ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования». на 2024-2025 учебный год 1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана. Учебный план – документ, регламентирующий организацию образовательного процесса в учреждении, который является основным финансовым документом. Учебный план МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» (далее – Центр) составлен в соответствии с основными нормативными документами: - Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 26.12.2012 года; - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 03.06.2009 №118-ФЗ. - Приказом Минобрнауки «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» от 22.12.2014 № 1601 с изменениями и дополнениями от 29.06.2016 - Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Лицензией на осуществление образовательной деятельности МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» № 20-2318 от 15 июля 2015 г. серия 62Л01 № 0000674. Срок действия – бессрочно - Уставом МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» - Локальными актами Центра Дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами. Учебный план составлен на основе штатного расписания, тарификации педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, расписания учебных занятий на 2024-2025 учебный год с учетом учебнометодического и материально-технического обеспечения, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, Положения о детском объединении. Он является частью образовательной программы учреждения, регламентирующей организацию образовательного процесса, и позволяет в ходе образовательного процесса решать учебно-воспитательные задачи, даёт возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся. Цель учебного плана — создание наиболее благоприятных условий организации образовательного процесса с учётом запросов участников образовательного процесса. Учебный план утверждается на каждый учебный год на основе дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в учреждении в текущем учебном году. Учебный план способствует: самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детского творчества, одарённости, формированию здорового образа жизни. При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления содержания дополнительного образования: личностная и профильная ориентация; гуманизация, целесообразность обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческой деятельности детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование духовно-нравственной и общей культуры; организация содержательного досуга; оптимизация объёма учебной нагрузки; усиление в содержании образования деятельностного компонента. 2. Общая характеристика учебного плана. 2.1. Учебный план обеспечивает решение целей и задач образовательного процесса: Целью деятельности учреждения является создание условий для развития личности, его способностей к познанию и творчеству, укрепление здоровья, реализация дополнительных общеобразовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи Центра: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда; выявление и развитие способностей и склонностей детей; социализация, адаптация к жизни в обществе; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; гражданское и духовно-нравственное воспитание; создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся; формирование человека и гражданина, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом. 2.2. Основные направленности деятельности Центр дополнительного образования, являясь многопрофильным учреждением дополнительного образования, реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, а также организует учебно-воспитательную, организационно-массовую и спортивно-досуговую деятельность обучающихся. Ценность образовательной деятельности Центра состоит в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В 2024-2025 учебном году в Центре реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по следующим направленностям: художественная направленность; техническая направленность; социально-гуманитарная направленность; естественнонаучная направленность; туристско-краеведческая направленность; физкультурно-спортивная направленность. В целом учебный план обеспечивает условия успешного обучения детей и подростков, рациональную организацию образовательного процесса, необходимую для предотвращения перегрузки и перенапряжения обучающихся для сохранения их здоровья, развития личности, создание условий для развития индивидуальности и детской одарённости. Учебный план отражает образовательную деятельность, основанную на социальном заказе района, родителей, учитывающую интересы и индивидуальные особенности детей. 2.3. В рабочей сетке учебного плана указываются: - направленность; - название дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; - краткое описание содержания курса программы (образовательная область); - Ф.И.О. педагога, реализующего программу; - срок реализации программы; - год обучения по программе; - количество групп; - количество часов на одну учебную группу в неделю; - количество часов на одну учебную группу в год в соответствии с уровнем обучения; - общее количество часов в год по программе. Отдельно выделяются группы и часы, реализуемые в рамках ПФДОД (персонифицированного финансирования дополнительного образования детей) и по муниципальному заданию. Содержательная часть учебного плана Центра формируется по блокам, которые соответствуют направленности образовательных программ: художественная направленность; техническая направленность; социально-гуманитарная направленность; естественнонаучная направленность; туристско-краеведческая направленность; физкультурно-спортивная направленность. Для реализации учебного плана в Центре имеется необходимое кадровое, материально - техническое и методическое обеспечение. В течение учебного года в учебный план могут быть внесены изменения, которые оформляются в установленном порядке на основании приказа директора Центра. 3. Режим образовательного процесса 3.1. Учебный год в Центре начинается 2 сентября 2024 года и заканчивается 31 мая 2025 года, что составляет 36 учебных недель в год. С 1 по 15 сентября 2024 года осуществляется набор и комплектование групп 1 года обучения, проводятся презентации объединений дополнительного образования с целью ознакомления социума с предоставляемыми услугами дополнительного образования детей. Занятия регламентируются расписанием, утверждённым директором. В объединениях занятия проводятся по группам, подгруппам или индивидуально. Продолжительность одного занятия составляет 1-2 или 3 часа академического времени (1 или 1-2-3 раза по 30 минут для дошкольников и 45 минут для обучающихся школьного возраста) с обязательным коротким перерывом (переменой), продолжительностью 10 минут между каждым учебным часом в обычные дни. В детских объединениях физкультурноспортивной направленности допускается продолжительность занятий до 3-х часов в день. Реализация программ осуществляется в одновозрастных и в разновозрастных объединениях детей. По каждому курсу разработаны учебные планы и программы, составленные в соответствии с принятыми нормативами. Учебные занятия проводятся в свободное от занятий в общеобразовательном учреждении время. Учреждение решает проблему развития мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, используя следующие формы организации учебного процесса: учебные занятия, экскурсии, открытые учебные занятия, туристические походы, учебные игры, консультации, соревнования, конкурсы, выставки, концерты и т.д. 3.2. Численный состав учебных групп. Численный состав учебных групп определяется в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями, санитарно-гигиеническими нормами в зависимости от содержания образовательных программ, форм обучения, направлений и специфики образовательной деятельности. Рекомендуемый минимальный состав групп12 человек, максимальный – 15-20 человек. 3.3. Основные формы образовательного процесса. Основными формами образовательного процесса являются: · теоретические и практические занятия; · групповые и индивидуальные занятия. Руководствуясь педагогической целесообразностью педагог может проводить занятия индивидуально, по подгруппам или со всем составом детского объединения. В случае карантина или сложной эпидемиологической обстановки образовательный процесс продолжается в дистанционном формате с использованием интернет-платформ, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации согласно Положения. 3.4. Оценка результативности общеразвивающих программ освоения дополнительных Результативность освоения дополнительной общеразвивающей программы оценивается на каждом этапе обучения и по окончании срока реализации программы. Планируемые результаты освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержание образовательной программы. В структуре планируемых результатов выделяются 3 группы освоения образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные результаты. Критерии и способы оценивания уровня освоения программы указываются в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах педагогов. Система оценки освоения программ предусматривает уровневую дифференциацию: высокий, средний и низкий уровни освоения программы. Для полноценного обеспечения учебно-воспитательного процесса и повышения качества образования в учреждении осуществляется контроль за уровнем освоения дополнительных общеобразовательных программ: текущий - в конце каждой темы учебного плана; o промежуточный контроль (промежуточная аттестация) - в конце I-го полугодия обучения; o итоговый контроль (промежуточная аттестация обучающихся) проводится в мае в учебных группах, заканчивающих обучение по общеобразовательным программам. o Аттестация обучающихся в зависимости от направления обучения может проводиться в следующих формах: анкетирование; o тестирование; o зачет; o конкурс; o конференция; o соревнование; o поход; o игра; o выполнение спортивных нормативов; o выставка; o защита проектов; o концерт и др. Порядок проведения аттестации определён Положением. o соответствующим Для оценки работы объединений учитывается стабильность состава обучающихся, посещаемость ими занятий, динамика индивидуальных показателей развития личностных качеств обучающихся, уровень освоения программы. 3.5. Мониторинг результатов образовательной деятельности В Центре разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных общеобразовательных программ. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определённым знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации дополнительных общеобразовательных программ определён подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей. Диагностика освоения программы обеспечивается педагогического сопровождения, которая включает в себя: системой - педагогическую диагностику развития познавательных интересов и эмоционально-волевой сферы деятельности; - педагогическую диагностику развития творческих способностей, предметных знаний, умений, навыков; - мониторинг достижений обучающихся; - диагностику профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся. Педагогическая диагностика осуществляется педагогами — руководителями детских объединений с привлечением педагога-психолога Центра. Результаты диагностики доводятся до сведения родителей обучающихся. Для педагогической диагностики используются методы педагогического наблюдения и анализа, анкетирования, тестирования и опроса и др. 4. Описание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. В 2024-2025 учебном году в учреждении реализуется 33 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: - художественной направленности – 9 программ (27,27%): - ДООП «Василиса» (декоративно-прикладное творчество) - ДООП «Вдохновение» (декоративно-прикладное творчество) - ДООП «Волшебное слово» (овладение детьми знаниями по различным аспектам литературного творчества) - ДООП «Радуга творчества» (декоративно-прикладное творчество) - ДООП «Народная игрушка» (знакомство детей с народной игрушкой через разнообразные виды деятельности) - ДООП «Теремок» (театральная деятельность) - ДООП «Бусинки» (хореография) - ДООП «Цветные ладошки» (изобразительное искусство) - АДООП «Волшебная кисточка» (изобразительное искусство); - технической направленности – 4 программаы (12,12%): - «Самоделкин» (начальное техническое конструирование и моделирование) - «3-D моделирование» (3-D моделирование) - «Робототехника» - «Проектирование и строительство»; - социально-гуманитарной направленности – 8 программ (24,24%): - «Собеседники» (личностное развитие подростков на основе знаний о закономерностях общения и межличностного взаимодействия) - «Созвездие» (социальное самоопределение подростков и развитие их лидерских качеств) - «Бумеранг добра» (участие детей и подростков в волонтёрской деятельности) - «Увлекательный английский» (расширение детского кругозора посредством изучения английского языка) - «Наследники Победы» (патриотическое воспитание детей и подростков) - «Мир шашек и шахмат» (личностное и интеллектуальное развитие школьников посредством обучения игре в шахматы и шашки) - «Скоро в школу» (психолого-педагогическое сопровождение дошкольников на этапе подготовки к школе) «Затейники» (организация досуговой деятельности обучающихся) - естественнонаучной направленности – 4 программы (12,12%): - «Флорик» (флористика) - «Удивительная математика» (развитие познавательных и творческих способностей школьников, подготовка их к участию в интеллектуальных математических играх) - «Эколята» (расширение знаний учащихся младшего школьного возраста по окружающему миру) - «Географическая картина мира» (развитие географического мышления школьников и формирование у них целостного представления о мире) - туристско-краеведческой направленности –2 программы (6,06%): - «Школа безопасности» (туризм, спортивное ориентирование и основы безопасности жизнедеятельности) - «Истоки» (краеведение); - физкультурно-спортивной направленности –6 программ (18,18%): - «Быстрее, выше, сильнее» (игровые виды спорта) - «Страна Спортландия» (подвижные и спортивные игры) - «Волейбол» - «Баскетбол» - «Кожаный мяч» (мини-футбол) - «ОФП» (общая физическая подготовка) Все программы прошли независимую экспертную оценку (НОКО). Содержание и материал программ организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника. В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в центре допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, которые определяются учреждением самостоятельно, с учетом особенностей реализации и содержания дополнительных общеобразовательных программ. В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации дополнительных общеобразовательных программ в центре используются различные образовательные технологии. В работе объединений при наличии условий и согласия педагога дополнительного образования могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной (списочный) состав учащихся. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся определяется в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами.