Воспитательный потенциал программы. Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Воспитательная составляющая данной программы с учётом её направленности: овладение культурой своего народа, в том числе региона; создание условий для реализации творческого потенциала детей в художественной (театральной) деятельности; организация совместных творческих мероприятий с учащимися. Воспитательная работа в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Теремок» организована в соответствии с Программой воспитания МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год. (приложение 1). Цель и задачи программы Цель: Развитие личности и творческих способностей обучающихся средствами театрализованной деятельности с учетом индивидуальных, психофизических особенностей детей. Задачи: Обучающие: • обучить основам театральной деятельности и актерскому мастерству, приёмам выразительности речи; • сформировать навыки исполнительского общения со зрителем, партнером ; • обучить умению выступать на сцене и концентрировать внимание; • познакомить с историей театра, театральной терминологией, видами театрального искусства, устройством зрительного зала и сцены; • обучить основам коллективно-творческой работы Развивающие: • развить творческий потенциал личности ребенка; • развить внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию; • развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики; • развить художественный вкус, культурный кругозор обучающихся. Воспитательные: • воспитать духовно-нравственные качества личности ребенка, привить основы общечеловеческих нравственных ценностей; • воспитать зрительскую культуру; • сформировать дружный театральный коллектив детей. Предполагаемые результаты программы Личностные результаты: В процессе занятий по данной программе учащиеся научатся: • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, самые простые правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); • в предложенных ситуациях, опираясь на простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе суждения); • оценивать жизненные ситуации (поступки, события) с точки зрения своих ощущений; • принимать чужие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; • овладеют духовно-нравственными качествами; • научатся жить и работать в коллективе. Метапредметные результаты: В ходе занятий у учащихся разовьются: • творческий потенциал личности ребенка; • внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию; • способность создавать образы с помощью жеста и мимики; • художественный вкус, культурный кругозор обучающихся. Предметные результаты: В процессе обучения по программе учащиеся: • будут знать основы театральной деятельности и актерского мастерства, освоят приёмы выразительности речи; • сформируют навыки исполнительского общения со зрителем, партнером ; • приобретут умение выступать на сцене и концентрировать внимание; • познакомятся с историей театра, театральной терминологией, видами театрального искусства, устройством зрительного зала и сцены; • освоят принципы коллективно-творческой работы. В ходе занятий учащиеся не только овладеют необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности. Календарный учебный график Количество учебных недель – 36 Из них: 1 полугодие – 16 недель, 2 полугодие – 20 недель. Количество часов в неделю - 2 часа в неделю (72 часа в год) Дата начала учебных занятий – 1 сентября 2023 г. Дата окончания учебных занятий – 31 мая 2024 г. Режим занятий в каникулярное время: во время осенних, зимних. Весенних каникул занятия проводятся согласно расписанию, утверждённому директором на текущий учебный год. При необходимости возможны внесения изменений в расписание. Государственные праздники являются выходными днями. Промежуточная аттестация: - по итогам 1 полугодия - декабрь 2023 г.; - по итогам реализации программы — май 2024 г. Содержание программы 1 уровень ознакомительный (стартовый) Задачи 1 уровня: Образовательные: - познакомить с историей развития театра; - познакомить с основными понятиями театрального действия; - обучить технике самостоятельной подготовки психофизического аппарата к сценическому действию; - обучить последовательности работы с художественным текстом, грамотному построению произвольной речи, четкому и ясному формулированию своих мыслей; - обучить правилам работы над драматургическим произведением (определение сюжетной линии, идеи и замысла автора, выявление сверхзадачи, сквозного действия и т.д.); - обучить элементам воплощения, необходимым при создании художественного образа; - дать знания о социальном лидерстве, о правилах организаторской деятельности. Развивающие: - развить творческие способности; - развить координацию и пластику тела, артикуляционный аппарат; - сформировать правильное произношение; - развить умение логически строить фразы; - развить художественный вкус; - развить волевую, эмоциональную и духовно-нравственную сферу (инициатива, уверенность в своих силах); - развить коммуникативные качества и создать условия для применения их в общественной деятельности. Воспитательные: - воспитать устойчивый интерес к изучению театрального искусства; - воспитать самостоятельность; воспитать высокоорганизованную личность, готовую к самореализации и к самоопределению в жизни; - формирование осознанной нравственной мотивации взаимодействия с людьми, ценностного и уважительного отношения к сверстникам, педагогам, людям разного возраста, культуры, национальности; Учебный план 1 уровень № п/ п Разделы программы Количество часов всего теория практика - 1 Вводное занятие 1 1 2 3 Театральная игра Ритмопластика 24 15 1 0,5 4 Культура и техника речи 12 2 10 5 Основы театральной культуры Индивидуальная работа 12 6 6 2 0,5 1,5 4 2 0,5 0,5 3,5 1,5 72 12 60 6 7 8 Всего Просмотрово-информационный Промежуточный контроль 23 14,5 Содержание учебного плана (1-й уровень) Раздел 1. Вводное занятие. Форма аттестации/ контроля рефлексия контрольное занятие Тест опрос зачет беседа контрольное занятие Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Раздел 2. Театральная игра. Теория: Понятие игры. Разновидности игр. Практика: Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей учащихся. Раздел 3. Ритмопластика. Теория: Виды игр и упражнений, их значение и особенности. Практика: Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. Раздел 4. Культура и техника речи. Теория: Культура устной речи и ее значение. Техника речи и ее значение. Дыхание, голос, дикция. Практика: Артикуляционная гимнастика. Корректировка дикционных недостатков и тренинг правильной речи. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Раздел 5. Основы театральной культуры. Теория: Мир театра. Наш театральный коллектив. Театр - особое искусство. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Рождение спектакля. Практика: Игры и этюды (кукольный театр, музыкальный театр). Экскурсия в театр. Раздел 6. Индивидуальная работа. Теория: Сценическая речь. Требования к сценической речи. Практика: Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Корректировка дикционных недостатков. Раздел 7. Просмотрово-информационный. Теория: Роль кинематографа и театра в жизни человека. Практика: Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театра. Раздел 8. Промежуточная диагностика. Теория: Устная проверка теоретических знаний. Практика: Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Диагностика уровня развития театральных способностей и уровня обученности воспитанников Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных разделов программы. Планируемые результаты 1-го уровня обучения Предметные результаты: Учащиеся будут: - знать, что такое выразительные средства, фрагмент как составная часть сюжета, действенную формулу (исходное событие, конфликтная ситуация, финал); - применять выразительные средства для выражения характера сцены; фрагментарно разбирать произведение, фрагментарно его излагать; определять основную мысль произведения и формировать ее в сюжет; - понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса; - иметь понятия о рождении сюжета произведения, о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния, о сверхзадаче и морали в произведении. Личностные результаты: Учащиеся смогут: - свободно общаться с аудиторией, одноклассниками; - выражать свою мысль в широком кругу оппонентов; - анализировать последовательность поступков; - простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда. Метапредметные результаты: Учащиеся приобретут навыки: - работы с партнером и коллективом, образного восприятия окружающего мира; - научатся избавляться от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны»; - у них сформируется общительность, открытость; они осознают важность ответственности перед коллективом. 2 уровень базовый Задачи 2-го уровня Образовательные : • познакомить с театром кукол - как разновидностью театральной деятельности; • познакомить с этапами подготовки театрального спектакля; • научить учащихся создавать сценический образ с помощью куклы; • научить основам техники вождения кукол и элементам актёрского мастерства. Развивающие: • развивать у учащихся интерес к театрально-игровой деятельности; • развивать выразительную речь, воображение, фантазию; • развивать художественный вкус, творческую активность детей, их эмоциональную сферу. Воспитательные : • воспитывать чувства коллективности, нравственные и волевые качества личности; • формировать личную и коллективную ответственность за общее дело. Учебный план 2 уровень № Название раздела, темы 1 Введение. 2. Театральное искусство. 1. История театра кукол. 2. Основы театральной культуры. Кукловождение. 1. Основные принципы работы с различными видами кукол. 2. Пластика перчаточной куклы. 3. Характер и образ куклы, их передача интонацией. Ритмопластика. 1. Основы сценического движения. 2. Анимация рук актёра. 3. Пластические упражнения на снятие мышечного зажима. Сценическая речь. 1. Основы публичного выступления. 2. Речь героя спектакля- как основа образа. 3. Артикуляционный тренинг. 4. Упражнения и тренинги на работу с голосовым аппаратом. 3 4 5 Количество часов Форма Всего Теоретичес Практичес аттестации/ контроля часов кая кая 2 1 1 Опрос, подготовка деятельнос беседа. ть 2 1 1 Опрос, беседа. 12 2 10 Выполнение контрольных упражнений. Наблюдение. Беседа. 10 2 8 Выполнение контрольных упражнений. Наблюдение. Беседа. 10 2 8 Выполнение контрольных упражнений. Наблюдение. Беседа. 6 Актерское мастерство. 1. Основы актерского мастерства. 2. Создание образа куклы, как актера. 3. Взаимодействие с партнером. 7 Работа над номером, программой, представлением, спектаклем. A) Работа по репертуарному плану. B) Работа над характером и образом героя. C) Работа в «выгородке» (ширме) над постановкой. D) Показ представлений, спектаклей. 8 9 Основы театральной культуры. Культура личности. A) Как устроен театр, театральные профессии. B) Поведение в театре и в обществе. C) Выходы на выставки, в театр. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Итого 2 8 Выполнение контрольных упражнений. Наблюдение. Беседа. 20 4 16 Выполнение контрольных упражнений. Наблюдение. Беседа. 4 1 3 Наблюдение. Беседа. Опрос. 2 1 1 Творческий отчет. 72 16 56 10 Содержание учебного плана (2-й уровень) Вводное занятие. Теория: организационное занятие. Правила проведения занятий, инструктаж по технике безопасности. Практика: знакомство с группой, собеседование с учащимися. Театральное искусство. История театра кукол. Теория: Знакомство с понятием «Театральное искусство». История мирового и российского театрального искусства. История кукольных театров - его особенность и специфика. Виды кукол. Практика: упражнения «Моя любимая игрушка», «Что может быть куклой?» Кукловождение. Теория: Общие правила работы с куклой и ширмой. Характер и образ куклы, их передача интонацией. Практика: Основные навыки работы с перчаточной куклой. Пластика перчаточной куклы. Движения пальцами, запястьем и всей рукой. Поклоны головой и в пояс. Игра пальцев рук. Походка куклы вдоль ширмы, с горизонт. Бег. Прыжки. Пластика основных положений куклы (сидеть, стоять, спать) на ширме. Работа куклы с предметом. Работа с предметами в заданных обстоятельствах. Общение куклы. Взгляд куклы. Общение куклы без слов. Разговор куклы (одной, в паре). Общение и взаимодействие. Ритмопластика. Теория: Правила и принципы сценического движения. Практика: Анимация рук актёра. Пластические упражнения на снятие мышечного зажима. Сценические движения. Сценическая речь. Теория: Особенности сценической речи. Речь бытовая и сценическая. Строение речевого аппарата. Важность подготовки артикуляционного аппарата. Диапазон голоса. Практика: Освобождение от зажимов. Снятие мышечного напряжения, развитие дыхания. Образование звука. Опора звука. Резонаторы: грудной, головные. Развитие диапазона. Скороговорки, потешки. Работа с текстами. Актерское мастерство. Теория: Основы актерского мастерства. «Если бы» - предлагаемые обстоятельства. Части сценического действия. Оценка факта. Основы грима, сценографии. Практика: Образное мышление, фантазия, воображение, внимание (через систему упражнений). Сценическая свобода. Взаимодействие с партнером. Работа над образом (грим, костюм, сценография). Работа над номером, программой, представлением, спектаклем. Теория: Распределение ролей, чтение по ролям. Работа над характером и образом героя. Практика: Характер и образ героя. Работа в «выгородке» (ширме) над постановкой. Показ зрителям спектакля (номера, представления). Основы театральной культуры. Культура личности. Теория: Основные принципы театра. Коллектив «Мы вместе - и значит, все получится!». Актер. Театральное здание «Место, где рождается радость». Сценическая площадка. Бутафория. Декорация. Реквизит. Обобщение теоретических знаний о театре. «Этот удивительный этикет». «В человеке все должно быть прекрасно». Практика: Подготовка творческих проектов «Мой театр». Упражнения «Боремся с вирусом ненужных слов», «Дружим с добрыми словами», «Говорю правильно». Создание личного оригинального образа. Посещение спектаклей, выставок. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Подведение итогов года. Форма подведения итогов: творческий отчет в группе, открытое занятие для родителей. Планируемые результаты 2-го уровня обучения Предметные : • Знакомство с театром кукол - как разновидностью театральной деятельности • Знакомство с этапами подготовки театрального спектакля • Умение создавать сценический образ с помощью куклы • Освоение основ техники вождения кукол и элементов актёрского мастерства. Метапредметные: • Развитие у учащихся интереса к театрально-игровой деятельности • Развитие выразительной речи, воображения, фантазии • Развивтие художественного вкуса, творческой активности детей, их эмоциональной сферы. Воспитательные: • Воспитание чувства коллективности, нравственных и волевых качеств личности; • Формирование личной и коллективной ответственности за общее дело. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ДОП. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: кабинет для репетиций; место для хранения кукол, костюмов, декораций, бутафории; актовый зал со сценической площадкой и звуковоспроизводящей аппаратурой. Оснащение кабинета: мебель (шкафы, столы, стулья); звуковоспроизводящая аппаратура; музыкальная фонотека; куклы, костюмы, сценический грим, бутафория, декорация, ширма. Информационное обеспечение — содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Интернет-ресурсы. Методическое обеспечение программы регулярно пополняется: видео материалами выступлений творческого объединения, видео материалами постановок художественных произведений известных коллективов, видео материалами с фрагментами театральных постановок. Формы аттестации (контроля). Оценивание результатов обучения осуществляется через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной общеобразовательной программы. Организуется входная диагностика (в начале учебного года), промежуточная аттестация (в конце первого полугодия), итоговый контроль (в конце учебного года). На каждого обучающегося заводится и заполняется индивидуальная карточка учета результатов обучения и личностного развития ребенка, которые позволяют проследить достижения обучающихся в динамике в течение всего обучения. Итоговые занятия на I уровне обучения проводятся в игровой форме. Основными формами подведения итогов по программе является участие учащихся в театральных спектаклях, конкурсах, смотрах, фестивалях различного уровня. Оценочные материалы Диагностика полученных практических умений и навыков по окончании обучения проводится по следующим параметрам: - выполнение этюдных заданий; - публичное чтение поэтического произведения или басни; - групповая малая театральная форма (сценка, инсценировка, групповой этюд). Критерии освоения программы: Определение уровня теоретической подготовки учащихся: 90 - 100% Высокий уровень - ребёнок может дать полные, развёрнутые ответы на вопросы педагога по содержанию тем программы. 50 - 89% Средний уровень - ребёнок может ответить на вопросы педагога по содержанию тем программы, допуская некоторые неточности. 20 - 49% Минимальный/низкий уровень - ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по содержанию тем программы. Определение уровня практической подготовки учащихся: Высокий уровень: Ребенок участвует в спектаклях, конкурсах, номерах; стабильно посещает занятия и репетиции; владеет голосом, произношением, логикой действий. Грамотно развита сценическая речь. Средний уровень: Ребенок участвует в спектаклях, конкурсах, номерах, но нестабильно посещает занятия и репетиции. Наблюдается неполное овладение голосом, логикой действий, нечеткое произношение. Испытывает некоторые затруднения (при публичном выступлении, во время выполнения артикуляционного тренинга и т. д.) Низкий уровень: Ребенок не участвует в спектаклях, конкурсах, номерах; часто пропускает занятия и репетиции. Наблюдается неполное овладение голосом, логикой действий, нечеткое произношение. Постоянно испытывает затруднения (при публичном выступлении, во время выполнения артикуляционного тренинга и т.д.) Методические материалы Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала; - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); - эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения); и воспитания: - убеждения, - упражнения, - личный пример, - поощрения. При реализации программы используются различные методы педагогического воздействия: Словесные: - рассказ — устное повествовательное изложение содержания учебного материала; - объяснение — четко формируются задачи, которые необходимо решить; - доказательства, сопоставления, устные примеры, дающие возможность детям быстро и правильно решить поставленную задачу; - беседы. Наглядные: - просмотр фото- и видеоматериалов; - наблюдение за работой других обучающихся и анализ увиденного; - посещение спектаклей и обсуждение их. Практические: - работа над ролью или номером; - упражнения актерского тренинга; - изготовление декорации, реквизита и костюма; - освоение импровизации; - самостоятельная работа над образом; - работа над развитием музыкальности и пластичности. Письменные: - выполнение тестовых заданий; - конспектирование теоретического материала (при необходимости). Все методы обучения реализуются различными средствами обучения: - предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств; - практическими - тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание, - интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание; - эмоциональными: переживание, представление, интерес. Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы. Современные педагогические технологии - Технологии личностно-ориентированного обучения. Решение задач предоставления каждому ребёнку возможности самореализации и формирования способности ответственного выбора в разных жизненных ситуациях. Данная технология помогает раскрыть и максимально использовать способности каждого ребёнка через выявление индивидуальных особенностей и возможностей, подбор и адаптацию литературного материала, индивидуальный подход к каждому ребёнку, мотивацию активности, , самостоятельности творческой деятельности с последующей рефлексией и созданием ситуации успеха. - Технология сотрудничества, которой в театральном коллективе отводится важнейшая роль: обучающиеся и педагог становятся «сотворцами» , которые общими усилиями, совместными способностями, знаниями создают атмосферу и образ будущего спектакля. - Технология коллективно-творческой деятельности. Погружаясь в атмосферу событий и проживая их на сцене, обучающиеся активно включаются в процесс познания литературного материала, стремятся к самореализации и самовыражению, достигают значительных успехов в развитии творческих способностей, формируют в коллективе ответственность за общий успех. - Коммуникативные технологии способствуют обучению и развитию на основе общения, обучающиеся имеют возможность «сценического» общения друг с другом через предложенный образ, общение с автором через постижение идей и смыслов, заложенных в произведении; получают уникальную возможность общения на уровне «актёр-зритель». - Технология игрового обучения используется в качестве разминки, разрядки, расслабления, смены деятельности. Возможно в игровую форму включить элементы упражнений на развитие речи, мышечной свободы, внимания, фантазии, памяти, эмпатии. Применение различных технологий на занятиях театральной деятельностью делает процесс обучения непринуждённым, ярким, привлекательным для обучающихся; помогает создать комфортные условия и среду для развития детей. Дидактические материалы: наглядные и учебно-методические пособия, методические рекомендации, наличие литературы для детей и педагога. Алгоритм учебного занятия: 1этап - организационный: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2 этап - проверочный: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3 этап - подготовительный: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). 4 этап - основной: усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний. 5 этап - контрольный: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 6 этап - итоговый: анализ и оценка успешности достижения цели, рефлексия, информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению. Кадровые условия. Осуществлять реализацию данной программы может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, систематически повышающий свою профессиональную квалификацию, владеющий методиками преподавания предметной деятельности данного курса. (в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №652н от22.09.2021 г.) Список литературы для педагога 1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с. 2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. -176 с. 3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. - М.: Баласс, 2004. - 48 с. 4. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. - М.: Просвещение. - 1978. - 176 с. 5. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. - 208 с. 7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 168 с. 8. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 280 с. 9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса.. - 2000. - 96 с. 10. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. - 160 с. 11. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144 с. 12. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. - 144 с. 13. Рылеева Е.В. Вместе веселее! - Игры и рабочие материалы - М.: ЛИНКАПРЕСС.- 2000. - 144с. 14. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2007. - 224 с. 15. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. - СПб.: Питер. - 2003. 30. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. - 144 с. 31. Скрипник И.С. Театр теней. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 221 с. 32. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 96 с. 33. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. - 176 с. Список литературы для детей: 1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. - М.: ООО «Издательство АСТ». -2002. - 445с. 2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 96 с. 3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. - М.: Баласс, 2004. - 48 с. 4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. - М.: Литература, 1998. - 816 с. Список литературы, рекомендуемый для родителей 1.Петрусинский В.В. “На пути к совершенству. Искусство экспромта” - М., 1990. 2. Голубовский В. “Актёр - самостоятельный художник” М. 2000. Интернет - ресурсы Драматешка http://dramateshka. Ru/ Содержит большое количество детских пьес, музыку для спектаклей, театральные шумы, рекомендации по изготовлению костюмов, методическую литературу и многое другое для постановки детских спектаклей. Театральная библиотека http://biblioteka.portal-etud.ru/ Библиотека будет полезна людям, интересующимся театром. Здесь представлены пьесы, книги по истории театра, актерскому мастерству, ораторскому искусству, сценическому движению, пьесы и т.д. Театральная библиотека Сергея Ефимова http: www.theatre-library.ru На портале представлены современные и классические пьесы, книги, учебники, теоретические работы, учебные пособия и литература на тему театра. Размещены произведения российских драматургов и переводы зарубежной драматургии на русский язык. Библиотека пьес Александра Чупина http://krispen.ru/ Персональный сайт содержит более 5000 тысяч пьес. Театральный Этюд http://biblioteka.portal-etud.ru/ На сайте представлены различные материалы по истории театра, кино, телевидения, книги по актерскому и режиссерскому мастерству, тексты пьес, сценарии. Сценарии Олеси Емельяновой http://www.olesya-emelyanova.ru/ Пьесы и сценарии для кукольного театра. Театральная библиотека http://biblioteka.teatr-obraz.ru/ Библиотека школы актерского мастерства «Образ» содержит пьесы русских и зарубежных авторов, а также учебные книги, статьи по драматургии, режиссуре, кино, актерскому мастерству и т.д. Домик драматургов http://www.theatre.spb.ru/newdrama/ Сайт независимого объединения петербургских авторов «Домик драматургов». Представляет сборники драматургии из серии «Ландскрона», например: «Сборник пьес для детей», «Играем для детей», «Материалы Лаборатории театра кукол» и др. Драматургия.ru http://dramaturgija.ru/ Библиотека произведений современных российских и зарубежных драматургов. Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/ Крупнейшая бесплатная электронная библиотека российского Интернета. В разделах «Современная драматургия» и «Литературный журнал "Самиздат"» вы можете найти пьесы зарубежных и отечественных драматургов. Детская сказка с винила http://sk-vinil-d.belnet.ru/index.html Здесь вы можете скачать сказки и песни, которые оцифрованы с виниловых пластинок Театр кукол. Пьесы для театра кукол https://vk.com/club13727697 Сборники пьес, тренингов и упражнений для различных театральных постановок. Фонотека звуков и музыки для театральных постановок. Приложение 1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в рамках реализации ДООП «Теремок» художественной направленности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год Цель воспитательной работы: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитательной работы по программе: 1. Развитие общей культуры учащихся через традиционные мероприятия творческого объединения. 2. Воспитание духовно-нравственных качеств личности ребенка. 3. Воспитание зрительской культуры. 4. Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, ценностного отношения к истории и культурному наследию родного края, родной страны. 5. Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции. 6. Формирование дружного театрального коллектива детей. Воспитательная деятельность основывается на следующих принципах: 1. принцип гуманизации (через ориентированного подхода); реализацию личностно- 2. принцип гуманитаризации (способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью); 3. принцип сотрудничества (принципиально диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности); 4. принцип целостного образования (основывается на единстве развития, воспитания и обучения в образовательном процессе); 5. принцип психолого-педагогической поддержки (помогает участникам воспитательного процесса создать обстановку психологической комфортности, адаптировать в сложных условиях). ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ направлениям каждый направлениями Предусмотренные из каждого которых воспитательной воспитания разработан Программой вработы Российской в распределены мероприятия Федерации в различные с 1приоритетными .поДействия основным модули, по реализации модуля отражены всоответствии Плане программы. Основными формами воспитания в рамках данной программы является организация и проведение тематических мероприятий, открытых занятий, участие в конкурсах, концертах. Учебное занятие также относится к формам воспитания. В ходе занятия учащиеся получают новые знания, происходит личностное развитие ребёнка, его социализация, развиваются поведенческие модели, выстраиваются принципы учебной дисциплины и самоорганизации, определяется круг его интересов. Предусмотренные мероприятия по основным направлениям воспитательной работы распределены в различные модули, каждый из которых разработан в соответствии с приоритетными направлениями воспитания в Российской Федерации. № Наименован п/п ие модуля Действия по реализации модуля 1. 1 «Талант успех» Направления Форма воспитательн организац ой работы ии мероприят ий очная, и - создание условий для публичной все демонстрации достижений направления дистанцио учащихся путем их вовлечения в нная организацию и непосредственное 2. 3. 4. 5. проведение мероприятий; - организация и проведение конкурсов и фестивалей по различным направленностям художественного творчества; участие обучающихся в творческих мероприятиях, проектах и конкурсах разного уровня воспитательных физическое очная, «Здоровое -организация а также воспитание и дистанцио поколение» мероприятий, соревнований между формировани нная объединениями по различным е культуры видам спорта с целью пропаганды здоровья, среди учащихся здорового образа экологическо жизни и привития навыков е воспитание активного полезного досуга; участие в спортивных праздниках, соревнованиях разного уровня организация мероприятий, все очная, «Билет вбудущее» направленных на направления дистанцио нная профессиональное просвещение учащихся и очная, «Я - - организация воспитательных духовное гражданин» мероприятий и общественно нравственное дистанцио полезных дел, направленных на воспитание нная развитие у учащихся активной детей на гражданской позиции, основе толерантного отношения к российских окружающим, а также воспитания традиционны чувства патриотизма и любви к х ценностей, Родине; патриотическ участие в различных ое воспитание мероприятиях, проектах разного и уровня. формировани е российской идентичности , гражданское воспитание, экологическо е воспитание очная, «#ЯВОЛОН - организация и проведение все общественно полезных дел, направления дистанцио нная дающих учащимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, обществу в целом; - создание на базе Центра волонтерского отряда; - участие в мероприятиях разного уровня, направленных на оказание помощи другим людям, обществу в целом; - организация и проведение экологическо очная, «Школа безопасност воспитательных мероприятий и е воспитание, дистанцио тематических соревнований по патриотическ нная и» формированию у учащихся ое воспитание культуры и безопасности: экологической, формировани дорожно-транспортной, е российской противопожарной, идентичности антитеррористической и интернет- , гражданское безопасности, а также развитию воспитание, навыков профилактики и защиты духовное и от чрезвычайных ситуаци; нравственное - участие в мероприятиях разного воспитание уровня. детей на основе российских традиционны х ценностей очная, «Воспитат - организация и проведение внутри все объединения воспитательных направления дистанцио ельный нная по различным потенциал мероприятий модулям; детских объединени - организация и проведение в ходе занятий тематических бесед в й» рамках реализации проекта Министерства Просвещения Российской Федерации, изложенного врекомендательном письме МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ТЕР» 6. 7. 8. «Учебное занятие» от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; обеспечение посещения учащимися объединений воспитательных мероприятий учрежденческого и иных уровней; - организация участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня; - создание особой воспитательной среды в учреждении, создающей атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения, способствующей формированию у обучающихся чувства вкуса и стиля; среды, в которой ребенок получает опыт социальнозначимой коллективной творческой деятельности - одна из важнейших задач организации воспитательного процесса Центра - установление доверительных все очная, отношений между педагогом и направления дистанцио нная обучающимися с целью включения обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах; - побуждение обучающимися соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала, организация работы с получаемой социально-значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывание обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей изучаемой темы, через демонстрацию примеров ответственного гражданского поведения, человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов, проблемных ситуаций для обсуждения в группе; применение на занятии интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную активность; дискуссий, которые дают обучающимся приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся; - включение в учебное занятие игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в учебной группе, доброжелательной атмосферы во время занятий. организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их товарищами, дающего детям социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи 9. -организационно-массовая работа, все очная, «Ура! Каникулы!» способствующая реализации и направления дистанцио нная развитию разносторонних интересов и увлечений детей, направленная на привитие навыков здорового и безопасного образа жизни, сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярный период; - вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность, профилактика негативного поведения - конкурсная деятельность; - работа со школьными лагерями с дневным пребыванием детей; -реализация краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ. 10. «Работа с организация родительских все очная, родителями собраний, происходящих в режиме направления дистанцио нная обсуждения вопросов обучения и » воспитания учащихся регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах учащихся; - индивидуальные и групповые консультации для родителей по интересующим вопросам с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.; размещение еженедельной информации о деятельности объединения на сайте учреждения и в официальных группах учреждения в социальных сетях; повышение психологопедагогических знаний родителей; - привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях не только в качестве зрителей, но и в качестве непосредственных участников в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. Формы воспитательной работы: - Коллективные – тематические выставки, ярмарки, праздники, фестивали, акции, экскурсии. - Групповые – досуговые, развлекательные, игровые программы (конкурсы, квесты, викторины, театрализация, интеллектуальные игры) и информационно-просветительские мероприятия познавательного характера (выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, тренинги). - Индивидуальные – беседы, консультации, индивидуальная работа. В воспитательной деятельности с учащимися используются следующие методы воспитательного воздействия: - метод формирования сознания личности: убеждение, беседа, рассказ, разьяснение, внушение; - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - методы одобрения и педагогического требования (с учётом преимущественного права на восптание детей их родителями (законными представителями); - метод переключения в деятельности; - методы руководства и самовоспитания; - методы развития самоконтроля и самооценки детей. 1. Условия воспитания. Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с нормами и правилами работы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». Организация воспитательных мероприятий осуществляется вне рамок учебного плана. 2. Анализ результатов воспитательной деятельности проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогу. Косвенная оценка результатов воспитательной деятельности, достижения целевых ориентиров воспитания проводится путём опросов родителей(законных представителей). Ожидаемые результаты воспитательной деятельности. Среди ожидаемых результатов воспитательной работы можно выделить следующие: - достижение заданного качества воспитания, обновления содержания и технологий воспитания с учетом современных требований к ним; - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательной деятельности на основе современных тенденций развития учебновоспитательного процесса; - дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса; - развитие воспитательного потенциала обучающихся в духовнонравственном и гражданско- патриотическом воспитании личности обучающегося; - максимальный учет интересов и желаний обучающихся и их родителей (законных представителей) в выборе содержания и технологии учебновоспитательной работы; - создание условий для творческой самореализации личности. Календарный план воспитательных мероприятий на 2023-2024 учебный год Основные направления и Название мероприятия ценностные основы воспитания и социализации Сроки проведен ия обучающихся СЕНТЯБРЬ Воспитание социальной Декада безопасности дорожного движения: 11.09ответственности и 29.09 1. Челлендж «Безопасность на дорогах». компетентности 2. Акция «Стань заметней на дорогах!». 3. Проведение тематических бесед: «Улица полна неожиданностей», «Улица как источник опасности», «Основные причины ДТП», «Безопасность на дороге - наша общая забота», «Как переходить улицу». Воспитание «Семья вместе – душа на месте». Изучение 18.09нравственных чувств, семейных традиций, общих увлечений 22.09 убеждений, этического сознания, ценностного и т. д. Конкурс знатоков пословиц и отношения к поговорок о семье (исценнировка пословиц прекрасному, и поговорок) формирование основ эстетического воспитания Воспитание трудолюбия, Беседа о профессиях. Конкурс знатоков 23.09. книг о профессиях. Игра-пантомима сознательного творческого отношения «Угадай профессию» к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ОКТЯБРЬ Воспитание социальной Выставка творческих работ «Мои 01.10ответственности и пушистые друзья», «Осень золотая». 15.10 компетентности Конкурс- игра-пантомима «Мои любимые животные» Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, Акция «Читаем Есенина», посвящённая 02.10128-летию С.А.Есенина. Конкурс чтецов. 06.10 Конкурс стихов на тему «Папа, я – лучшие 12.10, друзья!» формирование эстетического воспитания основ 15:00 Воспитание трудолюбия, Конкурс чтецов «Спасибо, Учитель!» сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 01.1005.10 НОЯБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Акция «Поздравление с Днём народного 01.11единства». 07.11 Игра-путешествие «В дружбе народов – 02.11 единство России». Конкурс знатоков пословиц и поговорок о дружбе (играпантомима). Интеллектуальная игра «Символика 30.11 России», приуроченная ко Дню Государственного герба Российской Федерации. Воспитание социальной Беседа «Всемирный день ребенка. 19.11ответственности и Всемирный день прав ребенка. Всемирный 22.11 компетентности день помощи детям (отмечается с 1954 г. по инициативе ООН)». Конкурс театральных миниатюр «Счастливое детство» Воспитание Акция «Мама, милая мама, как тебя я 22.11нравственных чувств, люблю», посвящённая Дню матери в 28.11 убеждений, этического России. Участие в концерте (мини-сценки). сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Беседа на тему: «Здоровый образ жизни». 15.10экологической 23.10 культуры, культуры Конкурс знатоков пословиц и поговорок, здорового и безопасного загадок на тему здоровья. Инсценировка образа жизни пословиц и поговорок. Воспитание трудолюбия, Праздник «Посвящение в творчество» для 23.11 сознательного учащихся Центра 1 года обучения. творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ДЕКАБРЬ Воспитание Беседа «День Неизвестного Солдата в 04.12гражданственности, России» 08.12 патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной Конкурс поделок «На новогоднюю ёлку» 04.12ответственности и 19.12 компетентности Праздничная программа «Здравствуй, 22.12.22 Новый год» (участие в театральной программе). Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Социальная акция «Добро начинается с 01.12меня», посвящённая Дню добровольца 05.12 (волонтёра) в России (выступление на концерте для пожилых людей и ветеранов). Воспитание Акция «Покормим птиц зимой» экологической культуры, культуры Конкурс пантомимы «Зимние забавы». здорового и безопасного образа жизни 01.1231.12 Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Районный конкурс «С мамой папой и 01.12друзьями мы украсим ёлку сами» 22.12 «Мастерская Деда Мороза» - мастер-класс 11.12«Новогодние украшения из бросового 15.12 материала». ЯНВАРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Беседа «Непокорённые», посвящённые 80- 22.01летию полного освобождения Ленинграда 27.01 от фашистской блокады. Просмотр кинофильма. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Флешмоб, посвященный Международному дню «спасибо». 10.0112.01 Конкурс мини-плакатов «Кому мы говорим «спасибо!» (с использованием коротких четверостиший собственного сочинения) Воспитание Месячник «Столовая для пернатых». экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 16.0116.02 Воспитание трудолюбия, Изготовление кормушек для зимующих В сознательного птиц течение творческого отношения месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ФЕВРАЛЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Конкурсная программа «Защищать 22.02 готовы», посвящённая Дню Защитника Отечества. Конкурс чтецов. Беседа «Мы говорим на родном языке», 19.02посвящённая Международному дню 22.02 родного языка. Беседа «В сердцах и книгах – память о 01.02битве», посвящённая Сталинградской битве 08.02 Воспитание социальной Конкурс «Открытка Защитнику Отечества» 01.02ответственности и (краткое поздравление в стихах 20.02 компетентности собственного сочинения) МАРТ Воспитание социальной Конкурс детского рисунка «Вежливая 13.03ответственности и улица». Обзор литературных произведений 31.03 компетентности о вежливости. Мини-проект маме!» Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания «Наши стихи в подарок 01.0312.03 «Блины фест», выставка-фестиваль 11.03наросованных масленичных блинов. 17.03 Блины в русском фольклоре (конкурс миниинсценировок). Воспитание Экскурсия на берег озера. Авторские миниэкологической рассказы о природе родного края. культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Акция «День Земли» (конкурс миниплакатов с использованием четверостиший собственного сочинения) 12.0315.03 19.0322.03 Воспитание трудолюбия, Мастер-класс «Сюрприз для мам». Мини- 01.03сознательного спектакль. 07.03 творческого отношения Конкурс «Мы рисуем Космос». Мини- 01.03к образованию, труду и проект «Книги о космосе». 15.03 жизни, подготовка к сознательному выбору профессии АПРЕЛЬ Воспитание Конкурс-выставка рисунков гражданственности, Победы. патриотизма, уважения к Акция #окнопобеды правам, свободам и обязанностям человека ко Дню 01.0430.04 Воспитание социальной Концерт «Добро не уходит на каникулы». ответственности и компетентности 22.0410.05 10.0415.04 Воспитание Малые Олимпийские игры, посвящённые В экологической Дню здоровья. течение культуры, культуры месяца здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, Выставка буклетов Дню Космонавтики В сознательного посвящается «Первооткрыватели течение творческого отношения Космоса». месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии МАЙ Воспитание Акция #окнопобеды гражданственности, патриотизма, уважения к «Мы помним! Мы гордимся!» - шествие с правам, свободам и георгиевской лентой и митинг-концерт, обязанностям человека посвящённый Дню Победы. Воспитание социальной Игра «Безопасное движение». ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, Участие в концерте «Поклонимся великим убеждений, этического тем годам!» сознания, ценностного 01.0510.05 07.05 23.05 02.05 09.05 отношения прекрасному, формирование эстетического воспитания к основ Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами, реализующими данную программу. Анализируется наличие событийно насыщенной, творческой личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. При проведении самоанализа воспитательной работы соблюдаются следующие принципы деятельности экспертов: - уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс; -соблюдение приоритета качественных показателей (содержание, разнообразие деятельности, характер общения и взаимодействия) над количественными; -принцип развивающего характера экспертизы: анализ для дальнейшего совершенствования деятельности педагога (анализ умения ставить цели и определять задачи, планировать и осуществлять разнообразные виды и формы деятельности, анализировать результаты); -принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития (педагог, семья, социум). Приложение 2. Контрольно - измерительные материалы Отгадайте загадки. 1. Есть профессия такая, Что известна с давних пор. Роли человек играет. Как зовут его?... (Актер). 1. В театре ставит он спектакли, И всех главней он там, не так ли? В оркестре правит дирижер. Ну, а в спектакле? ... (Режиссер). 2. Актеры у нее встают И слов: «Ваш выход!» честно ждут. Она должна быть непременно По обе стороны от сцены. Кот Базилио с Алисой Вышли к нам из-за... (Кулисы). 3. Коль спектакль завершился Слышно «Браво!», комплименты: Всем актёрам в благодарность, Дарим мы. (Аплодисменты). 4. В кинотеатре — широкий экран, В цирке — манеж иль арена. Ну, а в театре, обычном театре, Площадка особая - ... (Сцена). 5. Со звонком он в зал придет, Место нужное займет. Посмотрев спектакль хороший, Будет хлопать он в ладоши. (Зритель). Тестовые задания Поставь нужную цифру: Задник — 2 Занавес — 3 Кулисы — 1 2. Как называется расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля? а) дизайнсцена б) авансцена в) мизансцена г) бизаньсцена 3. а) б) в) г) Как называются вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля? штуки аксессуары реквизит декорации 4. Как в театре называются элементы декорации из ткани, располагаемые по бокам сцены? а) боковины б) кулисы в) падуги г) грани 5. а) б) в) г) Как называется полотнище, замыкающее кулисы? занавес супер-занавес арлекин задник 6. Совокупность произведений, исполняемых в театре? а) премьера б) фонотека в) репертуар г) программа 7. а) б) в) г) Первыми театральными артистами на Руси были... клоуны шуты скоморохи мимы 8. а) б) в) г) Самый приятный для артистов шум во время спектакля — это . ругань шуршание аплодисменты храп 9. а) б) в) г) Что, из ниже перечисленного, является цирковым жанром? пантомима клоунада дель арте субретка 10. Как по-другому называется вид театра — Театр одного актера? а) монолог б) моноспектакль в) моноактер г) ария 11. Спектакли каких видов театра проходят на открытом воздухе? (несколько правильных ответов) а) уличный театр б) театр огня в) театр теней г) мюзикл 12. Как с английского языка переводиться ФЛЭШМОБ? а) вспышка звезды б) вспышка людей в) вспышка толпы г) вспышка мгновения 13. Античный вид пародии, когда серьезное содержание выражает несоответствующими ему образами и стилистическими средствами. Герои литературы переодеты в шутовское чуждое им одеяние. а) травестия б) трагикомедия в) бурлекс г) бурлеск 14. Литературный пародийный прием, когда о низком предмете повествуется высоким стилем. а) трагикомедия б) травестия в) бурлекс г) бурлеск 15. Характерные черты пародируемого произведения или жанра, широко применяемые в нем штампы сильно, до абсурда, акцентируются и многократно повторяются. а) театр абсурда б) «переворачивание» произведения в) гиперболизация г) смещение контекста 16. Характерные черты произведения заменяются в пародии на прямо противоположные. а) театр абсурда б) «переворачивание» произведения в) гиперболизация г) смещение контекста 17. Текст (контекст) произведения изменяется таким образом, что точно повторенные особенности исходного произведения становятся нелепыми и смешными. а) театр абсурда б) «переворачивание» произведения в) гиперболизация г) смещение контекста 18. ... - обстоятельства, жизненная ситуация для действующего лица театральной постановки, в которые должен себя в своем воображении поместить актер, исполняющий роль лица. а) афоризм б) предлагаемые обстоятельства в) событие г) предполагаемые обстоятельства 19. Что такое Конфликт? а) внутреннее переживание актера б) столкновение интересов в) противоречивая ситуация г) столкновение персонажей в спектакле 20 .... - некоторое происшествие, которое в корне меняет взаимоотношения иотношение действующих лиц к происходящему а) исходное событие б) конфликт в) событие г) финальное событие 21 ..- логическая цепочка, непрерывное действие в смысловой перспективе спектакля. а) сверхзадача б) событий ряд в) сквозное действие г) контрсквозное действие 22 ..- совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения. а) драма б) эпос в) жанр г) репертуар 23 ..- драматическое сочинение, изображающее крайне острые жизненные ситуации, конфликты, чаще всего кончающиеся гибелью героя. а) комедия б) драма в) трагедия г) трагикомедия 24 ..- драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом. а) комедия б) драма в) трагедия г) трагикомедия 25. ... - один из трех основных родов художественной литературы, а также литературное произведение в форме диалогов и монологов, предназначенное для исполнения на сцене. а) драма б) пьеса в) эпос г) драматургия Тестовые задания 1. Что означает слово «театр»? E) В переводе с греческого «зрелище» Б) В переводе с латинского «вид» F) В переводе с древнеегипетского «соревнование» 2. Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? D) Балет. Б) Опера. E) Цирк. 3. Как называется реклама спектакля? A) Объявление. Б) Афиша. B) Плакат. 4. Как называется краска на лице актера, помогающая создать определенный образ? A) Румяна. Б) Тени. B) Грим. 5. Соедини картинку, на которой изображен театр и его название: Театр кукол Театр пантомимы Театр теней Театральная игра. Тренинг Уровни освоения программы по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов. 3 балла - высокий, (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации). 2 балла - средний, (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий). 1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение (занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога). 0 баллов - низкий уровень. Контрольный критерий №1. Запоминание и изображение заданной позы. Учащийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль - игра «Передай позу»: - дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует позу, второй повторяют заданную позу. Промежуточная аттестация – простейший этюдный показ (индивидуальный и групповой) Итоговая аттестация - показ простейших театральных мизансцен с различными персонажами. Низкий уровень: Учащийся не может замереть на месте, запомнить и изобразить заданную позу. Учащийся не может придумать и зафиксировать позу, не точно копирует и повторяет заданную позу или движение. Средний уровень: Учащийся копирует и воспроизводит заданную позу, но не может воспроизвести ее через определенный промежуток времени. Высокий уровень: Учащийся придумывает и фиксирует позу, четко копирует и воспроизводит заданную позу. Может повторить ее через определенный промежуток времени. Контрольный критерий №2 Этюдное изображение животных и птиц. Учащийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь изобразить движения различных животных с помощью выразительных пластических движений. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три группы, педагог дает задание - первая группа «медведи», вторая «белки», третья «лисы», по команде учащиеся должны изобразить с помощью пластических движений животных. Промежуточная аттестация - этюдный показ животных (индивидуальный и групповой) Итоговая аттестация - показ театральных мизансцен с различными персонажами. Низкий уровень: Высокий уровень: Учащийся не знает животных и птиц, Средний уровень: Учащийся не изображает Учащийся Представляет, как их можно Различных животных скованно и изобразить. и птиц с помощью зажато Учащийся представляет повадки и показывает пластических поведение некоторых живых движений. некоторые существ, но не может воспроизвести их элементы с помощью пластических движений. поведения животных и птиц. Культура и техника речи. Творческий показ по теме «Скороговорки» (составить рассказ из скороговорок и рассказать его) Критерии оценивания 1. Общая техника речи учащегося: • дыхание • сила голоса (диапазон) • тон (диапазон) • дикция • соблюдение орфоэпических норм 2. Интонирование чтения: • громкость (адекватность содержанию) • соблюдение логических и психологических пауз Логические ударения -темпоритм • выбор эмоционального тона 3. Невербальные средства выразительности: • • • жесты мимика поза Ритмопластика. Игра 1. Создание музыкально-игрового образа: • передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”). • исполнить музыкально-игровой образ в развитии. Игра “Кот и мыши” (действовать выразительно и согласованно с музыкой). 2. Выявление уровня ритмического слуха: • прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение). • послушать мелодию (четырёхтактное построение) и отхлопать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей. 3. Игровые диагностические задания для выявления особенностей воспроизведения учащимися музыкальных образов в движении Вариант 1. предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, учащиеся определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняют их. Пример: «Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой (задание на различение характера музыки и формы музыкального произведения). Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба. Вариант 2. Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем исполняется музыка. Дети сами должны найти соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды могут быть выполнены небольшой группой детей или индивидуально. Пример: «Подружки», музыка Т. Ломовой. Сюжет: пошли подружки в поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать — красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки на голову — собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой. Музыка представляет собой 3-х частную форму, предполагающую действия: 1 часть — прогулка, сбор цветов, плетение венков, 2 часть — веселый перепляс и 3 часть — ходьба. В процессе анализа результатов особое внимание обращается на следующие моменты: • интерес ребенка к заданию; • готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию; • понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении; • владение танцевальными умениями; • нестереотипность танцевальной импровизации. Уровни развития танцевально-ритмических навыков. «1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения. «2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкальнодвигательных образов. «3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями «1» - Низкий уровень - смену движений производит с запаздыванием, движения не «2» - Средний уровень - производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; «3» - Высокий уровень - ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; Уровень ритмического слуха «1» - Низкий уровень - не верно воспроизводит ритмический рисунок. «2» - Средний уровень - допускает 2-3 ошибки; «3» - Высокий уровень - ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; Уровень качества танцевально-ритмических движений, координации. «1» - Низкий уровень - не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке «2» - Средний уровень - чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; «3» - Высокий уровень - ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; Уровень артистичности и творчества в танце «1» - Низкий уровень - не справляется с заданием. «2» - Средний уровень - использует стандартные ритмические рисунки; «3» - Высокий уровень - ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки. Музыкальное развитие. Наблюдение. Контрольный критерий Создание образа, используя характер и настроение музыкальных произведений. Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки изобразить заданный персонаж. Контрольно-измерительный материал: Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети превращаются в добрых, злых, медленных, быстрых персонажей. Музыкально - игровые этюдные задания. Промежуточная аттестация - музыкальные этюды (индивидуальные и групповые) Итоговая аттестация - показ музыкально - театральных миниатюр. Низкий уровень: Учащийся не понимает характер музыкального произведения, не представляет, как можно изобразить заданный персонаж. Учащийся не сопоставляет характер музыкального произведения и изображение заданного персонажа. Средний уровень Учащийся представляет персонаж, но не в характере и настроении заданного музыкального произведения. Высокий уровень Учащийся четко улавливает характер музыкального произведения и изображает заданный персонаж в соответствии с музыкой. Подготовка художественных номеров и миниатюр к календарным праздникам. Выступления на праздничных мероприятиях. Наблюдение. Критерии оценок Качество подготовки обучающихся оценивается по следующим критериям: - Высокий уровень. Ученик полностью сосредоточен и внимателен, четко реагирует на замечания, исправляя их, добиваясь выполнения поставленной задачи. - Средний уровень. Ученик отвлекается, недостаточно собран и внимателен на площадке, в результате чего видны неточности в выполнении поставленной задачи. - Низкий уровень. Ученик, находясь на площадке, не видит, не слышит, не может адекватно оценить и исправить свои ошибки, несмотря на замечания педагога.