Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» имеет социально-гуманитарную направленность, так как она направлена на формирование у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека. Роль и место программы в Образовательной программе Центра. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» является составным компонентом программно-методического обеспечения Образовательной программы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». В соответствии с основной целью и задачами Образовательной программы учреждения данная программа направлена на обеспечение оптимальных условий для высокого качества образовательных услуг и их доступности, способствующих адаптации детей к жизни в обществе, их личностному развитию и укреплению здоровья, профессиональному самоопределению и творческому труду, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Данная программа занимает устойчивую позицию в образовательной программе учреждения и востребована со стороны учащихся и родителей (законных представителей). Актуальность программы определяется приоритетами Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, направленных на «создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социальноответственной личности». Значимость программы рассматривается не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы, но и как личная заинтересованность со стороны родителей, и прежде всего самих детей. Данная программа решает проблему организации досуговой деятельности школьников. Искусству организации досуга и свободного времени детей практически не учат. При том, что это огромный пласт в жизни ребёнка. В настоящее время, когда остро стоит проблема защиты детей от всех негативных соблазнов окружающей жизни, о сохранении их здоровья и формировании у них здорового образа жизни, актуальность и важность данной программы обсуждению не подлежит. В процессе освоения программы «Затейники» обучающиеся не только научатся с пользой проводить свободное время, но и приобретут качества, необходимые им в будущей жизни: находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение; научатся сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, развивать коммуникативность, инициативу, работоспособность, что особенно значимо в настоящее время, когда важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие: учащийся-педагог, педагог-учащийся. Педагогическая целесообразность программы обоснована выбором необходимых для данного вида деятельности приёмов, форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы. Социализация протекает во взаимодействии детей с огромным количеством условий более или менее влияющих на их развитие. Заложенная в данной образовательной программе возможность использования различных социальных ролей (организатор, исполнитель, участник, зритель), позволяет развивать способности, находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке, делать адекватный выбор. Предпосылками для разработки программы послужили: - социальная потребность в организации детского досуга, в том числе в условиях сельской местности, где возможности для удовлетворения интересов обучающихся ограничены; - психологическая необходимость детей в коллективном общении и активных формах самовыражения, в обучении играм, затейничеству, организации свободного времени во время школьных перемен, в свободное от занятий время. Основной отличительной особенностью данной программы являются две составляющих ее содержания: образовательная и культурно – досуговая деятельность. Оба вида деятельности создают реальные возможности для формирования у обучающихся социальных и культурно – досуговых компетенций, обеспечивающих успешную социальную адаптацию в современных экономических условиях, конкурентоспособность на рынке труда. Данная программа отличается от других программ тем, что учащиеся под руководством педагога будут выступать пропагандистами интересного и полезного досуга обучающихся и волонтерами по пропаганде здорового образа жизни в учреждении дополнительного образования, а также в школах. Программа в полной мере учитывает все нюансы возрастных особенностей и физиологических возможностей детей и спланирована на достижение реальных результатов. Немаловажное отличие заключается и в том, что педагог не выступает в роли массовика-затейника, как при реализации досуговых программ, а действует через детский коллектив, в котором дети обучаются секретам организаторского дела. Новизна данной программы в том, что она носит комплексный, интегративный характер, т.к. направлена на интеграцию различных видов деятельности ребёнка (физическая культура, творческая, интеллектуальная, досуговая деятельность) и имеет вариативный характер, т.к. построена по принципу постепенного усложнения материала. Новизна программы и в том, что в неё включена воспитательная составляющая, что в настоящее время очень актуально и важно при работе с детьми. Адресат программы. Условия набора и формирования групп. Программа адресована обучающимся 8-10 лет. К занятиям допускаются все желающие указанных выше возрастных категорий детей (мальчики и девочки). Предварительная подготовка для учащихся не требуется. Наличие интересов и мотивации к организации и проведению интересных игр и конкурсов приветствуется. Возможно обучение детей с ОВЗ. Группы формируются на основании заявления и согласия на обработку персональных данных и заявки через АИС «Навигатор» от родителей (законных представителей) детей. Оптимальное количество учащихся в группе для успешного освоения программы от 12 до 15 человек. В течение учебного года допускается набор учащихся в случае наличия свободных мест в соответствии с локальными актами учреждения. Группы являются разновозрастными, состав групп постоянный. Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с ознакомительным уровнем сложности. Объём программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы: 72 часа в год (2 часа в неделю). Срок освоения программы – 1 год (36 недель). Режим занятий. Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия в соответствии с санитарногигиеническими нормами и правилами составляет 45 минут. Формы обучения и виды занятий. Форма обучения – очная. Язык обучения — русский. Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторная. Формы обучения и виды занятий. Основной формой организации деятельности является комбинированное занятие. При такой форме организации большее количество времени занимает практическая часть. На занятиях при реализации данной программы предусматривается применение следующих форм организации процесса обучения: - парная, - групповая, - коллективная, - индивидуальная (в рамках учебного занятия и при подготовке к различным мероприятиям, конкурсам). Программа предусматривает в основном групповую форму занятий. Группы могут быть одновозрастными или разновозрастными по 12-15 человек. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. При изучении данного курса целесообразно использовать такие виды занятий как игровые состязания, интеллектуальные конкурсы, «Весёлые старты», конкурсы знатоков, праздники и другие формы игровой и досуговой деятельности Формы занятий. По программе предусматривается проведение разнообразных форм занятий: теоретические, практические, комбинированные (совмещение теории и практики). Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Содержание образовательной деятельности по программе отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей учащихся. В соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены. Специфика объединения. Объединение «Затейники» является структурным звеном образовательной деятельности Центра и предназначено для занятости детей в их свободное время. Работа объединения осуществляется на основе дополнительной общеобразовательной программы «Затейники» социально-гуманитарной направленности, плана воспитательной работы на текущий учебный год. Организуемый педагогический процесс в объединении направлен на: - обеспечение сотворчества и сотрудничества педагога дополнительного образования, обучающихся, их родителей; - разработку и реализацию индивидуальных маршрутов для мотивированных детей и для успешной подготовки к мероприятиям и конкурсам, что дает стимул развивать творческие и организаторские способности обучающихся. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Центра, календарным учебным графиком на текущий учебный год. Результатом деятельности по программе является участие детей в конкурсах разного уровня и мероприятиях Центра. Особенности организации образовательного процесса. • Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в примерном соотношении 80% на 20%). В зависимости от темпа работы учащихся в течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и практической частях учебного плана. • Занятие проводится с применением чередования разнообразных видов деятельности, вариативности заданий, в том числе разной сложности. Предполагается подбор заданий как индивидуально, так и для работы в коллективе. • Формы контроля, способы оценки достижений учащихся, продуктов их деятельности адекватны возможностям детей данного возраста. Творческие достижения учащихся рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. • Обучение предусматривает участие в мероприятиях и конкурсах разного уровня, что расширяет круг социальных контактов, жизненных событий учащихся, формирует стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/неудачи. • При проведении массовых мероприятий предполагается создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации данной программы. Воспитательный потенциал программы Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Воспитание в коллективе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование творческого коллектива, создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка. Создание таких условий осуществляется педагогом через включение детей в различные виды социальных отношений в обучении, общении и практической деятельности. Воспитательные направленности: задачи данной программы с учётом её - овладение культурой своего народа, в том числе региона; - создание условий для реализации творческого потенциала детей в творческой (досуговой) деятельности; - организация совместных творческих мероприятий с учащимися; - воспитание морально-волевых черт характера, привитие трудовых навыков через выполнение ответственных поручений, подготовку к мероприятиям, участие в конкурсах; - привитие основных морально-этических норм поведения, человеколюбия, внутренней самодисциплины, терпения, уважения к окружающим. Воспитательная работа в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Затейники» организована в соответствии с Программой воспитания МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год. (приложение 1). В результате работы педагога по воспитанию обучающихся должны происходить изменения как уровня воспитанности каждого учащегося, так и изменения характера отношений между участниками коллектива. Дети должны выйти на новый уровень воспитанности и обученности. Календарный учебный график Количество учебных недель – 36 Из них: 1 полугодие – 16 недель, 2 полугодие – 20 недель. Количество часов в неделю - 2 часа в неделю (72 часа в год) Дата начала учебных занятий – 1 сентября 2023 г. Дата окончания учебных занятий – 31 мая 2024 г. Режим занятий в каникулярное время: во время осенних, зимних, весенних каникул в школах занятия в учреждении дополнительного образования проводятся согласно расписанию, утверждённому директором на текущий учебный год. При необходимости возможны внесения изменений в расписание. выходными днями. Государственные праздники являются Промежуточная аттестация: - по итогам 1 полугодия - декабрь 2023 г.; - по итогам реализации программы — май 2024 г. Цели и задачи программы. Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к самовыражению через организацию игровой деятельности; активное включение их в самостоятельную организацию своего досуга. Задачи: Обучающие: - Познакомить с разнообразными играми и их правилами. - Обучать элементарным приемам организации игровой аудитории, основам работы в коллективе. Содействовать формированию познавательного интереса в области организации досуга. Развивающие: - Развивать мотивацию к освоению культуры игровой деятельности. - Формировать потребность ответственности, активности. в саморазвитии, самостоятельности, - Развивать коммуникативность, инициативу, работоспособность. Воспитательные: - Воспитывать уважительное отношение к товарищам, толерантность. - Содействовать формированию общественной общения и поведения в социуме. Планируемые результаты Предметные: активности, культуры - Знакомство с разнообразными играми и правилами их проведения. - Обучение детей элементарным приемам организации игровой аудитории, основам работы в коллективе. Содействие формированию познавательного интереса в области организации досуга. Развивающие: - Развитие мотивации к освоению культуры игровой деятельности. - Формирование потребности ответственности, активности. в саморазвитии, самостоятельности, - Развитие коммуникативности, инициативы, работоспособности. Воспитательные: - Воспитание уважительного отношения к товарищам, толерантности. - Формирование общественной активности, культуры общения и поведения в социуме. Формы подведения итогов Основными формами подведения итогов реализации программы являются: - проведение игровых программ для переменного состава детей; - конкурсные игровые программы в форме викторин, турниров и т.д. по заданной тематике; - праздники, куда могут входить разовые игры, конкурсы, театрализованные выступления. Программа будет успешно реализована, если: - будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал; - будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся, мотивация их деятельности; - будет использован разнообразный методический материал по программе; - будет предоставлена материально-техническая база, отвечающая условиям учебного процесса. Основные принципы, используемые при разработке программы: - Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого учащегося, создание благоприятных условий для их развития. - Принцип демократичности, предполагает сотрудничество педагога и учащегося. - Принцип научности, предполагает отбор материала из художественных источников, проверенных практикой. - Принцип системности и последовательности знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, учащиеся могут применять их на практике в обычной жизни. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни учащегося, актуальность и воспитательная ценность. Содержание программы Учебный план № п/п 1. 2. 3. 4. Содержание программы Вводное занятие. Понятие об игре. Почему мы любим играть? Во что играют дети? Техника и методика проведения игр. Игры и игрушки Игрушки из бумаги Игрушки-куклы. Театр кукол. Подвижные игры Прыгалки. Игры с верёвочкой и скакалкой. Скачки-классики (разновидности) Салки. Пятнашки. Горелки. Жмурки. Рюхи. Ловишки. Кто быстрее. Прятки. Займи место. Фанты. Игры парами. Игры с мячом и шарами. Игровая программа «Знаю. Умею. Научу» Малоподвижные игры Посиделочные игры. Игры с ладонями. Количество часов всего теория практи ка 2 2 -- 4 2 1 0,5 3 1,5 2 0,5 1,5 14 2 2,5 0,5 11,5 1,5 6 1,5 4,5 4 0,5 3,5 2 -- 2 12 2 2 0,5 10 1,5 Формы контроля Беседа опрос Наблюдение, выставка Наблюдение опрос Наблюдение опрос, тесты, зачётная практическая работа Конкурсные задания, наблюдение Наблюдение опрос 5. 6. 7. 8. 9. Игры-шутки. Игры – аттракционы» Понятие «цирк». Словесные игры на внимание. Игры – имитации голосом. Игровая программа «Весёлые переменки» 4 0,5 3,5 4 0,5 3,5 2 0,5 1,5 Развивающие игры Головоломки Викторины. Игры-сказки. Шарады и ребусы Игры с буквами и со словами. Игры с числами. Игровая программа «Путешествие в Страну неразгаданных тайн» Познавательные игры. Математические игры. Игры с пословицами и поговорками. Игры с эстрады. Игры с залом. Импровизация. 16 2 4 4 4 2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 13,5 1,5 3,5 3,5 3,5 2 0,5 1,5 4 4 0,5 0,5 3,5 3,5 4 4 0,5 0,5 3,5 3,5 Русские народные игрища Хороводы. 14 2 12 4 0,5 3,5 Русские единоборства. 4 0,5 3,5 Русские посиделки. 4 0,5 3,5 Игровая программа «Русские народные игрища» 2 0,5 1,5 Итоговое занятие. Игродискотека. 2 --- 2 72 13 59 Итого: Содержание учебного плана зчётное практическое задание Конкурсные задания, наблюдение Наблюдение опрос зачётное практическое задание Конкурсные задания, наблюдение Наблюдение опрос Наблюдение опроскартазачётное практическое задание Наблюдение опроскартазачётное практическое задание Конкурсные задания, наблюдение Конкурсные задания, наблюдение 1. 2. Вводное занятие. Теоретические сведения. Понятие об игре. Игровые формы. Техника и методика проведения игр. Игры и игрушки Игрушки из бумаги Теоретические сведения. История и география игрушки. Виды игрушек. Практическая деятельность. Изготовление игрушек из бумаги. Игрушки-куклы. Театр кукол. Теоретические сведения. Ярмарочные игрушки. Театр кукол. Практическая деятельность. Изготовление игрушки – скрутки, игрушки – дергунчика. 3. Подвижные игры Теоретические сведения. Прыгалки. Игры с верёвочкой и скакалкой. Скачки-классики (разновидности). Правила проведения игр. Практическая деятельность. Разучивание игр. Теоретические сведения. Салки. Пятнашки. Горелки. Жмурки. Рюхи. Ловишки. Кто быстрее. Прятки. Займи место. Фанты. Правила проведения игр. Практическая деятельность. Разучивание игр. Теоретические сведения. Игры парами. Игры с мячом и шарами. Правила проведения игр. Практическая деятельность. Разучивание игр. Практическая деятельность. Игровая программа «Знаю. Умею. Научу» 4. Малоподвижные игры Теоретические сведения. Посиделочные игры. Игры с ладонями. Правила проведения игр. Практическая деятельность. Разучивание игр Теоретические сведения. Игры-шутки. Игры – аттракционы» Понятие «цирк». Правила проведения игр. Практическая деятельность. Разучивание игр Теоретические сведения. Словесные игры на внимание. Игры – имитации голосом. Правила проведения игр. Практическая деятельность. Разучивание игр Теоретические сведения. Игровая программа «Весёлые переменки» 5. Развивающие игры Теоретические сведения. Головоломки. Правила составления и решения головоломок. Практическая деятельность. Отгадывание головоломок. Составление головоломок. Теоретические сведения. Викторины. Игры-сказки. Правила проведения игр. Практическая деятельность. Отгадывание викторин. Разучивание игрсказок. Теоретические сведения. Шарады и ребусы. Правила отгадывания и составления шарад и ребусов. Практическая деятельность. Отгадывание (решение) и составление шарад и ребусов. Теоретические сведения. Игры с буквами и со словами. Игры с числами. Правила проведения игр. Практическая деятельность. Разучивание и проведение игр. Практическая деятельность. Игровая программа «Путешествие в Страну неразгаданных тайн» 6. Познавательные игры. Теоретические сведения. Математические игры. Игры с пословицами и поговорками. Практическая деятельность. Проведение игр. 7. Игры с эстрады. Теоретические сведения. Виды игр с залом. Специфика активизации зала. Чувство такта в работе с аудиторией. Импровизация. Игровое пространство. Практическая деятельность. Разучивание игр "Мы охотимся на льва", "Давайте помашем рукой", "Оркестр","Тик-так","Рыбка","Если нравится тебе..."и т. д. 8. Русские народные игрища Теоретические сведения. Хоровод. Русские единоборства. Русские посиделки. Практическая деятельность. Разучивание русских хороводов "Селезень", "Бояре", "Кать-Катерина". Игры-единоборства: "Бой петухов", "Толкни спиной", Перетягивание каната, русские скакалки, бег на ходулях. Практическая деятельность. Игровая программа «Русские народные игрища» 9. Итоговое занятие. Игродискотека. Алгоритм работы с играми. Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Разучивание игр. Проведение игр. Обсуждение игр. Мониторинг образовательного процесса Контроль образовательных результатов На занятиях по данной программе используются разные виды контроля: Входной контроль проводится в первые дни обучения. Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия; а также в форме опроса, выполнения практических заданий. Промежуточная аттестация (промежуточный контроль) декабрь – тестирование, викторины, организация игр, праздники, соревнования, конкурсы. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) май –тестирование, зачётное занятие по организации и проведению игр, праздников, конкурсов и других досуговых мероприятий. Оперативный контроль осуществляется в ходе объяснения нового материала с помощью контрольных вопросов. На каждом занятии педагог использует взаимоконтроль и самоконтроль. Систематически организуется деятельность, направленная на изучение уровня освоения программы. Результаты исследований отражаются в журналах. Уровень освоения программы включает в себя две составляющие: уровень знаний и уровень умений и навыков, фиксируется в журнале 3 раза в год: сентябрь, декабрь, май. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия для родителей и педагогов являются одной из форм итогового контроля. Важнейшим звеном учебной деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений и навыков учащихся. На каждом занятии педагог использует взаимоконтроль и самоконтроль. Критерии оценки результативности образовательной деятельности Систематически организуется деятельность, направленная на изучение уровня освоения программы. Результаты исследований отражаются в журнале. Уровень освоения программы включает в себя две составляющие: уровень теоретических знаний и уровень практических умений и навыков, фиксируется в журнале 3 раза в год: сентябрь, декабрь, май. Критерии оценки результативности образовательной деятельности Уровень теоретических знаний Низкий Знания Владеет некоторыми конкретными знаниями. Знания воспроизводит дословно и буквально. Н Средний Высокий Уровень практических умений и навыков Низкий Средний Высокий Запас знаний близкий к содержанию образовательной программы. Неполное владение понятия терминами, законами, теорией. Запас знаний полный. Информацию воспринимает, понимает, умеет переформулировать своими словами. С В Специальные умения, навыки. В практической деятельности допускает серьезные ошибки, слабо владеет умениями и навыками Владеет специальными навыками на репродуктивно-подражательном уровне. Воспитанник владеет творческим уровнем деятельности (самостоятелен, высокое исполнительское мастерство) Н С В Мониторинг образовательного уровня учащихся по результатам освоения программы Низкий уровень: учащийся проявляет интерес к новому материалу. При активном побуждении взрослого может владеть определенными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими еще не достаточно осознанно и самостоятельно. Творчество и самостоятельность при выполнении практических работ не проявляет. Средний уровень: учащийся проявляет особый интерес к новому материалу. Имеет потребность в изучении различных игр. Видит характерные признаки подобия и отличия. Может совместно с педагогом разучить ту или иную игру. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при организации и проведении игр. Высокий уровень: учащийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, пополняет свои знания с помощью литературы и интернет - ресурсов. Ему нравится общаться с педагогом и другими учащимися, он испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения и навыки можно применять на практике при организации игр с товарищами. Проявляет инициативу и творчество в решении определенных задач, оказывает помощь педагогу и другим учащимся. Адекватно оценивает свои способности и возможности. Может разучить с учащимися младшего возраста разные игры. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. Рекомендуемая площадь для занятий спортивными видами в организациях дополнительного образования (Приложение N 1 к СанПиНу 2.4.4.3172-14) не менее 4 м2 на 1 ребенка. 2. Полы в зале должны быть дощатыми некрашеными или покрыты специальным линолеумом. 3. Покрытие площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Кадровое обеспечение Осуществлять реализацию данной программы может педагог дополнительного образования (тренер-преподаватель), имеющий высшее или среднее профессиональное образование, систематически повышающий свою профессиональную квалификацию, владеющий методиками преподавания предметной деятельности данного курса (в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №652н от22.09.2021 г.) Методическое обеспечение Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой. Для повышения мотивации к занятиям применяются методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование. Выбор формы организации образовательного процесса зависит от содержания и реализации системно-деятельностного подхода: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Данная программа опирается на следующие педагогические технологии: - Здоровьесберегающие технологии направлены на физическое развитие обучающихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека - Личностно-ориентированные (ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития, реализации её природных потенциалов, т.е. имеют целью свободное и творческое развитие ребёнка) - Гуманно-личностные технологии (отличаются гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, исповедают идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение) - Технологии сотрудничества (реализуют демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанники совместно вырабатывают цели, определяют содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества) - Технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности). Осуществляется выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия). По организационным формам: - Групповые технологии - предполагают фронтальную работу, групповую (одно задание на разные группы), межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели), работу в статичных парах. - Технология дифференцированного обучения - предполагает дифференциацию по возрасту, уровню развития, полу; позволяет осуществлять развивающее дифференцированное обучение с учётом разнообразия состава воспитанников. - Игровая образовательная технология - включение в учебно-тренировочные занятия не только общеразвивающих упражнений, но и эстафет, подвижных игр, проведение соревнований как внутри, так между учебными группами, применение принципа системности и связи теории и практики, принципа всестороннего развития личности. Виды организации работы детей на занятиях: - фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; - коллективный – организация творческого взаимодействия между детьми; - коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами с последующим обобщением результатов заданий. В зависимости от поставленных перед занятием задач, используются различные формы, методы и приемы обучения: репродуктивный, словесные методы обучения, работа с книгой, методы практической работы, метод наблюдения, исследовательские методы, метод игры, наглядный метод обучения. Каждый из вышеперечисленных методов имеют большое значение в реализации программы. Одни из них чаще используются на каждом занятии, другие – реже. Необходимо понимать, что чем разнообразнее и интереснее используемые методы, тем выше результат образовательного процесса. Каждое занятие по темам программы включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретические сведения – это объяснения нового материала, носящее познавательный характер. Но основное место отводится практической части занятия: разучивание различных игр. Для поддержания постоянного интереса учащегося занятия постоянно дополняются игровыми моментами, наглядными пособиями, часто используется музыкальное сопровождение. Реализация образовательного процесса предполагает наличие помещения для занятий и зала для проведения массовых и игровых мероприятий, использование аудио-, видеоаппаратуры. Алгоритм учебного занятия 1. Вводная часть. 1. Создание рабочей обстановки. 2. Постановка задач перед занимающимися. 3. Введение в содержание основной части. Продолжительность вводной части около 1 мин. 2. Подготовительная часть. 1.Общая разминка. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечнососудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. 3. Специальная разминка. Готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. 4. Разучивание игр. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания). 4. Заключительная часть. Постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление. При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др. Список литературы для педагога 1. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990. 2. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986. 3.Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999. 4.Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989. 5. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984. 6. Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998. 7.«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003. Интернет-ресурсы: http://www.chudopredki.ru http://detlan.ru http://festival.1september.ru Список литературы для детей 1. 2. 3. 4. 5. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000 Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989. Интернет ресурсы http://igra-naroda.ru http://www.pravilaigr.ru http://azbuka-igr.ru Приложение 1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в рамках реализации ДООП «Затейники» социально-гуманитарной направленности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год (за рамками учебного плана) Цель воспитательной работы: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитательной работы по программе: создать условия для формирования патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развивать чувство гордости за свою страну, город, семью; создать условия для воспитания личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; воспитывать любовь к Родине, родному городу, её истории, культуре, традициям; способствовать изучению истории своей семьи, района, города, культуры народов своей страны; развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям; формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. воспитывать доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам, добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям; определить круг реальных учебных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития; создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность; формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу, познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе, с дорожными знаками, сигналами светофора; создание условий для равного проявления учащимися объединения своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи; формировать у обучающихся правовую культуру, представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; создать условия для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Воспитательная деятельность основывается на следующих принципах: o принцип гуманизации (через ориентированного подхода); реализацию личностно- o принцип гуманитаризации (способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью); o принцип сотрудничества (принципиально диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности); o принцип целостного образования (основывается на единстве развития, воспитания и обучения в образовательном процессе); o принцип психолого-педагогической поддержки (помогает участникам воспитательного процесса создать обстановку психологической комфортности, адаптировать в сложных условиях). ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ направлениям модули, направлениями Предусмотренные каждый воспитательной из воспитания которых Программой разработан в Российской работы соответствии мероприятия распределены Федерации с 1приоритетными .повДействия различные основным по реализации каждого модуля отражены ввПлане программы. Основными формами воспитания в рамках данной программы является организация и проведение тематических мероприятий, открытых занятий, участие в конкурсах. Учебное занятие также относится к формам воспитания. В ходе занятия учащиеся получают новые знания, происходит личностное развитие ребёнка, его социализация, развиваются поведенческие модели, выстраиваются принципы учебной дисциплины и самоорганизации, определяется круг его интересов. Предусмотренные мероприятия по основным направлениям воспитательной работы распределены в различные модули, каждый из которых разработан в соответствии с приоритетными направлениями воспитания в Российской Федерации. № Наименован п/п ие модуля Действия по реализации модуля 1. 2. 1 Направления Форма воспитательн организац ой работы ии мероприят ий очная, «Талант и - создание условий для публичной все демонстрации достижений направления дистанцио успех» учащихся путем их вовлечения в нная организацию и непосредственное проведение мероприятий; - организация и проведение конкурсов и фестивалей по различным направленностям художественного творчества; участие обучающихся в творческих мероприятиях, проектах и конкурсах разного уровня воспитательных физическое очная, «Здоровое -организация а также воспитание и дистанцио поколение» мероприятий, соревнований между формировани нная объединениями по различным е культуры видам спорта с целью пропаганды здоровья, 3. 4. 5. среди учащихся здорового образа экологическо жизни и привития навыков е воспитание активного полезного досуга; участие в спортивных праздниках, соревнованиях разного уровня организация мероприятий, все очная, «Билет вбудущее» направленных на направления дистанцио нная профессиональное просвещение учащихся и очная, «Я - - организация воспитательных духовное гражданин» мероприятий и общественно нравственное дистанцио полезных дел, направленных на воспитание нная развитие у учащихся активной детей на гражданской позиции, основе толерантного отношения к российских окружающим, а также воспитания традиционны чувства патриотизма и любви к х ценностей, Родине; патриотическ участие в различных ое воспитание мероприятиях, проектах разного и уровня. формировани е российской идентичности , гражданское воспитание, экологическо е воспитание очная, «#ЯВОЛОН - организация и проведение все ТЕР» общественно полезных дел, направления дистанцио нная дающих учащимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, обществу в целом; - создание на базе Центра волонтерского отряда; - участие в мероприятиях разного уровня, направленных на оказание помощи другим людям, обществу в целом; 6. 7. - организация и проведение экологическо очная, «Школа безопасност воспитательных мероприятий и е воспитание, дистанцио тематических соревнований по патриотическ нная и» формированию у учащихся ое воспитание культуры и безопасности: экологической, формировани дорожно-транспортной, е российской противопожарной, идентичности антитеррористической и интернет- , гражданское безопасности, а также развитию воспитание, навыков профилактики и защиты духовное и от чрезвычайных ситуаци; нравственное - участие в мероприятиях разного воспитание уровня. детей на основе российских традиционны х ценностей очная, «Воспитат - организация и проведение внутри все объединения воспитательных направления дистанцио ельный нная по различным потенциал мероприятий модулям; детских объединени - организация и проведение в ходе занятий тематических бесед в й» рамках реализации проекта Министерства Просвещения Российской Федерации, изложенного врекомендательном письме МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; обеспечение посещения учащимися объединений воспитательных мероприятий учрежденческого и иных уровней; - организация участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня; - создание особой воспитательной среды в учреждении, создающей 8. «Учебное занятие» атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения, способствующей формированию у обучающихся чувства вкуса и стиля; среды, в которой ребенок получает опыт социальнозначимой коллективной творческой деятельности - одна из важнейших задач организации воспитательного процесса Центра - установление доверительных все очная, отношений между педагогом и направления дистанцио нная обучающимися с целью включения обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах; - побуждение обучающимися соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала, организация работы с получаемой социально-значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывание обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей изучаемой темы, через демонстрацию примеров ответственного гражданского поведения, человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов, проблемных ситуаций для обсуждения в группе; применение на занятии интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную активность; дискуссий, которые дают обучающимся приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся; - включение в учебное занятие игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в учебной группе, доброжелательной атмосферы во время занятий. организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их товарищами, дающего детям социально значимый опыт сотрудничества помощи 9. и взаимной -организационно-массовая работа, все очная, «Ура! Каникулы!» способствующая реализации и направления дистанцио нная развитию разносторонних интересов и увлечений детей, направленная на привитие навыков здорового и безопасного образа жизни, сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярный период; - вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность, профилактика негативного поведения - конкурсная деятельность; - работа со школьными лагерями с дневным пребыванием детей; -реализация краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ. 10. «Работа с организация родительских все очная, родителями собраний, происходящих в режиме направления дистанцио нная обсуждения вопросов обучения и » воспитания учащихся регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах учащихся; - индивидуальные и групповые консультации для родителей по интересующим вопросам с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.; размещение еженедельной информации о деятельности объединения на сайте учреждения и в официальных группах учреждения в социальных сетях; повышение психологопедагогических знаний родителей; - привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях не только в качестве зрителей, но и в качестве непосредственных участников в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. Формы воспитательной работы: - Коллективные – тематические выставки, ярмарки, праздники, фестивали, акции, экскурсии. - Групповые – досуговые, развлекательные, игровые программы (конкурсы, квесты, викторины, театрализация, интеллектуальные игры) и информационно-просветительские мероприятия познавательного характера (выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, тренинги). - Индивидуальные – беседы, консультации, индивидуальная работа. В воспитательной деятельности с учащимися используются следующие методы воспитательного воздействия: - метод формирования сознания личности: убеждение, беседа, рассказ, разьяснение, внушение; - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - методы одобрения и педагогического требования (с учётом преимущественного права на восптание детей их родителями (законными представителями); - метод переключения в деятельности; - методы руководства и самовоспитания; - методы развития самоконтроля и самооценки детей. Условия воспитания. Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с нормами и правилами работы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». Организация воспитательных мероприятий осуществляется вне рамок учебного плана. Анализ результатов воспитательной деятельности поводится в процессе педагогического наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогу. Косвенная оценка результатов воспитательной деятельности, достижения целевых ориентиров воспитания проводится путём опросов родителей (законных представителей). Ожидаемые результаты воспитательной деятельности. Среди ожидаемых результатов воспитательной работы можно выделить следующие: - достижение заданного качества воспитания, обновления содержания и технологий воспитания с учетом современных требований к ним; - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательной деятельности на основе современных тенденций развития учебновоспитательного процесса; - дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса; - развитие воспитательного потенциала обучающихся в духовнонравственном и гражданско- патриотическом воспитании личности обучающегося; - максимальный учет интересов и желаний обучающихся и их родителей (законных представителей) в выборе содержания и технологии учебновоспитательной работы; - создание условий для творческой самореализации личности. Календарный план воспитательных мероприятий на 2023-2024 учебный год Основные направления и Название мероприятия ценностные основы воспитания и социализации обучающихся СЕНТЯБРЬ Сроки проведен ия Воспитание социальной Декада безопасности дорожного движения: 11.09ответственности и 29.09 1. Челлендж «Безопасность на дорогах». компетентности 2. Акция «Стань заметней на дорогах!». 3. Проведение тематических классных часов: «Улица полна неожиданностей», «Улица как источник опасности», «Основные причины ДТП», «Безопасность на дороге - наша общая забота», «Как переходить улицу». Воспитание «Семья вместе – душа на месте». Изучение 18.09нравственных чувств, семейных традиций, общих увлечений 22.09 убеждений, этического сознания, ценностного и т. д. Конкурс знатоков пословиц и отношения к поговорок о семье. прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание трудолюбия, Беседа о профессиях. Конкурс знатоков 23.09. книг о профессиях. сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ОКТЯБРЬ Воспитание социальной Выставка творческих работ «Мои 01.10ответственности и пушистые друзья», «Осень золотая». Обзор 15.10 компетентности «Моя любимая книга о животных». Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического Акция «Читаем Есенина», посвящённая 02.10128-летию С.А.Есенина. 06.10 Конкурс стихов на тему «Папа, я – лучшие 12.10, друзья!» 15:00 воспитания Воспитание трудолюбия, Конкурс стихов «Спасибо, Учитель!» сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 01.1005.10 НОЯБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Акция «Поздравление с Днём народного 01.11единства». 07.11 Игра-путешествие «В дружбе народов – 02.11 единство России». Конкурс знатоков пословиц и поговорок о дружбе. Интеллектуальная игра «Символика 30.11 России», приуроченная ко Дню Государственного герба Российской Федерации. Воспитание социальной Беседа «Всемирный день ребенка. 19.11ответственности и Всемирный день прав ребенка. Всемирный 22.11 компетентности день помощи детям (отмечается с 1954 г. по инициативе ООН)» Воспитание Акция «Мама, милая мама, как тебя я 22.11нравственных чувств, люблю», посвящённая Дню матери в 28.11 убеждений, этического России. Конкурс мини-проектов. сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Беседа на тему: «Здоровый образ жизни». 15.10экологической 23.10 Конкурс знатоков пословиц и поговорок, культуры, культуры здорового и безопасного загадок на тему здоровья. образа жизни Воспитание трудолюбия, Праздник «Посвящение в творчество» для 23.11 сознательного учащихся Центра 1 года обучения. творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ДЕКАБРЬ Воспитание Беседа «День Неизвестного Солдата в 04.12гражданственности, России» 08.12 патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной Конкурс поделок «На новогоднюю ёлку» 04.12ответственности и 19.12 компетентности Праздничная программа «Здравствуй, 22.12.22 Новый год». Конкурс новогодних загадок. Воспитание Социальная акция «Добро начинается с 01.12нравственных чувств, меня», посвящённая Дню добровольца 05.12 убеждений, этического (волонтёра) в России (конкурс рисунков) сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Акция «Покормим птиц зимой» 01.12экологической 31.12 Конкурс рисунков «Зимние забавы» культуры, культуры здорового и безопасного Мини-проект «Моя любимая книга о образа жизни птицах» Воспитание трудолюбия, Районный конкурс «С мамой папой и 01.12сознательного друзьями мы украсим ёлку сами» 22.12 творческого отношения «Мастерская Деда Мороза» - мастер-класс 11.12- к образованию, труду и «Новогодние жизни, подготовка к материала». сознательному выбору профессии украшения из бросового 15.12 ЯНВАРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Беседа «Непокорённые», посвящённые 80- 22.01летию полного освобождения Ленинграда 27.01 от фашистской блокады. Обзор литературы по данной тематике. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Флешмоб, посвященный Международному дню «спасибо». 10.0112.01 Конкурс мини-плакатов «Кому мы говорим «спасибо!» (с использованием коротких четверостиший собственного сочинения) Воспитание Месячник «Столовая для пернатых». экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 16.0116.02 Воспитание трудолюбия, Изготовление кормушек для зимующих В сознательного птиц течение творческого отношения месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ФЕВРАЛЬ Воспитание Конкурсная программа «Защищать 22.02 гражданственности, готовы», посвящённая Дню Защитника патриотизма, уважения к Отечества. Конкурс чтецов. правам, свободам и Беседа «Мы говорим на родном языке», 19.02обязанностям человека посвящённая Международному дню 22.02 родного языка. Беседа «В сердцах и книгах – память о 01.02битве», посвящённая Сталинградской битве 08.02 Воспитание социальной Конкурс «Открытка Защитнику Отечества» 01.02ответственности и (краткое поздравление в стихах 20.02 компетентности собственного сочинения) МАРТ Воспитание социальной Конкурс детского рисунка «Вежливая 13.03ответственности и улица». Обзор литературных произведений 31.03 компетентности о вежливости. Мини-проект маме!» Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания «Наши стихи в подарок 01.0312.03 «Блины фест», выставка-фестиваль 11.03наросованных масленичных блинов. 17.03 Блины в русском фольклоре (конкурс знатоков). Воспитание Экскурсия на берег озера. Авторские миниэкологической рассказы о природе родного края. культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Акция «День Земли» (конкурс миниплакатов с использованием четверостиший собственного сочинения) 12.0315.03 19.0322.03 Воспитание трудолюбия, Мастер-класс «Сюрприз для мам» 01.03сознательного 07.03 творческого отношения к образованию, труду и Конкурс «Мы рисуем Космос». Мини- 01.03жизни, подготовка к проект «Книги о космосе». 15.03 сознательному выбору профессии АПРЕЛЬ Воспитание Конкурс-выставка рисунков гражданственности, Победы. патриотизма, уважения к Акция #окнопобеды правам, свободам и обязанностям человека ко Дню 01.0430.04 Воспитание социальной Беседа «Добро не уходит на каникулы». ответственности и компетентности 22.0410.05 10.0415.04 Воспитание Малые Олимпийские игры, посвящённые В экологической Дню здоровья. течение культуры, культуры месяца здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, Выставка буклетов Дню Космонавтики В сознательного посвящается «Первооткрыватели течение творческого отношения Космоса». месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии МАЙ Воспитание Акция #окнопобеды гражданственности, патриотизма, уважения к «Мы помним! Мы гордимся!» - шествие с правам, свободам и георгиевской лентой и митинг-концерт, обязанностям человека посвящённый Дню Победы. Воспитание социальной Игра «Безопасное движение». ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, Конкурс рисунков «Поклонимся великим убеждений, этического тем годам!» сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ 01.0510.05 07.05 23.05 02.05 09.05 эстетического воспитания Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами, реализующими данную программу. Анализируется наличие событийно насыщенной, творческой личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. При проведении самоанализа воспитательной работы соблюдаются следующие принципы деятельности экспертов: - уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс; -соблюдение приоритета качественных показателей (содержание, разнообразие деятельности, характер общения и взаимодействия) над количественными; -принцип развивающего характера экспертизы: анализ для дальнейшего совершенствования деятельности педагога (анализ умения ставить цели и определять задачи, планировать и осуществлять разнообразные виды и формы деятельности, анализировать результаты); -принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития (педагог, семья, социум).