Пояснительная записка к учебному плану 2024-2025 (1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования».
на 2024-2025 учебный год
1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.

Учебный план – документ, регламентирующий организацию
образовательного процесса в учреждении, который является основным
финансовым документом.
Учебный план МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» (далее –
Центр) составлен в соответствии с основными нормативными документами:
- Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №
273 ФЗ от 26.12.2012 года;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» от 03.06.2009 №118-ФЗ.
- Приказом Минобрнауки «О продолжительности рабочего времени (норме
часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников» от 22.12.2014 № 1601 с изменениями и дополнениями от
29.06.2016
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности МБОУ ДО
«Центр дополнительного образования» № 20-2318 от 15 июля 2015 г. серия
62Л01 № 0000674. Срок действия – бессрочно
- Уставом МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
- Локальными актами Центра
Дополнительными
общеобразовательными
общеразвивающими
программами.

Учебный план составлен на основе штатного расписания, тарификации
педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей,
расписания учебных занятий на 2024-2025 учебный год с учетом учебнометодического и материально-технического обеспечения, дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, Положения о детском
объединении. Он является частью образовательной программы учреждения,
регламентирующей организацию образовательного процесса, и позволяет в
ходе образовательного процесса решать учебно-воспитательные задачи, даёт
возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности
и способности обучающихся.
Цель учебного плана — создание наиболее благоприятных условий
организации образовательного процесса с учётом запросов участников
образовательного процесса.
Учебный план утверждается на каждый учебный год на основе
дополнительных
общеобразовательных
программ,
реализуемых
в
учреждении в текущем учебном году.
Учебный план способствует: самореализации, самоопределению,
духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию
детского творчества, одарённости, формированию здорового образа жизни.
При составлении учебного плана учтены основные принципы
обновления содержания дополнительного образования:
 личностная и профильная ориентация;
 гуманизация, целесообразность обеспечения необходимых условий для
личностного развития, укрепления здоровья, профессионального
самоопределения и творческой деятельности детей;
 адаптация их к жизни в обществе;
 формирование духовно-нравственной и общей культуры;
 организация содержательного досуга;
 оптимизация объёма учебной нагрузки;

усиление
в
содержании
образования
деятельностного
компонента.
2. Общая характеристика учебного плана.
2.1. Учебный план обеспечивает решение целей и задач
образовательного процесса:
Целью деятельности учреждения является создание условий для
развития личности, его способностей к познанию и творчеству, укрепление
здоровья, реализация дополнительных общеобразовательных программ и
услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные задачи Центра:













обеспечение самоопределения личности, создание условий для её
самореализации,
личностного
развития,
профессионального
самоопределения, творческого труда;
выявление и развитие способностей и склонностей детей;
социализация, адаптация к жизни в обществе;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
гражданское и духовно-нравственное воспитание;
создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья
учащихся;
формирование человека и гражданина, интегрированного в
современном обществе и нацеленного на совершенствование этого
общества;
формирование общей культуры; организация содержательного досуга;
удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и
спортом.

2.2. Основные направленности деятельности
Центр дополнительного образования, являясь многопрофильным
учреждением дополнительного образования, реализует дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы, а также организует
учебно-воспитательную, организационно-массовую и спортивно-досуговую
деятельность обучающихся.
Ценность образовательной деятельности Центра состоит в том, что она
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе,
стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
В 2024-2025 учебном году в Центре реализуются дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы по следующим
направленностям:







художественная направленность;
техническая направленность;
социально-гуманитарная направленность;
естественнонаучная направленность;
туристско-краеведческая направленность;
физкультурно-спортивная направленность.

В целом учебный план обеспечивает условия успешного обучения
детей и подростков, рациональную организацию образовательного процесса,
необходимую для предотвращения перегрузки и перенапряжения

обучающихся для сохранения их здоровья, развития личности, создание
условий для развития индивидуальности и детской одарённости.
Учебный план отражает образовательную деятельность, основанную на
социальном заказе района, родителей, учитывающую интересы и
индивидуальные особенности детей.
2.3. В рабочей сетке учебного плана указываются:
- направленность;
- название дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ;
- краткое описание содержания курса программы (образовательная область);
- Ф.И.О. педагога, реализующего программу;
- срок реализации программы;
- год обучения по программе;
- количество групп;
- количество часов на одну учебную группу в неделю;
- количество часов на одну учебную группу в год в соответствии с уровнем
обучения;
- общее количество часов в год по программе.
Отдельно выделяются группы и часы, реализуемые в рамках ПФДОД
(персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей) и по муниципальному заданию.
Содержательная часть учебного плана Центра формируется по блокам,
которые соответствуют направленности образовательных программ:
 художественная направленность;
 техническая направленность;
 социально-гуманитарная направленность;
 естественнонаучная направленность;
 туристско-краеведческая направленность;
 физкультурно-спортивная направленность.
Для реализации учебного плана в Центре имеется необходимое
кадровое, материально - техническое и методическое обеспечение.
В течение учебного года в учебный план могут быть внесены
изменения, которые оформляются в установленном порядке на основании
приказа директора Центра.
3. Режим образовательного процесса
3.1. Учебный год в Центре начинается 2 сентября 2024 года и заканчивается
31 мая 2025 года, что составляет 36 учебных недель в год.

С 1 по 15 сентября 2024 года осуществляется набор и комплектование
групп 1 года обучения, проводятся презентации объединений
дополнительного образования с целью ознакомления социума с
предоставляемыми услугами дополнительного образования детей.
Занятия регламентируются расписанием, утверждённым директором.
В объединениях занятия проводятся по группам, подгруппам или
индивидуально.
Продолжительность одного занятия составляет 1-2 или 3 часа
академического времени (1 или 1-2-3 раза по 30 минут для дошкольников и
45 минут для обучающихся школьного возраста) с обязательным коротким
перерывом (переменой), продолжительностью 10 минут между каждым
учебным часом в обычные дни. В детских объединениях физкультурноспортивной направленности допускается продолжительность занятий до 3-х
часов в день.
Реализация программ осуществляется в одновозрастных и в
разновозрастных объединениях детей.
По каждому курсу разработаны учебные планы и программы,
составленные в соответствии с принятыми нормативами.
Учебные занятия проводятся в свободное от занятий в
общеобразовательном учреждении время.
Учреждение решает проблему развития мотивации личности к
познанию
и
творчеству
через
реализацию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, используя следующие
формы организации учебного процесса: учебные занятия, экскурсии,
открытые учебные занятия, туристические походы, учебные игры,
консультации, соревнования, конкурсы, выставки, концерты и т.д.
3.2. Численный состав учебных групп. Численный состав учебных групп
определяется в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями,
санитарно-гигиеническими нормами в зависимости от содержания
образовательных программ, форм обучения, направлений и специфики
образовательной деятельности. Рекомендуемый минимальный состав групп12 человек, максимальный – 15-20 человек.
3.3. Основные формы образовательного процесса. Основными формами
образовательного процесса являются:

· теоретические и практические занятия;
· групповые и индивидуальные занятия.
Руководствуясь педагогической целесообразностью педагог может
проводить занятия индивидуально, по подгруппам или со всем составом
детского объединения.
В случае карантина или сложной эпидемиологической обстановки
образовательный процесс продолжается в дистанционном формате с
использованием интернет-платформ, рекомендованных Министерством
просвещения Российской Федерации согласно Положения.
3.4.
Оценка
результативности
общеразвивающих программ

освоения

дополнительных

Результативность освоения
дополнительной общеразвивающей
программы оценивается на каждом этапе обучения и по окончании срока
реализации программы.
Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной
общеразвивающей программы представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,
составляющих содержание образовательной программы.
В структуре планируемых результатов выделяются 3 группы освоения
образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные
результаты. Критерии и способы оценивания уровня освоения программы
указываются в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах педагогов. Система оценки освоения программ предусматривает
уровневую дифференциацию: высокий, средний и низкий уровни освоения
программы.
Для полноценного обеспечения учебно-воспитательного процесса и
повышения качества образования в учреждении осуществляется контроль за
уровнем освоения дополнительных общеобразовательных программ:
текущий - в конце каждой темы учебного плана;
o
промежуточный контроль (промежуточная аттестация) - в конце
I-го полугодия обучения;
o
итоговый контроль (промежуточная аттестация обучающихся)
проводится в мае в учебных группах, заканчивающих обучение по
общеобразовательным программам.
o

Аттестация обучающихся в зависимости от направления обучения
может проводиться в следующих формах:

анкетирование;
o
тестирование;
o
зачет;
o
конкурс;
o
конференция;
o
соревнование;
o
поход;
o
игра;
o
выполнение спортивных нормативов;
o
выставка;
o
защита проектов;
o
концерт и др.
Порядок проведения аттестации определён
Положением.
o

соответствующим

Для оценки работы объединений учитывается стабильность состава
обучающихся, посещаемость ими занятий,
динамика индивидуальных
показателей развития личностных качеств обучающихся, уровень освоения
программы.
3.5. Мониторинг результатов образовательной деятельности
В Центре разработана система мониторинга, которая является
инструментом оценки качества дополнительного образования через
определение
результативности
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ. Поскольку образовательная деятельность в
системе дополнительного образования предполагает не только обучение
детей определённым знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных
личностных качеств обучающихся, а в современном контексте формирование
базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке
результативности реализации дополнительных общеобразовательных
программ определён подход, сочетающий отслеживание динамики
личностного развития, уровня освоения предметной области и степени
освоения основных общеучебных компетентностей.
Диагностика освоения программы
обеспечивается
педагогического сопровождения, которая включает в себя:

системой

- педагогическую диагностику развития познавательных интересов и
эмоционально-волевой сферы деятельности;
- педагогическую диагностику развития творческих способностей,
предметных знаний, умений, навыков;
- мониторинг достижений обучающихся;
- диагностику профессиональной ориентации и профессионального
самоопределения обучающихся.

Педагогическая
диагностика
осуществляется
педагогами
—
руководителями детских объединений с привлечением педагога-психолога
Центра. Результаты диагностики доводятся до сведения родителей
обучающихся.
Для
педагогической
диагностики
используются
методы
педагогического наблюдения и анализа, анкетирования, тестирования и
опроса и др.
4. Описание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
В 2024-2025 учебном году в учреждении реализуется 33 дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы:
- художественной направленности – 9 программ (27,27%):
- ДООП «Василиса» (декоративно-прикладное творчество)
- ДООП «Вдохновение» (декоративно-прикладное творчество)
- ДООП «Волшебное слово» (овладение детьми знаниями по
различным аспектам литературного творчества)
- ДООП «Радуга творчества» (декоративно-прикладное
творчество)
- ДООП «Народная игрушка» (знакомство детей с народной
игрушкой через разнообразные виды деятельности)
- ДООП «Теремок» (театральная деятельность)
- ДООП «Бусинки» (хореография)
- ДООП «Цветные ладошки» (изобразительное искусство)
- АДООП «Волшебная кисточка» (изобразительное искусство);
- технической направленности – 4 программаы (12,12%):
- «Самоделкин» (начальное техническое конструирование и
моделирование)
- «3-D моделирование» (3-D моделирование)
- «Робототехника»
- «Проектирование и строительство»;
- социально-гуманитарной направленности – 8 программ
(24,24%):
- «Собеседники» (личностное развитие подростков на основе
знаний о закономерностях общения и межличностного
взаимодействия)
- «Созвездие» (социальное самоопределение подростков и
развитие их лидерских качеств)
- «Бумеранг добра» (участие детей и подростков в волонтёрской
деятельности)
- «Увлекательный английский» (расширение детского кругозора
посредством изучения английского языка)
- «Наследники Победы» (патриотическое воспитание детей и
подростков)

- «Мир шашек и шахмат» (личностное и интеллектуальное
развитие школьников посредством обучения игре в шахматы и
шашки)
- «Скоро в школу» (психолого-педагогическое сопровождение
дошкольников на этапе подготовки к школе)
«Затейники»
(организация
досуговой
деятельности
обучающихся)
- естественнонаучной направленности – 4 программы (12,12%):
- «Флорик» (флористика)
- «Удивительная математика» (развитие познавательных и
творческих способностей школьников, подготовка их к участию
в интеллектуальных математических играх)
- «Эколята» (расширение знаний учащихся младшего школьного
возраста по окружающему миру)
- «Географическая картина мира» (развитие географического
мышления школьников и формирование у них целостного
представления о мире)
- туристско-краеведческой направленности –2 программы
(6,06%):
- «Школа безопасности» (туризм, спортивное ориентирование и
основы безопасности жизнедеятельности)
- «Истоки» (краеведение);
- физкультурно-спортивной направленности –6 программ
(18,18%):
- «Быстрее, выше, сильнее» (игровые виды спорта)
- «Страна Спортландия» (подвижные и спортивные игры)
- «Волейбол»
- «Баскетбол»
- «Кожаный мяч» (мини-футбол)
- «ОФП» (общая физическая подготовка)
Все программы прошли независимую экспертную оценку (НОКО).
Содержание и материал программ организованы по принципу
дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию
общей
и
целостной
картины
в
рамках
содержательнотематического направления программы.
«Продвинутый
уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и

нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления
программы. Также предполагает углубленное изучение содержания
программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным
знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из
представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и
процедур оценки изначальной готовности участника.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
центре допускается сочетание различных форм получения образования и
форм обучения, которые определяются учреждением самостоятельно, с
учетом особенностей реализации и содержания дополнительных
общеобразовательных программ.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при
реализации дополнительных общеобразовательных программ в центре
используются различные образовательные технологии.
В работе объединений при наличии условий и согласия педагога
дополнительного
образования
могут
участвовать
совместно
с
несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без
включения в основной (списочный) состав учащихся. При реализации
дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться
как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые
проводятся по группам или индивидуально. Формы аудиторных занятий, а
также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной
аттестации учащихся определяется в соответствии с дополнительными
общеобразовательными программами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».