Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Программа «Географическая картина мира» составлена на основе: авторской программы кружка по географии «Мы открываем мир» Шевцовой Ольги Ивановны, учителя "СОШ №17" г. Майкопа; авторской программы кружка общеинтеллектуального направления «Занимательная география », Хохлова Р.Н., учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» г. Новосибирска. В программу внесены коррективы, а именно, добавлены занятия, посвященные просмотру художественных фильмов и их фрагментов, чтению отрывков из художественной литературы, просмотру синоптических карт и иных интересных документальных фильмов и карт он-лайн. Эти часы распределены не по блокам, а тематически. Направленность данной программы – естественнонаучная, так как программа направлена на освоение методов научного познания мира, формирование и развитие научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей обучающихся. Роль и место программы в Образовательной программе Центра. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Географическая картина мира» является составным компонентом программно-методического обеспечения Образовательной программы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». В соответствии с основной целью и задачами Образовательной программы учреждения данная программа направлена на обеспечение оптимальных условий для высокого качества образовательных услуг и их доступности, способствующих адаптации детей к жизни в обществе, их личностному развитию и укреплению здоровья, профессиональному самоопределению и творческому труду, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Данная программа занимает устойчивую позицию в образовательной программе учреждения и востребована со стороны учащихся и родителей (законных представителей). Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения учащихся, преемственность в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, удовлетворяет социальный заказ на развитие обучающихся, овладение ими географическими знаниями и умениями, формировании целостного представления о мире и применении полученных знаний и умений в повседневной жизни. Актуальность программы определяется приоритетами Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, направленных на «создание условий для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных явлений окружающего мира,… содействовать формированию у обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды», а также задачами Концепции по «организации воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности», что особенно важно в настоящее время. География — это единственная дисциплина, содержание которой одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам; комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; толерантное отношение к культурам других стран и народов на основе понимания их равноправия и общечеловеческой ценности. Значимость программы рассматривается не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы, но и как личная заинтересованность со стороны родителей, и прежде всего самих детей. Новизна данной программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Программа является комплексной и сочетает в себе как основные традиционные географические знания и умения, так и более подробную страноведческую и культурологическую составляющую с привлечением образного, художественного восприятия мира. Педагогическая целесообразность программы обоснована выбором необходимых для данного вида деятельности приёмов, форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы. Занятия помогут не только полезно занять свободное время обучающихся, но и помогут пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. 2 Отличительная особенность программы «Географическая картина мира» состоит в её интеграции. Кроме классических методов изучения географии предполагается использование документальных, художественных фильмов соответствующей тематики и отрывков из литературных произведений. Вариативность их выбора позволит привлечь интерес детей к географии. Медиаресурсы, в свою очередь, дадут возможность каждому ребенку ощутить свою сопричастность к настоящему и будущему нашей планеты, будут способствовать развитию информационно-коммуникативной грамотности детей. Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, от 14 до 16 лет. Определяющая роль детей этого возраста — общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности детей данного возраста являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Группы учащихся – разновозрастные. Возможен прием детей более младшего возраста, если они проявят интерес к данной предметной области. Разница в возрасте и уровне подготовки нивелируется с помощью групповой дифференциации. Условия набора и наполняемость групп. На обучение по ДООП «Географическая картина мира» принимаются все желающие учащиеся в возрасте 14-16 лет (мальчики и девочки). Предварительная подготовка для учащихся не требуется. Наличие интересов и мотивации к занятиям по данному виду деятельности приветствуется. Рекомендованное количество учащихся в группе от 12 до 15 человек. В течение учебного года допускается набор учащихся в случае наличия свободных мест в соответствии с локальными актами учреждения. Возможно обучение детей с ОВЗ. Содержание и материал программы организованы в соответствии с базовым уровнем сложности. Базовый уровень предполагает освоение специализированных минимальных географических знаний по начальному курсу географии, совершенствование навыков и умений. Объём программы. Общее количество часов, отводимых на изучение программы, – 72 часа в год (2 часа в неделю). Срок освоения программы – 1 год (36 учебных недель). Режим занятий. Занятия проводятся по расписанию 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами составляет 45 минут. Между занятиями предусмотрены перемены продолжительностью 3 10 минут. В ходе занятий проводятся физкультминутки на предупреждение утомления и восстановления умственной работоспособности. Форма обучения – очная. Возможно дистанционное обучение в особых случаях. Занятия проводятся на русском языке. Специфика объединения. Объединение «Географическая картина мира» является структурным звеном образовательной деятельности Центра и предназначено для занятости детей в их свободное время. Работа объединения осуществляется на основе дополнительной общеобразовательной программы «Географическая картина мира», плана воспитательной работы на текущий учебный год. Организуемый педагогический процесс в объединении направлен на: - обеспечение сотворчества и сотрудничества педагога дополнительного образования, обучающихся, их родителей; - разработку и реализацию индивидуально-творческих маршрутов для мотивированных детей и для успешной подготовки к участию в исследовательской и проектной деятельности. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Центра, календарным учебным графиком на текущий учебный год. Особенности организации образовательного процесса. • Практическая деятельность учащихся на занятиях преобладает над теорией (в примерном соотношении 70% на 30%). В зависимости от темпа работы учащихся в течение учебного года возможно перераспределение часов в теоретической и практической частях учебного плана. • Занятие проводится с применением чередования видов деятельности, основанных на разных видах восприятия (зрительного, слухового), речевой деятельности. Предусмотрены динамические паузы в середине каждого часа. • Занятия организованы с использованием форм и методов, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни детского сообщества. • Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года, погодных условий. • Изменение режима работы и смещение образовательной нагрузки возможно во время проведения внеаудиторных занятий (поход выходного дня, экскурсии и др.). • Формы контроля, способы оценки достижений учащихся, продуктов их деятельности адекватны возможностям детей данного возраста. Достижения 4 учащихся рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. • При проведении массовых мероприятий предполагается создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации данной программы. Формы обучения и виды занятий. Форма обучения – очная. Программа предусматривает групповую форму занятий, в отдельных случаях – индивидуальные формы обучения или работу в парах. При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие виды занятий: - теоретические занятия, где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания, и изучат новые приемы работы; - практические занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков; – игры, экскурсии, просмотр тематических видеофильмов, конкурсы, защита мини-проектов, исследовательская деятельность под руководством педагога и др. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, в библиотеке. Формы организации деятельности учащихся: - фронтальная работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение); - коллективная работа - организация проблемно-поискового взаимодействия между всеми детьми одновременно (просмотр фильмов, презентаций); - групповая работа в малых группах, в том числе в парах (исследовательская деятельность); - индивидуальная работа (работа с детьми, проявляющими особый интерес к предмету; коррекция пробелов в знаниях, отработка отдельных навыков). На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Особое внимание уделяется практическим навыкам работы с картами и картосхемами, анализу таблиц и диаграмм, умению делать выводы на основе статистических и картографических материалов. Программа базируется на основных принципах дополнительного 5 образования: - выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение учащихся; - вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; - адаптивность к возникающим изменениям. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода - наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей учащегося, формирование его личности и возраст учащихся. Индивидуальный подход помогает отстающему учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности, а для учащихся, чей уровень подготовки превышает средний показатель по группе, позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут. Воспитательный потенциал программы. Одной из задач развития дополнительного образования детей, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, является «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности». Воспитательная составляющая данной программы с учётом её направленности: овладение культурой своего народа, в том числе региона; создание условий для реализации творческого потенциала детей в географической и краеведческой деятельности; организация совместных творческих мероприятий с учащимися. Воспитательная работа в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Географическая картина мира» организована в соответствии с Программой воспитания МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год. (приложение 1). Цели и задачи программы. Цель программы: развитие географического мышления школьников и формирование у них целостного представления о мире, а также личностных качеств: уважения к населяющим нашу планету народам, их культуре и национальным особенностям, толерантности и патриотизма. Задачи: Образовательные: - создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях; 6 - научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; - формировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей планеты и родного края на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства; - учить школьников работать с разными источниками географической информации; - показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей; -развивать картографическую грамотность школьников. Развивающие: развивать: - эстетический, художественный вкус каждого обучающегося; - информационно-коммуникационные компетенции; - способность к выражению собственного отношения к окружающей действительности; - речь обучающихся, её выразительность. Воспитательные: - формировать толерантность и гражданскую позицию, культуру общения; - формировать личностные качества: уважения к населяющим нашу планету народам, их культуре и национальным особенностям, толерантности и патриотизма. Планируемые результаты: Предметные: - освоение обучающимися знаний об основных географических понятиях; - умение применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; - формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей планеты и родного края на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства; - умение работать с разными источниками географической информации; - осознание практической значимости изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей; -развитие картографической грамотности школьников. 7 Метапредметные: - развитие эстетического, художественного вкуса каждого обучающегося; - развитие информационно-коммуникационных компетенций; - способность к выражению собственного отношения к окружающей действительности; - развитая речь обучающихся, её выразительность. Воспитательные: - формирование толерантности и гражданской позиции, культуры общения; - формирование личностных качеств: уважения к населяющим нашу планету народам, их культуре и национальным особенностям, толерантности и патриотизма. По окончанию обучения по программе учащиеся будут: Знать/понимать - основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы географических исследований; - различия в уровне и качестве жизни населения, но отсутствие этих различий в значимости личности человека; - географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития. Уметь - определять и сравнивать по разным источникам информации географические сведения для формирования целостной картины. Применять - разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; Сопоставлять - географические карты разной тематики. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни; - понимания географической специфики крупных регионов мира и стран в глобализации, стремительного развития международного отдыха и туризма, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. 8 Учебный план Формы контрол я/ аттестац ии Теорети ческих Практич еских Кол-во часов Всего № занятия 1 1 Раздел 1.Уникальность планеты Земля.(42 ч) Земля – планета Солнечной 2-4 41 20 21 3 1 2 5-6 7-8 9-10 11-12 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 Защита исследовательских работ, мини-проектов Составление и решение кроссвордов, шарад Наименование разделов и тем 1. 13-14 15-16 17-18 19-21 22-23 24-25 26-27 28-29 31-32 33-34 35-36 37-38 39-41 42-43 Введение в программу системы Земная кора. Минералогия Свойства минералов. Такая непостоянная погода В мире падающей воды. Водопады Анхель и Йосемитский. Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира Водопады России. Водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. Эти удивительные озёра. Самые большие озёра мира. Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра В мире падающей воды. Грозное дыхание Земли. Вулканы. Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. Каньоны мира. Большой каньон. Движение Земли и приливы В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Беседа с элементами опроса Опрос 2 1 1 3 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 3 1 1 1 1 1 2 2 1 1 Тестовые задания Викторина 9 Антарктиды. Айсберги. Раздел 2 Диковинки растительного и животного мира.(4ч) Диковинки растительного мира 44-45 4 2 2 2 Диковинки животного мира 46-47 Раздел 3 Путешествие по странам мира.(24ч) Имена на карте мира 48-50 2 23 10 2 13 3 1 2 4 2 2 3 1 2 2 Опрос Викторина 51-54 Путешествия по странам Евразии. 55-57 Путешествия по странам Африки. 58-60 Путешествия по странам Северной Америки. 3 1 2 61-64 Путешествия по странам Южной Америки. 4 2 2 65-67 Путешествия по странам Австралии и Океании. 2 1 1 68-69 70-71 72 Путешествие по России Этот холодный мир (Антарктида) 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Промежуточная аттестация Опрос Тестовые задания Викторина Защита исследовательских работ, мини-проектов Составление и решение кроссвордов, шарад Тестирование Защита мини-проекта Содержание учебного плана Введение – 1ч. Вводное занятие. Знакомство с группой. Введение в программу. Знакомство обучающихся с задачами и целями работы детского объединения, с программой, с инструментами и материалами, необходимыми для занятий, с правилами поведения и внутреннего распорядка в кабинете. Теория: Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по поведению учащихся в случае пожара. Оценивание материальной готовности учащихся к выполнению разных практических задач, области их приоритетов. Уникальность планеты Земля – 41ч. Теория: Удивительное разнообразие природы Земли. Уникальность объектов солнечной системы. Непостоянство погоды, слежение за ней и прогнозирование. Природа самых удивительных водопадов мира: Анхель, Ниагарский водопад, Кивач, Игуасу. 10 Эти удивительные озера: Байкал, Балхаш, Титикака, Чад. Вулканы Земли: Гекла, Фудзияма, Ключевская сопка. Практические работы (21ч). заняти тема содержание Практическая работа е 2-4 Земля – планета Современные Создание Солнечной представления о мнемонической схемы системы происхождении строения Солнечной планет. Строение системы Солнечной системы. Характеристика каждой планеты. Особенности Земли как третьей планеты. 5-6 Земная кора. Внутреннее строение Минералогия нашей планеты. Литосфера и земная кора. Литосферные плиты. Платформы и складчатые пояса. Наука минералогия. Классификация горных пород и минералов. Знакомство с коллекциями горных пород. 7-8 Свойства Свойства минералов. Определение минералов. Шкала твердости. твердости минерала Работа со шкалой по шкале Мооса Мооса. Чем заменить минералы этой шкалы дома. 9-10 Такая Погода. Синоптики и Создание прогноза непостоянная метеорология. погоды по погода Синоптические карты. синоптической карте Сбываемость прогнозов погоды. Уникальные погодные аномалии. 11-12 В мире Гидросфера. Создание презентации падающей воды. Внутренние воды. «Высочайший Водопады Реки. Водопады как водопад» Анхель и удивительной и 11 Йосемитский. 13-14 Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. 15-16 Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира Водопады России. Водопад Кивач. 17-18 19-21 22-23 притягательной красоты места нашей планеты. Самые высокий водопа Южной Америки и мира Анхель. Самый высокий водопад Северной Америки – Йосемитский. Самый известный и посещаемый туристами водопад мира Ниагарский. С чем приходится столкнуться посетителям. Другие широчайшие водопады мира. Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. Водопады России. Водопад Кивач самый известный в России. Экологические проблемы Карелии, связанные с падением уровня подземных вод. Сказочные Что такое падуны.. падуны Сибири и Сказочные падуны Дальнего Сибири и Дальнего Востока. Востока. Культ Культ праздников праздников водопадов. водопадов. Эти Озера. Озерные удивительные котловины. Их озёра. Самые классификация. большие озёра Классификация озер Поиск в Сети информации о самых известных водопадах. Создание картосхемы «Водопады мира» Рассказ об умирающем водопаде Рассказ в картинках: праздник водопадов Создание презентации «Самые большие озера» 12 мира. 24-25 26-27 28-29 31-32 по солености воды. Самые большие по площади и объему воды озера мира Озёра с Озёра с уникальной уникальной солёностью. солёностью. Самые диковинные Самые озёра. Мертвое море. диковинные Почему оно мертвое. озёра И почему при этом лечебное. Можно ли в нем сидеть. Рекорды скорости автомобилей, и причем здесь соленые озера?! Каньоны мира. Долина реки. Большой каньон. Террасирование. Формирование каньонов и геологическая история. Каньоны мира. Большой каньон. Грозное дыхание Вулканизм и Земли. Вулканы. сейсмическая активность. Механизм формирования разных типов вулканов. Супервулканы. Предвестники извержения вулканов. Самые известные катастрофы, связанные с извержением вулканов. Вулканы России. Предвестники Землетрясения. подземных бурь. Сейсмография. Можно ли минимизировать последствия землетрясений. Как Приглашение на соленое озеро (реклама) Составление схемы террасирования Создание презентации «Вулканы России» Создание памятки «Как действовать во время землетрясения» 13 33-34 Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. 35-36 Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. 37-38 Движение Земли и приливы 39-41 В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. 42-43 Этот удивительный ледяной мир. Ледники строят дома и дороги в странах и регионах с повышенной сейсмической активностью Тепло подземных вод и природных фонтанов. Единство их происхождения с вулканами. Гейзеры и горячие источники: сходство и различие. Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. Геотермальные ЭС России: Мутновская и Паужетская. Приливы и отливы. Происхождение. Связь с движением Земли и ее спутникаЛуны. Самые высокие приливы мира и России. ПЭС. В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. Особенности климата, растительного и животного мира. Приспособление живых организмов к такому климату. Ледники. Горные и покровные. Покровные ледники Гренландии, Поиск информации в Сети о гейзерах и горячих источниках. Выбор рекламного лозунга для ГеоЭС Создание схемы «Луна и приливы» Создание презентации «Пустыня» Обзор новостей по вопросу таяния ледников- дайджест. 14 Гренландии, Антарктиды. Айсберги. Антарктиды. Суровый климат Антарктиды. Формирование айсбергов. Глобальное потепление и сокращение площади ледников Диковинки растительного и животного мира – 4ч. Теория: Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенная фауна южных и северных материков. Практические работы (2ч). 44- Диковинки Самые высокие, самые Работа с источниками 45 растительного древние, самые редкие, литературы, мира самые красивые, самые энциклопедиями, маленькие, самые картами. холодостойкие, самые засухоустойчивые, самые крепкие, самые колючие, самые-самые растения мира 46- Диковинки Самые крупные, самые Создание презентации 47 животного мира мелкие, самые «Самые-самые» прыгучие, самые выносливые, самые плодовитые, самые редкие, самые глубоководные, самыесамые животные мира Путешествие по странам мира 24ч. Теория: Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Практические работы (14ч). 48- Имена на карте Знакомство с Создание 50 мира топонимикой. интерактивной карты Топонимы на карте «Имена на карте мира» мира: имена Создание первооткрывателей, интерактивной карты 15 51- Путешествия по 54 странам Евразии. 55- Путешествия по 57 странам Африки. исследователей, «Русские имена на королей и королев. карте мира» Почему так много «Виктории» на карте мира. Занимательный Визитка Евразии материал по Евразии. Рекорды материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитной карточки материка. Разнообразие стран. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты Евразии. Изменения на карте Евразии. Занимательный Визитка Африки материал по Африке. Рекорды материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитной карточки материка. Разнообразие стран. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты Африки. Изменения на карте Африки. Современное пиратство. 16 58- Путешествия по 60 странам Северной Америки. 61- Путешествия по 64 странам Южной Америки. 65- Путешествия по Занимательный материал по Северной Америке. Рекорды материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитной карточки материка. Разнообразие стран. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты Северной Америки. Уникальная страна – крупнейшая, с одним соседом Занимательный материал по Южной Америке. Рекорды материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитной карточки материка. Разнообразие стран. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты Южной Америки. Знаменитые карнавалы. Что такое Латинская Америка. Занимательный Визитка Северной Америки Визитка Южной Америки Визитка Австралии 17 67 странам Австралии и Океании. материал по Австралии и Океании. Рекорды материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитной карточки материка. Удивительные островные государства. Виртуальная экскурсия по России. Физикогеографические рекорды страны в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитной карточки России. Разнообразие народов и культур. Семь чудес Рязанской области. 68- Путешествие по 69 России 70- Этот холодный 71 мир (Антарктида) 72 Промежуточная аттестация (итоговый контроль) Занимательный материал по Антарктиде. Рекорды материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитной карточки материка. Тестирование Итоговый тест онлайн: https://banktestov.ru/test /24550 Интерактивная карта России: приглашаем на экскурсию. Презентация «Семь чудес Рязанской области» Визитка Антарктиды Защита мини-проектов 2. Комплекс организационно-педагогических условий: Календарный учебный график Количество учебных недель – 36 Из них: 1 полугодие – 16 недель, 2 полугодие – 20 недель. Количество часов в неделю для учебных групп: 2 часа в неделю (72 часа в год) Начало учебного года: 1 сентября 2023 г. 18 Окончание учебного года: 31 мая 2024 г. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу. Режим занятий в каникулярное время: во время осенних, зимних, весенних каникул в школах занятия в учреждении дополнительного образования проводятся согласно расписанию, утверждённому директором на текущий учебный год. При необходимости возможны внесения изменений в расписание. Государственные праздники являются выходными днями. Промежуточная аттестация: - по итогам 1 полугодия - декабрь 2023 г.; - по итогам реализации программы — май 2024 г. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение, оборудование, инструменты и материалы. Большую роль в реализации программы играет: - специально оборудованный доской, столами , стульями , шкафами для хранения материалов и инструментов кабинет (на 12-15 посадочных мест); - ноутбук, -проектор и экран, - наличие разнообразного дидактического материала. Материалы и инструменты: - раздаточный материал (контурные карты, синоптические карты, коллекции минералов), - таблицы и схемы географического характера, – простой карандаш М, 2М, - цветные карандаши, - стерка, – измерительная линейка, - транспортир - школьные географические атласы 7-9 кл, Информационное обеспечение. Материалы сайтов: 19 --Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru --Природа России priroda.ru --Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru --«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России www. isles.ru --Все о геологии. www.geo.web.ru --Каталог минералов www. catalogmineralov,ru Цифровые образовательные ресурсы: библиотека электронных наглядных пособий; школьная геоинформационная система; цифровые карты и космические снимки. Образовательные диски 1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия). 2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура). 3.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов. 4.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm. 5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html ( Долина гейзеров. Общие сведения). Кадровое обеспечение. 20 Осуществлять реализацию данной программы может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, систематически повышающий свою профессиональную квалификацию, владеющий методиками преподавания предметной деятельности данного курса. (в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №652н от22.09.2021 г.) Формы аттестации и контроля реализации программы Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются: Входная диагностика (сентябрь) – в форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях. Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся. Промежуточная аттестация – проводится по итогам 1 полугодия (декабрь) по изученным темам, разделам за первое полугодие для выявления уровня усвоения содержания программы. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) - проводится в конце срока обучения по программе (май) и позволяет оценить уровень результативности усвоения программы за год. Фиксация результатов участия - в готовых мини-проектах страноведческого характера. Механизм контроля реализации программы. Выполнение определенного практического задания (практической работы по созданию презентаций, викторин, тестов): - в конце учебного года – итоговый контроль. Методы проверки: • наблюдение; • тестирование; • практическая работа Оценочные материалы 21 Оценка теоретических знаний. Критерии оценки Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 80-100% правильно выполненных заданий 60-80% (включительно) правильно выполненных заданий 20-60%) (включительно) правильно выполненных заданий. Итоговый тест онлайн: https://banktestov.ru/test/24550 Использование на занятиях тестов, загадок, шарад (Приложение 2) способствует развитию познавательного интереса обучающихся к географии как науке. Методические материалы Принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий по программе: • системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний; • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе; • последовательность в обучении и воспитании; • преемственность при рассмотрении изучаемых тем; • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов; • простота и доступность изучаемого материала; • наглядность при изучении тем и вопросов; • присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров; • наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала; поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях; • добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы; • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; 22 • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя педагога, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны обучающегося. Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: •словесный (устное изложение, беседа, рассказ) • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) •практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: •объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; •репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; •частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся; -проектный - выполнение работы учащимися от идеи до ее воплощения в продукте. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: •фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; •индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; •групповой – организация работы в группах; •индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Технологии обучения и воспитания Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей. 23 Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. Применение в образовательном процессе технологий личностно ориентированного обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Личностно - ориентированные технологии позволяют осуществить выбор задания, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию успеха для каждого учащегося, сотрудничества с другими членами коллектива и педагогом. Технология проблемного обучения способствует развитию проблемного мышления учащихся. Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе. Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками. АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: * Приветствие. Перед началом занятия приветствие детей, пожелание успешной и плодотворной работы. * Проверка явки обучающихся. Отметить отсутствующих детей, выяснить причину отсутствия. * Заполнение классного журнала. * Проверка готовности учащихся и рабочих мест к занятию. * Настрой обучающихся на работу. Доведение до обучающихся плана занятия (для дошкольников и младших школьников – сюрпризный момент). 2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ). 24 * Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущего занятия, вывод, сделанный в результате занятия. 3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (если задавалось). (Содержание, методы, средства) 4. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ИЛИ ИНФОРМАЦИЮ. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. 5. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (Содержание, методы, средства) Новый материал или информация может быть в форме рассказа, беседы, сопровождающихся демонстрацией наглядного материала. 6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. (Содержание, методы, средства) 7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (НАЗВАНИЕ). * Вводный инструктаж педагога: - сообщение названия практической работы; - разъяснение задач практической работы; - ознакомление с объектом труда (образцом); - ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления); ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с технологической картой); - предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы; - инструктаж по технике безопасности. * Самостоятельная работа учащихся. * Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения обучающимися практической работы): - формирование новых умений (проверка организованности начала работы обучающихся, организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда); - усвоение новых знаний (проверка правильности использования обучающимися технологических карт и другой документации, инструктирование детей); - целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения); * Заключительный инструктаж педагога: - анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися; 25 - разбор типичных ошибок, вскрытие их причин; - повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок. 9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ИНСТРУКТАЖ ПЕДАГОГА ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ (если задаётся). (содержание, методы, средства). 10. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ. 11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГОМ: - сообщение педагога о достижении целей занятия; - объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятии; - сообщение о теме следующего занятия. Список литературы Для учащихся: 1. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г. 2. Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002. 3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976. 4. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001. 5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г 6. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997. 7. Муранов А. «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г 8. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997. 9. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000. 10.Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г. Для педагога: 1.География:\"Раннее развитие детей\" - География детям Сайт:http://www.danilova.ru 2. География:Все для учителя географии Сайт:http://geo.1september.ru 26 3. География:Энциклопедическая библиотека. Сайт:http://megacollection.ru 4. Клюшникова Н.М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000 5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/ 6. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н. Приложение 1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в рамках реализации ДООП «Географическая картина мира» естественнонаучной направленности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» на 2023-2024 учебный год Цель воспитательной работы: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитательной работы по программе: - создать условия для формирования патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развивать чувство гордости за свою страну, город, семью; 27 - создать условия для воспитания личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; - воспитывать любовь к Родине, родному городу, её истории, культуре, традициям; - способствовать изучению истории своей семьи, района, города, культуры народов своей страны; - развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; - формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям; - формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. - воспитывать доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам, добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям; - определить круг реальных учебных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития; - создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии; - формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность; - формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; - способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу, познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе, с дорожными знаками, сигналами светофора; - создание условий для равного проявления учащимися объединения своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; - развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи; - формировать у обучающихся правовую культуру, представления об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; 28 - создать условия для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Воспитательная деятельность основывается на следующих принципах: - принцип гуманизации (через реализацию личностно-ориентированного подхода); - принцип гуманитаризации (способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью); - принцип сотрудничества (принципиально диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности); - принцип целостного образования (основывается на единстве развития, воспитания и обучения в образовательном процессе); - принцип психолого-педагогической поддержки (помогает участникам воспитательного процесса создать обстановку психологической комфортности, адаптировать в сложных условиях). ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предусмотренные Программой мероприятия по основным направлениям воспитательной работы распределены в различные модули, каждый из которых разработан в соответствии с приоритетными направлениями воспитания в Российской Федерации1. Действия по реализации каждого модуля отражены в Плане программы. Основными формами воспитания в рамках данной программы является организация и проведение тематических мероприятий, открытых занятий, участие в конкурсах. Учебное занятие также относится к формам воспитания. В ходе занятия учащиеся получают новые знания, происходит личностное развитие ребёнка, его социализация, развиваются поведенческие модели, выстраиваются принципы учебной дисциплины и самоорганизации, определяется круг его интересов. Предусмотренные мероприятия по основным направлениям воспитательной работы распределены в различные модули, каждый из 1 29 которых разработан в соответствии с приоритетными направлениями воспитания в Российской Федерации. № п/п 1. Наименован ие модуля «Талант успех» Действия по реализации модуля Направления Форма организац воспитательн ии ой работы мероприят ий очная, и - создание условий для публичной все демонстрации достижений направления дистанцио учащихся путем их вовлечения в нная организацию и непосредственное проведение мероприятий; - организация и проведение конкурсов и фестивалей по различным направленностям художественного творчества; участие обучающихся в творческих мероприятиях, проектах и конкурсах разного уровня 2. воспитательных физическое очная, «Здоровое -организация а также воспитание и дистанцио поколение» мероприятий, соревнований между формировани нная объединениями по различным е культуры видам спорта с целью пропаганды здоровья, среди учащихся здорового образа экологическо жизни и привития навыков е воспитание активного полезного досуга; участие в спортивных праздниках, соревнованиях разного уровня организация внаправленных профессиональное учащихся мероприятий, все очная, на направления дистанцио просвещение нная 3. «Билет будущее» 4. и очная, «Я - - организация воспитательных духовное и общественно нравственное дистанцио гражданин» мероприятий полезных дел, направленных на воспитание нная развитие у учащихся активной детей на 30 гражданской позиции, основе толерантного отношения к российских окружающим, а также воспитания традиционны чувства патриотизма и любви к х ценностей, Родине; патриотическ ое воспитание участие в различных и мероприятиях, проектах разного формировани уровня. е российской идентичности , гражданское воспитание, экологическо е воспитание 5. очная, «#ЯВОЛОН - организация и проведение все общественно полезных дел, направления дистанцио ТЕР» дающих учащимся возможность нная получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, обществу в целом; - создание на базе волонтерского отряда; Центра - участие в мероприятиях разного уровня, направленных на оказание помощи другим людям, обществу в целом; 6. - организация и проведение экологическо очная, «Школа безопасност воспитательных мероприятий и е воспитание, дистанцио тематических соревнований по патриотическ нная и» формированию у учащихся ое воспитание культуры и безопасности: экологической, формировани дорожно-транспортной, е российской противопожарной, идентичности антитеррористической и интернет- , гражданское безопасности, а также развитию воспитание, навыков профилактики и защиты духовное и от чрезвычайных ситуаци; нравственное воспитание 31 - участие в мероприятиях разного детей на уровня. основе российских традиционны х ценностей 7. «Воспитат ельный потенциал детских объединени й» - организация и проведение внутри все очная, объединения воспитательных направления дистанцио мероприятий по различным нная модулям; - организация и проведение в ходе занятий тематических бесед в рамках реализации проекта Министерства Просвещения Российской Федерации, изложенного врекомендательном письме МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; обеспечение посещения учащимися объединений воспитательных мероприятий учрежденческого и иных уровней; - организация участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня; - создание особой воспитательной среды в учреждении, создающей атмосферу психологического комфорта, хорошего настроения, способствующей формированию у обучающихся чувства вкуса и стиля; среды, в которой ребенок получает опыт социальнозначимой коллективной творческой деятельности - одна из важнейших задач организации воспитательного процесса Центра 32 8. «Учебное занятие» - установление доверительных все очная, отношений между педагогом и направления дистанцио обучающимися с целью включения нная обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах; - побуждение обучающимися соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала, организация работы с получаемой социально-значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывание обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей изучаемой темы, через демонстрацию примеров ответственного гражданского поведения, человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов, проблемных ситуаций для обсуждения в группе; применение на занятии интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную активность; дискуссий, которые дают обучающимся приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или 33 работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся; - включение в учебное занятие игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в учебной группе, доброжелательной атмосферы во время занятий. организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их товарищами, дающего детям социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи 9. -организационно-массовая работа, все очная, «Ура! Каникулы!» способствующая реализации и направления дистанцио развитию разносторонних нная интересов и увлечений детей, направленная на привитие навыков здорового и безопасного образа жизни, сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярный период; - вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность, профилактика негативного поведения - конкурсная деятельность; - работа со школьными лагерями с дневным пребыванием детей; -реализация краткосрочных дополнительных 34 общеразвивающих программ. 10. «Работа с организация родительских все очная, родителями собраний, происходящих в режиме направления дистанцио обсуждения вопросов обучения и нная » воспитания учащихся регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах учащихся; - индивидуальные и групповые консультации для родителей по интересующим вопросам с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.; размещение еженедельной информации о деятельности объединения на сайте учреждения и в официальных группах учреждения в социальных сетях; повышение психологопедагогических знаний родителей; - привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях не только в качестве зрителей, но и в качестве непосредственных участников в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности. Формы воспитательной работы: - Коллективные – тематические выставки, ярмарки, праздники, фестивали, акции, экскурсии. - Групповые – досуговые, развлекательные, игровые программы (конкурсы, квесты, викторины, театрализация, интеллектуальные игры) и информационно-просветительские мероприятия познавательного характера (выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, 35 тематические программы, тренинги). - Индивидуальные – беседы, консультации, индивидуальная работа. В воспитательной деятельности с учащимися используются следующие методы воспитательного воздействия: - метод формирования сознания личности: убеждение, беседа, рассказ, разьяснение, внушение; - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - методы одобрения и педагогического требования (с учётом преимущественного права на восптание детей их родителями (законными представителями); - метод переключения в деятельности; - методы руководства и самовоспитания; - методы развития самоконтроля и самооценки детей. Условия воспитания. Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с нормами и правилами работы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования». Организация воспитательных мероприятий осуществляется вне рамок учебного плана. Анализ результатов воспитательной деятельности поводится в процессе педагогического наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогу. Косвенная оценка результатов воспитательной деятельности, достижения целевых ориентиров воспитания проводится путём опросов родителей(законных представителей). Ожидаемые результаты воспитательной деятельности. Среди ожидаемых результатов воспитательной работы можно выделить следующие: - достижение заданного качества воспитания, обновления содержания и технологий воспитания с учетом современных требований к ним; - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательной деятельности на основе современных тенденций развития учебновоспитательного процесса; - дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса; - развитие воспитательного потенциала обучающихся в духовнонравственном и гражданско- патриотическом воспитании личности обучающегося; - максимальный учет интересов и желаний обучающихся и их родителей (законных представителей) в выборе содержания и технологии учебновоспитательной работы; - создание условий для творческой самореализации личности. 36 Календарный план воспитательных мероприятий на 2023-2024 учебный год Основные направления и Название мероприятия ценностные основы воспитания и социализации обучающихся Сроки проведен ия СЕНТЯБРЬ Воспитание социальной Декада безопасности дорожного движения: 11.09ответственности и 29.09 1. Беседа «Безопасность на дорогах». компетентности 2. Акция «Стань заметней на дорогах!». 3. Проведение конкурса рисунков, миниплакатов: «Улица полна неожиданностей», «Улица как источник опасности», «Основные причины ДТП», «Безопасность на дороге - наша общая забота», «Как переходить улицу». Воспитание «Семья вместе – душа на месте». Изучение 18.09нравственных чувств, семейных традиций, общих увлечений 22.09 убеждений, этического сознания, ценностного и т. д. Конкурс знатоков пословиц и отношения к поговорок о семье. прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание трудолюбия, Беседа о профессиях. Конкурс знатоков 23.09. сознательного книг о профессиях. творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ОКТЯБРЬ Воспитание социальной Выставка творческих работ «Мои 01.10ответственности и пушистые друзья», «Осень золотая». Обзор 15.10 37 компетентности «Моя любимая книга о животных». Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Акция «Читаем Есенина», посвящённая 02.10128-летию С.А.Есенина. 06.10 Конкурс стихов на тему «Папа, я – лучшие 12.10, друзья!» 15:00 Воспитание трудолюбия, Конкурс стихов «Спасибо, Учитель!» сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии 01.1005.10 НОЯБРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Акция «Поздравление с Днём народного 01.11единства». 07.11 Игра-путешествие «В дружбе народов – 02.11 единство России». Конкурс знатоков пословиц и поговорок о дружбе. Интеллектуальная игра «Символика 30.11 России», приуроченная ко Дню Государственного герба Российской Федерации. Воспитание социальной Беседа «Всемирный день ребенка. 19.11ответственности и Всемирный день прав ребенка. Всемирный 22.11 компетентности день помощи детям (отмечается с 1954 г. по инициативе ООН)» Воспитание Акция «Мама, милая мама, как тебя я 22.11нравственных чувств, люблю», посвящённая Дню матери в 28.11 убеждений, этического России. Конкурс мини-проектов. сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического 38 воспитания Воспитание Беседа на тему: «Здоровый образ жизни». 15.10экологической 23.10 Конкурс знатоков пословиц и поговорок, культуры, культуры здорового и безопасного загадок на тему здоровья. образа жизни Воспитание трудолюбия, Праздник «Посвящение в творчество» для 23.11 сознательного учащихся Центра 1 года обучения. творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ДЕКАБРЬ Воспитание Беседа «День Неизвестного Солдата в 04.12гражданственности, России» 08.12 патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной Конкурс поделок «На новогоднюю ёлку» 04.12ответственности и 19.12 компетентности Праздничная программа «Здравствуй, 22.12.22 Новый год». Конкурс новогодних загадок. Воспитание Социальная акция «Добро начинается с 01.12нравственных чувств, меня», посвящённая Дню добровольца 05.12 убеждений, этического (волонтёра) в России (конкурс рисунков) сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Воспитание Акция «Покормим птиц зимой» 01.12экологической 31.12 Конкурс рисунков «Зимние забавы» культуры, культуры здорового и безопасного Мини-проект «Моя любимая книга о образа жизни 39 птицах» Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Районный конкурс «С мамой папой и 01.12друзьями мы украсим ёлку сами» 22.12 «Мастерская Деда Мороза» - мастер-класс 11.12«Новогодние украшения из бросового 15.12 материала». ЯНВАРЬ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Беседа «Непокорённые», посвящённые 80- 22.01летию полного освобождения Ленинграда 27.01 от фашистской блокады. Обзор литературы по данной тематике. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания Флешмоб, посвященный Международному дню «спасибо». 10.0112.01 Конкурс мини-плакатов «Кому мы говорим «спасибо!» (с использованием коротких четверостиший собственного сочинения) Воспитание Месячник «Столовая для пернатых». экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 16.0116.02 Воспитание трудолюбия, Изготовление кормушек для зимующих В сознательного птиц течение творческого отношения месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ФЕВРАЛЬ Воспитание гражданственности, Конкурсная программа «Защищать 22.02 готовы», посвящённая Дню Защитника 40 патриотизма, уважения к Отечества. Конкурс чтецов. правам, свободам и Беседа «Мы говорим на родном языке», 19.02обязанностям человека посвящённая Международному дню 22.02 родного языка. Беседа «В сердцах и книгах – память о 01.02битве», посвящённая Сталинградской битве 08.02 Воспитание социальной Конкурс «Открытка Защитнику Отечества» 01.02ответственности и (краткое поздравление в стихах 20.02 компетентности собственного сочинения) МАРТ Воспитание социальной Конкурс детского рисунка «Вежливая 13.03ответственности и улица». Обзор литературных произведений 31.03 компетентности о вежливости. Мини-проект маме!» Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетического воспитания «Наши стихи в подарок 01.0312.03 «Блины фест», выставка-фестиваль 11.03наросованных масленичных блинов. 17.03 Блины в русском фольклоре (конкурс знатоков). Воспитание Экскурсия на берег озера. Авторские миниэкологической рассказы о природе родного края. культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Акция «День Земли» (конкурс миниплакатов с использованием четверостиший собственного сочинения) 12.0315.03 19.0322.03 Воспитание трудолюбия, Мастер-класс «Сюрприз для мам» 01.03сознательного 07.03 творческого отношения к образованию, труду и Конкурс «Мы рисуем Космос». Мини- 01.0315.03 жизни, подготовка к проект «Книги о космосе». сознательному выбору профессии 41 АПРЕЛЬ Воспитание Конкурс-выставка рисунков гражданственности, Победы. патриотизма, уважения к правам, свободам и Акция #окнопобеды обязанностям человека ко Дню 01.0430.04 Воспитание социальной Беседа «Добро не уходит на каникулы». ответственности и компетентности 22.0410.05 10.0415.04 Воспитание Малые Олимпийские игры, посвящённые В экологической Дню здоровья. течение культуры, культуры месяца здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, Выставка буклетов Дню Космонавтики В сознательного посвящается «Первооткрыватели течение творческого отношения Космоса». месяца к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии МАЙ Воспитание Акция #окнопобеды 01.05гражданственности, 10.05 патриотизма, уважения к правам, свободам и «Мы помним! Мы гордимся!» - шествие с 07.05 георгиевской лентой и митинг-концерт, обязанностям человека посвящённый Дню Победы. Воспитание социальной Игра «Безопасное движение». ответственности и компетентности 23.05 Воспитание 02.05 нравственных чувств, 09.05 Конкурс рисунков «Поклонимся великим убеждений, этического сознания, ценностного тем годам!» отношения к прекрасному, формирование основ эстетического 42 воспитания Основные направления самоанализа воспитательной работы. Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами, реализующими данную программу. Анализируется наличие событийно насыщенной, творческой личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. При проведении самоанализа воспитательной работы соблюдаются следующие принципы деятельности экспертов: - уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс; -соблюдение приоритета качественных показателей (содержание, разнообразие деятельности, характер общения и взаимодействия) над количественными; -принцип развивающего характера экспертизы: анализ для дальнейшего совершенствования деятельности педагога (анализ умения ставить цели и определять задачи, планировать и осуществлять разнообразные виды и формы деятельности, анализировать результаты); -принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития (педагог, семья, социум) 43 Приложение 2. Оценочные материалы Тест по краеведению Рязанской области К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Номер этого ответа впишите в таблицу: № вопр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 оса 0 1 2 3 4 5 Ответ Рязанская область образована в : Площадь рязанской области составляет: С какими из названных областей Рязанская область не граничит: Рязанская область расположена на: Максимальная отметка абсолютной высоты поверхности области: Какие полезные ископаемые не встречаются на территории Рязанской области: Климат Рязанской области: Наибольшее влияние на климат оказывает океан: Годовая сумма осадков составляет: Реки Рязанской области относятся к бассейнам морей: В Рязанской области преобладают типы озер: Какое из растений не встречается в природе Рязанской области: Кто их животных не встречается в природе Рязанской области: Рязанская область расположена в пределах природных зон: Окский биосферный заповедник образован в: 44 1.1937 г., 1095 г., 1778 г., 1147 г. 2. 40,1 тыс. км2, 39,6 тыс. км2, 46,9 тыс. км2, 60,1 тыс. км2 . 3. Тульская область, Московская область, Липецкая область, Ивановская область. 4. древней платформе, молодой плите, древней складчатости, древнейшей складчатости. 5. 236 м, 136 м, 78 м, 227 . 6. природный газ, бурый уголь, доломиты, фосфориты. 7. континентальный, умеренно-континентальный, резко-континентальный, умеренный. 8. Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, 45 Атлантический. 9. от 300 мм до 400 мм, от 450 мм до 550 мм, от 600 мм до 800 мм, от 750 мм до 850 мм. 10. Каспийского и Балтийского, Балтийского и Черного, Каспийского и Азовского, Азовского и Черного. 11. карстовые, термокарстовые, ледниковые, старицы. 12. венерин башмачок, шалфей степной, женьшень обыкновенный лилия саранка. 13. горностай, енотовидная собака, выхухоль, марал 14. смешанные хвойно-широколиственные леса, широколиственные леса, лесостепь, верно все вышеуказанное. 15. 1992 г., 1935 г., 1980 г., 1890 г. Правильные ответы: 46 № вопр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 оса 0 1 2 3 4 5 Ответ а б г а а а б г б в г в г г б Итоговый тест по Рязанской области 1.Рязанская область образована в: 1937 г., 1095 г., 1778 г., 1147 г. 2.С какими из названных областей Рязанская область не граничит: Тульская область, Московская область, Липецкая область, Ивановская область. 3.Сколько районов в Рязанской области? 29 45 25 18 4. Какие полезные ископаемые не встречаются на территории Рязанской области: природный газ, бурый уголь, доломиты, фосфориты. 5. Климат Рязанской области: континентальный, умеренно-континентальный, резко-континентальный, 47 умеренный. 6. Наибольшее влияние на климат оказывает океан: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический. 7. Подчеркни реки Рязанской области: Проня Днепр Ока Москва. 8. Какие из растений встречаются в природе Рязанской области: ландыш, шалфей степной, женьшень обыкновенный колокольчик. 9.Кто их животных не встречается в природе Рязанской области: зубр, енотовидная собака, бобр, марал. 10.Рязанская область расположена в пределах природных зон: смешанные хвойно-широколиственные леса, широколиственные леса, лесостепь, верно все вышеуказанное. 11.Какие отрасли промышленности развиты в Рязанской области: нефтедобыча, электроэнергетика, металлургия, 48 пищевая. 12.Какому русскому богатырю XIII века были установлены памятники в г. Рязани и на его родине в с. Шилово Рязанской области? Олегу Рязанскому Илье Муромцу Евпатию Коловрату Алеше Поповичу Географические шарады 1. Междометие – слог первый. Среди птиц ищи второй. Третий – буква. По Уралу Протекаю я рекой. ( Чу-сова-я. ) 2. К торжественному крику Прибавь согласный звук, Чтоб протянулись горы С севера на юг. ( Ура-л.) 3. К названию животного Приставь одну из мер – Получишь полноводную Реку России. ( Вол-га.) 4. Первый слог мой – нота, Буква – слог второй. Целое широко разлилось рекой. ( До-н.) 5. В букве и в ноте Столицу найдете. ( У-фа.) 6. Первый слог каждый знает: В классах он всегдабывает. Мы союз к нему прибавим, Сзади дерево приставим. Чтобы целое узнать, Город нужно нам назвать. ( Мел-и-тополь.) 7. Я – сборник карт. От ударенья 49 Зависят два моих значенья: Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. ( Атлас – атлас.) 8. Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А впереди ты И прибавишь – И стану птицей я лесной. ( Волга – иволга.) 9. С К я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С П – от вас не утаю – Тоже в школе я стою. ( Карта – парта.) 10. Я – сибирская река, Широка и глубока. Букву Е на У смени – Стану спутником Земли. ( Лена – Луна.) 11. Как инструмент меня ты ценишь В искусной плотничьей руке, Но если Д на Б мне сменишь, Во мне утонешь, как в реке. ( Долото – болото.) 12. Ты меня, наверно, знаешь, Я сказки Пушкина герой. Но если Л на Н сменяешь, Сибирской стану я рекой. ( Елисей – Енисей.) Географические загадки-шутки 1.Город – рыба. (Судак.) 2.Назовите город, который ползает. (Ужгород.) 3.Назовите мыс, в который трубят. (Горн.) 4.Какой полуостров жалуется на свой размер? (Ямал.) 5.Какой остров считает, что он является одеждой? (Ямайка.) 6.Какое государство можно «надеть» на голову? (Панама.) 7.Город, в котором живут сто девочек и один мальчик. (Севастополь.) 8.Какую реку можно срезать перочинным ножом? (Прут.) 9.Река, которая у каждого во рту. (Десна.) 10.Какая река Западной Сибири носит название посуды? Таз.) 11.Какая река плавает? (Гусь – левый притокОки.) 12.Какой город может парить в воздухе? (Орел.) 50 13.Название какого города в Сибири одинаково с названием времени года? (Зима.) 14.Какой город самый сердитый? (Грозный.) 15.Какой город в Воронежской области носит название хлебного изделия? (Калач.) 16.Название какого русского города состоит из птицы и животного? (Воронеж.) 17.Название какого азиатского государства состоит из шотландской лошади, окруженной личными местоимениями? (Япония.) 18.В какие ворота нельзя забить мяч? (Карские ворота – пролив между Новой Землей и островом Вайгач.) 19.Название какого французского города состоит из планеты и дерева? (Марсель.) 20.По какому пути никто еще не ходил и не ездил? (По Млечному пути.) Загадки по географии Подобно волнам, что вздымают океаны, В пустынях поднимаются … Попутный ветер, главный архитектор, Всегда их строит по своим проектам. Подветренный — крутой, Наветренный — пологий. Такие склоны испытали многих. Холмами сверху формы серповидной Они в движении предстанут очевидном. (Барханы) *** Хоть и солнце печет, Все растет в нем, все цветет: Парки, пышные сады – Им хватает здесь воды. (Оазис) У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны. Догадались, в чем тут фокус? Я держу руками … (Глобус) *** Он стоит на тонкой ножке 51 В кабинете на окошке, А на нем-то, веришь-нет, Уместился целый свет! (Глобус) «О каком слое идет речь?» Рыхлый слой и плодородный, Не оставит всех голодным, Лишь с посадкой поспешишь, И работу совершишь. Прокопаешь и польешь, Сорную траву найдешь, Выкопаешь урожай — Им соседей поражай! Ответ: слой почвы *** Цветущие растения. Богатый урожай, А как он получился? Скорее соображай. И семена хорошие, полив, подкорм, уход, А главное, что требует больших людских забот? Ответ: почва *** Бывает она плодородной, Бывает и бедной порой. Чтоб год новый не был голодным, Такой, знаешь, нужен настрой — Она раз кормилица наша, За ней очень важно следить, Питание лучшее самое Конечно, ко сроку вносить. Ответ: речь идет о почве *** Ее необходимо, Конечно, сохранять. 52 Рыхлить, кормить системно, Следить, не засорять. Культуры посевные По графику менять. И важно – удобрения Ко сроку запасать. Тогда растения будут, Цвести, расти, блистать, И урожай хороший, Удастся всем собирать. Ответ: необходимо сохранять почву Засиделись мы в низинах Можно вспомнить о вершинах! До чего же он велик, В белой шапке горный пик. И в любое время года Здесь холодная погода. (Ледник) *** Выше я, чем все соседки — Горные вершины. Для меня совсем не редки Снежные лавины. (Пик) *** Ох, упала речка вниз Со скалы отвесной! Тут не спрятаться от брызг. Что это за место? (Водопад) 53 *** Ветер камешек задел — Он и покатился. Натворил он много дел, С гор пока спустился. Хоть и был тот камень крохой, Зацепил он братцев. И в горах раздался грохот — Нужно разбегаться! (Камнепад) *** Падала снежинка с неба, Зацепила шарик снега. Вместе катятся они, Ком растет могучий. Вы в походы в эти дни Не ходите лучше! (Снежная лавина) *** Мой исток не у ручья — С ледника сбегаю я. Очень-очень быстрая, Свежая и чистая. (Горная речка) *** Вся в вершинах эта местность, Для людей неробких. Здесь туристам интересно Вверх идти по тропке. (Горы) 54 *** Горной ямы берегись, Тут сорваться страшно! И легко свалиться вниз, Как с высокой башни. (Пропасть) *** Вот гора, она гола, Как из темного стекла. Не растет на ней, увы, Ни кусточка, ни травы. И к тому ж, она отвесна. Назови мне это место. (Скала) *** Он идет не по дорожке — Поднимается по скалам. У него ботинки-кошки, Снаряжения немало — Ледоруб, и альпеншток, И страховочный моток. (Альпинист) *** Если только захочу — Я по снежным скалам И с Памира вниз скачусь. Обожаю слалом! (Горнолыжник) *** 55 Мы ходили по горам И слыхали тарарам. Коля выкрикнул: «Ручей!» А в ответ услышал: «Чей!» Дима выкрикнул: «Вода!» А в ответ услышал: «Да!» Маша крикнула: «Цветы!» А в ответ вернулось: «Ты! Тут безлюдно, только скалы. Что же нам в ответ кричало? (Эхо) 56