Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Направленность программы – социально-гуманитарная, так как программа направлена на формирование у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием обучающихся. Роль и место программы в Образовательной программе Центра. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир шашек и шахмат» является составным компонентом программно-методического обеспечения Образовательной программы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». В соответствии с основной целью и задачами Образовательной программы учреждения данная программа направлена на обеспечение оптимальных условий для высокого качества образовательных услуг и их доступности, способствующих адаптации детей к жизни в обществе, их личностному развитию и укреплению здоровья, профессиональному самоопределению и творческому труду, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Данная программа занимает устойчивую позицию в образовательной программе учреждения и востребована со стороны учащихся и родителей (законных представителей). Актуальность программы базируется на анализе детского и родительского спроса на занятия этим видом деятельности, а также на возможности педагогического потенциала образовательного учреждения. Массовая практика использования шахмат и шашек в отечественной школе, анализ опыта работы педагогов и тренеров зарубежных стран подтвердили во многом уникальные возможности этого вида спорта для обучения, развития и воспитания детей. Этот вид деятельности позволяет учащимся разного возраста развивать творческие качества личности, познавательную активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, изобретательности в оценке разнообразных факторов, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Игровая деятельность в шашки и шахматы существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память, происходит интеллектуальный рост. Программа педагогически целесообразна, так как шашки и шахматы гармоничный сплав спорта, науки и искусства. В игре сочетаются творчество и справедливость. Хотя игроки и подчиняются строгим правилам, у них остается широкий простор для самостоятельности и выдумки. Бестолковые ходы соперника могут быть побеждены умением, сообразительностью и отвагой. Однако в игре важен не только итог, интересен сам процесс. Это путь, озаренный стремлением к победе. На этом пути увлекает и само движение к цели, и то, что при этом происходит, - рождение замыслов, предвидение опасности, риск решения. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шашки и шахматы вносят весомый вклад во всестороннее гармоничное развитие человека, независимо от его возраста и профессии. Новизна данной программы в том, что она является модульной: 1 модуль обучение игре в шашки, 2 модуль - обучение игре в шахматы. Программа опирается на понимание важности работы по развитию логического мышления у детей, их морально-волевых и нравственных качеств. Педагог вводит в учебный процесс новые игровые и оздоровительные методики преподавания, современные формы подведения итогов реализации программного материала.Успешная игра в шашки и шахматы невозможна без овладения логикой борьбы, без глубокого проникновения в психологию соперника. Опытные игроки специально изучают психологию будущих соперников по сыгранным ими партиям, по высказываемым ими мыслям, рассуждениям. Казалось, малозначащие на первый взгляд нюансы могут иметь решающее значение. Некоторые игроки совершают однотипные ошибки. Наблюдательный соперник может извлечь пользу и из этого. Новизна программы также в том, что в неё включен воспитательный потенциал, что на данный момент является важным и актуальным в работе с детьми. Отличительная особенность программы в том, что она органично вписывается в единое образовательное поле развития детей младшего и среднего школьного возраста. Занятия этим видом спорта являются важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию будущего грамотного, высокообразованного молодого человека. Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, от 11 до 13 лет. К занятиям допускаются все желающие указанных выше возрастных категорий детей (мальчики и девочки). Предварительная подготовка для учащихся не требуется. Наличие интересов и мотивации к игре в шашки и шахматы приветствуется. Возможно обучение детей с ОВЗ. Группы формируются на основании заявления и согласия на обработку персональных данных и заявки через АИС «Навигатор» от родителей (законных представителей) детей. Оптимальное количество учащихся в группе для успешного освоения программы от 12 до 15 человек. В течение учебного года допускается набор учащихся в случае наличия свободных мест в соответствии с локальными актами учреждения. Группы являются разновозрастными, состав групп постоянный. Группы учащихся – разновозрастные. Разница в возрасте и уровне подготовки нивелируется с помощью групповой дифференциации. Данные группы могут формироваться как из обучающихся, уже имеющих определённые навыки игры в шашки и шахматы, так и из обучающихся, не знающих даже правил игры. Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с ознакомительным уровнем сложности. Объём программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы: 72 часа в год (2 часа в неделю). 1 модуль — 36 часов, 2 модуль — 36 часов. Срок освоения программы – 1 год (36 недель). Режим занятий. Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия в соответствии с санитарногигиеническими нормами и правилами составляет 45 минут. Формы обучения и виды занятий. Форма обучения – очная. Язык обучения — русский. Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторная — при участии в соревнованиях. Форма организации деятельности в парах сменного состава и индивидуально (при подготовке к соревнованиям). Коллективная работа применяется в начале каждой темы при работе с информационным материалом, когда весь коллектив, слушая и воспринимая новую информацию, участвует в обсуждении возникающих вопросов. Работа в группе - основная по самой специфике деятельности. Индивидуальная работа (подготовка к соревнованиям) - необходимая часть образовательной программы для работ с детьми, особо увлекающимися шашками и шахматами, направленная на развитие логического мышления обучающихся. Индивидуально занимаются и те обучающиеся, которые только учатся игре или медленнее усваивают изучаемый материал. Во время занятий используются методы обучения: словесные (беседы, пояснения), наглядные – демонстрация схем; практические (отработка приемов игры). Типы занятий: комбинированные, практические, соревнования, турниры. Большая часть времени в программе отводится решению задач по изучению игровых моментов. Для этого педагог подготавливает карточки персонально каждому учащемуся с учетом степени подготовки. Специфика объединения. Объединение «Мир шашек и шахмат» является структурным звеном образовательной деятельности Центра и предназначено для занятости детей в их свободное время. Работа объединения осуществляется на основе дополнительной общеобразовательной программы «Мир шашек и шахмат» социально-гуманитарной направленности, плана воспитательной работы на текущий учебный год. Организуемый педагогический процесс в объединении направлен на: - обеспечение сотворчества и сотрудничества педагога дополнительного образования, обучающихся, их родителей; - разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов для мотивированных детей и для успешной подготовки к мероприятиям и конкурсам, что дает стимул развивать творческие и организаторские способности обучающихся. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Центра, календарным учебным графиком на текущий учебный год. Результатом деятельности по программе является участие детей в конкурсах и соревнованиях разного уровня и мероприятиях Центра. Особенности организации образовательного процесса. • Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в примерном соотношении 80% на 20%). В зависимости от темпа работы учащихся в течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и практической частях учебного плана. • Занятие проводится с применением чередования разнообразных видов деятельности, вариативности заданий, в том числе разной сложности. Предполагается подбор заданий как индивидуально, так и для работы в коллективе. • Формы контроля, способы оценки достижений учащихся, продуктов их деятельности адекватны возможностям детей данного возраста. Творческие достижения учащихся рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. • Обучение предусматривает участие в мероприятиях и конкурсах разного уровня, что расширяет круг социальных контактов, жизненных событий учащихся, формирует стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/неудачи. • При проведении массовых мероприятий предполагается создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации данной программы. Воспитательный потенциал программы Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Воспитание в коллективе – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование творческого коллектива, создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка. Создание таких условий осуществляется педагогом через включение детей в различные виды социальных отношений в обучении, общении и практической деятельности. Воспитательные задачи данной программы с учётом её направленности: - создание условий для реализации творческого потенциала детей в творческой (досуговой) деятельности; - организация совместных творческих мероприятий с учащимися; - воспитание морально-волевых черт характера, привитие трудовых навыков через выполнение ответственных поручений, подготовку к мероприятиям, участие в конкурсах; - привитие основных морально-этических норм поведения, человеколюбия, внутренней самодисциплины, терпения, уважения к окружающим. Воспитательная работа в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мир шашек и шахмат» организована в соответствии с Программой воспитания МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год. (приложение 1). В результате работы педагога по воспитанию обучающихся должны происходить изменения как уровня воспитанности каждого учащегося, так и изменения характера отношений между участниками коллектива. Дети должны выйти на новый уровень воспитанности и обученности. Календарный учебный график Количество учебных недель – 36 Из них: 1 полугодие – 16 недель, 2 полугодие – 20 недель. Количество часов в неделю - 2 часа в неделю (72 часа в год) Дата начала учебных занятий – 1 сентября 2023 г. Дата окончания учебных занятий – 31 мая 2024 г. Режим занятий в каникулярное время: во время осенних, зимних, весенних каникул в школах занятия в учреждении дополнительного образования проводятся согласно расписанию, утверждённому директором на текущий учебный год. При необходимости возможны внесения изменений в расписание. Государственные праздники являются выходными днями. Промежуточная аттестация: - по итогам 1 полугодия - декабрь 2023 г.; - по итогам реализации программы — май 2024 г. Цели и задачи программы. Цель программы – личностное и интеллектуальное развития школьников посредством обучения игре в шахматы и шашки и подготовка их к дальнейшим ступеням развития. Задачи программы: образовательные: - вооружить детей и подростков знаниями основ теории шахмат и шашек; - сформировать основные приёмы шахматной и шашечной игры; - формировать умение оперировать полученными теоретическими знаниями и фактическим материалом в ходе игровой деятельности. развивающие: - развивать основные операции логического мышления; - формировать умение самостоятельно планировать пути достижения цели, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - содействовать развитию навыков самоконтроля и самооценки. воспитательные: - формировать готовность детей к повышению своего образовательного уровня; - воспитывать потребность в творческой самореализации; - развивать способности и готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе игровой и образовательной деятельности. Планируемые результаты освоения программы. предметные: - вооружение детей и подростков знаниями основ теории шахмат и шашек; - формирование основных приёмов шахматной и шашечной игры; - формирование умения оперировать полученными теоретическими знаниями и фактическим материалом в ходе игровой деятельности. метапредметные: - развитие основных операций логического мышления; - формирование умения самостоятельно планировать пути достижения цели, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - содействие развитию навыков самоконтроля и самооценки. личностные: - формирование готовности детей к повышению своего образовательного уровня; - воспитание потребности в творческой самореализации; - развитие способности и готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе игровой и образовательной деятельности. В результате освоения программы учащиеся должны будут знать и понимать: - основные пункты шахматного кодекса и классификационной системы; - основные правила организации соревнований и судейства; - основные понятия шахматной и шашечной игры: тактика, стратегия, эндшпиль, дебют должны будут уметь: - пользоваться шахматными часами; - записать шахматную партию; - поставить мат в один ход различными фигурами. Содержание программы 1 модуль Обучение игре в шашки Краткая аннотация. Обучающиеся познакомятся с историей происхождения и развития шашечных игр, азбукой шашечной игры: теорией и практикой, проведением простых и сложных комбинаций, позиционными приемами шашечной борьбы. Будут играть на занятиях, участвовать в соревнованиях, проверяя на практике свои знания и умения. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Используется занимательный материал, игровые ситуации. Цель: обучение детей игре в шашки, обеспечение необходимых условий для личностного развития детей и подростков, организации содержательного досуга. Задачи Обучающие: 1.Познакомить с историей происхождения и развития шашечных игр. 2.Обучить игре в шашки, наращивая спортивное мастерство. 3.Познакомить с комбинациями и позиционными приемами шашечной борьбы. 4.Научить обобщать, логически рассуждать, мыслить, обоснованно делать выводы, доказывать. Развивающие: 1.Развить логическое и аналитическое мышление, потребности к познанию и самопознанию. 2.Активизировать познавательный интерес, зрительно-слуховое восприятие, переключение внимания, наблюдательность. 3.Развить коммуникативные способности, умение адаптироваться к среде, сформировать ключевые компетентности. Воспитательные: 1. Воспитать морально-волевые качества: настойчивость, уверенность в своих силах, целеустремленность, самообладание, самостоятельность. 2.Привить чувство коллективизма, дружбы, патриотизма, дисциплинированности. 3.Сформировать навыки здорового образа жизни. Планируемые результаты Предметные: 1.Знакомство с историей происхождения и развития шашечных игр. 2.Обучение игре в шашки, наращивание спортивного мастерства. 3.Знакомство с комбинациями и позиционными приемами шашечной борьбы. 4.Умение обобщать, логически рассуждать, мыслить, обоснованно делать выводы, доказывать. Метапредметные: 1.Развитие логического и аналитического мышления, потребности к познанию и самопознанию. 2.Активизация познавательного интереса, зрительно-слухового восприятия, переключения внимания, наблюдательности. 3.Развитие коммуникативных способностей, умения адаптироваться к среде, сформированность ключевых компетентностей. Личностные: 1.Воспитание морально-волевых качеств: настойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, самообладания, самостоятельности. 2.Привитие чувства коллективизма, дружбы, патриотизма, дисциплинированности. 3.Сформированность навыков здорового образа жизни. По окончанию первого модуля обучающиеся будут знать: - историю развития шашек в мире и городе; - правила игр; - термины и определения; - основы тактики. будут уметь: - решать задачи и этюды по шашкам; - анализировать сыгранные партии; - планировать игру. будут владеть: - навыками просчёта вариантов игры; - выдержкой в принятии решений. Критерии и способы определения результативности. Критерии: - знание истории развития шашек в мире и городе, терминов и определений; - уровень владения правилами игры; - скорость решения задач и этюдов по шашкам; - результативность участия на соревнованиях и турнирах; - уровень владения навыками просчёта вариантов игры. Способы определения результативности: педагогическое наблюдения, индивидуальные, групповые и коллективные беседы, самооценка, анализ сыгранных партий, портфолио достижений, протоколы соревнований. Учебный план 1 модуль Наименование разделов и тем. 1. Техника безопасности на занятиях. История возникновения шашек. Знакомство с игрой. Термины и определения. Количество часов Теория Практика Всего 1 1 2 Формы аттестации/ контроль Тестирование. 2. Правила игры в шашки, особенности шашечной борьбы. 1 4,5 5,5 Педагогическое наблюдение 3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Тренировочные партии. 1,5 4 5.5 Наблюдение и анализ сыгранных партий. 4. Тактика. Тактические удары и комбинации. 5.Конкурсы по решению задач. Ознакомление с шашечными задачами и этюдами, их решение, определение победителей - 3,5 3,5 - 3 3 Наблюдение и анализ комбинаций Протоколы, беседа б.Сеансы одновременной игры. - 6 6 Протоколы, беседа 7. Соревнования, турниры. - 9 9 Протоколы, анализ участия в соревнованиях и турнирах, видеоматериалов. 8. Итоговое занятие. Итого: - 3,5 1,5 32,5 1,5 Тестирование. Диагностика ЗУН по методикам Презентация портфолио достижений. 36 Содержание программы (1 модуль) Тема 1. Теоретические сведения: Техника безопасности на занятиях. История возникновения шашек. Термины и определения. Основные правила по охране труда. Практическая деятельность: Знакомство с игрой. Организация рабочего места. Основные правила по охране труда. Различные системы проведения шашечных турниров. Знакомство с этикой поведения во время игры. Тема 2. Правила игры в шашки, особенности шашечной борьбы. Теоретические сведения: Игровые пути шашечной доски. Обозначение поля шашечной доски, о шашечных фигурах; шашечной нотации. Ходы шашек, поле под ударом. Цель игры в шашки. Превращение в дамку. О правах и обязанностях игрока. Структура шашечной партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шашечные разряды и звания. Рейтинг-лист. Практическая деятельность: Упражнения на усвоения правил игры,упражнения на овладение нотацией шашечной доски. Тема 3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Тренировочные партии. Теоретические сведения: Позиции на доске и возможные варианты игры. Возможные матовые ситуации. Практическая деятельность:. Работа в парах под руководством педагога. Анализ тренировочных партий. Тема 4. Тактика. Тактические удары и комбинации. Теоретические сведения: Удар с поля b2, d2, f2, h2, h2, g1, a3,c3,e3, g3, b4,d4,f4, h4,a5,h6,d2. Практическая деятельность: Решение задач. Практическая игра, сопровождающаяся теоретическим комментарием. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Тренировочные партии. Тема 5. Конкурсы по решению задач. Ознакомление с шашечными задачами и этюдами, их решение, определение победителей. Теоретические сведения: Этюд - составленная позиция, в которой одна из сторон (обычно белые) строго единственным путем должна выполнить задание (выиграть или добиться ничьей). Требования к этюдам. «Ложные следы» при его решении. Этюды, близкие к практическим окончаниям. Этюды Н. Кукуева, Д. Калинского , И. Серебрякова, В. Кульчицкого, А. Савельева и др. Практическая деятельность: Решение задач и этюдов. Тема 6. Сеансы одновременной игры. Практическая деятельность: Проведение сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий. Тема 7. Соревнования, турниры (внутри групп и в д.о.) Практическая деятельность Соревнования и турниры по шашкам. Участие в районных соревнованиях по шашкам. Тема 8. Итоговое занятие. Теоретические сведения. Тестирование. Практическая деятельность: Диагностика ЗУН, компетентностей, личностного развития по методикам. В течение обучения по 1 модулю осуществляются индивидуальные занятия по индивидуальным маршрутам с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных 2 модуль Обучение игре в шашки Краткая аннотация. Шахматы - игра сложная, но необходимая для детей. Занятия строю таким образом, чтобы ребята не потеряли интерес к игре. Яркое объяснение, наглядный, дидактический материал, компьютерные технологии помогают сохранять и удерживать внимание, необходимое для просчитывания своих ходов, развивают память, логическое мышление, учат достойно побеждать и проигрывать - такие необходимые для жизни качества человека. Шахматы дают целый круг друзей- единомышленников - на занятиях, на турнирах, где они проводят несколько часов. Они являются альтернативой компьютерным играм. Цель: обучение детей игре в шахматы, обеспечение необходимых условий для личностного развития детей и подростков, организации содержательного досуга. Задачи Обучающие: 1.познакомить с понятиями шахматной игры; 2.помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры; 3.обучить решать комбинации на разные темы; 4.обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию формирование умения решать комбинации на различные темы; 5.научить детей видеть в позиции разные варианты. через Развивающие: 1.развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость; 2.развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров; 3.развивать способность анализировать и делать выводы; 4.способствовать развитию творческой активности; 5.развивать волевые качества личности. Воспитательные: 1.воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели; 2.сформировать правильное поведение во время игры; 3.воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи; 4.воспитывать целеустремлённость, трудолюбие. Планируемые результаты Предметные: 1.знакомство с понятиями шахматной игры; 2.овладение приёмами тактики и стратегии шахматной игры; 3.обучение умению решать комбинации на разные темы; 4.умение учащихся самостоятельно анализировать позицию через формирование умения решать комбинации на различные темы; 5.умекние детей видеть в позиции разные варианты. Развивающие: 1.развитие фантазии, логического и аналитического мышления, памяти, внимательности, усидчивости; 2.развитие интереса к истории происхождения шахмат и творчеству шахматных мастеров; 3.развитие способности анализировать и делать выводы; 4.развитие творческой активности; 5.развитие волевых качеств личности. Воспитательные: 1.воспитание уважения к партнёру, самодисциплины, умения владеть собой и добиваться цели; 2.сформированность правильного поведение во время игры; 3.воспитание чувства ответственности и взаимопомощи; 4.воспитание целеустремлённости, трудолюбия. По результатам обучения по 2 модулю обучающиеся будут знать: - историю шахмат и выдающихся шахматистов; - название шахматных фигур, их расстановку и ходы; - правила игры в шахматы; - простейшие схемы достижения матовых ситуаций; - тактику и стратегию ведения шахматного поединка; - «стоимость» каждой фигуры, последовательность включения в игру шахматных фигур; - осуществлять взятие шахматных фигур противника; - об угрозах шаха, мата, пата; - принципы игры в дебюте, схемы простейших шахматных комбинаций; - основы эндшпиля, рекомендации игры в миттельшпиле; - порядок длинной и короткой рокировки; - типы шахматных комбинаций; - о гамбите и контргамбите; - дебюты отдельных видов партий; - о диагоналях, по которым осуществляется атака на короля; - о цугцванге. будут уметь: - играть в шахматы; - делать ходы шахматными фигурами; - осуществлять «шах», «мат», «пат» и защищаться от них; - делать рокировку; - ставить мат тяжёлыми фигурами и без жертвы материала; - ставить мат в два, три хода; - выполнять комбинации на достижение численного перевеса; - ставить мат путём осуществления шахматных комбинаций; - осуществлять некоторые виды гамбитов; - играть испанскую, итальянскую партию, староиндийскую защиту; - играть защиту Алёхина, защиту Петрова, Венскую партию; - выполнять защиту фигуры созданием удара; - осуществлять защиту от нападения на несколько фигур; - играть дебют королевской пешки и королевский дебют; - создавать угрозу мата двумя фигурами без ферзя; - осуществлять вилки ферзём, слоном, конём; - ставить мат легкими фигурами; - осуществлять сквозное нападение; - осуществлять противодействие угрозе мата в один ход; - осуществлять двойное нападение; - ставить мат тяжёлыми фигурами; - планировать шахматные комбинации для осуществления одного хода, как несколько приёмов нападения; - участвовать в соревнованиях различных уровней; - достойно вести себя в случае проигрыша. Таким образом, важнейший предполагаемый результат: развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем, а также воспитание гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты. Критерии и способы отслеживания результатов Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного данным модулем общеобразовательной программы. Основные критерии оценки результативности образовательной деятельности обучающихся: - знание правил игры в шахматы и умение играть в них; - знание простейших схемы достижения матовых ситуаций и применение их на практике; - знание тактики и стратегии ведения шахматного поединка, грамотная игра; - участие в соревнованиях различных уровней; - достойное поведение в случае проигрыша. Способы отслеживания: педагогическое наблюдение, беседа, анализ игровых ситуаций, конкурсы, соревнования, турниры. Учебный план 2 модуль № 1 2. 3. 4. 5. 6. Наименование тем Техника безопасности на занятиях. История возникновения шахмат. Знакомство с игрой. Шахматная партия; Рокировка; шахматная комбинация. Основы миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Тактика. Нападение. Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов. Защита. Создание удара, направленного на фигуру. Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру. Защита от нападения на несколько фигур Создание угрозы мата. Создание угрозы мата в один ход: двумя фигурами, одна из которых ферзь. Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя. Противодействие угрозы мата в один ход. Количество часов Всего Теори Практика я 2 1 1 2 0,5 Форма аттестации /контроля 1,5 Сеанс одновременной игры. Анализ деятельности Анализ деятельности. Конкурс. 5 0,5 4 5 0,5 4,5 Анализ деятельности. Конкурс 5 0,5 4,5 Анализ деятельности. Конкурс 5 0,5 4,5 Анализ деятельности. Конкурс. 7. Эндшпиль. Мат одинокому королю ладьёй и королём. Правило квадрата. Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля 8. 5 0,5 4,5 Анализ деятельности. Конкурс. 5 0,5 4,5 Анализ деятельности. Конкурс. Дебют. О преждевременных ходах ферзём. О препятствии фигуре своими же фигурами. О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля. О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат 9. 4 2 Шахматный турнир. Диагностики по методикам. 2 Обобщающий контроль ЗУН. Диагностика личностных и метапредметных результатов. 36 6,5 29,5 Содержание программы (2 модуль) Тема 1. Техника безопасности на занятиях. История возникновения шахмат. Теоретические сведения: Термины и определения. Основные принадлежности и правила игры в шахматы. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Начальное положение. Понятие о горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с шахматными фигурами и их функциями в игре. Расстановка шахматных фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Практическая работа: дидактические игры. Решение шахматных задач. Тема 2. Шахматная партия; рокировка; шахматная комбинация. Теоретические сведения: Игра всеми фигурами из начального положения. Общие представления о том, как начинать шахматную партию. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Практическая деятельность: Решение шахматных задач. Игровая практика. Тема 3. Основы миттельшпиля. Теоретические сведения: Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Практическая деятельность: Решение шахматных задач. Игровая практика. Тема 4. Тактика. Нападение. Теоретические сведения: Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов. Основные вопросы: комбинационные нападения на фигуры противника. Устранение защищающего удара, направленного на фигуру. Нападение одной фигурой на несколько фигур. Сквозное воздействие дальнобойной фигуры: сквозной шах, сквозное нападение. Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур. Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигу. Практическая деятельность: решение шахматных задач. Игровая практика. Тема 5. Защита. Теоретические сведения: Защита фигуры созданием удара: простая защита, вскрытая защита, защита развязыванием. Защита фигуры избавлением от нападающего удара: «уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», «отход фигуры». Приёмы защиты от нападения на несколько фигур: отходом, связыванием, прикрытием, созданием шаха. Практическая деятельность: Решение шахматных задач. Игровая практика. Тема 5. Создание угрозы мата. Теоретические сведения: Ферзь и ладья, ферзь и конь, ферзь и слон, ферзь и пешка, ферзь и король, ферзь и ферзь. Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, одна из которых ферзь. Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, среди которых нет ферзя. Противодействие угрозы мата в один ход Практическая деятельность: Решение шахматных задач. Игровая практика. Тема 6. Эндшпиль Теоретические сведения: Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Практическая деятельность: Решение шахматных задач. Игровая практика. Мат одинокому королю ладьёй и королём. Правило квадрата. Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля. Тема 7 . Дебют. Теория. Гамбит, контргамбит. Разбор дебютов мастеров. Преждевременные ходы ферзём. Индексная классификация дебютов. Испанская, итальянская партии, защита двух коней, сицилианская защита, староиндийская защита. О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля. Открытая линия. Детский мат. Защита Петрова, Венская партия, защита Алёхина. О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат. «Ахиллесова пята» короля. Дебют королевской пешки, центральный дебют. Цугцванг. Практическая деятельность: Решение шахматных задач. Игровая практика. Тема 8. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Шахматный турнир. Итоговый контроль ЗУН. Диагностика личностных и метапредметных результатов. 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Формы контроля /аттестации Для способов определения результативности программы используются следующие методы: наблюдение, анализ, мониторинг, а так же различные виды контроля (входной - сентябрь, текущий – по мере прохождения определённых тем или разделов, промежуточный по итогам 1 полугодия – декабрь, итоговый по результатам обучения по программе - май). В программе так же прописан перечень тех знаний и умений, которыми должны будут овладеть учащиеся. Основополагающими критериями эффективности реализации программы с точки зрения компетентностного подхода является степень сформированности компетентностей. У учащихся будут сформированы выше обозначенные компетентности. Для отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися программой используются следующие методы отслеживания результативности: - педагогическое наблюдение; - педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия их в мероприятиях (конкурсах, турнирах, соревнованиях), активности обучающихся на занятиях; - мониторинг (контрольные задания и тесты, анкетирование). Сроки проведения аттестации обучающихся : - в начале учебного года (сентябрь) - входной контроль исходного уровня знаний и умений обучающихся; - по итогам первого полугодия (декабрь) - промежуточный контроль; - в конце учебного года (май)– итоговый контроль. Виды контроля 1. Для определения уровня развития учащихся и их творческих способностей в начале учебного года проходит входной (стартовый) контроль (беседа, тестирование, анкетирование). 2. Для определения степени усвоения учащимися учебного материала, готовности к восприятию нового материала, повышению ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении, выявлению отстающих и опережающих обучение, для подбора наиболее эффективных методов и средств обучения в течение всего учебного года проводится текущий контроль (педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа). 3. Для определения степени усвоения учащимися учебного материала, определения результатов обучения по окончании изучения темы или раздела, а так же по итогам 1 полугодия проводится промежуточный (рубежный) контроль (опрос, открытое занятие, самостоятельная работа, тестирование). 4. В конце учебного года для определения результатов обучения по программе, ориентирования учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение, получения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения ‒ итоговый контроль (опрос, открытое занятие, игра-испытание, отзыв, тестирование, анкетирование и др.). Формами подведения итогов реализации программы могут быть: опрос, коллективный анализ игр, соревнования, турнир, открытое занятие для педагогов и родителей. Критерии и формы оценки качества знаний Оценочные материалы Критерии уровня знаний при контроле Для определения объёма и качества полученных знаний используются следующие критерии диагностики ЗУН: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; средний уровень – объём усвоенных знаний учащегося составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой; низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины. Критерии оценки уровня практической подготовки: высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет в полном объеме практические задания; средний уровень – объём усвоенных умений и навыков учащегося составляет 70-50%; работает с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; низкий уровень – учащийся овладел менее, чем 50% предусмотренных программой умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (первый год обучения) Название раздела Методическое обеспечение 1. История развития шахматной и - Подготовка методического материала для беседы «История развития шахматной и шашечной игр шашечной игр»; - Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. – Украина: «ЕШКО», 1999 г.; Гик Е.А. Беседы о шахматах. – Москва: «Просвещение», 1995; - раздаточный материал; - поурочный план. 2. Шахматно-шашечный кодекс. - Гик Е.А. Беседы о шахматах. – Москва: Просвещение», 1995; Классификационная система. Судейство и организация - Подготовка методически рекомендаций по шахматному и шашечному кодексу, соревнований классификации, судейству и изменениям в них, связанными с условиями работы кружка; - Шахматный кодекс. – Москва: «ФИС», 2001; - раздаточный материал; - поурочный план. 3. Первоначальные шахматно- - Адамович В., Меринс Э., Лаже.Л., Основы шахматно-шашечной игры, Рига 2004; шашечные понятия - Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. – Украина: ЕШКО, 1999; - Подготовка заданий и задач по теме; - раздаточный материал; - поурочный план. 4. Тактика в шахматной и - Адамович В., Меринс Э., Лаже Л., Основы шахматно-шашечной игры, Рига 2004; шашечной игре - Кан И.А. Защита. – Москва: ФИС, 2000; - Подготовка заданий и задач по теме; - раздаточный материал; - поурочный план. - Адамович В., Меринс Э., Лаже.Л., Стратегия и тактика в шахматной игр. Харьков,1935; - Подготовка заданий и задач по теме; - раздаточный материал; - поурочный план. - Коляков А. Школа чемпионов. Киев. 6. Дебют Веселка 2006; - Подготовка заданий и задач по теме; - раздаточный материал; - поурочный план. - Смыслов В. Теория ладейных окончаний. 7. Эндшпиль Москва Физкультура и спорт. 2000; - Бодров И.М. Курс шашечных окончаний. – Москва: Резерв, 2001 т.4 - Подготовка заданий и задач по теме; - раздаточный материал; - поурочный план. 8. Классификационные - Подготовка методического пособия «Проведение соревнований»; соревнования - раздаточный материал; - поурочный план. - Ройзман А.Я. Шахматные дуэли. – 9. Сеансы одновременной игры Минск: Беларусь, 1996; - Подготовка заданий и задач; 5. Стратегия - раздаточный материал; - поурочный план. 10. Конкурсы по решению задач, - Подготовка заданий и задач по теме; этюдов и нахождению - Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. Киев. Радянська школа. 1988; комбинаций - раздаточный материал; - поурочный план. При реализации программы используются различные методы обучения. По способу организации занятия - словесные (объяснение, беседа, рассказ, анализ работы и др.); - наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, приёмов игры, решения задач, наблюдение и др.); - практические (игра с консультацией, самостоятельная работа, соревнование, чемпионат, тренинг и др.). По уровню деятельности детей - объяснительно-иллюстративный метод применяется преимущественно при сообщении обучающимся нового материала (описание, объяснение, рассказ, беседа, сообщение, презентация, демонстрация фото, кино-, видеофильмы, схемы, показ ходов игры и др.); - репродуктивный метод - при закреплении, повторении, обобщении, систематизации ранее изученного материала (решение задач, практическая игра, запись партий); Для повышения интереса к изучаемому материалу необходима смена методов обучения, это делает его более динамичным, формирует основные мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей школьников, не позволяет планомерно и целенаправленно их формировать.Для этой цели должны использоваться продуктивные методы обучения: - проблемный метод помогает организовать познавательную деятельность обучающихся - создание проблемной ситуации, прогнозирование результатов (групповая работа, мозговой штурм, практическая работа); - частично-поисковый метод (эвристическая беседа, поиски рациональных позиций и др-); - исследовательский метод (самостоятельное наблюдение, поиск в интернетресурсах). Продуктивные методы обучения используются в проектной деятельности - организации соревнований учрежденческих и городских. Современные педагогические технологии в рамках реализации программы: Проектная деятельность позволяет развивать у детей ключевые компетентности, прежде всего в сфере самостоятельной познавательной деятельности, а также информационную и коммуникативную компетентности. Метод проектов всегда ориентирован на организацию самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной), педагог выступает в нем как наблюдатель, консультант. Компьютерные игровые программы шашки, шахматы способствуют повышению интереса детей к предмету, их активности и самостоятельности (CDдиски по темам, обучающие программы, материалы и ресурсы сети Интернета, видеоролики, презентации по темам). Технология «Портфолио»» - комплект самостоятельных работ, проекты, успехи ученика (грамоты, дипломы и т.п.), отзывы родителей, педагога, подготовленные презентации. Это инструмент самооценки собственного творческого труда, рефлексии собственной деятельности. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ № п/п Наименование оборудования Количество 1. Шахматные доски 10 штук 2. Комплекты шахматных и шашечных фигур. 10 штук 3. 4. Демонстрационная шахматная магнитными фигурами Шахматные часы 5. Столы и стулья 6. Ручки 20 штук 7. Тетради 20 штук доска с 1штука 10 штук 10 комплектов КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Осуществлять реализацию данной программы может педагог дополнительного образования (тренер-преподаватель), имеющий высшее или среднее профессиональное образование, систематически повышающий свою профессиональную квалификацию, владеющий методиками преподавания предметной деятельности данного курса (в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №652н от22.09.2021 г.) АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 1. Подготовительная часть Чтобы подготовить организм занимающихся к предстоящей умственной работе, в первой (подготовительной) части занятия используются легко дозируемые, короткие и несложные технически упражнения, не требующие длинных объяснений, проводимые живо и весело. Это объяснение и изучение различных ходов и простых комбинаций. 2. Основная часть В первой половине основной части занятия решаются задачи разносторонней общей и специальной подготовки. Поэтому все упражнения необходимо выполнять одновременно всей группой. Это ведет к успешному овладению сложными техническими навыками. Во второй половине основной части изучаются и совершенствуются навыки владения основами игры в шахматы и шашки, изучаются основы дебюта и эндшпиля. 3.Заключительная часть В заключительной части занятия постепенно снижается умственная нагрузка, подводятся итоги проделанной работы, разбираются основные ошибки . ЛИТЕРАТУРА Список литературы для педагога 1. Бодров И.М. Курс шашечных окончаний. – Москва : «Резерв», 2001 г. 2. Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. – Украина : «ЕШКО», 1999 3. Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004, ГРАНД: издательско-торговый дом. 4. Волчок А.С. Уроки шахматной игры. – Киев : «Здоровье», 1976 г. 5. Гик Е.А. Беседы о шахматах. – Москва : «Просвещение», 1995 г. 6. Городецкий В.Б. Романтика шашек. – Минск : «Беларусь», 1990 г. 7. Злобинский А.Д. Комбинации в русских шашках, Белая Церковь «Здоровье» 1995г. 8. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. Киев : «Радянська школа», 1988г. 9. Кан И.А. Защита. – Москва : «ФИС», 2000 г. 10. Колянов А.М. Школа чемпионов. – Киев : «Веселка», 2006 г. 11.Космтюченко А.И. Тайны шахматного поля. – Киев : «Молодь», 2004 12.Костенюк А., Костенюк Н. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник. М. : «RUSSIANCHESSHOUSE», 2009. 13.Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – Москва : «ФИС», 1980 г. 14. Петрушина Н. Шахматный учебник для детей. Ростов-на-Дону : «Феникс», 2014. 15.Романчук О.А. Юному шашисту. Черкассы, 2005г. Творческая мастерская zingel полиграфия для вас и вашего бизнеса. 16. Ростовиков В.Н. Шашечный каледоскоп. Балашиха : «Новый свет», 2010 г. 17. Ройзман А.Я. Шахматные дуэли. Минск : «Беларусь», 1996 г. 18. Слезкин П.А. Шашки. – Москва : «ФИС», 1995 г. 19. Филатова Л.О.. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. ‒ 2005. ‒ № 7. ‒ С.9-11. 20. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно- методическое пособие. ‒ М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. ‒ 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»). 21. Шахматный кодекс. – Москва: «ФИС», 2001 г. 22. Щербакова. В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. ‒ 2008. ‒ № 10. ‒ С. 39-41. 23. Чеботарев О.В. Уроки шахматной стратегии. – Москва : «Мин. обороны», 1991 г. 23. Эйве М.Е. Стратегия и тактика в шахматной игре. – Харьков : «Физкультура и туризм», 2003г. Список литературы, рекомендованный учащимся и родителям 1. Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес, Международная книга, 2001. 2. Ройзман А.Я. Шахматные дуэли. «Беларусь», Минск, 1997. 3. Хенкин В. Я б гроссмейстеры пошел. Москва : «Молодая гвардия», 1979. 4. Хенкин В. Куда идет король, Москва : «Молодая гвардия», 1979 г. Интернет-ресурсы: www.2700chess.com chesscafe.com www.cheville.com www.crestbook.com/ www.lichess.org minigames.mail.ru/shakhmaty Приложение 1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в рамках реализации ДООП «Мир шашек и шахмат» социально-гуманитарной направленности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год (за рамками учебного плана) Цель воспитательной работы: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитательной работы по программе: создать условия для формирования патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развивать чувство гордости за свою страну, город, семью; создать условия для воспитания личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; воспитывать любовь к Родине, родному городу, её истории, культуре, традициям; способствовать изучению истории своей семьи, района, города, культуры народов своей страны; развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям; формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. воспитывать доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам, добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям; определить круг реальных учебных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития; создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность; формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу, познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе, с дорожными знаками, сигналами светофора; создание условий для равного проявления учащимися объединения своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи; формировать у обучающихся правовую культуру, представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; создать условия для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Воспитательная деятельность основывается на следующих принципах: 1. принцип гуманизации (через реализацию личностно-ориентированного подхода); 2. принцип гуманитаризации (способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью); 3. принцип сотрудничества (принципиально диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности); 4. принцип целостного образования (основывается на единстве развития, воспитания и обучения в образовательном процессе); 5. принцип психолого-педагогической поддержки (помогает участникам воспитательного процесса создать обстановку психологической комфортности, адаптировать в сложных условиях). ВИДЫ, ФОРМЫ Икоторых СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ направлениям Предусмотренные воспитательной Программой мероприятия в различные основным модули, каждый направлениями изкаждого воспитания разработан вработы Российской ввраспределены соответствии Федерации с 1.по приоритетными Действия по реализации модуля отражены Плане программы. Основными формами воспитания в рамках данной программы является организация и проведение тематических мероприятий, открытых занятий, участие в конкурсах. Учебное занятие также относится к формам воспитания. В ходе занятия учащиеся получают новые знания, происходит личностное развитие ребёнка, его социализация, развиваются поведенческие модели, выстраиваются принципы учебной дисциплины и самоорганизации, определяется круг его интересов. Предусмотренные мероприятия по основным направлениям воспитательной работы распределены в различные модули, каждый из которых разработан в соответствии с приоритетными направлениями воспитания в Российской Федерации. № п/п 1. 2. 1 Наименование модуля Действия по реализации модуля Направления Форма воспитательной организации работы мероприяти й «Талант и - создание условий для публичной все направления очная, демонстрации достижений учащихся дистанцион успех» путем их вовлечения в организацию и ная непосредственное проведение мероприятий; - организация и проведение конкурсов и фестивалей по различным направленностям художественного творчества; - участие обучающихся в творческих мероприятиях, проектах и конкурсах разного уровня -организация воспитательных физическое очная, «Здоровое мероприятий, а также соревнований воспитание и дистанцион поколение» между объединениями по различным формирование ная 3. 4. 5. 6. видам спорта с целью пропаганды среди культуры учащихся здорового образа жизни и здоровья, привития навыков активного полезного экологическое досуга; воспитание - участие в спортивных праздниках, соревнованиях разного уровня организация мероприятий, все направления очная, «Билет вдистанцион будущее» направленных на профессиональное ная просвещение учащихся организация воспитательных духовное и очная, «Я -дистанцион гражданин» мероприятий и общественно полезных нравственное ная дел, направленных на развитие у воспитание учащихся активной гражданской детей на основе позиции, толерантного отношения к российских окружающим, а также воспитания традиционных чувства патриотизма и любви к Родине; ценностей, - участие в различных мероприятиях, патриотическое проектах разного уровня. воспитание и формирование российской идентичности, гражданское воспитание, экологическое воспитание «#ЯВОЛОНТЕ - организация и проведение общественно все направления очная, дистанцион Р» полезных дел, дающих учащимся ная возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, обществу в целом; - создание на базе Центра волонтерского отряда; - участие в мероприятиях разного уровня, направленных на оказание помощи другим людям, обществу в целом; организация и проведение экологическое очная, «Школа дистанцион мероприятий и воспитание, безопасности воспитательных тематических соревнований по патриотическое ная » формированию у учащихся культуры воспитание и безопасности: экологической, дорожно- формирование транспортной, противопожарной, российской антитеррористической и интернет- идентичности, безопасности, а также развитию навыков гражданское 7. 8. профилактики и защиты от воспитание, чрезвычайных ситуаци; духовное и - участие в мероприятиях разного нравственное уровня. воспитание детей на основе российских традиционных ценностей «Воспитател - организация и проведение внутри все направления очная, дистанцион объединения воспитательных ьный ная мероприятий по различным модулям; потенциал - организация и проведение в ходе детских объединений» занятий тематических бесед в рамках реализации проекта Министерства Просвещения Российской Федерации, изложенного врекомендательном письме МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - обеспечение посещения учащимися объединений воспитательных мероприятий учрежденческого и иных уровней; - организация участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня; - создание особой воспитательной среды в учреждении, создающей атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения, способствующей формированию у обучающихся чувства вкуса и стиля; среды, в которой ребенок получает опыт социальнозначимой коллективной творческой деятельности одна из важнейших задач организации воспитательного процесса Центра - установление доверительных все направления очная, «Учебное дистанцион занятие» отношений между педагогом и ная обучающимися с целью включения обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах; - побуждение обучающимися соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала, организация работы с получаемой социально-значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывание обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей изучаемой темы, через демонстрацию примеров ответственного гражданского поведения, человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов, проблемных ситуаций для обсуждения в группе; применение на занятии интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную активность; дискуссий, которые дают обучающимся приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся; - включение в учебное занятие игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в учебной группе, доброжелательной атмосферы во время занятий. организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их товарищами, дающего детям социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи 9. -организационно-массовая работа, все направления очная, «Ура! дистанцион Каникулы!» способствующая реализации и ная развитию разносторонних интересов и увлечений детей, направленная на привитие навыков здорового и безопасного образа жизни, сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярный период; - вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность, профилактика негативного поведения - конкурсная деятельность; - работа со школьными лагерями с дневным пребыванием детей; -реализация краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ. 10. «Работа с - организация родительских собраний, все направления очная, дистанцион родителями» происходящих в режиме обсуждения ная вопросов обучения и воспитания учащихся регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах учащихся; индивидуальные и групповые консультации для родителей по интересующим вопросам с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.; - размещение еженедельной информации о деятельности объединения на сайте учреждения и в официальных группах учреждения в социальных сетях; - повышение психолого-педагогических знаний родителей; - привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях не только в качестве зрителей, но и в качестве непосредственных участников в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. Формы воспитательной работы: - Коллективные – тематические выставки, ярмарки, праздники, фестивали, акции, экскурсии. - Групповые – досуговые, развлекательные, игровые программы (конкурсы, квесты, викторины, театрализация, интеллектуальные игры) и информационнопросветительские мероприятия познавательного характера (выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, тренинги). - Индивидуальные – беседы, консультации, индивидуальная работа. В воспитательной деятельности с учащимися используются следующие методы воспитательного воздействия: - метод формирования сознания личности: убеждение, беседа, рассказ, разьяснение, внушение; - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - методы одобрения и педагогического требования (с учётом преимущественного права на восптание детей их родителями (законными представителями); - метод переключения в деятельности; - методы руководства и самовоспитания; - методы развития самоконтроля и самооценки детей. Условия воспитания. Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с нормами и правилами работы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». Организация воспитательных мероприятий осуществляется вне рамок учебного плана. Анализ результатов воспитательной деятельности поводится в процессе педагогического наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогу. Косвенная оценка результатов воспитательной деятельности, достижения целевых ориентиров воспитания проводится путём опросов родителей (законных представителей). Ожидаемые результаты воспитательной деятельности. Среди ожидаемых результатов воспитательной работы можно выделить следующие: - достижение заданного качества воспитания, обновления содержания и технологий воспитания с учетом современных требований к ним; - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательной деятельности на основе современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса; - дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса; - развитие воспитательного потенциала обучающихся в духовно-нравственном и гражданско- патриотическом воспитании личности обучающегося; - максимальный учет интересов и желаний обучающихся и их родителей (законных представителей) в выборе содержания и технологии учебно- воспитательной работы; - создание условий для творческой самореализации личности. Календарный план воспитательных мероприятий на 2023-2024 учебный год Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся СЕНТЯБРЬ Воспитание социальной ответственности и компетентности Название мероприятия Декада безопасности дорожного движения: 1. Челлендж «Безопасность на дорогах». 2. Акция «Стань заметней на дорогах!». 3. Проведение тематических классных часов: «Улица полна неожиданностей», «Улица как источник опасности», «Основные причины ДТП», «Безопасность на дороге - наша общая забота», «Как переходить улицу». Воспитание «Семья вместе – душа на месте». Изучение нравственных чувств, семейных традиций, общих увлечений убеждений, этического и т. д. Конкурс знатоков пословиц и сознания, ценностного поговорок о семье. отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание трудолюбия, Беседа о профессиях. Конкурс знатоков сознательного книг о профессиях. творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ОКТЯБРЬ Воспитание социальной Выставка творческих работ «Мои ответственности и пушистые друзья», «Осень золотая». Обзор Сроки проведен ия 11.0929.09 18.0922.09 23.09. 01.1015.10 компетентности Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии НОЯБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания «Моя любимая книга о животных». Акция «Читаем Есенина», посвящённая 128-летию С.А.Есенина. Конкурс стихов на тему «Папа, я – лучшие друзья!» Конкурс стихов «Спасибо, Учитель!» 02.1006.10 12.10, 15:00 01.1005.10 Акция «Поздравление с Днём народного 01.11единства». 07.11 Игра-путешествие «В дружбе народов – 02.11 единство России». Конкурс знатоков пословиц и поговорок о дружбе. 30.11 Интеллектуальная игра «Символика России», приуроченная ко Дню Государственного герба Российской Федерации. Беседа «Всемирный день ребенка. Всемирный день прав ребенка. Всемирный день помощи детям (отмечается с 1954 г. по инициативе ООН)» Акция «Мама, милая мама, как тебя я люблю», посвящённая Дню матери в России. Конкурс мини-проектов. 19.1122.11 22.1128.11 Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ДЕКАБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Беседа на тему: «Здоровый образ жизни». 15.10Конкурс знатоков пословиц и поговорок, 23.10 загадок на тему здоровья. Праздник «Посвящение в творчество» для 23.11 учащихся Центра 1 года обучения. Беседа «День Неизвестного Солдата в 04.12России» 08.12 Воспитание социальной Конкурс поделок «На новогоднюю ёлку» ответственности и компетентности Праздничная программа «Здравствуй, Новый год». Конкурс новогодних загадок. Воспитание Социальная акция «Добро начинается с нравственных чувств, меня», посвящённая Дню добровольца убеждений, этического (волонтёра) в России (конкурс рисунков) сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Акция «Покормим птиц зимой» экологической Конкурс рисунков «Зимние забавы» культуры, культуры Мини-проект «Моя любимая книга о здорового и безопасного птицах» образа жизни Воспитание трудолюбия, Районный конкурс «С мамой папой и сознательного друзьями мы украсим ёлку сами» творческого отношения «Мастерская Деда Мороза» - мастер-класс к образованию, труду и «Новогодние украшения из бросового 04.1219.12 22.12.22 01.1205.12 01.1231.12 01.1222.12 11.1215.12 жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ЯНВАРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека материала». Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ФЕВРАЛЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Флешмоб, посвященный Международному дню «спасибо». Беседа «Непокорённые», посвящённые 80- 22.01летию полного освобождения Ленинграда 27.01 от фашистской блокады. Обзор литературы по данной тематике. 10.0112.01 Конкурс мини-плакатов «Кому мы говорим «спасибо!» (с использованием коротких четверостиший собственного сочинения) Месячник «Столовая для пернатых». 16.0116.02 Изготовление кормушек для зимующих В птиц течение месяца Конкурсная программа «Защищать готовы», посвящённая Дню Защитника Отечества. Конкурс чтецов. Беседа «Мы говорим на родном языке», посвящённая Международному дню родного языка. Беседа «В сердцах и книгах – память о битве», посвящённая Сталинградской битве 22.02 19.0222.02 01.0208.02 Воспитание социальной ответственности и компетентности МАРТ Воспитание социальной ответственности и компетентности Конкурс «Открытка Защитнику Отечества» 01.02(краткое поздравление в стихах 20.02 собственного сочинения) Конкурс детского рисунка «Вежливая улица». Обзор литературных произведений о вежливости. Мини-проект «Наши стихи в подарок маме!» Воспитание «Блины фест», выставка-фестиваль нравственных чувств, наросованных масленичных блинов. убеждений, этического Блины в русском фольклоре (конкурс сознания, ценностного знатоков). отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Экскурсия на берег озера. Авторские миниэкологической рассказы о природе родного края. культуры, культуры здорового и безопасного Акция «День Земли» (конкурс миниобраза жизни плакатов с использованием четверостиший собственного сочинения) Воспитание трудолюбия, Мастер-класс «Сюрприз для мам» сознательного творческого отношения Конкурс «Мы рисуем Космос». Миник образованию, труду и проект «Книги о космосе». жизни, подготовка к сознательному выбору профессии АПРЕЛЬ Воспитание Конкурс-выставка рисунков ко Дню гражданственности, Победы. патриотизма, уважения к Акция #окнопобеды правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной Беседа «Добро не уходит на каникулы». ответственности и компетентности Воспитание Малые Олимпийские игры, посвящённые 13.0331.03 01.0312.03 11.0317.03 12.0315.03 19.0322.03 01.0307.03 01.0315.03 01.0430.04 22.0410.05 10.0415.04 В экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии МАЙ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Дню здоровья. течение месяца Выставка буклетов Дню Космонавтики В посвящается «Первооткрыватели течение Космоса». месяца Акция #окнопобеды 01.0510.05 «Мы помним! Мы гордимся!» - шествие с 07.05 георгиевской лентой и митинг-концерт, посвящённый Дню Победы. Игра «Безопасное движение». 23.05 02.05 Конкурс рисунков «Поклонимся великим 09.05 тем годам!» Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами, реализующими данную программу. Анализируется наличие событийно насыщенной, творческой личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. При проведении самоанализа воспитательной работы соблюдаются следующие принципы деятельности экспертов: - уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс; -соблюдение приоритета качественных показателей (содержание, разнообразие деятельности, характер общения и взаимодействия) над количественными; -принцип развивающего характера экспертизы: анализ для дальнейшего совершенствования деятельности педагога (анализ умения ставить цели и определять задачи, планировать и осуществлять разнообразные виды и формы деятельности, анализировать результаты); -принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития (педагог, семья, социум). Приложение 2. Промежуточное тестирование по модулю « Обучение игре в шашки» По каким линиям выполняются ходы? а) по горизонтальным б) по диагональным в) разницы нет На каких полях ведется игра в шашки? а) на белых полях б) на черных полях в) большой разницы нет Ломаный путь "называемый тройником" - это а) путь, ограниченный полями cl, h8, f4, a8 б) путь ограниченный полями cl, h6, f8, a4 в) путь, ограниченный полями gl, h2, b8, a7 Какие поля обозначаются буквами латинского алфавита? а) горизонтальные б) вертикальные Передвижение шашки с одного поля на другое - это а) дамка б) пешка в) ход Когда можно снимать побитые шашки с доски? а) нет никакой разницы б) после того как выполнены все ударные ходы до конца в) после каждого ударного хода Ломаный путь "называемый двойником" - это а) путь, ограниченный полями cl, h8, f4, a8 б) путь ограниченный полями cl, h6, f8, a3 в) путь, ограниченный полями gl. h2. b8, a7 Игровой путь называемый "большой дорогой" - это а) cl h6 a) al h8 в) f8 a3 Сколько соперников в шашечной партии? а) 4 б) 2 в) 1 Правильно ли выполнена запись 3с-4ё? а) нет б) да Критерии оценки: Высокий уровень - 9-10 правильных ответов Средний уровень - 6-8 правильных ответов Низкий уровень - l-5 правильных ответов Итоговое тестирование по модулю «Обучение игре в шашки» Дайте определение термину «рожон»: а) шашка, достигшая 6-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности её атаковать. б) шашка, достигшая 7-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности её атаковать. в) шашка, достигшая 8-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности её атаковать. Дайте характеристику термину «любки»: а) шашка соперника заходит в середину, когда одна из шашек гибнет, то есть она как бы говорит «отдай любую» б) шашка соперника заходит на поле Ь4 в) шашка соперника изолируется от остальных Окончание в партии - это? а) завершающая стадия партии в которой действует ограниченное количество шашек и где значение каждого хода огромно. б) начальная стадия игры в) стадия в середине партии в которой действует неограниченное количество шашек. Комбинация - это? а) серия последовательных взаимосвязанных между собой ходов, объединённых единым замыслом и форсировано путём жертв шашек, осуществляющих его. б) ловушка в) проигрыш партии Изолированные шашки - это? а) шашки, удалённые от своих сил б) шашки, близко расположенные к своим в) пустые поля. Бортовые шашки в игре являются: а) активными б) сильными в) слабыми и пассивными г) все варианты верны Безупорные позиции - это такие позиции, когда... а) шашки в которых отсутствуют упоры, и всякая возможность произвести размен б) шашки в которых присутствуют упоры, и всякая возможность произвести размен в) шашки в которых нет никакой возможности побить дамкой. К безопорным позициям можно отнести: а) скученные, отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них отсутствуют. б) скученные, отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них присутствуют. в) сильные и активные поля Центр можно окружить в следующих случаях: а) когда он переразвит; б) когда он без упорен (в позиции нет полезных разменов) в) при наличии отсталых шашек al, a3, h2 г) когда соперник играет неумело д) все вышеперечисленные варианты верны Роздых - это? а) наличие свободного темпа у обоих соперников б) наличие свободного темпа у одного из соперников в) отсутствие темпа Критерии оценки: Высокий уровень - 9-10 правильных ответов Средний уровень - 6-8 правильных ответов Низкий уровень - 1-5 правильных ответов. Приложение 2 Дидактические игры к модулю 2 «Обучение игре в шахматы» Методические рекомендации: для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. Цель дидактических игр: ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур; уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету; ставить рядом одинаковые фигуры; вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур; желание играть в них. Описание дидактических игр «Кто быстрее?». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет ―три‖ бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок. «Ряд». Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания. «Белые и чёрные». В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, ―Белый ферзь‖. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например, ―Чёрный король‖. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д. «Что общего?» Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: ―Чем они похожи? Чем отличаются? (цветом, формой). «Большая и маленькая». Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д. «Угадай-ка». Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д. «Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур. «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур. «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура ―бежит не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями. «Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: -Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?.. «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д. «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме запретной‖, которая выбирается заранее. Вместо названия ―запретной‖ фигуры надо сказать – секрет. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда ―ошибайтесь. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё. «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать еѐ и уложить ―спать‖ в коробку или шахматную доску. И так следующую фигуру. «Волшебный мешочек» По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы ―не угадаете‖, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру. «Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски ―теремок‖. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на ―теремок‖ и уронить его, а остальные фигуры помогут ―теремок‖ ―построить‖ – поднять. «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки ―Колобок‖ можно провести так: ―дед‖ – король, ―баба‖ – ферзь, ―заяц‖ – пешка, ―лиса‖ – конь, ―волк‖ – слон, ―медведь‖ – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки ―лиса‖ колобка не съест – колобок от неё убежит. «Шахматная репка». Посадите ―репку‖ – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: ―дед‖ – это король, ―бабка‖ – ферзь, ―внучка‖ – слон, ―Жучка‖ – конь, ―кошка‖ – ладья, ―мышка‖ – пешка. Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки) Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу) Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе) А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами) Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок) Необычен каждый шаг! (указательный палец) А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу) Ходит только прямо! (Вперёд) Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе) Им начинать этот сказочный бой. Приложение 4 Итоговое тестирование по модулю «Обучение игре в шахматы». Теоретические вопросы: 1.Какая шахматная фигура ходит только по диагонали? А) Ладья Б) Слон В) Король 2. Какая шахматная фигура может прыгать через «свои» и через «чужие» фигуры? А) Король Б) Ферзь В) Конь 3. Сколько шахматных пешек ценится ферзь? А) 9 Б) 8 В) 5 4. На какой клетке стоит белый ферзь (в начальной позиции)? А) Белая клетка Б) Чёрная клетка Практическое задание: 1. Показать на шахматной доске королевский фланг, ферзевый фланг, центральные поля. 2. Показать на шахматной доске следующие поля: с7, f2, e5, a4. 3. Сыграть между собой шахматную партию по всем известным правилам.