АДООП Волшебная кисточка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»

Принята на заседании
педагогического совета
(Протокол №1
от 09.01.2023 г.)

«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. директора МБОУ ДО «Центр
дополнительного образования»
___________________И.Е.Рейнер
Приказ № 01 от 09.01.2023 г.

Адаптированная дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
для детей с ОВЗ и инвалидностью
(задержка психического развития)
«Волшебная кисточка»
художественная направленность

Возраст- 10-12 лет.
Объём и срок реализации: 72 часа (1 год)

Год разработки – 2023 г.
г. Спасск-Рязанский

Пояснительная записка
Программа «Волшебная кисточка» разработана на основе адаптированной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей
с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Изостудия
«Вдохновение», разработанной по заказу ФГБУК «ВЦХТ»
Приоритетным направлением в работе с данной категорией учащихся
является их социальная адаптация, коррекция и развитие эмоционально- волевой
сферы, а также формирование «позитивного поведения», через активное
включение в различные виды социальной активности, в том числе и в системе
дополнительного образования детей.
Актуальность. Программа ориентирована на решение задач
социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации
учащихся с задержкой психического развития средствами изобразительного
искусства.
Актуальность программы обусловлена целями, заложенными в Концепции
развития дополнительного образования: создание условий для творческого
развития личности; мотивация личности к познанию и творчеству. Программа
имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие
развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и
мотивации, позволяет формировать те социально- психологические функции,
которые заблокированы у детей с ЗПР от рождения, либо утрачены вследствие
болезни или травмы. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной
степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности
и
эмоциональной сферы. Всем детям с задержкой психического развития
свойственно снижение внимания, которое может носить разный характер:
максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и
последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после
некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его
спада на протяжении всего времени работы.
Занятия изобразительным искусством позволяют эти нарушения
корректировать:
• способствуют развитию наглядно-образного мышления, творческого
воображения, памяти, сенсорного восприятия, глазомера;
• способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно

влияет на речевые зоны коры головного мозга;
• способствуют формированию волевых качеств: настойчивости, усидчивости,
умения доводить начатое дело до конца;
• воспитывают аккуратность, эстетический вкус.
Педагогическая целесообразность. Данная программа ориентирована на
детей с задержкой психического развития (вариант 7 в соответствии с
заключением ТПМПК). Рекомендуемый возраст обучающихся по программе 1012 лет. Целесообразность данной программы обусловлена тем, что занятия по
рисованию открывают детям с ЗПР путь к творчеству, развивают их фантазию и
художественные возможности. Программа призвана помочь детям с ЗПР развить
познавательную активность, любознательность; сформировать правильное
отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные
способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения;
развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству. Для
детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка,
исключающая
перенапряжение,
истощение,
стойкие
отрицательные
переживания и психические травмы; специальная развивающая творческая
активность. А рисование различными, в том числе и нетрадиционными
способами увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная
возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное
самовыражаться.
Направленность программы – художественная.
Отличительной особенностью программы является использование на занятиях
специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной
техники рисования, выполнение работ в смешанной технике) с учетом
индивидуальных возможностей детей с проблемами психофизического и
психологического характера, которые помогут детям преодолеть трудности при
усвоении определенных знаний и умений в изобразительном искусстве,
обусловленные особенностями их развития. Основу коррекционнопедагогической работы составляет изотерапия нетрадиционными техниками.
Изотерапия очень распространена в работе с детьми с ограниченными
возможностями, она способствует преодолению причин, которые порождают
вторичные отклонения, возникающие на фоне первичных нарушений (задержка
психического развития, речевые расстройства, нарушения познавательной
деятельности, отсутствие уверенности в себе, нарушение общения с
окружающими, эмоциональные расстройства). Нетрадиционные методики очень
привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности
выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. А для
детей с ОВЗ может быть это одна из немногих форм выражения своего
внутреннего мира.
Целевая аудитория: в творческое объединение «Волшебная кисточка»
принимаются учащиеся в возрасте 10-12 лет. Данная программа ориентирована
на учащихся с задержкой психического развития, но в то же время может быть
реализована и в условиях инклюзивного образования.
Наполняемость групп: рекомендованное количество учащихся в группе

до 3 человек.
Язык обучения: русский.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой
психического развития в возрасте (вариант 7) от 10 до 12 лет. Особенности
развития:
• Испытывает трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном
внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения
ребенка.
• Слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекается в
совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна
ребенку.
• Контакт с нормативно развивающимися сверстниками вызывает затруднения
или у ребенка нет (недостаточный) опыта общения со здоровыми детьми.
• Наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация
движений кисти руки.
• Повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования
нагрузки и отдыха.
• Быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с
направленностью программы обучения.
• Имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие
учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в
собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании,
переживании, реакции на новизну и т.п.).
• Имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при
обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоении данной
программы.
• Не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом
ребенка), влияющие на освоении данной программы.
Уровень программы – ознакомительный. Объем – 72 часа Срок освоения
программы – 1 год. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Учет рекомендаций ПМПК, психолого-педагогических особенностей
учащихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей определяет ряд
особенностей организации образовательного процесса:
• Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в
соотношении 70% на 30%). В зависимости от темпа работы учащихся с ЗПР в
течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и
практической частях учебного плана.
• Определен оптимальный режим с учетом темпа деятельности и истощаемости
ребенка с ЗПР. Занятие проводится с применением чередования видов
деятельности, основанных на разных видах восприятия (зрительного,
слухового), речевой деятельности. Предусмотрен перерыв между первым и
вторым часом занятия, динамические паузы в середине каждого часа.
• Занятия организованы с использованием элементов арт-терапии, направленной

на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его
потребности в самовыражении, участии в жизни детского сообщества.
• Формы контроля, способы оценки достижений учащихся с ЗПР, продуктов их
деятельности адекватны возможностям детей. Достижения учащихся
рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, без
сравнения с достижениями нормально развивающихся сверстников.
• Обучение предусматривает участие в конкурсах и фестивалях, что расширяет
круг социальных контактов, жизненных событий учащихся, формирует
стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/не удачи.
При организации образовательного процесса необходимо учитывать
особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического
развития:
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся
с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса и др.);
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений
и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов
и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и
осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, с другими взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное
расширение социальных контактов;
• в учете актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечении индивидуального темпа обучения.
Цель: развитие художественно-творческих способностей обучающихся с ЗПР

посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Предметные
• освоение первоначальных знаний о видах изобразительного искусства:
живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека в и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой;
• формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в
различных
видах
художественно-творческой
деятельности,
разными
художественными материалами;
• знакомство с жанрами изобразительного искусства;
• освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции).
Личностные
• развитие и совершенствование эстетического вкуса;
• воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
• воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля;
• формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
через художественное творчество;
• развитие нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре;
• формирование устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным
творчеством;
• воспитание аккуратности, прилежания, умения доводить начатую работу до
конца.
Метапредметные:
• развитие произвольного внимания и восприятия;
• развитие памяти, логического и образного мышления, творческого
воображения;
• развитие мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука»;
• развитие навыков самоконтроля;
Коррекционные:
• коррекция познавательной сферы, развитие высших психических функций;
• коррекция эмоционально-волевой сферы;
• формирование механизмов саморегуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
• развитие навыков социализации и адаптации в детском коллективе;
• развитие природных возможностей ребенка с учетом его индивидуальных
особенностей и интересов;
• формирование умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность
в группе, сотрудничество и общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные
ситуации).

Планируемые результаты обучения:
Предметные:
в результате освоения программы обучающиеся:
• будут знать отличительные особенности основных видов и жанров
изобразительного искусства;
• будут понимать значение искусства в жизни человека и общества;
• будут знать и понимать основные жанры и элементы изобразительной грамоты
- натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик),
воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, эскиз, дальний
план, сюжет; линейная перспектива, главное, второстепенное;
• будут знать основы цветоведения, усвоят азы рисунка, живописи и композиции,
основ линейной и воздушной перспективы;
• освоят практические навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи
и композиции).
Личностные:
• смогут применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
• научатся обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
самостоятельно анализировать выполненную работу, устранить ошибки;
• будет сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;
• будут сформированы нравственные и эстетические чувства: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, многонациональной
культуре;
• будут сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
• будут сформированы этические чувства, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Метапредметные:
• формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
• оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла;
• определение и планирование основных этапов работы;
• умение задавать вопросы и умение получать помощь;
• умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на
предметном знании) и принять другую точку зрения, отличную от своей;
• способность работать в команде;
• развитие коммуникативных навыков.
Коррекционные:
• развитие познавательной сферы личности: внимания, памяти, мышления,
воображения;
• формирование умения контролировать собственное поведение и
эмоциональное состояние;

• формирование умения адекватно оценивать свои достижения;
• развитие мелкой моторики и тактильного восприятия;
• формирование коммуникативных навыков, позволяющих успешно
взаимодействовать с другими людьми, делиться своими мыслями, эмоциями,
впечатлениями.
Учебный план
№

Наименование раздела, темы

Кол-во
часов
всего

Теория

Практика

Форма контроля

Раздел « Как научиться рисовать» - 12 часов
1

Раздел « Как научиться
рисовать» - 12 часов

12

3

9

Входное тестирование.
Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

2

Раздел «Карандашный
рисунок»

6

1,5

4,5

Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

3

Раздел «Весёлый зоопарк»
(анималистический жанр)

4

1

3

Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

4

Раздел «Элементы природы»

10

2,5

7,5

Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

5

Раздел «Натюрморт»

6

1,5

4,5

Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

6

Раздел «В царстве
нежности»

6

1,5

4,5

Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

7

Раздел «Графический
дизайн»

8

2

6

Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

8

2

6

Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

8

Раздел «Стихии» - 8 часов

9

Раздел «Городской пейзаж»

6

1,5

4,5

Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

10

Раздел «Костюмы разных
эпох»

4

1

3

Опрос . Выставка
творческих работ.
Тестирование.

11

Итоговое занятие. Выставка
работ.

2

1

1

Выставка. Итоговый
мониторинг.

Всего часов

72

18,5

53,5

Содержание учебного плана
1. Раздел Как научиться рисовать.
1.1. Тема: Вводное занятие.
Теория Вводная беседа об изобразительном искусстве. Роль изобразительного
искусства в жизни человека. Виды и жанры изобразительного искусства.
Художественные материалы, применяемые на занятиях изобразительной
деятельностью. Правила пользования ими (беседа и мастер-класс). Содержание
и задачи занятий объединения;
ознакомление с режимом работы и техникой безопасности, обучение
правильному оборудованию рабочего места.
Практика. Показ образцов готовых работ. Объяснение и показ учащимся
правильного положения рук, корпуса и головы при рисовании. Графические
обучающие упражнения карандашом. Рисование пальцами.
1.2. Тема: Цвет как выражение искусства
Теория. Основные цвета. Вторичные цвета. Смешивание красок на палитре.
Практика. Смешивание основных видов цветов на бумаге и получение
дополнительных цветов. Рисование пейзажа с применением только основных
цветов.
1.3. Тема: Акварель. Приёмы работы с акварелью.
Теория. Знакомство с акварельными красками. Свойства акварельных красок,
прозрачные и полупрозрачные краски. Названия цветов акварельных красок.
Живопись «по сухому», «живопись по мокрому».
Практика. Упражнения на приёмы работы с акварельными красками.
Экспериментирование в работе с акварелью. Выполнение упражнений в технике
«живопись по сухому», «живопись по сырому».
1.4. Тема: Гуашь. Приёмы работы с гуашью
Теория. Беседа о технике гуаши. Особенности гуаши. Силуэтно- плоскостное
письмо, пастозно - мазковое.
Практика. Практическое смешивание цветов гуаши на палитре, получение
новых оттенков одного цвета. Техника работы с гуашью. Сгущение и ослабление

тона с помощью белил.
1.5. Тема: Тёплые и холодные цвета. Композиция «Золотая осень».
Теория. Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых и холодных
цветов.
Практика Рисунок в тёплой гамме. Наблюдение - осень.
Изучение цвета осенних листьев. Смешивание оттенков свойственных природе,
выявление характерных оттенков, например, цвет лепестка оранжевой бархатцы.
Техника изо-терапии – печатание листьями (настоящий лист дерева намазывают
краской и отпечатывают на бумаге Рисование композици «Золотая осень».
1.6. Тема: Холодные цвета. Дождь. Пасмурно.
Практика. Наблюдение по фото: видео дождливого дня, небо, тучи, лужи на
земле. Изучение и смешивание оттенков свойственных холодной гамме.
Рисование композиции в холодной гамме «Пасмурный день. Дождь».
2. Раздел Карандашный рисунок
2.1. Тема: Работа карандашом. Тон. Растяжка.
Теория. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона».
Параллельная штриховка. Перекрестная штриховка. Штриховка с созданием
текстуры. Растушевка.
Практика. Создание пяти градаций светотени,
растяжка графитным карандашом. Выполнение тональных растяжек на усиление
и ослабление тона. Выполнение упражнений по штриховке и растушёвке.
Рисование фруктов и овощей с применением различной штриховки карандашом.
Наложение штрихов и тушёвки: изучение тональной растяжки и градаций
светотени, штриховка разными по плотности карандашами. Знакомство с
«гризайлем» - искусством однотонных изображений.
Тема 2.2. Городской пейзаж. Рисунок мелких деталей.
Теория. Знакомство с перспективой. Общие сведения о перспективном
сокращении предметов, линий горизонта, точке схода, точке наблюдения.
Изображение зданий в перспективе. Расположение дверей и окон на стенах домов
в перспективе. Расположение крыши, труб, антенн.
Практика. Рисование городского пейзажа по теме
«Моя улица», «Осенняя набережная», «Платановая аллея»..
Тема 2.3. Рисование деревьев.
Теория. Знакомство с картинами русских художников. Рассматривание и
сравнение картин «Берёзовая роща» И.И. Левитана и А.И. Куинджи, «Дубы»
И.И. Шишкина. Понятие о пластическом характере дерева. Графические
зарисовки деревьев.
Практика. Изображение на листе нескольких деревьев, разных по форме и
высоте. Рисование осенней гаммой и прорисовывание веток и ствола. Передача
фактуры коры деревьев. Зарисовка разных по характеру деревьев: дуба, березы,
осины, ивы и т. д.
3. Раздел Весёлый зоопарк (анималистический жанр)

3.1. Тема. Рисование животных
Теория. Знакомство с анималистическими рисунками.
Практика. Рисование: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные,
сердитые, испуганные и т. д.
3.2. Тема Рисование водного мира.
Теория. Беседа о подводном мире. Показ фотографий и рисунков с разнообразием
обитателей подводного мира. Значение композиции в рисунке.
Практика. Мир нашего аквариума. Рисование разных форм рыбок. Украшение
простой формы рыбки узорами чешуи. Дорисовывание плавников, хвоста.
Рисование медузы, дельфина. Составление композиции «Подводный мир»
(восковые мелки).
4. Раздел Элементы природы
4.1. Тема. Осенняя пора. Рисование с натуры.
Теория. Беседа. Средства выразительности – тон и линия. Виды рисунка и
графики, разнообразие художественных графических материалов, знакомство с
мягким материалом - пастелью, особенности работы в графической технике
мягким материалом. Виды пейзажей, панорамный пейзаж и его пространство.
Передача пространства осеннего пейзажа, воздушной перспективы и состояния
этого времени года тоном и линией. Просмотр репродукций русских художниковпейзажистов.
Обсуждение.
Практика. Рисование осеннего пейзажа. Выполнение задания мягким
материалом, использование тона и линии в работе, формирование навыка и
умения рисовать пятном и линией.
4.2. Тема Композиция «Зимний пейзаж»
Теория. Зимний пейзаж с хвойными деревьями. Отличие силуэтов ели и сосны от
лиственных. Применение приёмов кистевой росписи. Беседа о вологодских
кружевах. Показ рисунков и фото с изображением кружев.
Практика. Рисование узора белой краской на тонированной бумаге. Работа
тонким концом кисти. Узоры в виде плавных ветвей, завитков. Самостоятельный
выбор композиции. Рисование темными линиями ветви деревьев, белыми снега,
верха ветвей.
Использование техники «живопись по мокрому». Рисование по мокрой бумаге.
Кистевая роспись.
4.3. Тема Иллюстрация к сказке «Морозко»
Теория.. Сказки. Иллюстрации к сказкам. Художник- иллюстратор. Значение
иллюстрации. Добрые и злые герои сказок. Беседа о добре и зле в русских
народных сказках. Передача собственного отношения через линию и цвет.
Просмотр иллюстраций к сказке. Работа над композицией.
Практика. Рисование иллюстрации к сказке «Морозко».
Выполнение тематической композиции с изображением сказочной обстановки.
4.4. Тема. Весна пришла
Теория. Беседа о временах года. Фотоснимки весенних пейзажей, репродукции
картин природы «Времена года»: «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Весна.

Большая вода» И.И. Левитана и др.
Единство содержания и языка пейзажной живописи.
Наблюдение за весенними изменениями в природе. Рассматривание весенних
пейзажей.
Практика. Рисование цветов. Роспись гуашью без предварительного рисунка.
Этюд «Весна». Рисование цветущего дерева в технике «клякса», «пятно».
4.5. Тема Какого цвета небо
Теория. Наблюдение неба на фотоснимках и видео. От чего зависит цвет неба.
Рисование солнца, облаков. Использование произведений художниковпейзажистов. Способы изображения неба и облаков акварелью. Использование
техники по-сырому.
Практика. Использование техники «по-сырому».
5. Раздел Жанр «Натюрморт»
5.1. Тема Натюрморт «Овощи и фрукты».
Теория. Конструктивность, объём, фигура, цвет.
Композиционное решение и построение предметов натюрморта на листе.
Первоначальные сведения о жанре «натюрморт». Беседа о восприятии и об
изобразительных возможностях натюрморта, правилах организации предметов в
постановку, «тихая жизнь» предметов и содержание натюрморта, о методах и
последовательности выполнения постановки с натуры.
Практика. Рисование с натуры натюрморта «Овощи на тарелочке», «Фрукты в
вазе». Композиция в натюрморте.
5.2. Тема Натюрморт из предметов школьного обихода. Натюрморт в графике.
Теория. Беседа. Светотень. Элементы светотени. Закрепление представлений о
тональных и пространственных отношениях в постановке, правилах построения
предметов и планирования действий, технических приёмах выполнения
натюрморта из бытовых предметов. Выбор композиции. Выбор графического
материала для работы.
Практика. Рисование с натуры натюрморта, состоящего из школьных предметов:
глобуса, книги, ручки и т.п. Последовательность выполнения постановки.
5.3. Тема Натюрморт, состоящий из бытовых предметов Теория. Беседа о
выразительности и изображение запоминающегося, знакомого мира старых
вещей. Организация композиции в натюрморте, правила изображения
пространства в натюрмортах.
Последовательность построения предметов, постановки для передачи фактуры
предметов.
Практика. Рисование с натуры натюрморта из бытовых предметов мягким
материалом (2-3 предмета). Поэтапное выполнение рисунка.
6. Раздел В царстве нежности
6.1. Тема. Цветовой круг. «Сказка». Цветы гуашью
Теория.. Работа с цветовым кругом. Холодные и тёплые цвета. Основные и
дополнительные цвета. Просмотр видеоряда «Цветы».
Практика. Работа гуашью без предварительного рисунка.

Рисование цветов гуашью свободной росписью.
6.2. Тема. Мир цвета. Рисование цветов мамам.
Теория. Сгущение и ослабление тона с помощью белил.
Покрытие краской пятна с равномерным усилением тона путем постепенного
прибавления краски к белилам. Переход от одного цвета в другой с изменением
цветовых оттенков от холодного к теплому и наоборот. Получение пастельных
тонов.
Практика. Рисование цветов. Упражнение со смешением краски с белилами,
получение пастельных оттенков. Букет цветов маме.
Покрытие фоном.
6.3. Тема. Композиция на экологическую тему
Теория. Беседа «Почему нужно беречь природу?»
Использование видеофрагментов, фотоснимков.
Практика. Составление композиции на экологическую тематику. Пейзаж с
лесом, полем, животными. Работа гуашью, прорисовка мелких деталей.
7. Раздел Жанр Графический дизайн
7.1. Тема Основы графического дизайна
Теория. Знакомство с графическим дизайном, элементами, составляющими
графический дизайн. Материалы для графического дизайна.
Практика. Узоры для графического дизайна. Рисование прямоугольников по
образцам.
7.2. Тема. Волшебный мир аквариума
Теория. Графический дизайн. Композиция в рисунке. Видеоряд с изображением
рисунков, выполненных в графическом дизайне.
Практика. Тема «Рыбка», «Ракушка». Композиция в рисунке (выполнение
гелиевыми ручками.)
7.3. Тема Разноцветные бабочки
Теория. Закрепление навыков в изображении узоров в графическом дизайне.
Предметная монотипия: применение новых средств выразительности с уже
изученными ранее.
Практика. Изображение симметричных предметов (бабочки), дорисовывание и
проработка мелких деталей. Украшение рисунка узорами в графическом дизайне.
7.4. Тема Рисуем домашних животных
Теория. Пропорции, объем, форма животных с учетом особенностей
изображения в разных техниках. Характерные детали, выражающие особенности
данного животного. Портрет животного в стиле поп-арт.
Практика. Портрет животного: котик, собачка (по выбору) с использованием
цветных карандашей и фломастеров при украшении рисунка.
8. Раздел «Стихии»
8.1. Тема Стихия земли
Теория. Беседа о стихиях природы. Беседа о композиции, об упорядоченном
расположении элементов и градиентов, о движении в изображении. Передача

линией, мазком. Закрепление знаний о теплых и холодных оттенках.
Практика. Тема «Горы». Рисование гор, используя репродукции картин
художников. Дорисовка картины по своему усмотрению.
8.2. Тема Стихия воздуха
Теория. Стихия воздуха. Независимость и свобода воздуха.
Наделение человека подвижностью, жаждой к деятельности, живостью,
гибкостью.
Практика. Рисование «птицы в небе» без предварительного рисунка, кистью,
гуашью. Использование мазков, холодных оттенков.
8.3. Тема Стихия огня
Теория. Огонь – первичный элемент, первый из четырёх стихий, изначальная
энергия любого проявления. Три формы огня. Знакомство с работами художника
Дэна Морриса.
Практика. Тема рисунка «Гармония солнца и луны» с использованием гуаши,
кисти, мазков.
8.4. Тема Стихия воды
Теория. Вода – это душа мира. Изучение приема в живописи, плавного перехода
от одного цвета к другому.
Образно-колористическое решение моря. Знакомство с творчеством Рокуэлла
Кента.
Практика. 1. Написание маленького эссе, выражение своего отношения к воде.
2. Выполнение акварельной растяжки от синего до изумрудного. Прорисовка
масляной пастелью плавными линиями волны. 3. Рисование волн, глади.
9.Раздел Жанр Городской пейзаж
9.1. Тема Архитектура, здания. Пейзаж, наброски, зарисовки
Теория. Архитектура как жанр изобразительного искусства.
Ведута – жанр европейской живописи.
Практика. Зарисовка здания. Форма, конструкция. Этапы рисования здания в
объёме. Перспектива в рисунке.
9.2. Тема Композиция, городской пейзаж.
Теория. Расширение знаний и представлений о городском пейзаже. Ознакомление
с этапами развития городского пейзажа, его местом в истории искусства.
Формирование представления о городском пейзаже.
Практика. Рисование графической композиции «Городской пейзаж» акварелью.
9.3. Тема Архитектурные стили разных эпох.
Теория. Расширение знаний об архитектуре. «Архитектура – летопись мира». Что
такое стиль? Архитектурные стили от Египта до современного искусства.
Практика. 1. Зарисовка пирамид Египта.
10.Раздел Костюмы разных эпох
10.1. Тема Декоративное искусство. Орнаменты разных народов
Теория. Декоративно-прикладное искусство, его основные особенности.
Орнамент. Знакомство с орнаментами, которые используются в костюмах разных
народов и разных эпох (фото и видеоряд).

Практика. Рисование орнамента в полосе с использованием какого-либо
стилизованного природного элемента (цветок, листик, ягод и т.д.).
Материалы – карандаш, акварель, фломастеры.
10.2. Тема Русский народный костюм.
Теория. Формирование и закрепление знаний об истории и элементах женского
народного костюма на Руси. Демонстрация репродукций картин художников, И.
Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К. Маковского
«У околицы», «Русская красавица», «Боярыня у окна» и др. Знакомство с
особенностями русского народного костюма. Иллюстрации к сказкам
«Снегурочка», «Сказка о царе Салтане».
Практика. РисованиЕ русского сарафана и головного убора (акварель или гуашь
с применением чёрной гелиевой ручки и фломастеров).
11.1. Подготовка работ к выставке. Выставка работ.
Практика. Обсуждение и подборка работ для итоговой выставки Оформление
выставки.
Теория. Подведение итогов работы объединения за год. Рефлексия.
Календарный учебный график
Дата начала
Дата окончания Количество
Количество
Количество
обучения
обучения
часов в неделю учебных недель часов в год
1.09.2023
31.05.2024
2
36
72
первое полугодие - 16 недель, второе полугодие - 20 недель.
Каникулы осенние - с 29 октября 2022 г. по 06 ноября 2022 г. (9 дней)
Каникулы зимние - с 28 декабря 2022 г. по 10 января 2023 г. (14 дней)
Каникулы весенние - с 25 марта 2023 г. по 31 марта 2023 г. (7 дней)
Организационно-педагогические условия
реализации программы
Для реализации программы необходимо создание следующих
организационно-педагогических условий (оптимальный режим образовательных
нагрузок для каждого обучающегося):
•
психолого-педагогические
условия
(коррекционно-развивающая
направленность образовательного процесса);
• учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
• соблюдение комфортного психо-эмоционального режима;
• использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);
• здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);

• тесное взаимодействие педагога, реализующего программу со специалистами
службы сопровождения (педагог-психолог). Отбор и содержание предлагаемого
материала
должны
соответствовать
психофизическим
особенностям
обучающихся с ЗПР, прежде всего, уровню их эмоционального развития.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиН в части
светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в помещения
естественного света, одновременное использование естественного и
искусственного освещения, возможность регулировать естественное и
искусственное освещение, возможность использования дополнительного
индивидуального источника света на рабочем месте).
Учебное помещение должно иметь достаточно свободного пространства
для игр, тренинговых занятий. Рабочее место учащегося должно быть
просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку
возможна работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии
предполагают использование значительного количества материалов, требующих
большого пространства для размещения.
Оборудование учебного кабинета:
• столы, мольберты, планшеты, стулья, полки, шкафы, стеллажи для хранения
рисунков, художественных материалов, магнитная доска, раковина;
• художественно-изобразительный материал (краски, кисточки, восковые мелки,
цветные карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон,
гофрированная бумага, фольга и другие виды бумаги, ножницы);
• нетрадиционные инструменты для художественного творчества (валики, губки,
трафареты и пр.);
• геометрические тела и гипсы, предметы натюрмортного фонда, драпировки;
• альбомы репродукций картин великих художников;
• образцы работ и рисунков в различных художественных техниках;
• мультимедийное оборудование: (ноутбук или стационарный). мультимедийный
проектор, экран, смарт-доска;
• электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы.
Аудиовизуальные:
слайд-фильмы,
видеофильмы,
учебные
кинофильмы, аудиозаписи.
Образовательная деятельность должна быть алгоритмизирована.
Педагогу необходимо предоставить учащимся план работы, а также при
необходимости письменные/ наглядные /схематические инструкции.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: групповая,
индивидуально-групповая, индивидуальная. Объяснение нового материала
осуществляется с помощью словесного и наглядного методов обучения.
Важным элементом является алгоритмизация деятельности; использование
простых пошаговых схем, алгоритмических предписаний, таблиц, памяток.
Формы занятий:

Вводное занятие – знакомство обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год.
Ознакомительное занятие – знакомство детей с новыми методами работы в тех
или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают
преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность
изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в
работе с натуры; оно даёт детям возможность тренировать свою зрительную
память.
Тематическое занятие – обучающимся предлагается работать над иллюстрацией
к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе художественных материалов и использовании различных
техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его;
они пользуются популярностью у детей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым
нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования
творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный
год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их
отбора и подготовки к отчётным выставкам.
В практике работы используются следующие методы работы:
• словесный: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
• наглядный: презентации, демонстрации рисунков, плакатов, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию
мышления детей.
• практический: изготовление рисунков, аппликаций. Данные методы позволяют
воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и
умений детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры
труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к
инструментам, приспособлениям и материалам.
• эмоциональный: подбор ассоциаций, художественные впечатления;
• проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения);
• игровой.
Современные педагогические технологии, используемые на занятиях:
• здоровьесберегающие технологии;

• ИКТ технологии, электронные образовательные ресурсы;
• игровые технологии.
• технология арт-терапии.
Информационное обеспечение:
1. Дерево гуашью. [Электронный ресурс]. https://youtu.be/TW-cIIOX6ds
2. Мастер-класс «Рисование в нетрадиционной технике с детьми»
[Электронный ресурс].
https://www.youtube.com/watch?v=wCQ3xikWbaQ&t=103s
3. Мастер-классы в технике Рисование и живопись [Электронный ресурс].
https://stranamasterov.ru/content/new/451%2C1218
4. Морозова Н.С. Методическая разработка «Арт-педагогика (изо-терапия) как
средство развития и коррекции младших школьников с задержкой психического
развития.
https://drive.google.com/file/d/1RWqOA-Nskj_EepFEIHbviXJuehS7ZAWb/view
[Электронный ресурс].
5. Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными
возможностями здоровья. [Электронный ресурс].
http://mbumc.3dn.ru/voz/normativno-pravovaja_baza_obrazovanija_detej_s_ogr.docx
6. Работы в технике Монотипия . [Электронный ресурс].
https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/663
7. Работы в технике Рисование и живопись [Электронный ресурс].
https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/700
8.Тестовые задания по ИЗО
https://urok.1sept.ru/articles/616773?ysclid=l512zbh78c960991134
9. Тесты и тестирование. ИЗО. [Электронный ресурс].
https://testua.ru/izo.html
10. Тесты по оценке качества знаний по ИЗО
https://ped-kopilka.ru/blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/testovajatetrad.html?ysclid=l4tlfodgwv557328352
11. Ткач Е.В. Изобразительное искусство. Тестовые задания.
https://adu.by/images/2021/07/KIM_IZO_1-4kl_Testovii_zadaniya.pdf
12. Энциклопедия русской живописи [Электронный ресурс].
http://www.artcyclopedia.ru/
13. Уроки рисования детей 9-11 лет [Электронный ресурс].
https://www.youtube.com/playlist?list=PL-cwCteXAXlNvkugNbvbYV7bgblDi3mNr
Кадровое обеспечение
Образовательную деятельность обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья на основе адаптированной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Волшебная кисточка» осуществляет педагог
дополнительного образования Рейнер И.Е., которая имеет специальное
профессиональное образование и прошла повышение квалификации в ОГБУ
ДПО «Рязанский институт развития образования» по дополнительной
профессиональной программе «Содержание и технологическое оснащение
современного дополнительного образования детей» включающие в себя

спецкурс «Нормативные и технологические аспекты работы с детьми с ОВЗ и
инвалидами в дополнительном образовании».
В рамках реализации АДОП важно отслеживать результативность
проведённой работы. Это позволяет определить динамику развития
обучающихся, определить трудности и систему работы над ними, а также
провести анализ проделанной работы в целом. Результаты освоения программы
проверяются индивидуально в зависимости от возраста, способностей,
психофизиологических особенностей обучающихся Контроль знаний, умений,
навыков учащихся проводится в форме педагогического анализа по результатам
просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом
и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Просмотры работ проводятся в конце каждого урока. Просмотрвыставка учебных работ – в конце учебного года.
Виды контроля
Входной контроль проводится в начале обучения с целью определения
уровня развития детей и их творческих способностей. Срок проведения:
сентябрь текущего учебного года. Формы контроля: беседа, входной тест
(Приложение №1), выполнение диагностических рисунков.
Текущий контроль — в течение всего года, направлен на определение
степени усвоения обучающимися теоретического материала и практических
навыков, выявление заинтересованности и усердия в обучении Формы:
педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, опрос, беседа. просмотр,
тестовые задания, экспресс-выставки, участие в выставке, участие в конкурсном
мероприятии.
При выполнении тестовых заданий учащиеся демонстрируют
сформированность общеучебных умений и навыков, без приобретения которых
невозможно успешное обучение не только по программам дополнительного
образования, но и в общеобразовательной школе: умение подбирать и
анализировать специальную литературу, умение организовать своё рабочее
(учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил
безопасности, умение аккуратно выполнять работу.
Форма выполнения тестовых заданий разнообразна: подчеркнуть,
отметить галочкой, объединить стрелочкой, выписать, дать определение, что
помогает учащемуся не только настроиться на выполнение задания, но и
внимательно отнестись к форме его выполнения.
Теоретический аспект – изовикторина, тест.
Практический аспект – рисунки, задание, выставки.
Промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине
учебного года. Формы: по окончании изучения каждой темы проводятся блицопросы, викторины, задания для самостоятельного и творческого выполнения.
Организация выставок, посвящённых праздникам или торжественным датам.
Промежуточная аттестация проводится в декабре, по окончании первого
полугодия с целью определения: качества реализации образовательного

процесса, степени практической подготовки; сформированности у обучающегося
умений и навыков на данном этапе обучения. Формы контроля: выставка работ,
диагностика (Приложение № 3).
Итоговый контроль (май) проводится в конце учебного года.
Форма: итоговая выставка.
Диагностика: карта оценки результатов освоения программы. (Приложение № 4).
Критерии оценивания итоговых работ на выставках – просмотрах:
Высокий уровень – оригинально, очень выразительно, на рисунке гармонично
согласованы все цвета и формы.
Выше среднего – выразительно по форме, в сочетании согласованы все цвета.
Средний – выразительно, хотя бы по одному признаку формы, цвета формально
согласованы.
Ниже среднего – выразительно только в одной части работы, в сочетании
присутствует один чужой цвет, композиция не устойчива.
Низкий – рисунок невыразителен, цвета не согласованы друг с другом, нет
композиционного строя.
Оценочные материалы
Для
отслеживания
результатов
образовательной
деятельности
используются формы и способы выявления, предъявления, и фиксации
результатов, представленные в Приложениях № 1 – 5.
Формы выявления результатов: наблюдение; устный опрос;
анкетирование, тестирование.
Формы предъявления результатов: открытое занятие; выставка.
Формы фиксации результатов: диагностические карты, таблицы мониторинга.
В процессе освоения программы используются различные диагностические
методики:
1. Таблица освоения адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
2. Диагностика учебных результатов ребенка по дополнительной
общеразвивающей программе (авторы: Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова)
3. Мониторинг личностного развития с помощью методов педагогического
наблюдения, создание педагогических ситуаций, тестирования, анкетирования
(авторы: Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова.
Основным предметом оценки выступает индивидуальная динамика
обучающихся в достижении планируемых образовательных результатов
освоения АДОП, данные которой фиксируются в личной карте.
Оценивание осуществляется в сравнении с предыдущими
индивидуальными
достижениями
ребенка.
Любое
продвижение
относительно собственных результатов рассматривается как положительная
динамика.
Для оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы используются:
 тестовые задания для изучения уровня достижений в овладении

знаниями, умениями и навыками;
 практические задания;
 анкеты для родителей, позволяющие оценивать продвижение
обучающихся в интеллектуальном, речевом и двигательном
развитии и выявлять трудности в овладении учебным материалом и
особенности их поведения.
Помимо предметных результатов важно отслеживание развития
личностных качеств учащихся. В первую очередь, это активность детей на
учебных занятиях и в социокультурных мероприятиях, культура поведения,
ответственность за порученное дело, развитие коммуникативных навыков,
самостоятельность.
Основной метод оценивания данных показателей – наблюдение,в
процессе которого оцениваются изменения в повседневном поведениии
деятельности ребенка:
Отслеживание результатов осуществляется по следующим показателям:
1. Коммуникативные навыки и социализация:
 стремление к общению и желание общаться,
 умение высказать свои мысли и желания, умение слушать, слышать и
воспринимать речь педагога, понимать сказанное,
 принятие ответственности за свои действия,
 стремление к участию в выставках, конкурсах, фестивалях и др.).
2. Мотивация к занятиям и полнота усвоения теоретических знаний:

проявление желания и интереса к занятиям декоративноприкладным творчеством,
 стремление к самостоятельности в работе,
 настойчивость при изучении терминов, условных знаков, схем;
 освоение правил техники безопасности,
овладение навыками чтения схем и чертежей, технологических карт и
алгоритмов действий,

умение находить нужную информацию и использовать ее в своей
работе и др.
Сформированность практических навыков
 владение специальными инструментами: ножницы, швейная игла,
шило, канцелярский нож, циркуль, карандаш с линейкой др.

Личная карта оценки результатовосвоения образовательной
программы учащегося _______________________________

Критер
ии

Коммуникативные
навыки и социальная
адаптация
Начальная
диагност
ика

Промежуточная
аттеста
ция

Итоговая
аттеста
ция

Мотивация к занятиям
и полнота усвоения
теоретических знаний
Начальная
диагност
ика

Промежуточная
аттеста
ция

Итоговая
аттеста
ция

Сформированность
практических навыков
Начальная
диагност
ика

Проме
жуточная
аттеста
ция

Итоговая
аттеста
ция

Участие в выставках, конкурсах и фестивалях:
Уровень
,год
обучения

Объединение

Институциональный

Городской

Краевой

Всероссийский

Международный

Методические материалы
Большое внимание педагог уделяет методам:
 педагогической защиты ребенка:
-метод угашения переживаний (рукопожатие, погладить,приласкать,
использование спокойной музыки);
-метод переключения - включение ребенка в виды деятельности,в
которых он успешен;

развития чувство радости, положительного эмоционального
настроя, веры в свои силы:
- метод перспективы – это радостные события, которые ждут ребенка;
- метод увлечения весельем – юмор всегда помогает преодолевать
трудности, создает оптимистичный настрой;
- поощрения и похвалы рождает у ребенка чувство радости от
сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем
одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- физических упражнений, массажа и самомассажа – физического
оздоровления путем растирания и разминания участков тела;
 педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
-метод угашения отрицательных переживаний – обдумывание таких
эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх;
- метод релаксации – способы расслабления организма с целью
успокоения, создания внутреннего комфорта;
 поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение

заданий по заданным параметрам: активное слушание, позиция эксперта и
т.д.;
 педагогической поддержки развития самостоятельности:
- метод самодиагностики – обучение анализу своих возможностей;
- метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
предполагает наличие как технического оснащения и дидактического материала,
так и различных методических разработок по темам программы.
Учебно-методический комплекс программы состоит из трёх компонентов:
Первый компонент – учебные и методические пособия для педагога и
обучающихся. Включает в себя списки литературы и интернет- источники,
необходимые для работы педагога и обучающихся.
Методические разработки:
1. Азбука рисования
2. «Арт-педагогика (изо-терапия) как средство развития и коррекции младших
школьников с задержкой психического развития.
https://drive.google.com/file/d/1RWqOA-NSkj_EepFEIHbviXJuehS7ZAWb/view
3. Виды и жанры изобразительного искусства
4. История костюма.
5. Натюрморт: от постановки к картине.
6. Пишем акварелью
7. Рисуем гуашью
8. Русский народный костюм.
9. Санкт-Петербург в графике
10. Страна дизайна
11. Цвет в живописи
Примеры методических разработок представлены в презентации.
https://disk.yandex.ru/i/kOMuklgXC6n69Q
Второй компонент – система средств обучения.
Дидактические средства:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала
используются наглядные пособия следующих видов:
• естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые
объекты, чучела и т.п.);
• объемный (макеты и муляжи растений и их плодов, макеты геометрических тел
куба, конуса, шара, фигурки животных и т.п.);
• схематический или символический (оформленные стенды, наглядные пособия
по «Цветоведению»: цветовой круг, теплые и холодные цвета, типы колорита,
цветовые композиции; «Способы изображения животных», «Пропорции
человека»; таблицы, схемы, рисунки, плакаты, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, фотоматериалы,
репродукции картин и др.);
• звуковой (аудиозаписи);
• смешанный (видео) (телепередачи, видеозаписи, учебные фильмы и т. д.);

• дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания
для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения
и др.).
Третий компонент − система средств контроля результативности реализации
программы.
Формы организации образовательной деятельности:
• Практическое занятие
• Открытое занятие
• Беседа
• Выставка
• Тематическо-игровые занятия
• Мастер-класс
• Виртуально-познавательные путешествия
• Творческие-мастерские.
Педагогические технологии:
• Технология индивидуального обучения
• Технология группового обучения
• Технология коллективного взаимодействия
• Технология дифференцированного обучения
• Технология проблемного обучения
• Здоровьесберегающие технологии
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с
задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. –
М.:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. –143 с
2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование
детей в школе? – Москва, АРКТИ, 2005
3. Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного
обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста / Теория и
практика образования. – 2017. – No 5(77) – С.45–54
4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
школьников: методическое пособие для учителей образовательных учреждений.
– М. Просвещение, 2013. – 192 с.
5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми
с ОВЗ. Методическое пособие – Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В.
М: Владос, 2019. 167с.
6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.:
Речь, 2006. — 160 с, илл.
7. Никитин В.Н. Арт-терапия. Учебное пособие/Никтин В.Н. —М.:КогитоЦентр, 2014.—460 стр., 82 илл.
8. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе - 2007г.
В.Л. Стрелкина

9. Пейзаж. Основы техники изображения. -М.: ООО ТД «Издательство МИР
КНИГИ», 2006
11. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 2 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы
(ФГОС ОВЗ) – М.: Просвещение, 2017.
12. Свет и Цвет в живописи. Особенности изображения. -М.: ООО ТД
«Издательство МИР КНИГИ», 2008
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей.
Волшебный мир красок. –М.: Астрель. 2010
14. Сокольникова, И.М. Основы живописи, [Текст]: учеб.-метод. пособие/ И.М.
Сокольникова - «Титул», Обнинск, 2016 г.
15. Сокольникова, И.М Основы композиции, [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.М.
Сокольникова - «Титул», Обнинск, 2016 г.
16. Танцюра С.Ю., Курышина Е.Ю. Сопровождение ребенка 5—7 лет с ОВЗ в
условиях коррекционно-образовательного процесса /Танцюра С.Ю. М: СФЕСО,
2019. с 64.
17. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи».
Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006.
18. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007.
19. Художественно-эстетическое образование детей с ограниченными
возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов
областной научно-практической конференции. г. Новокуйбышевск Самарской
области. 26 февраля 2020 года / науч. ред. проф. А.И. Смоляр., И.В. Бурановой –
Самара; Новокуйбышевск: СГСПУ, 2020. – 246 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».